Почему акб не заряжается и что можно сделать
Средний срок службы акб около шести лет. Постепенно скорость разрядки увеличивается, а эффективность зарядки снижается. Причина этого – сульфатация пластин или скапливание на пластинах отложений сульфата. Он образуется в процессе химической реакции взаимодействия серной кислоты (электролита), свинца и диоксида свинца (материалы из которых изготовлены пластины). Теоретически при зарядке акб этот процесс должен быть полностью обратим, однако на практике сульфат не возвращается полностью в исходное состояние. Устранить эту проблему позволяет десульфатация аккумулятора сменой полярности или переполюсовка.
Для этого акб полностью разряжают, а затем выполняют зарядку, подключив минус к плюсу, а плюс к минусу. В итоге расположение зарядов на контактах меняется, что значит обратная полярность аккумулятора станет прямой.
Однако, это может быть неудобно, поскольку при отсутствии владельца автомобиля, будет не понятно – как узнать полярность восстановленного аккумулятора. Для решения этой проблемы, если акб изначально хорошего качества (низкокачественный просто сгорит), можно сразу выполнить обратную переполюсовку, восстановив до 80% емкости.
Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия»
Обычно эту информацию можно получить из технической документации оборудования, но существуют и другие способы определения полярности. Проблема часто решается путем визуального осмотра без использования дополнительных инструментов. На верхней части батареи или на колпачках электродов должна быть маркировка. Они обозначаются как «+» или «-«. Иногда «neg» означает минус, а «pos» — плюс.
Маркировка минусовой клеммы
В дополнение к маркировке используется цифра 0 или 1. Ноль указывает на обратную полярность, что характерно для европейских автомобилей. Один — для устройств с положительной полярностью, предназначенных для отечественных и азиатских автомобилей.
На минусовой стороне может быть установлено черное или синее кольцо, а на плюсовой — красное. Некоторые модели не имеют кольца, но оснащены защитными колпачками. Они также бывают черными (иногда синими) и красными
Если маркировка отсутствует, обратите внимание на толщину выводов. Минусовой имеет меньший диаметр, плюсовой — более толстый
Существуют различия в конструкции батарей «Европа» и «Азия». Азиатские версии имеют более узкое и высокое расположение электродов и часто не имеют ребер жесткости. В европейском автомобиле кронштейны расположены снизу и предназначены для более массивных батарей. Поэтому блок, предназначенный для азиатских автомобилей, будет выпадать.
Разница между европейскими и азиатскими батареями
Очевидно, что модель из Европы не сможет втиснуться в держатели корейского или китайского автомобиля. Кроме того, при азиатском типе расположения клемм монтажные планки находятся сверху, а не снизу коробки. Но иногда устройства с разной полярностью имеют одинаковый размер, поэтому этот метод идентификации не всегда точен.
Разобраться с полярностью можно, не вынимая аккумулятор, но сначала необходимо определить, какого он типа — азиатского или европейского. Далее необходимо открыть крышку капота; расположение блока зависит от модели автомобиля.
Затем водитель должен подойти к аккумулятору со стороны, где расположены клеммы. Если клеммы расположены ближе к ветровому стеклу, их следует рассматривать со стороны водительского сиденья.
При использовании батареи «Евро» плюс находится с правой стороны, т.е. полярность обратная. При установке ‘Asia’ положительная клемма находится слева, а полярность прямая.
Цифровой мультиметр обеспечивает большую точность измерений. Это необходимо, если маркировка стерлась, клеммы имеют одинаковый диаметр или используется обратная полярность. Стоимость мультиметра в магазине составляет около 350 рублей, и он часто будет необходим при ремонте электрики автомобиля. Можно купить аналог со стрелками, он стоит дешевле, но неудобен и считается устаревшим.
Прибор включается в режиме вольтметра, черный щуп подключается к земле, красный — рядом с вольтметром. Затем устанавливается постоянный ток 20 вольт.
