Момент затяжки болтов

F16d3 момент затяжки гбц

Контроль над затяжкой крепежных элементов

Рекомендуем выполнять контролируемую затяжку крепежных элементов. С помощью применения динамометрических приспособлений вы получаете сразу несколько преимуществ:

  • Точная нагрузка на элементы крепежа позволяет не опасаться за целостность метиза, гайки и надежность резьбы.
  • Распределение нагрузки при вкручивании становится равномерным. Это позволяет гарантировать равномерное сжатие в крепежных соединениях и повышает надежность конструкции в целом.
  • Исключен риск травматизма на работе. Прибор помогает избежать чрезмерно высокого усилия, и делает работу с крепежными элементами более простой и безопасной.
  • Экономия времени. Чтобы закрутить гайку, требуется намного меньше времени, чем при отсутствии динамометрических приборов.
  • Отсутствие брака при выполнении крепежных соединений.

Чтобы каждый желающий мог затянуть болты с нужным усилием, применяются динамометрические ключи. Динамометрические приспособления востребованы во всех сферах строительства, в ремонте и производстве автомобилей, при сборке мебели, бытовой техники и во многих других областях. Существует несколько разновидностей этого инструмента:

  • Динамометрический ключ щелчкового типа — наиболее распространенная разновидность инструмента. Когда достигнуто требуемое усилие затяжки болтов, ключ щелкает и перестает передавать крутящий момент на крепежное соединение. Предельное значение силы закручивания выставляется заранее.
  • Стрелочный динамометрический ключ — требует контроля над прилагаемым усилием во время применения. Главный недостаток — требуемое значение силы невозможно выставить предварительно. Это особенно неудобно, если крепеж нужно установить в труднодоступном месте. Принцип работы инструмента: рукоятка со шкалой перемещается на некий угол. Указатель ключа при этом остается зафиксированным. Стрелочный ключ не подойдет для человека без опыта — он требует профессионализма и умения «почувствовать» усилие при закручивании гаек.
  • Цифровой динамометрический ключ работает так же, как и предельный ключ. Разница в том, что замер усилия затягивания болтов производится с помощью электронного механизма. Когда необходимая величина крутящего момента при завинчивании гайки достигнута, раздается звуковой сигнал. Отследить изменение силы закручивания во времени можно на цифровом дисплее устройства.

Когда требуется затянуть высокопрочные болты, может потребоваться дополнительный инструмент для усиления крутящего момента. Для этих целей принято использовать ключ-мультипликатор. Также этот инструмент пригодится для затягивания гаек в труднодоступных местах. Мультипликатор следует выбирать с учетом характеристик динамометрического ключа. Специалисты рекомендуют покупать динамометрический ключ с усилием, которое в 5 раз меньше, чем у мультипликатора. Форма мультипликатора может быть любой — выбор зависит от личных предпочтений и удобства в работе. Применять ключ-мультипликатор без динамометрического инструмента нельзя. Это равнозначно приложению рычага значительной длины без контроля усилия крутящего момента. В результате можно получить перетянутое крепежное соединение.

Если вам нужно рассчитать, с каким усилием затягивать болты во время смены колес легкового или грузового автомобиля, вы можете просто установить на смартфон специальное приложение. Подходящее ПО для гаджетов выпустила компания Bridgestone. Приложение работает очень просто: пользователь вводит марку авто, и получает величину момента силы затяжки болтов с необходимыми допусками. Теперь не нужно сохранять таблицы в облако или носить с собой бумажные инструкции — программа подскажет, как нужно закручивать метизы в соответствии с рекомендациями производителя.

Замена прокладки крышки клапанов на Шевроле Лачетти

Сама по себе работа не займёт больше получаса, если точно следовать алгоритму действий и собрать все необходимые расходники.

Работа проходит следующим образом:

  1. Открываем капот и снимаем минусовую клемму с аккумулятора.

