Механика и круиз-контроль
Не все имеют возможность купить автомобиль вроде Тойота Камри последнего поколения, где устанавливается адаптивный круиз-контроль вместе с автоматической трансмиссией. Кому-то досталась и обычная Веста на ручке. Но все равно оборудовать авто функцией поддержания заранее заданной водителем скорости очень хочется.
Зачем нужен автомобильный тахометр: какие виды бывают
Рубрика: Авто гаджеты
Неправильно считать, что подключение к машинам на механике круиза это нечто фантастическое и невозможное. Если разобраться и как следует постараться, функция появится практически на любом автомобиле. Только вы должны для начала решить, нужна вам такая система, либо никто ею в действительности пользоваться не будет. Не спешите тратить деньги на то, что вам не понадобится. Хотя окончательное решение в любом случае принимать вам. Ваш автомобиль — ваши правила.
Некоторые системы, такие как ГЛОНАСС, уже предусмотрены на многих авто в штатной заводской комплектации. А вот камеры заднего вида или те же автомобильные навигаторы часто приходится покупать и монтировать отдельно. Вопрос их необходимости в машине такой же актуальный, как и в случае с круиз-контролем.
Не спорю, что схема подключения КК на машины с АКПП намного проще. Автопроизводители еще с завода предусмотрели возможность установки системы. А потому для подключения достаточно купить оборудование и поставить согласно штатным местам.
А вот когда мы говорим про МКПП, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если КК не предусмотрен заводом, все равно поставить девайс можно. Для этого своими руками или руками мастеров монтируется универсальное оборудование. Опытные автовладельцы советуют отдавать предпочтение немецким системам. Их цена выше, но зато вы получаете агрегат повышенной надежности. Переплата себя оправдывает. Только при покупке тщательно проверяйте все комплектующие и возможность вернуть товар, если он не подойдет.
Технически вам предстоит установить дополнительный кронштейн и подвески к педали газа специальный трос, обеспечивающий возможность поддержания скорости на заданных значениях. Плюс монтируется кнопки снизу дефлектора для управления. Но она будет выключаться всякий раз, когда вы будете давить на педаль газа. А потому придется повторно нажимать кнопку для активации круиза.
Вероятность полноценной работы
В функциональном плане установленный на машину КК мало чем будет отличаться от аналогичной системы на автомобилях с АКПП. Потому не сложно разобраться, как включить или как пользоваться новшеством.
Вопрос только в том, для чего нужен вам круиз. Некоторые только со временем понимают, что это была ошибка ставить на машину такую систему. Если вы регулярно передвигаетесь по шоссе и трассам, где можно длительное время держать одну скорость, то дополнительный рычаг, отвечающий за круиз-контроль, точно не помешает. А вот при езде по городу в условиях плотного трафика и постоянных остановок круиз теряет свою актуальность и становится совершенно ненужным элементом.
Это как в случае с предпусковыми подогревателями для двигателя. Водители понимают, что они им совершенно не нужны, поскольку такие системы актуальны лишь для наиболее суровых климатических регионов с холодной зимой. Хотя против тех же противотуманных фар ничего не имею. Реально полезный помощник при плохой видимости на дороге.
Если вам нужен КК, его можно поставить довольно быстро. При этом управление не будет вызывать никаких сложностей. Уточните в автосервисе, можно ли установить круиз конкретно в вашем случае. Но практика показывает, что это возможно практически на любом авто.
Но также учтите, что здесь есть свои нюансы. А именно:
- Выезды в подъем. При таком движении в подъем машина не будет самостоятельно переходить на пониженную передачу при КК на механике. Это придется делать вручную;
- Чтобы заехать в горку на 5 передаче, нужно нажимать самостоятельно педаль газа. Иначе в подъем вы не выберитесь;
- При постепенном снижении текущей скорости движения машины (в том же подъеме) КК автоматически будет «вырубаться» на отметке 40 километров в час;
- Если есть кнопка RES, сбросить скорость водитель может за счет нажатия на нее 2 раза. Если ее нет, потребуется жать на педаль газа и определять новую требуемую скорость для КК пусковой кнопкой.