Затем штыри прикладываются к токоподводам. Если получено отрицательное число, например, -3,9, полярность обратная, перейдите к следующему шагу.
Щупы инвертируются и снова проверяются выводы. Если на экране появляется положительное число, значит, полярность правильная. Там, где есть красный зонд, имеется положительный заряд.
Если у вас нет под рукой мультиметра, для проведения операции удобно использовать воду. Жидкость наливается в емкость, например, в стакан. От аккумулятора отходят два провода с клеммами. Их погружают в воду и внимательно наблюдают за поводками. В результате электролиза жидкости на отрицательной клемме появятся пузырьки.
Можно использовать и другой метод, для которого требуется картофель. Разрежьте сырой картофель на две половинки. Вставьте провода, подключенные к источнику питания, в картофель. Результат появится через 10 минут. Рядом с положительной клеммой появится зеленая точка.
Если у вас старый компьютер, вы можете проверить батарею с помощью кулера системного блока. Перед тестированием необходимо знать постоянное напряжение батареи. Для автомобильных моделей это обычно 12 вольт. Кулер рассчитан на 12 вольт, но он начинает вращаться при трех вольтах. Поэтому он идеально подходит для данного испытания.
Часто к радиатору подсоединены три провода, один из которых является заземлением. Но в данном случае требуются два других провода, красный и черный. Они подключены к клеммам аккумулятора. Если на черном проводе будет отрицательный заряд, а на красном — положительный, радиатор начнет вращаться. Если лопасти не вращаются, это свидетельствует о неправильном подключении.
Различные методы определения полярности рассмотрены в таблице ниже:
Принцип работы аккумулятора
Для большинства владельцев авто аккумулятор – это коробка из пластика с выводами в верхней части для подключения проводов. На некоторых моделях имеются пробки для доливания жидкости, а также окошко, позволяющее определить, что необходимо сделать водителю для техобслуживания аккумулятора.
Принцип работы АКБ строится на переходе одного вида энергии в другой:
- электрической в химическую при заряжании;
- химической в электрическую при разряжании.
Работа аккумуляторной батареи циклична: разряд – заряд, которые основаны на массе отличных друг от друга химических процессов.
Разряд происходит при передаче электроэнергии потребителям. При разряде «плюсовые» и «минусовые» электроды вступают в химическую реакцию с электролитом. При работающем моторе происходит зарядка батареи от генератора, но для полной зарядки лучше использовать зарядное устройство.
Принцип работы АКБ
Средний срок эксплуатации аккумулятора 4 – 5 лет и зависит от условий его работы. Любой автомобильный аккумулятор в верхней части имеет 2 клеммы, предназначенные для его подключения в электросеть авто, но для его правильного подключения необходимо знать о существовании аккумуляторов разной полярности.
Виды полярности АКБ
Производители выпускают аккумуляторные батареи с шестью видами полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ. Наиболее распространены из них четыре вида полярности. Два вида используются в аккумуляторах для легковых автомобилей и ещё два – для грузовых.
Аккумуляторы для легковых автомобилей
Перед тем, как определить полярность аккумулятора автомобиля, разверните его к себе лицевой частью (с наклейкой). Выводы аккумулятора будут находиться на верхней стороне аккумулятора на ближней к вам стороне. Теперь смотрим расположение положительного (+) и отрицательного (вывода) на АКБ. Возможны два варианта:
1) Положительный токовывод справа, а отрицательный слева. Это обратная полярность или европейская. Она ещё обозначается, как «0». На изображении ниже показан вид аккумулятора автомобиля сверху.
Обратная полярность аккумулятора автомобиля
Прямая полярность аккумулятора автомобиля
Здесь стоит ещё сказать о мифических «азиатской» и «американской» полярностях. Таких в природе не существует. Есть азиатский и американский типоразмер АКБ. Аккумуляторы азиатского типа имеют ширину несколько меньше европейских, а высоту немного больше. Кроме того, у них нет «ступеньки» на верхней крышке. Клеммы азиатских аккумуляторов могут быть тоньше, а в ряде случаев выполнены под другие крепления.