    Снимаем минусовую клемму.

  2. Откручиваем пластиковую декоративную накладку.

    Пластиковая накладка отмечена стрелочкой.

  3. Аккуратно ослабляем хомуты крепления шлангов сапуна и вентиляционного клапана. При желании можно заменить и его. Номер фирменного клапана в каталоге — GM-96 495288.

    Послабляем хомут и снимаем шланг справа.

    Снимаем два шланга слева.

  4. С помощью отвёртки и плоскогубцев аккуратно отключаем контактную колодку от датчиков положения распредвала, а жгут с проводами отводим в сторону.

    Отключаем колодку проводов от датчика положения распредвала.

  5. Снимаем колпачки со свечей, а высоковольтные провода отводим в сторону.
  6. Кожух защиты привода газораспределительного механизма можно не снимать, но по случаю есть смысл проверить состояние приводного ремня. Кожух крепится болтами на 10 с левого торца мотора.

    Проверяем состояние и натяжение приводного ремня.

  7. Теперь можно откручивать все 15 болтов крепления клапанной крышки. Делаем это торцовым ключом на десять.

    Откручиваем болты крепления крышки ключом на 10.

  8. Снимаем крышку, любуемся распредвалами. Крышка должна сняться вместе с прокладкой.

    Снимаем крышку головки блока цилиндров.

  9. Вынимаем старую прокладку и хорошенько моем крышку изнутри и снаружи.

    Удаляем старую прокладку из клапанной крышки и хорошенько моем крышку.

  10. Очищаем привалочную плоскость на головке блока и обезжириваем её.

    Чистим поверхность головки блока от масла и старого герметика.

  11. Обезжириваем привалочную плоскость крышки и наносим тонкий слой герметика. С герметиком нужно не перестараться, чтобы излишки его не ушли бродить по масляным каналам двигателя.

    Наносим герметик тонким слоем в паз крышки и ставим новую прокладку.

  12. Устанавливаем новую прокладку и наносим минимум герметика на плоскость головки блока.

    Наносим немного герметика, как показано на рисунке.

  13. Надеваем на болты новые уплотнительные кольца.

    Устанавливаем новые уплотнительные кольца.

  14. Устанавливаем крышку на место, устанавливаем болты.

    Устанавливаем крышку.

Полезные советы

Очень важно при затяжке болтов использовать динамометрический ключ, во-первых, болты могут запросто сломаться, во-вторых, при пережатии хотя бы одного из них, крышка может деформироваться, а если болт недожать, течь масла будет обеспечена. Номинальная сила затяжки болтов клапанной крышки — 10 Нм

Затягиваем болты с усилием 10Нм.

Порядок затяжки болтов.

Придержи панель

Все остальное собирается в обратной последовательности, но декоративную панель пока лучше не ставить. Пару сотен километров нужно контролировать течь масла. В зависимости от применяемого герметика, срок его застывания может быть разным — от нескольких часов до суток, поэтому сразу после сборки запускать мотор нежелательно.

Собираем расходники и инструменты

Поэтому неплохо было бы купить комплект фирменных новых болтов. Их каталожный артикул — 94 500 909. Покупать их лучше с запасом, стоят они около 20 рублей за штуку, а для крышки их нужно 15 штук.

Комплект болтов артикул — 94 500 909 и прокладка REINZ артикул — 15-53456-01.

Уплотнители для головок болтов

Кроме болтов и прокладки нужно будет заменить уплотнители для головок болтов. Фирменные GM-96353007 быстро теряют эластичность и пропускают масло. Публика, как правило, устанавливает уплотнительные кольца от двигателя КамАЗа, белые силиконовые и претензий к ним нет.

Камазовские колечки под болты клапанной крышки.

