Контроль над затяжкой крепежных элементов
Рекомендуем выполнять контролируемую затяжку крепежных элементов. С помощью применения динамометрических приспособлений вы получаете сразу несколько преимуществ:
- Точная нагрузка на элементы крепежа позволяет не опасаться за целостность метиза, гайки и надежность резьбы.
- Распределение нагрузки при вкручивании становится равномерным. Это позволяет гарантировать равномерное сжатие в крепежных соединениях и повышает надежность конструкции в целом.
- Исключен риск травматизма на работе. Прибор помогает избежать чрезмерно высокого усилия, и делает работу с крепежными элементами более простой и безопасной.
- Экономия времени. Чтобы закрутить гайку, требуется намного меньше времени, чем при отсутствии динамометрических приборов.
- Отсутствие брака при выполнении крепежных соединений.
Чтобы каждый желающий мог затянуть болты с нужным усилием, применяются динамометрические ключи. Динамометрические приспособления востребованы во всех сферах строительства, в ремонте и производстве автомобилей, при сборке мебели, бытовой техники и во многих других областях. Существует несколько разновидностей этого инструмента:
- Динамометрический ключ щелчкового типа — наиболее распространенная разновидность инструмента. Когда достигнуто требуемое усилие затяжки болтов, ключ щелкает и перестает передавать крутящий момент на крепежное соединение. Предельное значение силы закручивания выставляется заранее.
- Стрелочный динамометрический ключ — требует контроля над прилагаемым усилием во время применения. Главный недостаток — требуемое значение силы невозможно выставить предварительно. Это особенно неудобно, если крепеж нужно установить в труднодоступном месте. Принцип работы инструмента: рукоятка со шкалой перемещается на некий угол. Указатель ключа при этом остается зафиксированным. Стрелочный ключ не подойдет для человека без опыта — он требует профессионализма и умения «почувствовать» усилие при закручивании гаек.
- Цифровой динамометрический ключ работает так же, как и предельный ключ. Разница в том, что замер усилия затягивания болтов производится с помощью электронного механизма. Когда необходимая величина крутящего момента при завинчивании гайки достигнута, раздается звуковой сигнал. Отследить изменение силы закручивания во времени можно на цифровом дисплее устройства.
Когда требуется затянуть высокопрочные болты, может потребоваться дополнительный инструмент для усиления крутящего момента. Для этих целей принято использовать ключ-мультипликатор. Также этот инструмент пригодится для затягивания гаек в труднодоступных местах. Мультипликатор следует выбирать с учетом характеристик динамометрического ключа. Специалисты рекомендуют покупать динамометрический ключ с усилием, которое в 5 раз меньше, чем у мультипликатора. Форма мультипликатора может быть любой — выбор зависит от личных предпочтений и удобства в работе. Применять ключ-мультипликатор без динамометрического инструмента нельзя. Это равнозначно приложению рычага значительной длины без контроля усилия крутящего момента. В результате можно получить перетянутое крепежное соединение.
Если вам нужно рассчитать, с каким усилием затягивать болты во время смены колес легкового или грузового автомобиля, вы можете просто установить на смартфон специальное приложение. Подходящее ПО для гаджетов выпустила компания Bridgestone. Приложение работает очень просто: пользователь вводит марку авто, и получает величину момента силы затяжки болтов с необходимыми допусками. Теперь не нужно сохранять таблицы в облако или носить с собой бумажные инструкции — программа подскажет, как нужно закручивать метизы в соответствии с рекомендациями производителя.
Замена прокладки крышки клапанов на Шевроле Лачетти
Сама по себе работа не займёт больше получаса, если точно следовать алгоритму действий и собрать все необходимые расходники.
Работа проходит следующим образом:
- Открываем капот и снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
Снимаем минусовую клемму.
- Откручиваем пластиковую декоративную накладку.
Пластиковая накладка отмечена стрелочкой.