АКБ американского типа отличаются видом токовыводов и их расположением. Выводы находятся не на верхней плоскости, а на боковой. Выполнены они под крепление болтом. Хотя есть модели имеющие выводы и на боковой поверхности, и стандартные на верхней крышке.
Азиатский типоразмер
Американский типоразмер
Аккумуляторы для грузовых автомобилей
На большинстве аккумуляторов для грузовых автомобилей токовыводы располагаются по одной из коротких сторон АКБ. Чтобы определить полярность автомобильного аккумулятора, поворачиваем батарею к себе стороной с выводами и смотрим их расположение. Здесь также два варианта:
1) Положительный вывод слева, а отрицательный справа. Это полярность автомобильного аккумулятора обратная или европейская. Она обозначается цифрой «3».
Обратная полярность грузового аккумулятора
Прямая полярность грузового аккумулятора
Грузовые аккумуляторы могут встречаться с компоновкой, обозначаемой цифрой «2». В этом случае токовыводы АКБ расположены на верхней стороне по диагонали.
Диагональное расположение выводов
Прочие виды полярности
Существуют ещё два менее распространённых вида компоновки АКБ, обозначаемые цифрами «6» и «9». Они представлены на изображениях ниже.
Полярность 6
Полярность 9
Что делать
Если ошибка все же свершена и был приобретен АКБ с не подходящей полярностью – можно установить его на посадочное место. Для этого достаточно развернуть корпус на 180. Но при этом придется наращивать питающие кабели. Что требуется приобретения дополнительных дорогостоящих материалов, некоторого времени на переделку. Что далеко не всегда удобно. Причем обычная скрутка в таком случае не подойдет. Потребуется использовать специальные соединения, потребуется спайка. Пусковой ток может достигать 400 А.
Приобретение АКБ требует внимательности и предварительного ознакомления с техническими параметрами батареи. В противном случае могут возникнуть различные сложности. Сдать АКБ обратно будет затруднительно.
Что такое полярность?
Полярность — понятие, определяющее расположение полюсных выводов (внешние токовыводящие элементы) на крышке или лицевой стороне АКБ. Существует два стандартных типа положения:
- Прямая.
- Обратная.
Но токовыводы могут располагаться и иначе. Такие «экзотические» аккумуляторы не прижились у автовладельцев Европы и стран СНГ, поэтому попадаются на прилавках магазинов крайне редко. Осталось выяснить, что такое полярность аккумулятора прямая или обратная, есть ли между АКБ разница.
Прямая полярность аккумулятора
АКБ этого типа принадлежат разработке советских инженеров. Все авто, выпускавшиеся в СССР оснащались аккумуляторными батареями прямого типа. Для них характерно следующее расположение полюсных выводов — «+» слева и «-» справа. С таким расположение токовыводов выпускаются батареи и сегодня. Довольно внушительный процент транспортных средств иностранных брендов, которые собираются на территории стран СНГ оснащаются АКБ с левым «+».
Обратная полярность аккумулятора
Аккумуляторы обратной полярности изготавливают производители европейских государств. Поэтому все импортные транспортные средства комплектуются батареями, у которых токовыводы расположены с точностью до наоборот — «+» справа и «-» слева.
Чем отличаются аккумуляторы?
Если речь идет только о полярности, то отличие одно — расположение токовыводов на крышке оборудования. Никаких физических и эксплуатационных сверх особенностей раскладка полюсных выводов батарее не дает, но при установке в транспортное средство аккумулятора не той полярности неизбежно возникнут сложности с длиной проводов клемм. Не имеет значения, что и старая АКБ, и новая комплектующая изготовлены одним производителем. Длины проводов не хватит! Чтобы избежать дополнительных трат и потери времени на наращивание проводов, разумнее сразу выбрать и купить аккумуляторную батарею нужного типа.