Выбор герметика

Об этом должно быть написано на упаковке (sensor-save). Герметик должен выдерживать высокую температуру, хорошей репутацией пользуются составы Permatex RTV Silicone High-Temp, Permatex Ultra Black, можно использовать и любой другой высокотемпературный. Кроме этого, желательно найти подходящий обезжириватель и аэрозольное средство для чистки карбюраторов. Им мы будем мыть клапанную крышку. Можно использовать смесь растворителя и керосина в равных пропорциях.

Герметик Permatex RTV Silicone High-Temp.

Герметик Permatex Ultra Black.

Инструменты

Теперь подберём инструменты:

  1. Набор ключей и отвёрток.
  2. Плоскогубцы.
  3. Крайне желательно при затяжке болтов крышки использовать динамометрический ключ.

Если для замены все готово, можно приступать к работе.

https://youtube.com/watch?v=x_gyB3QGrX4

Chevrolet Lacetti. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ И ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ*

Наименование, марка

Место смазки, заправки

Заправочный объем

Моторные масла уровня качества не ниже ILSAC
GF-3 и API SL, класса вязкости SAE 10W-30. Заменитель (при
низкой температуре окружающего воздуха) – SAE 5W-30

Картер двигателя, механизмы арматуры ку- зова
(замок капота и защелка, оси петель ка- пота, дверей, крышки
люка наливной горло- вины топливного бака)

3,75 л**

Трансмиссионное масло для механической
коробки передач с параметрами не ниже API GL-4, SAE 80W.
Заменитель (при низкой температуре окружающего воздуха) –
SAE 75W

Картеры коробки передач и главной передачи

1,8 л

Рабочая жидкость автоматической коробки
передач AISIN 81-40LE. Рекомендуемые жидкости ESSO JWS 3309
или TOTAL FLUID III G

Картер автоматической коробки передач

(5,77±0,2) л

Рабочая жидкость автоматической коробки
передач ZF 4HP16. Рекомендуемые жидкос- ти ESSO LT 71141 или
TOTAL ATF H50235

То же

(6,9±0,2) л

ШРУС-4, ШРУС-4М, импортные смазки на литиевой
основе с 5% молибдена

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС)
приводов передних и задних колес

В наружный шарнир – 100 г, во вну- тренний
шарнир Трипод – 150 г, во внутренний шарнир Лебро – 100 г

ЛСЦ-15, импортные смазки на литиевой основе
для смазки узлов трения и тросов

Тросы приводов замков капота, люка налив- ной
горловины топливного бака, механизма управления коробкой
передач, салазки перед- них сидений, замки и ограничители
дверей

По потребности

Тормозные жидкости гликолевые с параметрами
по FMVSS 116 не ниже DOT-3

Гидравлические системы приводов тормозов и
выключения сцепления

По потребности (до метки «MAX» на стенке
бачка)

Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля
для алюминиевых радиаторов

Система охлаждения двигателя

7,2 л***

Жидкость для гидравлической системы усилителя
рулевого управления DEXRON II-D или DEXRON III

Бачок насоса гидравлического усилителя ру-
левого управления

1,1 л

Смесь воды со специальной жидкостью «ОБЗОР»,
«ГЛАССОЛ» или стеклоомывающая жидкость «АСПЕКТ»

Бачок омывателя ветрового стекла и стекла
двери задка

До верхней кромки горловины бачка

*Смазочные материалы, применяемые жидкости и заправочные объемы
одинаковы для двигателей F14D и F16D.