-
Аккуратно ослабляем хомуты крепления шлангов сапуна и вентиляционного клапана. При желании можно заменить и его. Номер фирменного клапана в каталоге — GM-96 495288.
Послабляем хомут и снимаем шланг справа.
Снимаем два шланга слева.
- С помощью отвёртки и плоскогубцев аккуратно отключаем контактную колодку от датчиков положения распредвала, а жгут с проводами отводим в сторону.
Отключаем колодку проводов от датчика положения распредвала.
- Снимаем колпачки со свечей, а высоковольтные провода отводим в сторону.
- Кожух защиты привода газораспределительного механизма можно не снимать, но по случаю есть смысл проверить состояние приводного ремня. Кожух крепится болтами на 10 с левого торца мотора.
Проверяем состояние и натяжение приводного ремня.
- Теперь можно откручивать все 15 болтов крепления клапанной крышки. Делаем это торцовым ключом на десять.
Откручиваем болты крепления крышки ключом на 10.
- Снимаем крышку, любуемся распредвалами. Крышка должна сняться вместе с прокладкой.
Снимаем крышку головки блока цилиндров.
- Вынимаем старую прокладку и хорошенько моем крышку изнутри и снаружи.
Удаляем старую прокладку из клапанной крышки и хорошенько моем крышку.
- Очищаем привалочную плоскость на головке блока и обезжириваем её.
Чистим поверхность головки блока от масла и старого герметика.
- Обезжириваем привалочную плоскость крышки и наносим тонкий слой герметика. С герметиком нужно не перестараться, чтобы излишки его не ушли бродить по масляным каналам двигателя.
Наносим герметик тонким слоем в паз крышки и ставим новую прокладку.
- Устанавливаем новую прокладку и наносим минимум герметика на плоскость головки блока.
Наносим немного герметика, как показано на рисунке.
- Надеваем на болты новые уплотнительные кольца.
Устанавливаем новые уплотнительные кольца.
- Устанавливаем крышку на место, устанавливаем болты.
Устанавливаем крышку.
Полезные советы
Очень важно при затяжке болтов использовать динамометрический ключ, во-первых, болты могут запросто сломаться, во-вторых, при пережатии хотя бы одного из них, крышка может деформироваться, а если болт недожать, течь масла будет обеспечена. Номинальная сила затяжки болтов клапанной крышки — 10 Нм
Затягиваем болты с усилием 10Нм.
Порядок затяжки болтов.
Придержи панель
Все остальное собирается в обратной последовательности, но декоративную панель пока лучше не ставить. Пару сотен километров нужно контролировать течь масла. В зависимости от применяемого герметика, срок его застывания может быть разным — от нескольких часов до суток, поэтому сразу после сборки запускать мотор нежелательно.
Собираем расходники и инструменты
Поэтому неплохо было бы купить комплект фирменных новых болтов. Их каталожный артикул — 94 500 909. Покупать их лучше с запасом, стоят они около 20 рублей за штуку, а для крышки их нужно 15 штук.
Комплект болтов артикул — 94 500 909 и прокладка REINZ артикул — 15-53456-01.
Уплотнители для головок болтов
Кроме болтов и прокладки нужно будет заменить уплотнители для головок болтов. Фирменные GM-96353007 быстро теряют эластичность и пропускают масло. Публика, как правило, устанавливает уплотнительные кольца от двигателя КамАЗа, белые силиконовые и претензий к ним нет.
Камазовские колечки под болты клапанной крышки.
Выбор герметика
Об этом должно быть написано на упаковке (sensor-save). Герметик должен выдерживать высокую температуру, хорошей репутацией пользуются составы Permatex RTV Silicone High-Temp, Permatex Ultra Black, можно использовать и любой другой высокотемпературный. Кроме этого, желательно найти подходящий обезжириватель и аэрозольное средство для чистки карбюраторов. Им мы будем мыть клапанную крышку. Можно использовать смесь растворителя и керосина в равных пропорциях.