Если речь идет о приобретении батарей разных изготовителей, то отличаться они могут как расположением «+» и «-», так и геометрией, размерами.
Эту задачку не решить даже наращиванием или заменой проводов, поскольку посадочное место под комплектующую всегда имеет строгие геометрические и физические параметры. Запасная часть может не поместиться в посадочное место. При благоприятных обстоятельствах не та полярность АКБ может и не быть проблемой. Если можно установить ее в гнездо правильно, развернув на 1800. В этом случае длины проводов клемм будет достаточно.
Это интересно: Почему не заряжается аккумулятор автомобиля от зарядного устройства, генератора: рассмотрим развернуто
Можно ли устанавливать АКБ с противоположным размещением клемм?
Эта информация необходима для тех, кто впервые приобретает аккумулятор с инвертированным расположением клемм. Их последующая установка приводит к неприятным последствиям:
- Повреждение электроники.
- Перегорание предохранителей и защитных компонентов.
- Перегорание блока управления.
Установка некачественных батарей недопустима. Это приводит к выходу из строя отдельных компонентов автомобиля или всего блока электроники и управления.
Полезные рекомендации
Чтобы избежать неправильного подключения токопроводящих клемм, необходимо соблюдать несколько правил:
Перед подключением проводов питания внимательно проверьте маркировку. Опытные мастера рекомендуют выполнять эту проверку 2-3 раза.
Если разметка износилась, следует нанести новую разметку
Обратите особое внимание на положительную клемму.
Не рекомендуется устанавливать в автомобиль ранее использовавшиеся источники питания. Фактически, повышается вероятность выхода из строя генератора переменного тока, приводных агрегатов.
Периодически проверяйте электрические кабели, узлы питания
Используйте для этого специализированное оборудование, агрегаты.
При выборе нового источника питания учитывается не только расположение клемм, но и способ крепления, габариты, размеры клемм.
Для упрощения процесса используются каталоги, которые можно найти на сайтах компаний-производителей. Они оснащены поисковыми системами, которые облегчают выбор конкретной модели.
Эффективность работы автомобиля во многом зависит от правильного определения полярности аккумулятора. Для этого используются различные методы. При необходимости привлекайте мастеров, в распоряжении которых есть все необходимые инструменты и оборудование.
Прямая и обратная полярности
Какой-либо разницы между АКБ с одинаковыми характеристиками, но разной полностью нет. Но размещение клемм в разных местах создает определенные проблемы, связанные с установкой. Существует устоявшийся перечень обозначений, позволяющий определить полярность. Определить данную характеристику можно в том числе и визуально. Порядок:
- необходимо поставить АКБ стороной с клеммами ближе к себе, на горизонтальную поверхность;
- расположение:
- прямая полярность – плюсовая клемма слева;
- обратная полярность – плюсовая клемма справа.
Все автомобили сконструированы под определенное расположение клемм. Прямая полярность обычно используется на автомобилях выпущенных на заводе АвтоВАЗ, а также машинах азиатского происхождения. Например, Kia, Daewoo, Hyundai и других. Прямая полярность разработана в советские годы отечественными конструкторами.
Именно поэтому многие продавцы в магазинах называют таковую полярность российской. Также прямую обозначают цифрой «1». Соответственно, на АКБ разных типов расположение клемм прямо противоположно. Обратный используется обычно на автомобилях зарубежного производства. Как правило, это машины марки Ford, большинство других американцев. Также большая часть производителей в Европе использует данный тип полярности.
Помимо обозначенных выше некоторые авто предполагают альтернативное расположение полярностей. «Американская» — предполагает, что клеммы для подключения к транспортному средств располагаются не сверху, а сбоку.
Что означает обратная полярность АКБ, чем она отличается от прямой
С потребительской точки зрения полярность обозначает пространственное расположение клеммных выводов, при этом основными видами полярности аккумуляторов применительно к автомобилю являются прямая и обратная.
Давайте разберёмся, что значит прямая полярность аккумулятора, в чём состоят её отличия от обратной полярности и как определить, к какой разновидности относится АКБ.
Сразу отметим, что термины «прямая» и «обратная» полярности – условные. Они не имеют какой-либо физической интерпретации. Просто на советских автомобилях, а позже и на отечественных, плюсовая выводная клемма аккумулятора находилась слева (если смотреть со стороны передней части авто), а минусовая – справа. Поскольку в те времена такой порядок был единственным, полярность и назвали прямой. А на иномарках (на большинстве моделей) порядок расположения клемм прямо противоположный, поэтому такую полярность назвали обратной.
Впрочем, на некоторых иномарках, собираемых в России, могут устанавливаться батареи с прямой полярностью, так что вероятность сделать неправильный выбор действительно есть.
А теперь поговорим о том, почему так важно уметь определять, какая полярность у выбранного вами аккумулятора, прямая или обратная. В большинстве случаев, как мы уже упоминали, провода, идущие к АКБ, настолько короткие, что установка батареи с иной полярностью невозможна – вы просто не сможете подключить такую АКБ
Но если этого не знать (а многие автовладельцы покупают аккумуляторы, ориентируясь только не ёмкость и стоимость), можно запросто приобрести батарею не тех размеров или с другой полярностью. Для «народных умельцев» факт несовпадения размеров или коротких проводов – не преграда, они могут что-то придумать, чтобы обойти подобные препятствия.
Что касается грузовых автомобилей, то там используются аккумуляторы другого форм-фактора: клеммные отводы располагаются на узкой стороне корпуса батареи, при этом принято прямую полярность обозначать цифрой «3», обратную – четвёркой.
В любом случае подключение батареи с перепутанными проводами будет весьма пагубным для вашего автомобиля, а степень этой пагубности будет зависеть от того, насколько быстро вы среагируете на свою ошибку. Ну, и фактор везения тоже присутствует. В лучшем случае вы просто перепугаетесь из-за мощного снопа искр и прервёте установку, но если контакт всё же произошёл, последствия могут быть печальными – от перегорания предохранителей до пожара, погасить который вы можете и не успеть.
Так что торопиться с выбором автомобильного аккумулятора не стоит. Если вы не слишком разбираетесь в этом вопросе, не стесняйтесь спросить консультанта – вопрос не настолько сложный, чтобы вы не получили исчерпывающего ответа. Если такой возможности нет, появление искрения при установке должно остановить вас от дальнейших манипуляций.
Вы должны понимать, чем отличается аккумулятор с прямой полярностью от АКБ с обратным расположением выводов – только взаимным расположением клемм. Но можно ли в случае неправильного выбора использовать эту батарею правильно? Теоретически – да: вам нужно только повернуть её на 180 градусов. Но поскольку выводы чаще всего располагаются ближе к одной из сторон, шансы на успех минимальны. Вам просто не хватит длины проводов, да и геометрия верхней части корпуса может иметь сложный рельеф, когда одна из сторон приподнята и располагается на неком подобии подиума.
В таких случаях единственный способ решения проблемы – удлинение проводов. Операция очень серьёзная, сам провод должен быть такого же диаметра и из такого же материала, а соединение – исключительно надёжным и качественно заизолированным.
Как определить полярность АКБ без маркировки?
Клеммы источника энергии принято обозначать «+» и «-». По расположению плюсовой клеммы относительно корпуса несложно понять, устройство какой полярности перед вами. Иногда на корпусе отсутствуют плюс и минус, но можно встретить цифры «0» или «1». Как тогда определить, какую полярность имеет аккумулятор: прямую или обратную?
Достаточно запомнить, что по общепринятым правилам цифре «1» соответствует прямая полярность, а «0» – обратная.