**Для двигателя T18SED – 4,0 л.

***Для двигателя T18SED – 7,4 л.

Расшифровка аббревиатур, используемых на электросхемах

ACC — Положение выключателя (замка) зажигания

ACP — Датчик давления хладагента в системе кондиционирования BAT —
Аккумуляторная батарея, напряжение аккумуляторной батареи

BTSI — Электромагнитный клапан блокировки рычага переключения передач
CAN — Шина передачи данных

CHMSL — Дополнительный стоп-сигнал СКР — Датчик положения коленчатого
вала

СМР — Датчик положения распределительного вала CYL — Цилиндр

DLC — Диагностический разъем

ЕВСМ — Блок управления тормозной системой

ЕСМ — Электронный блок системы управления двигателем ЕСТ — Датчик
температуры охлаждающей жидкости

ЕЕGR — Электрическая система рециркуляции отработавших газов ЕGR —
Система рециркуляции отработавших газов

EVAP — Система улавливания паров топлива IGN — Зажигание

МАР — Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе MICOM — Блок
управления комбинацией приборов

SDM — Блок управления SRS

TCM — Блок управления автоматической коробкой передач TPS — Датчик
положения дроссельной заслонки

VGIS — Электромагнитный клапан системы переменной геометрии впускного
трубопровода VSS — Датчик скорости автомобиля

////////////////////////////

Затяжка болта без динамометрического ключа

При необходимости можно получить нужное затяжное усилие без динамометрического ключа. Чтобы сделать затяжку, понадобится обычный ключ, лучше всего подойдет рожковый или накидной, рулетка или линейка и кантор с пределом измерения до 40 кг, оптимально подойдет электронный прибор.

Сначала в таблице нужно выяснить величину момента затяжки резьбового соединения. Далее требуется измерить длину ключа от центральной части головки болта до места приложения вращающей силы в сантиметрах. После этого вычисляем значение, которое должно быть на канторе по формуле F=M/(0.1·L), где М – момент силы из таблицы, а L – длина ключа в сантиметрах. Например, если нужно затянуть болт М6 класса прочности 8.8 ключом длиной 25 см, нужно действовать так:

  • В таблице находим значение момента затяжки, которое равно 10,5 Н·м.
  • Производим вычисление по формуле F= 10,5/(0.1•25)=4,2 кг•м или килограмм силы на метр.
  • На расстоянии 25 см от головки болта, под углом 90 градусов к продольной оси ключа располагаем кантор и натягиваем его до тех пор, пока он не покажет 4,2 кг.

Очевидно, что данный метод не идеален и не может применяться в ответственном монтаже. Но все же это гораздо лучше, чем затягивать элементы конструкции, основываясь только на собственных ощущениях.

Несмотря на существование подобных «народных» способов затягивания болтов, желательно купить качественный динамометрический ключ, который позволит избежать подобных неудобств. Это станет гарантией качества, прочности и долговечности монтажа, который прослужит весь срок эксплуатации конструкций, машин или оборудования.

Таблица усилий затяжки дюймовых болтов

SAE класс болтов 1 или 2 5 6 или 7 8
Размер Усилие Усилие Усилие Усилие
(дюймы)-(резьба) 1/4 — 20 — 28 Ft-Lb 5 6 Кг/м 0.6915 0.8298 Н/м 6.7791 8.1349 Ft-Lb 8 10 Кг/м 1.1064 1.3830 Н/м 10.8465 13.5582 Ft-Lb 10 Кг/м 1.3630 Н/м 13.5582 Ft-Lb 12 14 Кг/м 1.6596 1.9362 Н/м 16.2698 18.9815
5/16 — 18 -24 11 13 1.5213 1.7979 14.9140 17.6256 17 19 2.3511 2.6277 23.0489 25.7605 19 2.6277 25.7605 24 27 3.3192 3.7341 32.5396 36.6071
3/8 — 16 — 24 18 20 2.4894 2.7660 24.4047 27.1164 31 35 4.2873 4.8405 42.0304 47.4536 34 4.7022 46.0978 44 49 6.0852 6.7767 59.6560 66.4351
7/16 — 14 — 20 28 30 3.8132 4.1490 37.9629 40.6745 49 55 6.7767 7.6065 66.4351 74.5700 55 7.6065 74.5700 70 78 9.6810 10.7874 94.9073 105.7538
1/2 — 13 — 20 39 41 5.3937 5.6703 52.8769 55.5885 75 85 10.3785 11.7555 101.6863 115.2445 85 11.7555 115.2445 105 120 14.5215 16.5860 142.3609 162.6960
9/16 — 12 — 18 51 55 7.0533 7.6065 69.1467 74.5700 110 120 15.2130 16.5960 149.1380 162.6960 120 16.5960 162.6960 155 170 21.4365 23.5110 210.1490 230.4860
5/8 — 11 — 18 83 95 11.4789 13.1386 112.5329 128.8027 150 170 20.7450 23.5110 203.3700 230.4860 167 23.0961 226.4186 210 240 29.0430 33.1920 284.7180 325.3920
3/4 — 10 — 16 105 115 14.5215 15.9045 142.3609 155.9170 270 295 37.3410 40.7985 366.0660 399.9610 280 38.7240 379.6240 375 420 51.8625 58.0860 508.4250 568.4360
7/8 — 9 — 14 160 175 22.1280 24.2025 216.9280 237.2650 395 435 54.6285 60.1605 535.5410 589.7730 440 60.8520 596.5520 605 675 83.6715 93.3525 820.2590 915.1650
1 — 8 — 14 236 250 32.5005 34.5750 318.6130 338.9500 590 660 81.5970 91.2780 799.9220 849.8280 660 91.2780 894.8280 910 990 125.8530 136.9170 1233.7780 1342.2420

Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.

В какой последовательности затягивать колесные гайки ?

Протяжка гаек осуществляется крест-накрест. Чтобы было более понятно, смотрите на прикрепленное изображение ниже:

На сегодня это все. Если у кого-то есть вопросы, мысли, дополнения – милости прошу в комментарии. Они как всегда открыты, ждут вопросов и обсуждений.

Время на чтение: 3 минуты

После выполнения ремонтных работ ходовой части автомобиля многим новичкам кажется, что самая трудная часть работы осталась позади. Но чтобы прикрутить колесо, некоторые, не рассчитывая собственных сил, заламывают болт или шпильку. Эта проблема актуальна среди многих водителей. Для избежания неблагоприятных последствий необходимо приобрести динамометрический ключ, а также освоить навыки.

Смазка колесных дисков

Существует несколько проблем, с которыми автолюбители сталкиваются. Прежде всего, это ржавчина. Со временем коррозия повреждает не только резьбу, но и саму шляпку. Однако эта проблема не касается тех метизов, которые с завода покрыты антикоррозийным составом.

Довольно часто болты прикипают. Это явление делает затруднительным использование электрического гайковерта. Сложно откручивать метизы и вручную. Когда головка болта при откручивании обламывается, многие владельцы транспортных средств говорят о недостаточном уровне смазки. Но относительно целесообразности применения смазочных материалов для резьбовой части колесных болтов ведутся споры. Одни автовладельцы утверждают, что смазывающие составы позволяют значительно продлить срок службы болтов. Другие являются противниками использования различных смазок для колесных болтов, поскольку считают, что масло может способствовать раскручиванию метизов во время движения авто.

Двигатель

Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач 48
Болт и гайка крепления переходника к кронштейну левой опоры силового агрегата 68
Болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к картеру коробки передач 90
Гайка болта крепления задней опоры силового агрегата к подрамнику/кронштейну коробки передач 68
Гайки и болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата 55
Болт крепления верхней/нижней передней и задней крышек привода ГРМ 10
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 10
Болт крепления механизма автоматического натяжения ремня привода ГРМ 25
Болт шкива распределительного вала 67
Болт крепления крышки подшипника распределительного вала 16
Болт крепления головки блока цилиндров 25