Герметик Permatex RTV Silicone High-Temp.
Герметик Permatex Ultra Black.
Инструменты
Теперь подберём инструменты:
- Набор ключей и отвёрток.
- Плоскогубцы.
- Крайне желательно при затяжке болтов крышки использовать динамометрический ключ.
Если для замены все готово, можно приступать к работе.
https://youtube.com/watch?v=x_gyB3QGrX4
Chevrolet Lacetti. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ И ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ*
Наименование, марка |
Место смазки, заправки |
Заправочный объем |
Моторные масла уровня качества не ниже ILSAC |
Картер двигателя, механизмы арматуры ку- зова |
3,75 л** |
Трансмиссионное масло для механической |
Картеры коробки передач и главной передачи |
1,8 л |
Рабочая жидкость автоматической коробки |
Картер автоматической коробки передач |
(5,77±0,2) л |
Рабочая жидкость автоматической коробки |
То же |
(6,9±0,2) л |
ШРУС-4, ШРУС-4М, импортные смазки на литиевой |
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) |
В наружный шарнир – 100 г, во вну- тренний |
ЛСЦ-15, импортные смазки на литиевой основе |
Тросы приводов замков капота, люка налив- ной |
По потребности |
Тормозные жидкости гликолевые с параметрами |
Гидравлические системы приводов тормозов и |
По потребности (до метки «MAX» на стенке |
Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля |
Система охлаждения двигателя |
7,2 л*** |
Жидкость для гидравлической системы усилителя |
Бачок насоса гидравлического усилителя ру- |
1,1 л |
Смесь воды со специальной жидкостью «ОБЗОР», |
Бачок омывателя ветрового стекла и стекла |
До верхней кромки горловины бачка |
*Смазочные материалы, применяемые жидкости и заправочные объемы
одинаковы для двигателей F14D и F16D.
**Для двигателя T18SED – 4,0 л.
***Для двигателя T18SED – 7,4 л.
Расшифровка аббревиатур, используемых на электросхемах
ACC — Положение выключателя (замка) зажигания
ACP — Датчик давления хладагента в системе кондиционирования BAT —
Аккумуляторная батарея, напряжение аккумуляторной батареи
BTSI — Электромагнитный клапан блокировки рычага переключения передач
CAN — Шина передачи данных
CHMSL — Дополнительный стоп-сигнал СКР — Датчик положения коленчатого
вала
СМР — Датчик положения распределительного вала CYL — Цилиндр
DLC — Диагностический разъем
ЕВСМ — Блок управления тормозной системой
ЕСМ — Электронный блок системы управления двигателем ЕСТ — Датчик
температуры охлаждающей жидкости
ЕЕGR — Электрическая система рециркуляции отработавших газов ЕGR —
Система рециркуляции отработавших газов
EVAP — Система улавливания паров топлива IGN — Зажигание
МАР — Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе MICOM — Блок
управления комбинацией приборов
SDM — Блок управления SRS
TCM — Блок управления автоматической коробкой передач TPS — Датчик
положения дроссельной заслонки
VGIS — Электромагнитный клапан системы переменной геометрии впускного
трубопровода VSS — Датчик скорости автомобиля
////////////////////////////
Затяжка болта без динамометрического ключа
При необходимости можно получить нужное затяжное усилие без динамометрического ключа. Чтобы сделать затяжку, понадобится обычный ключ, лучше всего подойдет рожковый или накидной, рулетка или линейка и кантор с пределом измерения до 40 кг, оптимально подойдет электронный прибор.
Сначала в таблице нужно выяснить величину момента затяжки резьбового соединения. Далее требуется измерить длину ключа от центральной части головки болта до места приложения вращающей силы в сантиметрах. После этого вычисляем значение, которое должно быть на канторе по формуле F=M/(0.1·L), где М – момент силы из таблицы, а L – длина ключа в сантиметрах. Например, если нужно затянуть болт М6 класса прочности 8.8 ключом длиной 25 см, нужно действовать так:
- В таблице находим значение момента затяжки, которое равно 10,5 Н·м.
- Производим вычисление по формуле F= 10,5/(0.1•25)=4,2 кг•м или килограмм силы на метр.
- На расстоянии 25 см от головки болта, под углом 90 градусов к продольной оси ключа располагаем кантор и натягиваем его до тех пор, пока он не покажет 4,2 кг.
Очевидно, что данный метод не идеален и не может применяться в ответственном монтаже. Но все же это гораздо лучше, чем затягивать элементы конструкции, основываясь только на собственных ощущениях.
Несмотря на существование подобных «народных» способов затягивания болтов, желательно купить качественный динамометрический ключ, который позволит избежать подобных неудобств. Это станет гарантией качества, прочности и долговечности монтажа, который прослужит весь срок эксплуатации конструкций, машин или оборудования.
Таблица усилий затяжки дюймовых болтов
SAE класс болтов | 1 или 2 | 5 | 6 или 7 | 8 | ||||||||
Размер | Усилие | Усилие | Усилие | Усилие | ||||||||
(дюймы)-(резьба) 1/4 — 20 — 28 | Ft-Lb 5 6 | Кг/м 0.6915 0.8298 | Н/м 6.7791 8.1349 | Ft-Lb 8 10 | Кг/м 1.1064 1.3830 | Н/м 10.8465 13.5582 | Ft-Lb 10 | Кг/м 1.3630 | Н/м 13.5582 | Ft-Lb 12 14 | Кг/м 1.6596 1.9362 | Н/м 16.2698 18.9815 |
5/16 — 18 -24 | 11 13 | 1.5213 1.7979 | 14.9140 17.6256 | 17 19 | 2.3511 2.6277 | 23.0489 25.7605 | 19 | 2.6277 | 25.7605 | 24 27 | 3.3192 3.7341 | 32.5396 36.6071 |
3/8 — 16 — 24 | 18 20 | 2.4894 2.7660 | 24.4047 27.1164 | 31 35 | 4.2873 4.8405 | 42.0304 47.4536 | 34 | 4.7022 | 46.0978 | 44 49 | 6.0852 6.7767 | 59.6560 66.4351 |
7/16 — 14 — 20 | 28 30 | 3.8132 4.1490 | 37.9629 40.6745 | 49 55 | 6.7767 7.6065 | 66.4351 74.5700 | 55 | 7.6065 | 74.5700 | 70 78 | 9.6810 10.7874 | 94.9073 105.7538 |
1/2 — 13 — 20 | 39 41 | 5.3937 5.6703 | 52.8769 55.5885 | 75 85 | 10.3785 11.7555 | 101.6863 115.2445 | 85 | 11.7555 | 115.2445 | 105 120 | 14.5215 16.5860 | 142.3609 162.6960 |
9/16 — 12 — 18 | 51 55 | 7.0533 7.6065 | 69.1467 74.5700 | 110 120 | 15.2130 16.5960 | 149.1380 162.6960 | 120 | 16.5960 | 162.6960 | 155 170 | 21.4365 23.5110 | 210.1490 230.4860 |
5/8 — 11 — 18 | 83 95 | 11.4789 13.1386 | 112.5329 128.8027 | 150 170 | 20.7450 23.5110 | 203.3700 230.4860 | 167 | 23.0961 | 226.4186 | 210 240 | 29.0430 33.1920 | 284.7180 325.3920 |
3/4 — 10 — 16 | 105 115 | 14.5215 15.9045 | 142.3609 155.9170 | 270 295 | 37.3410 40.7985 | 366.0660 399.9610 | 280 | 38.7240 | 379.6240 | 375 420 | 51.8625 58.0860 | 508.4250 568.4360 |
7/8 — 9 — 14 | 160 175 | 22.1280 24.2025 | 216.9280 237.2650 | 395 435 | 54.6285 60.1605 | 535.5410 589.7730 | 440 | 60.8520 | 596.5520 | 605 675 | 83.6715 93.3525 | 820.2590 915.1650 |
1 — 8 — 14 | 236 250 | 32.5005 34.5750 | 318.6130 338.9500 | 590 660 | 81.5970 91.2780 | 799.9220 849.8280 | 660 | 91.2780 | 894.8280 | 910 990 | 125.8530 136.9170 | 1233.7780 1342.2420 |
Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.
В какой последовательности затягивать колесные гайки ?
Протяжка гаек осуществляется крест-накрест. Чтобы было более понятно, смотрите на прикрепленное изображение ниже:
На сегодня это все. Если у кого-то есть вопросы, мысли, дополнения – милости прошу в комментарии. Они как всегда открыты, ждут вопросов и обсуждений.
Время на чтение: 3 минуты
После выполнения ремонтных работ ходовой части автомобиля многим новичкам кажется, что самая трудная часть работы осталась позади. Но чтобы прикрутить колесо, некоторые, не рассчитывая собственных сил, заламывают болт или шпильку. Эта проблема актуальна среди многих водителей. Для избежания неблагоприятных последствий необходимо приобрести динамометрический ключ, а также освоить навыки.
Смазка колесных дисков
Существует несколько проблем, с которыми автолюбители сталкиваются. Прежде всего, это ржавчина. Со временем коррозия повреждает не только резьбу, но и саму шляпку. Однако эта проблема не касается тех метизов, которые с завода покрыты антикоррозийным составом.
Довольно часто болты прикипают. Это явление делает затруднительным использование электрического гайковерта. Сложно откручивать метизы и вручную. Когда головка болта при откручивании обламывается, многие владельцы транспортных средств говорят о недостаточном уровне смазки. Но относительно целесообразности применения смазочных материалов для резьбовой части колесных болтов ведутся споры. Одни автовладельцы утверждают, что смазывающие составы позволяют значительно продлить срок службы болтов. Другие являются противниками использования различных смазок для колесных болтов, поскольку считают, что масло может способствовать раскручиванию метизов во время движения авто.
Двигатель
Наименование узла, детали | Момент затяжки, Н·м |
Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач | 48 |
Болт и гайка крепления переходника к кронштейну левой опоры силового агрегата | 68 |
Болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к картеру коробки передач | 90 |
Гайка болта крепления задней опоры силового агрегата к подрамнику/кронштейну коробки передач | 68 |
Гайки и болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата | 55 |
Болт крепления верхней/нижней передней и задней крышек привода ГРМ | 10 |
Болт крепления крышки головки блока цилиндров | 10 |
Болт крепления механизма автоматического натяжения ремня привода ГРМ | 25 |
Болт шкива распределительного вала | 67 |
Болт крепления крышки подшипника распределительного вала | 16 |
Болт крепления головки блока цилиндров | 25
довернуть на 70° довернуть на 70° довернуть на 50° |
Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов | 95
довернуть на 30° довернуть на 15° |
Болт крепления маховика | 35
довернуть на 30° довернуть на 15° |
Болт крепления крышки коренного подшипника | 50
довернуть на 45° довернуть на 15° |
Болт крепления крышки шатуна | 25
довернуть на 30° довернуть на 15° |
Болт крепления воздушного фильтра | 12 |
Гайка крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров | 25 |
Болт и гайка дроссельного узла | 15 |
Болт крепления корпуса термостата | 20 |
Гайка крепления расширительного бачка системы охлаждения | 4 |
Винт насоса охлаждающей жидкости | 10 |
Гайка крепления выпускного коллектора к головке блока цилиндров | 25 |
Гайка крепления промежуточной трубы | 40 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | 20 |
Болт крепления топливной рампы | 25 |
Болт крепления датчика положения коленчатого вала | 10 |
Болт крепления катушки зажигания | 10 |
Болт крепления клапана рециркуляции отработавших газов | 20 |
Болт крепления датчика детонации | 20 |
Болт крепления датчика фаз | 10 |
Датчик концентрации кислорода | 40 |
Датчик недостаточного давления масла | 40 |
Пробка сливного отверстия поддона | 35 |
Свеча зажигания | 25 |
Выбор класса прочности болта
Если говорить о практическом подборе марок болтов и других резьбовых крепежей в комплектации узлов и механизмов, обоснованием выбора является требование к усилию затяжки. Основная часть соединений придерживается условиям не менее 20-25% запаса прочности по отношению к техническим характеристикам в виде усилий затяжки конкретных сборочных резьбовых креплений.
Так, к примеру технические требования к монтажу маховика двигателя Д-240, Д-243 трактора МТЗ 82 составляет усилие 160 -180 Н·м каждого штатного болта, где соответствующий болт М14Х1.5 имеет максимальный предел усилия в затяжке 235 Н·м в классе прочности 12.9, что в общем соответствует запасу прочности в 20-25%.
Вместе с этим, в отдельных случаях, особенно, что касается затяжки головок цилиндров, данный алгоритм не работает в виду факторов: использования специальных высокопрочных сплавов в изготовлении шпилек, особенностей конструкции силовых установок, действия термодинамических нагрузок, а также учёта поправок на усадку уплотнительной прокладки и материала изготовления головки цилиндров и блока двигателя. В таких случаях нужно руководствоваться только техническими рекомендациями завода производителя основанных на проектных расчётах.
П.С.
В заключении, от себя отмечу, что приводить раскладку всех принципов теории расчёта крепежей по науке «Сопромата» (Сопротивления материалов) не вижу смысла, так как для большинства пользователей это будет мало понятно и неинтересно, а отдельные уникумы и перфекционисты в любом случае будут не удовлетворены изложенным материалом и при желании сами найдут свою индивидуальную истину на просторах сети.
Маркировка и класс прочности деталей
Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.
- Цифра до точки обозначает номинальный размер прочности предельного разрыва, рассчитывается как 1/100, и ее измерение осуществляется в МПа. К примеру, если на изделии указана маркировка — 9.2, то значение первого числа будет составлять 9*100=900 МПа.
- Цифра после точки является предельной текучестью по отношению к прочности, после расчета число необходимо умножить на 10, как указано в примере: 1*8*10=80 МПа.
Обозначение класса прочности метрических болтов
Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.
Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.
Обозначение класса прочности дюймовых болтов
Варианты устранения проблемы
Большинство владельцев автомобиля стремиться справиться с течью масла. Можно выделить основные способы улучшения ситуации.
Замена прокладку на новую
Покупается новая прокладка клапанной крышки высокого качества. Кто-то предпочитает изделие под брендом Victor Reinz, кому-то нравится прокладка фирмы Elring. Эти изделия выгодно отличаются от других, они имеют Т-образное поперечное сечение, увеличенную толщину рабочей части, и лучше «сидят» в пазах крышки.
В помощь прокладке добавляют термостойкий герметик. Одновременно устанавливаются уплотнительные кольца вокруг втулок болтов крепления крышки.
Установка крышки клапанов нового исполнения.
Существует крышка клапанной коробки нового образца. В ней втулки болтов уже не выступают наружу. Артикул крышки GM 251 922 08. В комплект поставки входит прокладка, уплотнительные кольца под болты и клапан PCV.
В паре с качественной «родной» прокладкой такая крышка может защитить двигатель от течи масла.
Затяжку болтов крышки следует вести «крест на крест», от центра к периферии, желательно в два или, лучше, в три приема. Последнюю затяжку надо делать динамометрическим ключом, момент затяжки не более 10 Н*м.
Затем дать застыть герметику, это от получаса до двух часов, завести двигатель, прогреть его минут 15 – 20. После чего проверить моменты затяжки каждого болта крепления крышки. При необходимости подтянуть болты.
