Как поменять своими руками?
Замена масла в коробке автомат со снятием поддона является достаточно простой операцией, которую под силу провести самому.
На европейских Короллах в кузове 120 и 150 устройство коробки передач простое, соответственно, несложный процесс замены. А в автомобиле Тойота Спасио, представляющем собой вариант Королла 120 с правым рулем, а также Тойота Филдер 121 установлен полный привод
Поэтому при смене масла в этих машинах важно не перепутать поддон трансмиссии с аналогичной деталью раздаточной коробки
Инструменты и материалы
Для того чтобы сменить масло потребуется:
- масло — 4 л для машины с левым рулем и 8 л для праворуких авто;
- фильтрующее устройство;
- прокладка фильтра;
- новая прокладка сливной пробки;
- устойчивая, широкая емкость объемом не менее 5 литров для сбора отработанного масла;
- воронка с тонким носиком или резиновым шлангом для заливки новой смазки;
- набор ключей и головок;
- узкий деревянный клин для снятия поддона;
- примерно 1 литр бензина для очистки наружней стороны поддона коробки;
- ветошь и перчатки.
На видео, снятом пользователем Максим Денисов, можно посмотреть, как производится замена масла в АКПП Toyota Corolla 120.
Алгоритм действий
Перед началом выполнения процедуры автомобиль необходимо прогреть до рабочей температуры и установить на подъемник или смотровую яму в гараже.
Порядок действий при замене масла в коробке передач автомобиля Тойота Королла 2008 года следующий:
Нужно отвернуть пробку сливного отверстия и слить масло из поддона.
После слива основной части жидкости необходимо ослабить 19 болтов на 10 мм крепления поддона.
Затем следует открутить все болты, кроме любых двух, расположенных противоположно.
В зазор между поддоном и картером нужно ввести острие деревянного клина и отсоединить детали друг от друга
При этом важно не повредить уплотнительную прокладку.
Открутить последние два болта и аккуратно снять поддон, наклонив его вбок для максимального слива остатков масла.
После этого надо отвернуть магнитную крышку коробки дифференциала и слить оттуда смазку.
Вымыть поддон и пробки бензином, уделив особое внимание стружкоулавливающим магнитам, установленным на корпусе поддона.
Нужно выкрутить три болта на 10 мм крепления фильтра и заменить устройство. При этом надо помнить, что в нем содержится некоторое количество масла
Затяжки болтов фильтра должна быть не более 10 Н·м.
Следует произвести сборку коробки в обратном порядке
Закручивать болты поддона нужно крест-накрест, обеспечивая равномерное прилегание деталей. При этом их нельзя сильно затягивать (момент не более 8 Н·м), поскольку корпус и прокладка поддона очень легко деформируется. Момент затяжки сливной пробки 49 Н·м.
Через отверстие для щупа нужно залить новое масло в количестве не более 3,5 литра. При этом необходимо проверить отсутствие течи через пробки и прокладку поддона. Затем прогреть автомобиль и еще раз убедиться в отсутствии протечек.
На прогретой коробке необходимо переводить селектор передач во все позиции, удерживая его в каждой примерно в течение 10–20 секунд. Автомобиль при этом не движется. Выполнить эти действия три раза.
Затем нужно поставить машину на ровную площадку и провести замер уровня масла, который должен соответствовать о на щупе. Отклонение объема в большую или меньшую сторону недопустимы. При нехватке масла его необходимо добавить. В случае излишка смазки для ее слива удобно использовать обычный медицинский шприц максимального объема. Нужно надеть на него длинную трубку, которую следует опустить в отверстие для щупа.
При замене масла в картере автоматической КПП Тойота Королла остается некоторое количество старой смазки. Поэтому если пробег у автомобиля большой, то через 1 тысячу километров, пройденных после замены, можно дополнительно частично поменять жидкость. Такая процедура увеличит процентное содержание нового масла в коробке и позволит убрать скопившиеся продукты износа, которые могут оседать в различных местах картера АКПП.