Как видите, свои нюансы здесь есть. Но они не критичные.
Потому все чаще можно встретить в сети видео инструкции, где гаражные мастера рассказывают об особенностях самостоятельной установки дополнительного оборудования. В случае с круиз-контролем я бы советовал обращаться к проверенным специалистам и в сертифицированные мастерские.
Последовательность действий
- автомобиль находится в транспортном положении;
- отключаем минусовую клемму аккумулятора во избежание короткого замыкания;
- демонтируем две штатные заглушки по бокам на рулевой колонке. Можно использовать отвёртку с плоским наконечником;
- отворачиваем болты, фиксирующие подушку безопасности, отводим в сторону. Категорически запрещено снимать контакты с подушки. Штатной длины достаточно для отвода в сторону;
- через внутренний проём проводим рычаг РСС, фиксируем его на два болта к корпусу рулевого колеса;
- подключаем две клеммы к штатным контактам. Ошибиться не получится, так как всего одна свободная фишка для подключения;
- завершающий этап: установка подушки безопасности в сборе на штатное место, фиксация болтами;
- надеваем клемму аккумулятора, вставляем ключ, проворачиваем, запускаем двигатель.
Первые пять минут обороты мотора не будут превышать 400 об/мин. Это нормальная практика, так как система перенастраивает электронный блок управления двигателем под новое оборудование. По завершении, обороты холостого хода вернуться на прежний показатель.
Переводим селектор в положение «Драйв», разгоняем машину к скорости 60 – 80 км/час, активируем РСС кратковременным нажатием на рычаг.
Механическим движением рычага вверх, вниз, корректируем скорость, увеличиваем или понижаем. Для деактивации используем штатную клавишу или педаль тормоза. При активации РСС на центральной консоли приборов сигнализирует индикатор зелёного цвета, при деактивации он гаснет.
Что это?
Теперь переходим в наше время, где нам намного комфортнее и приятнее. Можно ли сейчас купить машину, где будет стоять КК? Очень легко. Даже далеко не самые дорогие авто оснащаются этой системой.
Если говорить просто, то круиз контролем называют устройство, осуществляющее управление скоростью движения транспортного средства. Оно автоматически добавляет скорость или сбавляет ее, в зависимости от ситуации.
Очень полезная штука для тех, кто ездит далеко и часто
Включив КК, не нужно напрягать внимание. Только скажу одну важную вещь
Круиз действительно актуален, если вы едете по хорошей и длинной дороге. То есть где-то по трассе. В условиях города он бесполезный.
Насколько вам важно просто держать руль и не следить за педалями газа, тормоза и сцепления? Если вы ездите только по городу, тогда эти кнопки переключения окажутся лишними. Вам даже не придется разбираться, как пользоваться круиз контролем и где вообще находятся переключатели
Но практика показывает, что большинство автовладельцев хотя бы периодически выезжают за город и едут по трассе. Вот здесь как раз пригодится подрулевой переключатель или кнопка на центральной консоли, чтобы активировать КК и наслаждаться более комфортной поездкой. Такие системы устанавливают на машины с механической и автоматической коробкой передач.
Активация происходит путем нажатия соответствующих кнопок. Мы еще поговорим о том, как включить, выключить и как пользоваться этой системой.
А пока расскажу про самое главное — разновидности круиза. На автомобили может устанавливаться одна из двух систем:
- пассивная;
- адаптивная.
Между ними есть разница, потому рассмотрим каждый вид круиз-контроля отдельно.
Пассивный
Такая система состоит из:
- кнопок управления;
- автоматического контроллера;
- сервопривода;
- электромагнитного клапана (управляет сервоприводом);
- привода заслонки дросселя.
Что же касается принципа работы, то выглядит он следующим образом.
- В коллекторе мотора образуется разряжение, которое использует наш сервопривод. Контроллер учитывает разницу между сигналами относительно заданной и реальной скорости движения. С помощью заложенной программы осуществляет управлением сервоприводными клапанами (вентиляционный и вакуумный).