Установка алюминиевой крышки клапанов
В автомагазинах можно встретить алюминиевые крышки клапанов. Например, такие:
Изготавливаются они в Китае. Отрицательных отзывов о них практически нет. Крышки комплектуется «родной» прокладкой. Кто-то из владельцев Лачетти покупал их в России, другие приобретали крышки с помощью службы «Али Экспресс». Цена вопроса от 5 до 8 тысяч рублей. Те, кто поставил такие изделия сообщают на тематических сайтах, что проблемы с течью масла кардинально решены.
Какой из способов выбрать – решать самому владельцу Лачетти.
Маленькая хитрость
Не у каждого автомобилиста есть динамометрический ключ. А протяжку болтов крышки надо делать с его помощью, иначе можно получить неравномерный прижим прокладки по плоскости, что рано или поздно вызовет течь масла.
Есть достаточно простой выход из положения. В домашнем хозяйстве легко найти пружинный или даже электронный безмен. Вороток для торцевой головки несложно удлинить до требуемой величины, например, 0,5 метра. Нет головки и воротка, можно прикрутить удлинитель к накидному или даже рожковому ключу.
Момент затяжки болтов клапанной крышки 10 Н*м или приблизительно 1кгс*м. При плече 0,5 метра усилие, с которым надо тянуть удлинитель ключа составит 2 кгс. Вполне реально и не тяжело! Конечно точность такой самоделки будет меньше, чем у настоящего динамометрического ключа, но это гораздо лучше, чем затягивать болты «на глазок».
Определение момента затяжки
Динамометрическим ключом
Подбор этого инструмента должен осуществляться так, чтобы затяжной момент на крепежном элементе был на 20-30% меньше, нежели значение максимального момента на используемом ключе. Если попытаться превысить допустимый лимит, то инструмент может легко сломаться.
Чтобы выполнить вторичную протяжку болтов, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Точно знать значение необходимого затяжного усилия.
- Выполняя контрольную проверку затяжки, необходимо выставлять усилие и проверять по кругу каждый крепежный элемент.
- Запрещается пользоваться динамометрическим ключом как обычным, его не стоит использовать для закрутки деталей, гаек и болтов, чтобы получить лишь примерное усилие. Его стоит использовать для выполнения контрольной протяжки.
- У динамометрического ключа должен быть запас для измерения момента усилия.
Особенности работы резьбовых соединений
В любом резьбовом креплении важно, чтобы крепёж не был перетянут или несколько ослаблен (недотянут), то есть усилие соответствовало определённому моменту. Слишком перетянутый или ослабленный крепёж приводит к быстрому выходу из строя крепежа, что в итоге приводит к поломке или снижению рабочего ресурса в целом конструкции
Болт затянутый с оптимальным моментом немного растягивается, не превышая порога сил упругости материала, в случае превышения которых происходит необратимое разрушение крепежа. При этом созданное усилие упругости максимально работает на сжатие двух соединяемых деталей и характеризуется устойчивостью к усталостному разрушению. Одновременно силой упругости болта в соединяемых крепежом деталей возникают уравновешивающие силы сопротивления материала соединяемых поверхностей. Такое явление называют предварительным натягом в соединении деталей.
Действие сил в затянутом резьбовом соединения
В недотянутом крепеже сдавливающая сила упругости будет отсутствовать или будет недостаточной, что в результате динамических нагрузок приведёт к дальнейшему ослаблению, увеличению зазора с последующим разрушением соединения.
Перетянутый крепёж характеризуется превышением порога упругости материала болта, и его пластичное линейное удлинение в конечном итоге приводит к разрушению соединения, учитывая потерю сдавливающей силы.
В составе любой спроектированной, сертифицированной конструкции все усилия технически обоснованы с учётом:
- диаметра резьбовых элементов,
- материала их изготовления,
- шага резьбы,
- высоты крепёжной гайки и мощности головки болта,
- числа крепежей в составе крепления одной детали,
- с учётом статических, динамических, температурных нагрузок,
- в отдельных случаях с учётом коррозийного действия на детали
Поэтому в сборочных технологических картах любых машин или конструкций различного назначения производители обязательно расписывают все усилия протяжки.
Таблица предельно допустимого момента затяжки болтов и гаек
При отсутствии нормативных технических данных на усилие тех или иных креплений в составе конструкций, осуществляя сборку ориентироваться можно на класс прочности болтов в составе узла, где каждый вид крепежа в заводской комплектации имеет характеристику допустимой степени затяжки конкретной точки крепления в конструкции. И наоборот, имея технические данные по усилиям затяжки отдельных креплений, таблица поможет в подборе болтов и гаек для комплектации конкретного узла.
Таблица усилий для стандартной метрической резьбы без покрытия (чёрной) с коэффициентом трения в 0.14
Диаметр резьбы | Классы прочности | |||
5.6 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
Предельные усилия затяжки Н·М | ||||
М3 | 0.6 | 1.37 | 1.92 | 2.3 |
М4 | 1.37 | 3.1 | 4.4 | 5.25 |
М5 | 2.7 | 6.15 | 8.65 | 10.4 |
М6 | 4.6 | 10.5 | 15 | 18 |
М7 | 7.6 | 17.5 | 25 | 29 |
М8 | 11 | 26 | 36 | 43 |
М10 | 22 | 51 | 72 | 87 |
М12 | 39 | 89 | 125 | 150 |
М14 | 62 | 141 | 198 | 240 |
М16 | 95 | 215 | 305 | 365 |
М18 | 130 | 295 | 420 | 500 |
М20 | 184 | 420 | 590 | 710 |
М22 | 250 | 570 | 800 | 960 |
М24 | 315 | 725 | 1020 | 1220 |
М27 | 470 | 1070 | 1510 | 1810 |
М30 | 635 | 1450 | 2050 | 2450 |
М33 | 865 | 1970 | 2770 | 3330 |
М36 | 1111 | 2530 | 3560 | 4280 |
М39 | 1440 | 3290 | 4620 | 5550 |
Таблица болтов и гаек с мелкой метрической резьбой без покрытия с коэффициентом трения 0.14
Диаметр резьбы | Классы прочности | ||
8.8 | 10.9 | 12.9 | |
Усилия затяжки Н·М | |||
М8Х1 | 27 | 38 | 45 |
М10Х1.25 | 52 | 73 | 88 |
М12Х1.25 | 95 | 135 | 160 |
М14Х1.5 | 150 | 210 | 250 |
М16Х1.5 | 225 | 315 | 380 |
М18Х1.5 | 325 | 460 | 550 |
М20Х1.5 | 460 | 640 | 770 |
М22Х1.5 | 610 | 860 | 1050 |
М24Х2 | 780 | 1100 | 1300 |
Естественно каждый крепёж, в соответствии со своим классом, имеет свой запас прочности, превышающий допустимую силу, указанную в характеристиках. Поэтому, граничное растягивающее усилие, при котором происходит разрушающее изменение в структуре тела крепежа несколько выше указанных данных в таблице.
В соответствии с нормативными актами, регламентирующих испытание элементов резьбовых крепежей, такой запас может составлять от 5 до 15%
Если не брать во внимание свойства используемого сплава для изготовления крепежа соответствующего классу, значение запаса прочности (5-15%) зависит от следующих факторов: материал соединяемых деталей (чугун, сталь, цветной сплав, пластик или композитный материал); отсутствие или наличие антикоррозийного слоя; длина резьбы крепежа; наличие или отсутствие смазки
Подробнее о методиках испытаний, и данные по усилиям в соответствии с используемыми марками сталей в изготовлении резьбовых элементов различных диаметров сечения указаны в регламентирующем нормативном акте ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.