А если любая маркировка на аккумуляторе вообще отсутствует, то как в данной ситуации узнать его полярность? Вот несколько рекомендаций:
Возьмите штангенциркуль и измерьте диаметр каждой клеммы.Определив, какой из выводов тока соответствует маркировке «+», уточняем его местонахождение относительно корпуса. Например, выяснили, что правая клемма – это «плюс», а такое расположение характерно для аккумуляторов обратной полярности.
К каждой неопознанной клемме АКБ привязываем тонкую медную проволоку. Слабый раствор лимонной кислоты наливаем в два сосуда и опускаем в них проволочные концы. Ёмкость, в которой начнётся протекание реакции, а именно образование пузырьков, укажет на токовый вывод, соответствующий маркировке «-». Следовательно, другой вывод – это «+», и его местоположение точно укажет на полярность батареи.
Замените раствор лимонной кислоты сырым картофелем. Здесь всё будет наоборот: в реакцию вступит проволока, соединённая с плюсовой клеммой, оставив на поверхности овоща пятно зеленоватого оттенка. Опять же, зная положение плюсового вывода, определяем тип полярности аккумуляторной батареи.
Воспользуйтесь мультиметром для определения напряжения на немаркированных выводах устройства
Коснитесь одновременно щупами прибора (обратите внимание, что они разного цвета) токовыводящих стержней АКБ и взгляните на показания:если значение положительно, то это значит, что красный проводник соединён с плюсовой клеммой;
если значение отрицательно, то с токовыводом, соответствующим «+», был соединён чёрный провод.
А далее всё по аналогии: отталкиваясь от места нахождения плюсового стержня – токовывода, узнаём полярность устройства.
Вот такими нехитрыми способами можно быстро определить полярность аккумулятора, но при этом точно зная, что такое прямая и обратная её характеристика.
Последствия неправильного подключения
Многие неопытные владельцы авто задаются вопросом, можно ли устанавливать в машине аккумуляторы с другой полярностью и чем может обернуться неправильное подключение. Перепутанные клеммы могут привести к серьезным последствиям.
К числу серьезных поломок, к которым может привести выбор автомобильной батареи с неподходящей полярностью, относятся:
- Замыкание, которое заканчивается сгоранием нескольких предохранителей. Такую поломку можно быстро и недорого исправить. Предотвратить перегорание можно, если своевременно заметить искры, появляющиеся при подключении АКБ.
- Воспламенение, возникающее при долгой эксплуатации неправильно подключенной батареи. Из-за этого сперва загораются мелкие провода, а потом и более крупные элементы.
- Разрушение АКБ, которое происходит из-за оплавления некоторых деталей и разряжения батареи вследствие воздействия обратного заряда.
- Поломка бортового компьютера, ремонт которого любому водителю обойдется дорого из-за высокой стоимости новой платы.
- Сгорание предохранителей, которые можно поменять на новые защитные элементы в течение нескольких минут.
- Поломка генератора, замена которого может сильно ударить по карману невнимательного автолюбителя. Часто на нем устанавливаются защитные предохранители, предотвращающие такие поломки. В таком случае менять генератор не придется, достаточно будет купить новый диодный мост.
- Повреждение электропроводов и сигнализации, которые быстро выходят из строя при неправильной установке аккумуляторной батареи.
В любом случае лучше поменять аккумулятор с неподходящей полярностью. Несоответствие модели поможет определить длина минусовых и плюсовых проводов, которых попросту не будет хватать для подключения. Конечно, можно схалтурить и удлинить их, но неверно выбранное сечение или слабая оплетка приведут к тем же последствиям, что и неправильно подобранная АКБ.
Рекомендуем: Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый
Что будет, если перепутать полярность аккумулятора
При попытке завести машину последствия могут оказаться фатальными. Повезет, если водитель поймет, что допустил ошибку и вовремя отключит прибор. Нередко подобные ошибки приводят к замыканию и выходу из строя предохранителей. Они таким образом предотвращают более серьезные проблемы, возникающие при несоблюдении полярности. Естественно, при замыкании отмечается ряд характерных симптомов:
- Летят искры.
- Начинают плавиться провода и клеммы.
- Появляется дым и запах гари.
Если появятся подобные признаки, придется как можно скорее отключить клеммы. В итоге степень повреждений будет зависеть о реакции водителя и степени износа АКБ. В любом случае, при неправильном подключении батарея начинает работать неправильно. Если процесс будет длиться некоторое время, замыкание вызовет осыпание плюсовой пластины. Мощность упадет, завести мотор не получится.
Когда не идет заряд и все время светится лампа АКБ, это говорит о выходе из строя защиты генератора. Если защитный элемент отсутствует, может сгореть и сам генератор. Иногда ломается электронный блок управления, без которого машина не заводится. Замкнувшие клеммы способы привести к тому, что плата внутри ЭБУ сгорит, а на ее замену придется выделить немало денег. Нередко перестает включаться сигнализация, которая не может функционировать при неправильном подсоединении проводов.
Самые опасные последствия наблюдаются, если водитель не следит за аккумулятором после подключения. Нередко начинается пожар, а поскольку машина ездит на бензине, огонь быстро распространяется. Если устройство неправильно подсоединено к зарядному устройство, это не так страшно. Но сгорит предохранитель зарядного устройства, и придется его менять.
Из всего вышесказанного можно заключить, что при изменении полюсов не все узлы автомобиля выйдут из строя. Некоторые из них способны нормально функционировать и после изменения полярности. Мотор будет работать, но только крутиться он начнет в обратную сторону. Пострадает электроника, больше всего достанется устройствам, не имеющим предохранителей.
Расположение токовыводящих элементов
Чаще всего можно встретить две комбинации расположения клемм. Это и есть полярность, которая может быть:
- Прямой, когда плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. Иногда такое распределение токовыводов обозначается единицей, что часто можно увидеть на аккумуляторах отечественных производителей. Найти маркировку довольно просто, достаточно повернуть батарею лицевой стороной таким образом, чтобы токовыводящие элементы располагались внизу. Если плюс стоит слева, то это прямая полярность. Такие АКБ установлены на российских авто. Ярким примером послужит «Приора».
- Обратной, когда плюсовая клемма расположена справа, а минусовая — слева. Нередко такой тип полярности обозначается нулем, что считается чисто европейской разработкой. Процесс нахождения информации о расположении полюсов такой же. Если на этикетке минус находится слева, то это говорит об обратной полярности АКБ. Чаще всего такие аккумуляторы встречаются в иномарках.
Как отличить аккумуляторы
Нередко в разговорах автолюбителей проскакивает фраза о мифической азиатской и американской полярности. На самом деле, это слухи: таких в природе не существует. Скорее всего, понятие расположения токовыводов путают с типоразмерами АКБ. Батареи азиатского типа отличаются более компактными размерами, отсутствием выступа на верхней крышке аппарата, тонкими клеммами. Американские аккумуляторы также имеют характерные признаки — это расположение токовыводящих деталей на верхней панели. Рекомендуем: Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля Что касается полярности аккумулятора, российскую и европейскую легко можно различить по месторасположению клемм или маркировке (0 и 1). В остальном компоновка, размеры коробки, количество банок и прочие внешние признаки идентичны, поэтому даже опытный автомобилист может попасть впросак, не посмотрев на этикетку. Чтобы не угадывать, проще обратиться к продавцу, который подберет АКБ, соответствующую той или иной марке авто.
АКБ для грузовых автомобилей
Система расположения клемм на аккумуляторах для грузовых машин мало чем отличается от легковых. Оба вывода находятся на одной из коротких сторон коробки. Определить полярность АКБ просто, необходимо посмотреть на расположение клемм:
- Если токовывод с обозначением «+» находится с левой стороны, то это обратная (европейская) полярность, которая также может помечаться тройкой.
- Если положительный токовыводящий элемент размещен справа, то это прямая (российская) полярность. Некоторые производители могут обозначать ее четверкой.
Нередко батарейки для грузовых авто встречаются с компоновкой, которая помечается цифрой 2. В таком случае клеммы располагаются на верхней панели по диагонали.
Грузовые автомобили могут оснащаться одним из двух типов аккумуляторов, только клеммы у них обычно располагаются на одной из коротких сторон. Определить, полярность АКБ прямая или обратная, в этом случае также можно визуально:
Нужно повернуть батарею так, чтобы она была обращена к лицу смотрящего той стороной, на которой расположены клеммы и обратить внимание на то, какой из токовыводов будет слева, а какой справа.
Если «плюс» находится слева, то это обратная полярность, которая в случае с грузовыми автомобилями нередко называется европейской. Для ее обозначения была выбрана цифра «3».
Если же слева «минус», а справа — «плюс», это полярность прямая, которая также может называться российской. Такие батареи маркируются цифрой «4».
Такие батареи маркируются цифрой «4».
Рекомендуем: Moll batterien, лидер на рынке автомобильных аккумуляторов
Итак, две полярности аккумуляторов для легковых автомобилей обозначаются цифрами «0» и «1». Для обозначения аккумуляторных батарей, рассчитанных на установку в грузовых автомобилях, применяются цифры «3» и «4».
Нераспространенные типы батарей
Есть батареи, которые обозначаются цифрой «2», однако используются они не так часто. Расположение токовыводов на них можно назвать диагональным: в одном углу на верхней крышке находится клемма со знаком «минус», а в противоположном углу — клемма со знаком «плюс». В этом случае поверхность крышки можно сравнить в боксерским рингом, а сами клеммы — с боксерами в начале раунда.
Стоит также сказать еще о двух менее распространенных типах, которые маркируются цифрами «6» и «9». Если указана шестерка, значит, клеммы находятся на крышке в двух углах, но не в противоположных, а в соседних. Если указана девятка, то «плюс» и «минус» находятся друг напротив друга.
Как еще определить полярность при отсутствии маркировки выводов?
Бывают случаи, когда необходимо определить полярность автомобильных аккумуляторов, которые не имеют токоотводов. Обычно это не является проблемой, поскольку производители аккумуляторов маркируют клеммы «+» и «-«. Часто они имеют дополнительную цветовую маркировку. Положительная клемма — красная, а отрицательная — черная или синяя. Однако предположим, что маркировка отсутствует. Что делать в таком случае?
Вот 4 различных способа определения полярности проводов:
- Диаметр токоведущих проводов. Самый простой метод — измерить диаметр клемм аккумулятора. Положительные выводы всегда имеют больший диаметр, чем отрицательные. Для европейского размера диаметр плюсовой стороны составляет 19,5 мм, минусовой — 17,9 мм. Для азиатских батарей эти значения составляют 12,7 и 11,1 миллиметра. Для измерения диаметра можно использовать штангенциркуль;
- Лимонная кислота. В качестве альтернативы можно использовать слабый раствор любой другой кислоты. Прикрутите медные провода к клеммам аккумулятора и окуните другие концы оголенных проводов в раствор кислоты. Они не должны касаться друг друга. Там, где происходит быстрое выделение газов, находится минусовой токоподвод;
- Сырой картофель. В этом случае медные провода вбиваются в картофельный надрез. Расстояние между ними составляет от 5 до 10 миллиметров. Вокруг проволоки от плюса картофель позеленеет;
- Мультиметр. Возьмите мультиметр и включите его, чтобы измерить напряжение. Прикоснитесь щупом к клеммам батареи и посмотрите на показания. Если напряжение положительное, то под красным щупом находится провод «+», а под черным — провод «-«. Если напряжение отрицательное, то все происходит наоборот. Под красным щупом находится «-«, а под черным щупом — «+».