довернуть на 70°

довернуть на 70°

довернуть на 50°

Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов 95

довернуть на 30°

довернуть на 15°

Болт крепления маховика 35

довернуть на 30°

довернуть на 15°

Болт крепления крышки коренного подшипника 50

довернуть на 45°

довернуть на 15°

Болт крепления крышки шатуна 25

довернуть на 30°

довернуть на 15°

Болт крепления воздушного фильтра 12
Гайка крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров 25
Болт и гайка дроссельного узла 15
Болт крепления корпуса термостата 20
Гайка крепления расширительного бачка системы охлаждения 4
Винт насоса охлаждающей жидкости 10
Гайка крепления выпускного коллектора к головке блока цилиндров 25
Гайка крепления промежуточной трубы 40
Датчик температуры охлаждающей жидкости 20
Болт крепления топливной рампы 25
Болт крепления датчика положения коленчатого вала 10
Болт крепления катушки зажигания 10
Болт крепления клапана рециркуляции отработавших газов 20
Болт крепления датчика детонации 20
Болт крепления датчика фаз 10
Датчик концентрации кислорода 40
Датчик недостаточного давления масла 40
Пробка сливного отверстия поддона 35
Свеча зажигания 25

Выбор класса прочности болта

Если говорить о практическом подборе марок болтов и других резьбовых крепежей в комплектации узлов и механизмов, обоснованием выбора является требование к усилию затяжки. Основная часть соединений придерживается условиям не менее 20-25% запаса прочности по отношению к техническим характеристикам в виде усилий затяжки конкретных сборочных резьбовых креплений.

Так, к примеру технические требования к монтажу маховика двигателя Д-240, Д-243 трактора МТЗ 82 составляет усилие 160 -180 Н·м каждого штатного болта, где соответствующий болт М14Х1.5 имеет максимальный предел усилия в затяжке 235 Н·м в классе прочности 12.9, что в общем соответствует запасу прочности в 20-25%.

Вместе с этим, в отдельных случаях, особенно, что касается затяжки головок цилиндров, данный алгоритм не работает в виду факторов: использования специальных высокопрочных сплавов в изготовлении шпилек, особенностей конструкции силовых установок,  действия термодинамических нагрузок, а также учёта поправок на усадку уплотнительной прокладки и материала изготовления головки цилиндров и блока двигателя. В таких случаях нужно руководствоваться только техническими рекомендациями завода производителя основанных на проектных расчётах.

П.С.

В заключении, от себя отмечу, что приводить раскладку всех принципов теории расчёта крепежей по науке «Сопромата» (Сопротивления материалов) не вижу смысла, так как для большинства пользователей это будет мало понятно и неинтересно, а отдельные уникумы и перфекционисты в любом случае будут не удовлетворены изложенным материалом и при желании сами найдут свою индивидуальную истину на просторах сети.

Маркировка и класс прочности деталей

Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.

  1. Цифра до точки обозначает номинальный размер прочности предельного разрыва, рассчитывается как 1/100, и ее измерение осуществляется в МПа. К примеру, если на изделии указана маркировка — 9.2, то значение первого числа будет составлять 9*100=900 МПа.
  2. Цифра после точки является предельной текучестью по отношению к прочности, после расчета число необходимо умножить на 10, как указано в примере: 1*8*10=80 МПа.

Обозначение класса прочности метрических болтов

Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.

Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.

Обозначение класса прочности дюймовых болтов

Варианты устранения проблемы

Большинство владельцев автомобиля стремиться справиться с течью масла. Можно выделить основные способы улучшения ситуации.

Замена прокладку на новую

Покупается новая прокладка клапанной крышки высокого качества. Кто-то предпочитает изделие под брендом Victor Reinz, кому-то нравится прокладка фирмы Elring. Эти изделия выгодно отличаются от других, они имеют Т-образное поперечное сечение, увеличенную толщину рабочей части, и лучше «сидят» в пазах крышки.

В помощь прокладке добавляют термостойкий герметик. Одновременно устанавливаются уплотнительные кольца вокруг втулок болтов крепления крышки.

Установка крышки клапанов нового исполнения.