- С мембраны привода идет сигнал на управление заслонкой дросселя, тем самым корректируется подача горючего. Это позволяет поддерживать заданную скорость, вне зависимости от нагрузки на двигатель. То есть вы едите в подъем, система автоматически увеличивает обороты и скорость, а на спуске наоборот, обороты падают, и скорость не набирается.
- Контроллер запрограммирован, чтобы КК не мог включаться до тех пор, пока автомобиль не наберет скорость больше 40 километров в час. Система не включается, пока машина движется с малой скоростью.
- Одновременно с этим водитель может отключить работу системы контроля скорости, просто нажав на педаль тормоза.
Далее краткая инструкция о том, как поставить систему в нужное положение. В КК механический и электронный блок тесно связаны друг с другом. Нажимая кнопочку в салоне, задействуется целая цепочка событий, вникать в которые не всегда нужно.
Вне зависимости от того, какая прошивка системы, где расположен датчик и как выглядит рычаг управления, принцип у всех пассивных круизов примерно одинаковый.
Особенности управления
Да, цена на машины, в которых установлен круиз контроль, несколько дороже. Иногда КК идет уже в базовой комплектации, если это авто дорогого сегмента. А в более доступных классах круиз можно получить в качестве опции. Нужен он вам или нет, решайте сами. Лично я активно пользуюсь этими прелестями современного автомобилестроения, а мой товарищ, несмотря на наличие в машине КК, предпочитает все контролировать самостоятельно.
Ну да ладно, его право. Как и ваше. Я же лучше расскажу, как осуществляется управление пассивным круизом.
Кнопки управления расположены обычно на рычаге или на самом руле. Хотя есть модели, где органы управления находятся на передней панели.
Интеллектуальный круиз-контроль: на «виртуальном буксире»
Обычный круиз-контроль знаком, наверное, каждому: удобно на пустых трассах, экономит топливо. Главный минус – долго ехать, не прикасаясь к педалям, не получится. Движущиеся с другой скоростью и перестраивающиеся автомобиля и пешеходы заставляют водителя вмешиваться в работу автоматики.
Этот недостаток удалось устранить в интеллектуальном круиз-контроле, который также называют адаптивным. Разработанная в начале 90-х технология действует по простому принципу: электроника следит за идущим впереди автомобилем и при изменении дистанции до него уменьшает или увеличивает скорость.
Вот как это происходит:
- Радар в решетке радиатора сканирует объекты перед машиной и вычисляет их скорость;
- Электроника корректирует («адаптирует») скорость вашего автомобиля к скорости автомобиля впереди;
- Вы задаете в настройках адаптивного круиз-контроля предпочтительную дистанцию до «ведущего». Обычно она задается не в метрах, а приблизительно – ближе, дальше. На автомобилях KIA, оснащенных интеллектуальным круиз-контролем, предусмотрено три настройки дистанции: дальняя (для скоростных трасс), средняя и ближняя (для движения в плотном потоке);
- Задаете максимальную разрешенную скорость – можно зафиксировать текущую, а можно увеличить или уменьшить значение кнопками на руле;
- Ваш автомобиль самостоятельно управляет газом и тормозами для поддержания заданной дистанции до машины впереди. Если дорога впереди свободна, вы едете с максимальной заданной скоростью.
Интеллектуальный круиз-контроль, способный самостоятельно активировать тормозную систему при уменьшении дистанции – уже не просто функция, повышающая комфорт. Его относят к системам активной безопасности автомобиля, позволяющим предотвратить аварию или уменьшить ее последствия. Предположим, вы зазевались – отвлеклись на что-то или даже погрузились в «микросон» на пару секунд, – в этот момент автомобиль впереди резко сбросил скорость или перед вами перестроилась попутка. Интеллектуальный круиз-контроль в этом случае способен предотвратить ДТП, вовремя задействовав тормозную систему.
Это не просто предположения: согласно исследованию американского издания Consumer Reports 2018-го года, в ходе которого были опрошены более 70 000 автомобилистов, чьи автомобили были оснащены передовыми технологиями помощи водителю, 19% – почти каждый пятый – сообщили, что интеллектуальный круиз-контроль помог им избежать аварии. И это, пожалуй, главная причина, почему от него не нужно отказываться, выбирая новый автомобиль.
Наиболее передовые системы интеллектуального круиз-контроля умеют поддерживать дистанцию не только на шоссейных скоростях. Например, SmartCruiseControl с функцией Stop & Go, входящий в состав комплекса систем помощи водителю DriveWise (предлагается на многих моделях Kia) можно спокойно активировать в пробке. Он способен полностью остановить автомобиль, а затем возобновить следование в автоматическом режиме – для этого достаточно нажать на педаль газа или на кнопку на руле.
Круиз-контроль с «пробочной» функцией незаменим, когда вы попали в тяжелую пробку, в которой вам придется простоять более часа. Опасность ДТП в таких условиях возрастает многократно – ведь вы не только устанете постоянно следить за дистанцией и нажимать на педали, но и наверняка отвлечетесь на неотложные дела, о которых напомнит телефон. В такие моменты особенно важна помощь «ассистента», который присмотрит за соблюдением дистанции.
Разумеется, у системы интеллектуального круиз-контроля есть свои ограничения. В некоторых случаях – уклон или изгиб дороги, особая форма и высота транспортного средства впереди, определенные погодные условия – электроника может повести себя не совсем так, как ожидал водитель. Поэтому со всеми особенностями работы системы лучше ознакомиться заранее – они перечислены в руководстве к автомобилю. Однако в целом владельцы автомобилей, оснащенных интеллектуальным круиз-контролем, в восторге от электронного помощника. Согласно упомянутому исследованию Consumer Reports, 85% опрошенных автомобилистов очень довольны работой системы интеллектуального круиз-контроля.
Для чего предназначен круиз-контроль в автомобиле
Читая описание новых авто, вы наверняка сталкивались в перечне опций с термином «круиз-контроль». До недавних пор этой функцией оснащались преимущественно топовые модели, но сегодня круиз-контроль – нередкий гость даже бюджетных авто. Его основное предназначение – поддержание крейсерской скорости ТС на заданном уровне. Как правило, подобная функция используется при движении по автомагистрали во время длительных по времени и расстоянию поездок, позволяя водителю расслабиться и не нажимать на педаль акселератора. Другими словами, установка круиз-контроля на машине означает, что часть функций по управлению транспортным средством перекладывается на электронику, связанную с исполнительным устройством. Если предполагается рваный, неравномерный режим езды, типичный для городских условий, использование подобной функции нерационально.
Схема функционирования круиз-контроля достаточно проста: после выезда на трассу и перехода в скоростной режим езды водитель включает данную функцию с указанием предпочтительной скорости движения, и система, вне зависимости от типа и состояния дорожного полотна, будет поддерживать эту скорость без участия водителя. Интересно, что изобретателем подобной системы оказался слепой американский инженер. Первое подобное устройство Ральф Титор разработал в далёком 1935 году, однако оно было несовершенным, и ему пришлось потратить ещё несколько лет, чтобы новинка оказалась более-менее пригодной для установки на серийный автомобиль. Но грянула война, и все планы пришлось отложить до лучших времён. Поэтому запатентовать устройство Титор смог только спустя 10 лет, а ещё 13 ушло на попытки внедрения изобретения в производство. И в 1958 году серийный Chrysler Imperial уже мог похвастаться наличием функции контроля скорости движения. Интересно, что принцип функционирования круиз-контроля, предложенного Титором, используется и сегодня. Система отслеживает текущую скорость вращения карданного вала, и на основании полученной информации регулировала объём бензина, подаваемого в карбюратор.
История появления идеи занимательна сама по себе. Родившись в 1890 году в захолустном городке, затерянном на западной оконечности тата Алабама, Ральф в пятилетнем возрасте в результате несчастного случая полностью ослеп. Это не сломило его жажду к знаниям – будучи любопытным юношей, он окончил школу с отличием. А затем, несмотря на отсутствие в ту пору специальных обучающих программ для незрячих, успешно закончил и университет, а спустя некоторое время заслуженно завоевав звание одного из лучших современных инженеров. Первое признание ему принесло решение считавшейся невыполнимой технической задачи по балансировке пароходных турбин, работающих на пару. И вот в начале 30-х он совершал длительную поездку на автомобиле, которым управлял его адвокат. В пути они много разговаривали, и во время этих разговоров водитель, не имея достаточных навыков управления машиной, невольно сбавлял скорость. Это раздражало изобретателя, обладающего, как и большинство слепых, особой чувствительностью. Вот тогда и родилась у него идея создания автомобильного «автопилота», благо в авиации подобные устройства в то время уже существовали.
Впрочем, востребованным круиз-контроль стал не сразу, да и то благодаря случившемуся в 70-х обвальному росту цен на горючее. Для американцев, привыкших путешествовать на приличные расстояния, возможность сэкономить бензин во время топливного кризиса оказалась весьма кстати. Ну, а позже новшество дошло и до Старого Света, и до азиатских автопроизводителей. Нелишним будет напомнить, что и сегодня доля расходов на горючее остаётся достаточно высокой, и это один из ответов на вопрос, зачем в машине нужен круиз-контроль. Вдобавок к таким аргументам, как снижение усталости водителя в дальней дороге. Так что если вы тоже любитель дальних поездок, то эта функция определённо окажет вам хорошую службу. К сожалению, отечественный автопром на протяжении длительного времени игнорировал это новшество, и только относительно недавно системой круиз-контроля начали оснащать люксовые комплектации. Хотя при наличии желания и финансовых возможностей установить систему можно и самостоятельно. Согласно статистике, эта операция выполняется не так уж редко, причём независимо от типа трансмиссии и силового агрегата.
Виды круиз-контроля
Всего существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный:
- первый способен лишь устанавливать постоянную скорость движения транспортного средства;
- второй, в свою очередь, содержит сложные электронные устройства, которые позволяют дополнительно сканировать пространство перед автомобилем и динамически управлять им, в зависимости от условий дорожного движения.
Пассивный круиз-контроль
В функции более простого по конструкции пассивного круиз-контроля входит только поддержание скорость машины на определенном значении. Работает он следующим образом:
- С помощью специального датчика определяется частота вращения колес.
- Эта информация направляется на электронный микроконтроллерный блок.
- После обработки информации управляющий сигнал с этого блока посылается на исполнительное устройство, которое регулирует степень открытия дроссельной заслонки.
- Если водитель воздействует на педали «газа» либо тормоза, то система тут же отключается.
Необходимо заметить, что круиз-контроль не управляет автомобилем вместо водителя, а лишь поддерживает заданную скорость. Поэтому шоферу всё время необходимо контролировать складывающуюся ситуацию на дороге и постоянно быть начеку.
Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control)
Адаптивный круиз-контроль имеет более совершенное устройство и обладает большим набором дополнительных функций, основная из которых позволяет оценивать расстояние до движущихся впереди транспортных средств. Делается это с помощью специальных датчиков: радаров или лидаров. Их работа основывается на том же принципе, что и система «Парктроник».
- Радар — это датчик, который излучает радиоволну. Отражаясь от препятствия, она возвращается обратно. В зависимости от того, сколько времени прошло между моментом генерирования сигнала и приема его отражения определяется расстояние до объекта. Если данный интервал увеличивается, то впереди идущий объект ускоряется и наоборот. Отличительной особенностью радара является то, что испускаемые им радиоволны слабо поглощаются дождем или туманом, поэтому такие датчики замечательно работают в сложных погодных условиях.
- Лидар отличается от радара тем, что излучается не радиоволна, а инфракрасный лазерный луч. Данная система не очень устойчиво работает в тумане или при сильном дожде, поэтому на престижных автомобилях чаще устанавливают радары, а не лидары. Например, все современные модели автомобилей марки Mersedes-Benz оснащаются круиз-контролями только с радарными датчиками.
Микропроцессорный блок принимает сигналы с датчиков и формирует управляющие команды для исполнительных устройств. Последние модели ACC работают с несколькими датчиками расстояния. Дальний датчик работает на дистанции до 150 м, а ближний — до 30 м. Если необходимо резко остановить авто, то микропроцессорный блок формирует команду исполнительному устройству, оценивая информацию от ближнего датчика. Таким образом система позволяет избежать столкновений.
ACC работает на основе систем ESP и ABS. Если какая-либо из этих систем неисправна, то круиз-контроль отключается, информируя водителя с помощью звукового сигнала.
Если в процессе движения водитель вмешивается в работу системы адаптивного круиз-контроля, то она сразу же отключается и снова начинает работать, когда воздействие на педали газа и тормоза прекращается.
Полностью адаптированный круиз-контроль (Full Adaptive Cruise Control) позволяет привязать транспортное средство к впереди идущей машине. Данная система постоянно контролирует находящийся впереди автомобиль и синхронизирует движение с ним. Это позволяет в еще большей степени расслабиться за рулем и насладиться путешествием.
Основные узлы автомобиля, на которые воздействует ACC — это автоматическая коробка передач и дроссельная заслонка с электрическим приводом.
Современные электронные системы позволяют по-новому посмотреть на управление автомобилем. Умные и полезные автоматические помощники дают возможность снизить усталость от долгих поездок. Это позволяет сохранить водителю бодрость, а значит, он сможет более внимательно следить за дорожной ситуацией и вовремя среагировать на опасность.
<?php $next_post = get_previous_post(true);
if( ! empty($next_post) ){ ?>
Это интересно: <?php previous_post_link(‘%link’, ‘%title’, true); ?>
<?php } ?>
Типы круиз-контролей
В целом, что такое круиз-контроль в автомобиле мы разобрались, теперь же расскажем об его типах и отличиях:
1) Пассивный круиз контроль. Известно два вида системы — пассивный и адаптивный. Первый тип — классическая система, применяемая на машинах с МКПП и АКПП уже много лет, и включается она достаточно просто посредством рычажков и кнопок на руле, поддерживая стабильную скорость движения. Состоит она из блока управления, привода дроссельной заслонки и нескольких датчиков.
Электронный блок фиксирует режим скорости и положение дроссельной заслонки. Если происходят даже незначительные изменения (спуск или подъем), датчики об этом сигнализируют и блок управления на привод дроссельной заслонки подает сигнал, который осуществляет все действия с дросселем для поддержания скоростного режима (закрывает, открывает).
Отключается пассивный круиз-контроль достаточно просто, нужно просто нажать на педаль тормоза, однако при желании настройки можно изменить, более подробная информация находится в мануале автомобиля.
2) Адаптивный круиз-контроль. Это новое модернизованное поколение круиз-контроля, система выполняет одновременно несколько функций. С помощью дополнительных электронных датчиков, камер и радаров она поддерживает постоянную скорость движения, а также регулирует ее. Для этого она в автоматическом режиме постоянно измеряет расстояние находящегося впереди препятствия или транспортного средства (на расстоянии до 200 м), а также удерживает безопасную ситуацию между автомобилями.
По принципу действия адаптивные системы разделяют на два основных типа: лазерные и радарные. Первые (можно понять по названию) используют для работы лазерный луч, а вторые — радиоволны. Лазерные системы относительно недорогие, но, несмотря на это они не нашли широкого применения, поскольку имеют существенные недостатки, в частности плохо работают в туман и пасмурную погоду.
Радарные же системы, в свою очередь, лишены подобных недостатков и преимущественно устанавливаются на автомобили бизнес и люкс класса. Существуют виды адаптивной системы, которые наделены функцией, при помощи которой они могут брать в расчет дорожную разметку и следить за тем, чтобы машина двигалась строго в выбранной полосе движения и ее не покидала.