Функции трансмиссионного масла
Поскольку автоматическая трансмиссия состоит из разных механизмов: гидротрансформатор, планетарная передача, набор фрикционов, масло ATF выполняет сразу несколько функций:
- Способствует плавному переключению скоростей, снижает шум и вибрацию при работе.
- Отводит тепло от нагревающихся деталей. Средняя температура в картере АКПП составляет 80-90°С, но в летнее время при городском цикле езды достигает 150 °С. Охлаждение масла происходит в, специально отведенном для этого, радиаторе, который находится отдельно или совмещен с радиатором системы охлаждения.
- Передает усилие на управляющие золотники гидросистемы, обеспечивая переключения скоростей.
- Будучи рабочим телом гидротрансформатора, трансмиссионная жидкость соединяет маховик двигателя с планетарным рядом коробки-автомат.
- Обеспечивает определенный коэффициент трения между фрикционными дисками, в момент переключения передачи.
Проблемы АКПП на Тойоте Королле
Малое количество смазочного материала в коробке может сулить огромное количество проблем. Как правило, при пониженном его уровне насос качающий масло начинает вместе с рабочей жидкостью захватывать воздух. В результате данного процесса образуется эмульсия, которая очень хорошо сжимается. Масло начинает терять одно из самых важнейших свойств – оно становится легко сжимаемым, под хорошим давлением. А это уже приводит к появлению таких проблем как:
- Слабый отвод тепла из автоматической коробки переключения передач;
- Пониженное давление масла в системе;
- Ухудшается смазка рабочих деталей АКПП, что в свою очередь очень быстро выводит коробку из строя и т.д.
Поэтому стоит внимательно наблюдать за колличеством масла в автоматической коробке вашего автомобиля, иначе вам придется заплатить немалые средства на ее восстановление и ремонт из-за какой-то мелочи.
Переизбыток может привести к повышению нагрузки на масляный насос, в результате чего, он может легко выйти из строя. А так как они не ремонтируются, его замена может стоить немало. Разобравшись с возможными проблемами, давайте поговорим о том, сколько масла необходимо заливать в коробку и какой его объем является оптимальным для нормальной работоспособности коробки.
Пошаговая инструкция по замене масла
- Имея всё необходимое для работы, можно начать осуществлять замену масла в роботизированной коробке автомат Toyota Corolla.
- Прогреваем двигатель автомобиля Тойота Королла и заезжаем на эстакаду или яму, чтобы поменять жидкость. При возможности используем подъёмник.
- Открываем сливную пробку поддона АКПП.
- Откручиваем болты крепящие поддон используя ключ. Первые два болта выкручиваем полностью, а противоположную пару откручиваем не до конца.
- Аккуратно снимаем поддон при помощи деревянной лопатки, она не испортит прокладки и не помнёт поддон. Когда он зависнет на двух не полностью открученных болтах, проследите чтобы прокладка осталась на корпусе коробки автомат или на самом поддоне.
- Затем приподняв горячий поддон из-за прогрева и открутив оставшиеся болты, снимаем его полностью при помощи перчаток. В поддоне содержится горячее масло, будьте крайне аккуратны.
- Сняв поддон, открутите магнитную пробку дифференциала, а потом сливайте оставшуюся жидкость.
- Магнитную пробку, магниты и внутреннюю поверхность поддона тщательно промойте в керосине или бензине. Затем протрите детали сухой тряпкой, удаляя оставшееся горючее.
- При помощи бензина или керосинчикаа вытрите место для установки прокладки и сам уплотнитель. Если прокладка поддона нуждается в замене – замените её.
- После этого необходима замена фильтра и уплотняющего кольца.
- Верните магнитики обратно на свои места.
- Теперь, когда вы завершили замену составляющих элементов. Необходимо всё собрать в противоположном порядке: закрутите магнитную пробку, аккуратно поместите поддон на место и прикрутите болты.
- Вкрутите на место пробку сливного отверстия.
- Теперь через контрольное, заливное отверстие или отверстие щупа заливаем соответствующее масло. Жидкости нужно заливать чуть меньше, чем было слито. Далее, при необходимости зальете ещё.
- Заводим автомобиль Тойота Королла и оставляем пока не прогреется двигатель до рабочей температуры.
- Пока работает двигатель, переводим селектор АКПП по очереди в режимы R–N–D–2–L, а затем в обратном порядке. Между позициями совершайте перерыв около 10 секунд. Проделайте эту операцию три раза.
- При помощи щупа проверяйте уровень смазывающего вещества. Он должен достигать верхней отметки щупа. Помните, проверяя уровень масла и заливая его, автомобиль должен находиться строго на ровной и только горизонтальной поверхности. Если уж произошло так, что вы залили слишком много масла, то стоит понизить его уровень. Откачайте масло, используя, например, шприц и трубку от капельницы. Купить этот набор можно в любой аптеке.
Сливная пробка на поддоне
Болты прикреплённые к поддону
Снятый поддон с маслом
АКПП без поддона
Старый и новый фильтр
Новый фильтр на АКПП
Чистый поддон
Воронка в заливном отверстии
Масло Toyota ATF Type T-IVДля коробки автомат Toyota Corolla превышение уровня масла является критичным фактором. Он может привести к некорректной работе узлов коробки автомат и вспениванию жидкости или пробуксовке автомобиля. Теперь вы знаете, как проводится частичная замена масла в АКПП Toyota Corolla в гаражных условиях. Весь процесс в первый раз может занять около двух часов. Потому, нужно запастись немного внимательностью и уверенностью, и тогда успех ждёт вас.
Помните, что проводить полную замену масла в АКПП задача не из простых. Лучше доверить её опытному профессионалу с наличием специального оборудования.
Как правильно проверять?
Как правило, проверка количества масла на японских автоматических коробках переключения передач осуществляется при заведенном двигателе и выставленном режиме «Р». Практически все водители, которые ездят на автомате знают, что режим «Р» означает парковку. На фотографии показан рычаг переключения автоматической коробки Тойоты Короллы.
Далее после того как завели двигатель, поставили его в режим парковки, находим месторасположение щупа в нашем автомобиле. Сделать это очень легко – стоит всего лишь пролистать некоторую техническую документацию и найти его местоположение в вашем авто
Или же можно обратить внимание на картинку расположенную ниже и увидеть где приблизительно находится этот щуп
Найдя его, вытаскиваем и протираем сухой тряпкой, желательно чтобы та не имела ворса. После того как мы вытерли мы смоем увидеть на нем некоторые отметки. Как правило, их всего две: первая –COOL. По данной отметке проверяется масло на незаведенных машинах. Желательно, чтобы машина до проверки не ездила хотя бы 4-5 часов. Вторая отметка – HOT. Данная отметка предназначена для проверки уровня масла при заведенном двигателе машины. На фото расположенном ниже можно увидеть, как и где расположены отметки.
Увидев отметки, стоит сказать, что хоть там и имеется две отметки, лучше всего проверять уровень при заведенном двигателе и желательно прогретом до среднестатистической нормальной температуры. Как правило-это 90 градусов по Цельсию.
Итак, прогрели машину, вытащили и протерли щуп, вставляем его обратно на свое место, ждем несколько секунд и опять вытаскиваем. На нем должен четко просматриваться уровень смазочного материала в автоматической коробке переключения передач вашей Короллы.
Если его уровень находится ниже отметки HOT, то стоит понемногу доливать его при заглушенном двигателе. После чего, снова осуществить проверку, выполнив вышеуказанную процедуру еще раз. После того как смазочный материал был добавлен и его уровень снова встал в норме, устанавливаем щуп на свое место и можем без проблем ездить. На этом процедура проверки АКПП закончена. Теперь стоит поговорить о тех проблемах, которые могут возникнуть от недостатка смазочного материала в коробке или наоборот от его переизбытке.
Это интересно: Какое масло лить в двигатель Тойота РАВ 4 2014 года — выявляем суть
Как проверить работоспособность коробки передач
Сперва надо вытащить щуп и проверить жидкость на запах. В АКПП имеются фрикционные диски, которые являются аналогом сцепления. Если своевременно не проводить техническое обслуживание, у смазки начнет проявляться горелый запах от износа фрикционов. Присутствие гари говорит о том, что детали трения изношены, и вскоре потребуется ремонт или замена коробки.
Затем необходимо сесть в машину и проверить переключение передач на месте, выжав тормоз. Сначала плавно с задержкой по 4-5 секунд на каждой ступени, далее — без остановок. Если при этом наблюдаются ощутимые толчки, то АКПП находится в неисправном техническом состоянии.
Далее требуется выбрать участок безопасного движения, где можно разогнаться до 100 км/ч с места, не создавая при этом аварийной ситуации. Переключиться на D и выжать педаль до упора. Не должно быть такого, что тахометр показывает 5 000-6 000 об/мин, а разгон набирается плавно.
В конце проверяется городской режим езды
Необходимо обратить внимание на динамику, отсутствие рывков. Последние — показатель износа КПП
Заливка смазки в автоматическую коробку перемены передач на Королла 150
Для того, чтобы замена рабочей жидкости в автоматической коробке перемены передач Corolla 150 прошла успешно, необходимы инструменты из нижеприведенной таблицы.
Таблица — Инструменты, которые потребуются для замены масла в АКПП
Шестигранник | «на 10» |
Динамометрический ключ | Для соблюдения рекомендуемых моментов затяжки |
Ключ | «на 10» |
Воронка | Для заливки масла |
Головка | «на 10» |
Емкость | Более 5 литров |
Для проведения замены масла необходимо предварительно купить:
- прокладку поддона стоимостью около 650 рублей, с артикульным номером 35168-52020;
- фильтр масляный Toyota 35330-0W021, цена которого более 2000 рублей.
Замена смазки АКПП проводится согласно нижеприведенного плана.
Получить доступ снизу авто, установив его над смотровой ямой или подняв на эстакаду.
Подготовка авто к замене масла
Очистить от загрязнений сливную пробку.
Расположение пробки для слива масла
Открутить пробку.
Процесс выкручивания
- Подождать несколько минут пока масло перестанет вытекать через сливное отверстие.
- Открутить крепление поддона и снять его.
Вид без поддона
Демонтировать масляный фильтр.
Вид после снятия масляного фильтра
- Установить фильтр.
- Очистить магниты от металлической стружки.
- Установить новую прокладку на поддон.
Прокладка
- Прикрутить поддон и закрутить сливную пробку.
- Залить свежее масло.
- Проконтролировать уровень при помощи щупа.
Какую функцию выполняет масло в трансмиссии
Все современные автомобильные масла и те, что используются в двигателе, и трансмиссионные состоят из основы и набора дополнительных соединений — присадок. В основном качество выполнения смазочной функции определяет основа, а дополнительный пакет присадок только корректирует и улучшает ее рабочие характеристики.
У трансмиссионных, помимо смазочной, есть еще одна ответственная задача. При вращении шестерен МКПП, находящихся в зацеплении, выделяется большое количество тепла. В коробке находящегося в движении автомобиля температура колеблется в пределах 150 градусов Цельсия, при этом в самом месте контакта шестеренок она может подниматься до 300 градусов. Масло, заливаемое в МКПП, выполняет также теплоотводящую функцию, охлаждая при этом детали и не допуская критического перегрева коробки.
Что предлагает рынок
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Минеральное масло для КПП используется в старых иномарках с задним приводом. Оно не имеет очищающих свойств, при этом обладает самой низкой ценой. Подобное масло вам придется менять чаще всего (в среднем каждые 35 тыс. км.).
Синтетическое рекомендуется использовать в новых машинах с задним и передним приводом. Этот тип имеет в своем составе огромное множество полезных присадок, при этом характеризуется продолжительным сроком эксплуатации. Главный недостаток – высокая цена.
Полусинтетическое масло является компромиссом между двумя вышеописанными категориями. Оно используется в авто эконом-класса, а также некоторых бюджетных моделях. Имеет меньшее количество присадок по сравнению с синтетикой, но пользуется огромным спросом благодаря доступной стоимости.
Необходимые комплектующие для проведения работ
Для замены в трансмиссии используется не масло, а специальный состав, предназначенный конкретно для данного агрегата. На этикетке тары данной жидкости имеется обозначение ATF (automatic transmission fuid). Данная жидкость способна функционировать при более сложных условиях, выдерживая значительные нагрузки. При работе коробки передач рабочая температура деталей достигает 300-400*С.
При длительной эксплуатации коробки передач из раствора, используемого для смазки и охлаждения, испаряются летучие компоненты, меняется состав трансмиссионной жидкости, что недопустимо.
Жидкость, заливаемая в АКПП Тойота Королла, выполняет двойную функцию:
- отвод тепла от деталей коробки во внешнюю среду;
- смазку соприкасающихся деталей.
Для стабилизации раствора при высоких температурах и стабилизации протекающих процессов с предотвращением окисления добавляются специальные присадки, которые предотвращают износ деталей и позволяют нормально функционировать механизмам при температурном режиме от -40* до +150*С.
При длительной эксплуатации коробки передач из жидкости, используемой для смазки и охлаждения, испаряются летучие компоненты, меняется состав трансмиссионной жидкости, что недопустимо для нормальной работы механизмов.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Адаптация коробки робот автомобиля Тойота Королла
Тип жидкости, применяемой для трансмиссии каждого автомобиля, указывается в заводских документах. Наиболее часто используется тип трансмиссионной жидкости DEXRON (модификации I,II,III).
При полной замене автожидкости в обязательном порядке необходимо определиться с маркировкой всех необходимых комплектующих, которые могут понадобиться для замены: масляный фильтр, уплотнительные кольца и прокладки.
Необходимо учитывать, что жидкости заливаются через отверстие замера уровня в коробке передач, а в некоторых марках автомобилей с использованием контрольной пробки в коробке АКПП.
Когда менять масло в автоматической коробке передач?
Сроки замены непосредственно зависят от конкретных условий эксплуатации и манеры вождения. По регламенту в среднем рекомендован интервал в 50-80 тыс. км пробега, с учётом активной работы машины круглый год в городских условиях. Что касается времени проверки, то это рекомендуется делать регулярно, через каждые 30-40 тыс. км пути. Если условия вождения ещё более жёсткие, автомобиль часто загружается выше нормы, передвигается в сложных условиях зимой, обновление смазки и контроль качества надо проводить чаще.
Можно определить износ масла и по цвету жидкости. Вначале тойотовская ATF бывает красная, затем приобретает прозрачный оттенок. В случае помутнения смазки или наличия запаха гари, заменять надо без промедления, не дожидаясь планового срока. Также жидкость не должна иметь тёмно-коричневого оттенка. Чтобы точнее определить её качество, надо капнуть немного с щупа на белую салфетку. Если смазка полностью впитается, не оставив на бумаге механических вкраплений, оно чистое и в замене не нуждается. Присутствие в ней крупной крошки, металлической стружки и других инородных включений укажет на необходимость проведения срочной диагностики коробки передач и ремонта.
Конкретное состояние АКПП можно узнать в автосервисе, где специалисты проводят все необходимые тесты. Квалификация позволяет им определять, стоит ли ремонтировать автомат или рациональнее покупать новый. Часто, на ранних стадиях неисправностей, достаточно бывает замены фрикционов сгоревшего пакета сцепления или восстановления работы бублика.
Типы масел и особенности их использования
Все трансмиссионные масла различаются по типу основы. Недорогие минеральные масла сегодня почти не производятся и используются в большинстве своем в автомобилях с задним приводом. Существенным «минусом» таких составов является короткий срок службы и отсутствие веществ, способствующих самоочищению.
Полусинтетические масла можно встретить в коробках передач переднеприводных автомобилей класса «эконом». При нормальных условиях эксплуатации машины масла этого типа способны оберегать детали от износа, пока авто не пройдет 50 000 – 60 000 км. Специальные присадки, входящие в состав «полусинтетики», хорошо защищают металл от разрушения в результате трения и коррозии, а приемлемая цена делает эти масла наиболее востребованными на рынке.
Самыми дорогими и качественными по праву считаются синтетические масла, способные стойко переносить сильные перепады температуры. Наибольшей популярностью «синтетика» пользуется в районах с морозными зимами и жарким летом. Высокотехнологичные присадки делают синтетические масла действительно долговечными.
Обращая внимание на типы масел, владелец авто должен знать, что характеристики состава, предназначенного для МКПП, существенно отличаются от масла для автоматической трансмиссии. Заменять одно другим нельзя
Слив старого масла и промывка поддона с удалением стружек
Сама процедура замены трансмиссионного масла включает два глобальных этапа. В этом пункте будет описан первый — слив старого масла с поддона АКПП в Toyota Corolla, а также пошаговый процесс его промывки от инородных частиц, металлической стружки и песка.
Заливка нового масла в АКПП
Перед тем, как заливать новое трансмиссионное масло для Toyota Corolla, нужно определить, какое именно должно быть залито. Это зависит от следующих характеристик машины:
- Год производства, тип кузова (универсал, седан, хетчбек, купе, седан-хардтоп, лифтбек);
- Вид трансмиссии (в данном случае — автоматическая);
- Марка силовой установки, ее объем;
- Расход горючего;
- Марка заводского масла, сколько его было залито, существующие заменители жидкости.
Во избежание рисков при выборе трансмиссионной смазки, водителю следует ознакомиться со спецификацией Automatic Transmission Fluid (ATF), где систематизированы все базовые требования к маслам в автоматических коробках переключения передач.
И подробное описание пошагового процесса замены масла АКПП в Тойоте Королла:
- Разогреть машину 10-15 километровой поездкой. Нагретое масло лучше выливается, чем холодное;
- Установить машину на подъемник, эстакаду или над ямой, чтобы иметь доступ к ее днищу;
- Через слив в поддоне автоматической коробки переключения передач слить отработанную трансмиссионную жидкость в заготовленную емкость на 5 литров;
- Снять поддон АКПП;
- Демонтировать фильтр АКПП. Вероятно, его температура на этот момент очень высока, поэтому все манипуляции лучше проводить в перчатках;
- Очистить детали от следов отработки;
- Очистить детали от металлической стружки, используя магниты на поддоне АКПП;
- Установить новый фильтр. Можно закрутить его руками, а можно, если аккуратно, то с использованием динамометрического ключа (усилие 11Нм);
- Протереть посадочное место ветошью, установить на место прокладку и затянуть поддон. Если делать последнюю процедуру динамометрическим ключом, то усилие не должно превышать 5Нм;
- Закрутить уплотнитель с усилием 17Нм, после чего установить пробку слива;
- Через воронку перелить в горловину бака для трансмиссионной смазки около 4,5 литров;
- Отсоединить шланг, проходящий от картера к масляному радиатору;
- Подсоединить прозрачную трубку на патрубок, отходящий от АКПП;
- Завести машину и проконтролировать, как поступает жидкость малинового цвета;
- Долить смазки до тех пор, пока уровень на щупе не откажется между нижней и верхней отметкой;
- Установить все снятые детали на место.
Стоит помнить, что в Тойоте Королла 150 часто остается отработка даже после вышеприведенной процедуры. Избавиться от нее можно, только используя во время слива вакуумный насос.
Дополнительные рекомендации в процессе замены трансмиссионного масла в Toyota Corolla:
- Менять смазку каждые 20-25 тысяч километров при езде по российским дорогам, и каждые 40-50 — по европейским автобанам;
- Использовать в АКПП только фирменное масло, поскольку японские детали очень чувствительны к заменам и могут нежелательно отреагировать на «чужую» смазку;
- Если придется прибегнуть к заливу других масел, сверяться с вышеупомянутой спецификацией ATF;
- Всегда при замене смазки АКПП менять и фильтрующий элемент;
- По максимуму сливать отработку. По этой причине рекомендуется использовать в процессе специальный вакуумный насос;
- Если есть непонятные моменты в вышеприведенной процедуре, лучше не пытаться проводить ее «на авось» и обратиться на станцию технического обслуживания.