Существует крышка клапанной коробки нового образца. В ней втулки болтов уже не выступают наружу. Артикул крышки GM 251 922 08. В комплект поставки входит прокладка, уплотнительные кольца под болты и клапан PCV.

В паре с качественной «родной» прокладкой такая крышка может защитить двигатель от течи масла.

Затяжку болтов  крышки следует вести «крест на крест», от центра к периферии, желательно в два или, лучше, в три приема. Последнюю затяжку надо делать динамометрическим ключом, момент затяжки не более 10 Н*м.

Затем дать застыть герметику, это от получаса до двух часов, завести двигатель, прогреть его минут 15 – 20. После чего проверить моменты затяжки каждого болта крепления крышки. При необходимости подтянуть болты.

 Установка алюминиевой крышки клапанов

В автомагазинах можно встретить алюминиевые крышки клапанов. Например, такие:

Изготавливаются они в Китае. Отрицательных отзывов о них практически нет. Крышки комплектуется «родной» прокладкой. Кто-то из владельцев Лачетти покупал их в России, другие приобретали крышки с помощью службы «Али Экспресс». Цена вопроса от 5 до 8 тысяч рублей. Те, кто поставил такие изделия сообщают на тематических сайтах, что проблемы с течью масла кардинально решены.

Какой из способов выбрать – решать самому владельцу Лачетти.

Маленькая хитрость

Не у каждого автомобилиста есть динамометрический ключ. А протяжку болтов крышки надо делать с его помощью, иначе можно получить неравномерный прижим прокладки по плоскости, что рано или поздно вызовет течь масла.

Есть достаточно простой выход из положения. В домашнем хозяйстве легко найти пружинный или даже электронный безмен. Вороток для торцевой головки несложно удлинить до требуемой величины, например, 0,5 метра.  Нет головки и воротка, можно прикрутить удлинитель к накидному или даже рожковому ключу.

Момент затяжки болтов клапанной крышки 10 Н*м или приблизительно 1кгс*м. При плече 0,5 метра усилие, с которым надо тянуть удлинитель ключа составит 2 кгс. Вполне реально и не тяжело! Конечно точность такой самоделки будет меньше, чем у настоящего динамометрического ключа, но это гораздо лучше, чем затягивать болты «на глазок».

Определение момента затяжки

Динамометрическим ключом

Подбор этого инструмента должен осуществляться так, чтобы затяжной момент на крепежном элементе был на 20-30% меньше, нежели значение максимального момента на используемом ключе. Если попытаться превысить допустимый лимит, то инструмент может легко сломаться.

Чтобы выполнить вторичную протяжку болтов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Точно знать значение необходимого затяжного усилия.
  2. Выполняя контрольную проверку затяжки, необходимо выставлять усилие и проверять по кругу каждый крепежный элемент.
  3. Запрещается пользоваться динамометрическим ключом как обычным, его не стоит использовать для закрутки деталей, гаек и болтов, чтобы получить лишь примерное усилие. Его стоит использовать для выполнения контрольной протяжки.
  4. У динамометрического ключа должен быть запас для измерения момента усилия.

Особенности работы резьбовых соединений

В любом резьбовом креплении важно, чтобы крепёж не был перетянут или несколько ослаблен (недотянут), то есть усилие соответствовало определённому моменту. Слишком перетянутый или ослабленный крепёж приводит к быстрому выходу из строя крепежа, что в итоге приводит к поломке или снижению рабочего ресурса в целом конструкции

Болт затянутый с оптимальным моментом немного растягивается, не превышая порога сил упругости материала, в случае превышения которых происходит необратимое разрушение крепежа. При этом созданное усилие упругости максимально работает на сжатие двух соединяемых деталей и характеризуется устойчивостью к усталостному разрушению. Одновременно силой упругости болта в соединяемых крепежом деталей возникают уравновешивающие силы сопротивления материала соединяемых поверхностей. Такое явление называют предварительным натягом в соединении деталей.