Для тех, кто хочет на автомобиль установить круиз-контроль следует отметить, что круиз-контроль – это система, неработающая в автоматическом режиме. Для функционирования водителю необходимо ее включать.
https://youtube.com/watch?v=6Z_jRIKVZk0
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
К основным опциям круиз-контроля относится экономия горючего. Обычно она устанавливается только на премиальные машины Во время движения водитель то увеличивает скорость, то замедляет ее, ориентируясь на показания спидометра. В результате это приводит к тому, что расход горючего будет неравномерный.
Согласно статистике, при движении по трассе с включенной системой круиз-контроля расход топлива в среднем снижается на 4-12%.
Езда по дороге при постоянном скоростном режиме положительно отражается на изнашивании деталей и компонентов, а также применении расходных жидкостей. В соответствии с подсчетами специалистов, финансовые затраты на обслуживание могут быть снижены на 2%. Современные системы контроля скорости выполняют множество дополнительных функций. Они позволяют сканировать свободное пространство перед машиной и сообщают водителю о препятствиях на пути.
Нижний скоростной предел для функционирования круиз-контроля составляет около 30-50 км/ч. Верхний скоростной предел зависит от производителя авто, но обычно он 200-220 км/ч. Если скорость передвижения невысокая, к примеру, в условиях пробок, то водитель будет просто управлять рулевым колесом. Система автоматически увеличивает или снижает скорость езды, регулируя положение педалей тормоза и газа.
Устройство системы круиз-контроль
Схематическое расположение элементов системы на авто
Конструктивные составляющие системы контроля скорости движения:
- Блок управления или контрольный модуль. Эта часть выполнена в виде микропроцессорного компьютера, расположенного в моторном отсеке.
- Привод дросселя. В зависимости от типа системы устройство может быть электрическим либо пневматическим. Привод соединяется с дроссельным узлом.
- Переключательное устройство. Данный элемент выводится на руль, центральную консоль либо в область расположения контрольного щитка. Предназначен для активации и деактивации системы.
- Контроллеры. Число датчиков будет разным в зависимости от производителя и марки авто. Это могут быть контроллеры скорости вращения колес, скорости движения авто, дросселя, расстояния и т. д.
Если транспортное средство оснащено круиз-контролем, то узел интегрирован в систему управления машиной.
Если рассматривать устройство круиз-контроля более детально, то контроллер позволяет определить расстояние до впереди идущей машины. Некоторые девайсы производят замер скорости передвижения. В качестве таких контроллеров могут применяться радары либо лидары. Основу лидара составляет инфракрасный луч или лазер. Такой тип контроллеров стоит дешевле радарных устройств, но он обладает не такой широкой функциональностью.
Действие контролера при определении расстояния до впереди идущей машины
При плохих погодных условиях, во время дождя, снега или тумана показатели лидара будут неточными. Поэтому на премиальных моделях авто устанавливаются радары. Такой контроллер не использует лазер, а определение скорости и расстояния выполняется посредством излучения электромагнитных волн. Волны подаются на автомобиль и отражаются от него, импульс переходит обратно на датчик. Скорость движения транспортного средства определяется в соответствии с частотой, которой отражаются волны.
Расстояние оценивается в соответствии с временным промежутком, за который импульс возвращается на контроллер. Полученная информация преобразуется в электронный импульс, подающийся на микропроцессорный модуль. Контроллер расстояния монтируется на передней части автомобиля, как правило, на решетке радиаторного устройства либо бампере. На практике наибольший радиус работы радара составляет в районе 200 метров при условии прямой видимости.
Более совершенные версии систем АСС включают в себя два контроллера. Первый используется для определения скорости и расстояния на длинной дистанции, а второй — на короткой. Длительный диапазон функционирует на скорости движения до 30 км/ч, а короткий обеспечивает возможность езды машины до ее остановки. Наличие контроллеров позволяет расширить функциональность системы и обеспечивает ее применение при движении на различных скоростях.
Микропроцессорный модуль предназначен для приема и обработки информации, поступающей с контроллеров и прочих дополнительных узлов, позволяющих определить:
- угол проворачивания рулевого колеса;
- радиус кривой;
- скорость езды машины;
- ускорение транспортного средства на поворотах;
- расстояние, а также скорость движения автомобиля, идущего спереди.