Действие сил в затянутом резьбовом соединения

В недотянутом крепеже сдавливающая сила упругости будет отсутствовать или будет недостаточной, что в результате динамических нагрузок приведёт к дальнейшему ослаблению, увеличению зазора с последующим разрушением соединения.

Перетянутый крепёж характеризуется превышением порога упругости материала болта, и его пластичное линейное удлинение в конечном итоге приводит к разрушению соединения, учитывая потерю сдавливающей силы.

В составе любой спроектированной, сертифицированной конструкции все усилия технически обоснованы с учётом:

  • диаметра резьбовых элементов,
  • материала их изготовления,
  • шага резьбы,
  • высоты крепёжной гайки и мощности головки болта,
  • числа крепежей в составе крепления одной детали,
  • с учётом статических, динамических, температурных нагрузок,
  • в отдельных случаях с учётом коррозийного действия на детали

Поэтому в сборочных технологических картах любых машин или конструкций различного назначения производители обязательно расписывают все усилия протяжки.

Таблица предельно допустимого момента затяжки болтов и гаек

При отсутствии нормативных технических данных на усилие тех или иных креплений в составе конструкций, осуществляя сборку ориентироваться можно на класс прочности болтов в составе узла, где каждый вид крепежа в заводской комплектации имеет характеристику допустимой степени затяжки конкретной точки крепления в конструкции. И наоборот, имея технические данные по усилиям затяжки отдельных креплений, таблица поможет в подборе болтов и гаек для комплектации конкретного узла.

Таблица усилий для стандартной метрической резьбы без покрытия (чёрной) с коэффициентом трения в 0.14

Диаметр резьбы  Классы прочности
5.6 8.8 10.9 12.9
Предельные усилия затяжки Н·М
М3 0.6 1.37 1.92 2.3
М4 1.37 3.1 4.4 5.25
М5 2.7 6.15 8.65 10.4
М6 4.6 10.5 15 18
М7 7.6 17.5 25 29
М8 11 26 36 43
М10 22 51 72 87
М12 39 89 125 150
М14 62 141 198 240
М16 95 215 305 365
М18 130 295 420 500
М20 184 420 590 710
М22 250 570 800 960
М24 315 725 1020 1220
М27 470 1070 1510 1810
М30 635 1450 2050 2450
М33 865 1970 2770 3330
М36 1111 2530 3560 4280
М39 1440 3290 4620 5550

Таблица болтов и гаек с мелкой метрической резьбой без покрытия с коэффициентом трения 0.14

Диаметр резьбы  Классы прочности
8.8 10.9 12.9
Усилия затяжки Н·М
М8Х1 27 38 45
М10Х1.25 52 73 88
М12Х1.25 95 135 160
М14Х1.5 150 210 250
М16Х1.5 225 315 380
М18Х1.5 325 460 550
М20Х1.5 460 640 770
М22Х1.5 610 860 1050
М24Х2 780 1100 1300

Естественно каждый крепёж, в соответствии со своим классом, имеет свой запас прочности, превышающий допустимую силу, указанную в характеристиках. Поэтому, граничное растягивающее усилие, при котором происходит разрушающее изменение в структуре тела крепежа несколько выше указанных данных в таблице.

В соответствии с нормативными актами, регламентирующих испытание элементов резьбовых крепежей, такой запас может составлять от 5 до 15%

Если не брать во внимание свойства используемого сплава для изготовления крепежа соответствующего классу, значение запаса прочности (5-15%) зависит от следующих факторов: материал соединяемых деталей (чугун, сталь, цветной сплав, пластик или композитный материал); отсутствие или наличие антикоррозийного слоя; длина резьбы крепежа; наличие или отсутствие смазки

Подробнее о методиках испытаний, и данные по усилиям в соответствии с используемыми марками сталей в изготовлении резьбовых элементов различных диаметров сечения указаны в регламентирующем нормативном акте ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: