Рамная конструкция автомобиля или несущий кузов

Рамные внедорожники: плюсы и минусы вымирающих авто

Nissan

Сегодня Nissan продает в Украине четыре рамных внедорожника, включая один пикап.

Самым противоречивым из них является Patrol последнего поколения. До сих пор ведутся споры по поводу его конструкции. Одни считают его рамным, другие же утверждают, мол, рамы там и в помине нет. На самом деле правы и те, и другие. Ведь на самом деле этот внедорожник оснащен независимой подвеской всех колес и кузовом с интегрированной рамой. То есть, он сохранил раму, но теперь она интегрирована в силовую структуру кузова и имеет зоны запрограммированной деформации спереди и сзади (вспоминаем о пассивной безопасности рамных внедорожников). Похожая конструкция и у Mitsubishi Pajero Wagon, поэтому считать эти авто настоящими рамными внедорожниками нельзя. Точнее, некорректно. 

NP300. Доступный и весьма практичный 4-дверный пикап, доступный только с дизельным двигателем объемом 2,5 литра и механической КПП. Стартовая цена – 191 030 грн. Вряд ли этот автомобиль подойдет горожанину, но тем, кто большую часть времени проводит за городом – вариант хороший. Ведь уже в базе машина имеет полный привод.

Navara. Просторный и не самый дешевый пикап с повышенным уровнем комфорта. Также доступен лишь с дизельным мотором 2,5. Коробка передач – механическая или автоматическая. Базовая стоимость – 248 500 грн.

№9 – Land Rover Defender

Цена: 2 230 000 рублей

Внешне Land Rover Defender выглядит очень мощно. Он всем своим видом показывает, что без труда способен справиться с самыми различными трудностями, встречающимися на дороге. Внутри автомобиля царит пластик, из него сделана приборная панель и остальные детали. Это нельзя отнести к минусам, поскольку он довольно прочный, не скрипит и не царапается.

Под капотом Land Rover Defender расположился турбодизель с объёмом 2,2 л и 122 лошадками. Не стоит пугаться скромных показателей, ведь за счёт качественной трансмиссии внедорожник не испытывает проблем со скоростью. Коробка передач шестиступенчатая, также, Land Rover Defender полностью полноприводный. Со своими прямыми обязанностями, то есть с ездой по пересеченной местности, внедорожник справляется на ура. В городе тоже особых проблем нет, на дороге водитель и пассажиры будут чувствовать себя уверенно, но гарантированно поймают на себя несколько взглядов прохожих. Всё-таки, Land Rover Defender – оптимальный выбор для тех, кто обладает внушительным бюджетом и ищет надежный внедорожник для покорения грязи и грунта.

Hummer H3

Если человек хочет привлечь к себе внимание – он покупает Hummer. Этот автомобиль вызывает к себе самые разные ассоциации, но то, что он является очень мощным, крепким, надежным, как молоток монстром с отличной проходимостью, несомненно

Первоначально, как и многие другие рамные внедорожники, данная модель разрабатывалась сугубо для нужд армии. Перед разработчиками стояла задача создать транспортное средство способное осуществлять функции транспорта разведки и сопровождения боевой техники. В результате получилась машина с отличными характеристиками езды по бездорожью обеспеченная прочным корпусом, мощной силовой установкой, «не убиваемыми» трансмиссией и подвеской.

Для адаптации Hummer к эксплуатации на «гражданке» его салон был подвергнут кардинальной переделке. Среди наиболее значимых изменений стала трансформация широчайшего, высокого центрального тоннеля в довольно компактную боковую консоль, кресла приобрели более удобный профиль, количество посадочных мест увеличилось с четырех до пяти. При этом машина сохранила все достоинства военного вездехода и узнаваемый угловатый облик. В состав обязательных опций Hummer входит 2-зонная климатическая установка, премиальная стереосистема, круиз-контроль, сервопривод передних кресел и стеклоподъемников. В движение машина приводится бензиновым мотором на 320 л. сил, который не отличается экономичностью, но способен «вытащить» машину из любой грязи.   

Что такое рама

Если не внедряться в технические подробности, то рамный кузов – это кузов, который крепится к ходовой части автомобиля с помощью рамы. То есть, рамной считается та машина, у которой рама несет на себе шасси (двигатель, трансмиссия, раздаточная коробка и прочее), а уже сверху на всю эту конструкцию отдельно крепят кузов.

Есть также такое понятие как интегрированная рама. В этом случае рама повторяет по конструкции обычную, но физически неотделима от кузова, то есть, имеет с ним неразборное сварное соединение. Кузов с интегрированной рамой от обычного несущего отличается тем, что интегрированная рама имеет полноценные лонжероны, идущие от переднего бампера до заднего. В сравнении с традиционной рамной конструкцией, такой кузов хуже гасит вибрации, его сложнее восстановить после ДТП. Зато пассивная безопасность лучше – можно сформировать зоны деформации. Если сравнивать с несущим кузовом, интегрированная рама позволяет более болезненно для ходовой воспринимать нагрузки, возникающие при перевозке грузов и езде по бездорожью.

Многие автогиганты отказываются от традиционной рамы (иногда в пользу интегрированной) в целях снижения расходов на материалы, хотя при создании новых/обновленных моделей рама выгоднее — на нее можно цеплять кузов практически любой формы. Есть и другие причины, постепенно отправляющие раму на пенсию. Но сначала о плюсах классических рамных авто. 

  Плюсы

  • ходовая рамных авто считается более долговечной
  • идеально подходят для буксировки и эксплуатации в сложных условиях 
  • рамные авто легче восстанавливать после ДТП
  • при езде по бездорожью нагрузки равномерно распределяются на раму и кузов
  • рамные внедорожники легко поддаются тюнингу (колеса увеличенного радиуса, «лифтование»)

  Минусы

  • рама существенно увеличивает массу автомобиля
  • увеличение массы означает увеличение расхода топлива
  • по управляемости рамные авто проигрывают авто с несущим кузовом
  • зачастую невысокий уровень пассивной безопасности, из-за вероятности смещения кузова по отношению к раме и сложности определения зон деформации
  • рама снижает полезный объем салона

№3 – Mercedes-Benz G-класс

Цена: 8 900 000 рублей

Mercedes-Benz G-класс или в простонародье «Гелендваген» — один из самых узнаваемых автомобилей на российских дорогах

Он постоянно приковывает к себе внимание окружающих и это вполне заслуженно, ведь выглядит он брутально и премиально. В салоне кругом присутствует настоящая кожа, а также пластик высокого качества, таким образом, владелец и пассажиры Mercedes-Benz G-класс будут чувствовать себя по-настоящему комфортно

Однако, список преимуществ автомобиля не ограничивает эстетическими моментами. На дороге рамный внедорожник ведёт себя спокойно и уверенно. Во многом, такой эффект был достигнут практически неубиваемой подвеской, которая без труда переносит различные выбоины и вмятины на трассе. Любителям внедорожников, которые хороши не только технически, но и внешне, обязательно рекомендуется приглядеться к этой машине. Из недостатков можно отметить только цену, но справедливости ради, скажем, что она ни чуть не завышена.

Что такое внедорожник: определение

Итак, что значит внедорожник, или оффроад? Если давать краткое определение, это – класс машин для передвижения по пересеченной местности или бездорожью, обладающий повышенной проходимость за счет ряда технических характеристик, отличных от аналогичных характеристик легковой машины. Отличаются:

Разберем каждую особенность более подробно.

Трансмиссия

Трансмиссия полноценного джипа имеет следующие отличительные особенности:

Механическая коробка передач. Она позволяет лучше контролировать передвижение (в отличие от «автомата») и обладает большей надежностью (по сравнению с вариатором).
Усиленное сцепление. При передвижении по бездорожью сцепление испытывает очень большие нагрузки, поэтому оно должно обладать повышенной прочностью и высоким уровнем трения между обеими его частями.
Раздаточная коробка с понижающей передачей. С раздаточной коробкой все понятно – она вращает вторую колесную ось. А вот пониженная передача на ней нужна, чтобы равномерно распределять крутящий момент с двигателя на все колеса

Это очень важно при медленной езде по бездорожью, так как повышает проходимость транспортного средства, заставляя и передние, и задние колеса вращаться с одинаковой скоростью.
Наличие системы блокировки дифференциала. Она нужна для того, чтобы в случае, если одно из колес или целая ось окажется в воздухе (а на пересеченной местности такое – не редкость), они были остановлены и не отнимали крутящий момент у колеса или оси, которые сохранили сцепление с почвой.

Ходовая часть

Ходовой части оффроада присущи следующие черты:

  • Привод на все четыре колеса. Для чего он нужен, вполне понятно: на плохой дороге четыре вращающихся колеса с большей вероятностью заставят автомобиль двигаться, чем два. Кроме того, если два из четырех колес машины намертво застряли и не могут вращаться, остаются еще два, которые могут вытянуть ее.
  • Длинноходовая подвеска, позволяющая колесам перемещаться в нескольких направлениях: относительно своих осей и относительно кузова. Это нужно для лучшего сцепления с дорогой. Например, если авто окажется на участке местности с небольшими возвышениями, одно колесо будет выше другого. Если колеса не смогут перемещаться в вертикальной плоскости, это приведет к тому, что одно из них повиснет в воздухе и будет вращаться вхолостую. При наличии длинноходовой подвески такого не произойдет: колесо опустится и все равно окажется на земле. Наилучшим вариантом такого рода подвески является зависимая подвеска.
  • Использование в подвеске рессор. Рессоры – наиболее прочный тип подвески, который может выдержать серьезные нагрузки, которые нередко испытывает подвеска автомобиля при езде по бездорожью. Правда, есть у них и минус: они передают водителю вибрацию узлов и деталей, а также удары с колес.
  • Мощная колесная база. Колеса должны быть большого диаметра и достаточной ширины. Это обеспечивает большую скорость передвижения и лучшее сцепление колес с поверхностью, по которой передвигается транспортное средство.
  • Обязательно наличие гидроусилителя руля. Нередко чтобы повернуть передние колеса на бездорожье, требуется приложить серьезные усилия. Снизить их помогает гидроусилитель руля, который в данном случае просто незаменим.
  • Большой дорожный просвет (или клиренс). Если дорожный просвет будет низким (например, как у седанов), то велика вероятность, что машина своим дном заденет неровности, которыми изобилует пересеченная местность. Клиренс у авто для пересеченной местности не должен быть менее 200 мм.

Кузов

Кузов описываемого класса машин тоже имеет свои особенности. Во-первых, он должен быть достаточно прочным, чтобы получать минимальные повреждения от ударов или соприкосновения с окружающими предметами. Во-вторых, он не должен быть несущим. На оффроадах устанавливают раму, которая гасит нагрузку на кузов, а также все контакты кузова с препятствиями. Например, если машина, у которой несущий кузов, проедет по серьезному бездорожью или пересеченной местности, это может привести к возникновению на таком кузове вмятин – ведь все нагрузки, которые испытывает авто, будут передаваться именно на него. А в случае с рамочной конструкцией основная их часть придется на подвеску и ходовую часть. Несущий кузов несет в себе и еще один риск, неприемлемый для оффроад-авто. Дело в том, что этот класс автомобилей нередко приходится вытаскивать с помощью трактора или другого автомобиля, если он застрял. Если кузов будет несущим, при таком вытаскивании он может просто расползтись по швам.

Jeep Wrangler – обновленная легенда Америки

От обновленной модели поклонники марки наконец-то дождались чуть большего комфорта в салоне, нежели это было на предшествующих поколениях, чуть более мягкой подвески и немного более шустрых двигателей. Теперь это полноценный полноприводный «бродяга», способный провезти своего владельца там, где не сможет, пожалуй, никто. А идеальное соотношение цены и качества и практически бесконечные возможности для тюнинга сделают автомобиль желанным другом рыбаков, охотников, фермеров и других категорий автолюбителей, покупающих автомобиль не для «понтов», а с целью прагматичного использования «на износ».

Haval H9: лучший китайский «рамник»

По мнению множества автоэкспертов, лучший китайский рамный внедорожник – это . Он не только современно выглядит и хорошо оснащен, но и демонстрирует отличное сочетание цены и качества. Данная модель разрабатывалась для рынка США, однако сегодня стала самой популярной и в самой Поднебесной.

Обладающая полным приводом машина очень близка по габаритам к , по оснащенности же это почти Lexus. Особой гордостью модели можно считать тяговитый 190-сильный движок и разработанную в Германии 6-ступенчатую автоматическую коробку. Как водитель, так и пассажиры оценят комфортный кожаный салон, возможность расширения числа посадочных мест до семи, а также обилие комфортных и безопасных систем, которых в Хавал H9 прибывает с каждой модернизацией.

Особенности ремонта

Ремонт рано или поздно грозит каждому автомобилю. Однако специалисты отмечают, что деформации рамы, наличие трещин и коррозия – явления достаточно редкие. Они могут появиться лишь вследствие страшной аварии либо при чересчур неаккуратном эксплуатировании рамных внедорожников.

Поскольку рама имеет несложную конструкцию, в ходе ремонта добраться до деталей шасси можно без особых проблем. Если запланирован кузовной ремонт, ставший следствием попадания в дорожно-транспортное происшествие, то процесс работы будет проще, чем в случае с несущим кузовом.

Все панели, которые отличаются сложностью, не являются в рамном кузове несущими, на них не крепят важные агрегаты. В ходе их восстановления нет необходимости точно соблюдать размерные допуски. Замена или восстановление такой рамы занимают меньше времени и требуют меньших трат. Можно считать, что и это обстоятельство – серьезное достоинство рамного внедорожника.

Зачем люди покупают рамные внедорожники в городе

Никогда не понимал, зачем человеку в городе рамный внедорожник. В Москве их не так много, там люди предпочитают BMW, Mercedes, Audi, Porsche. Но в регионах, если видишь чёрный «джип», то в большинстве случаев это именно рамный внедорожник. Почему их покупают, ведь асфальт же везде?

2,5 тонны металла на раме

Да, качество асфальта оставляет желать лучшего, но на легковушках вполне можно ездить. Зачем в городе 2,5-тонная груда металла на раме?

Тяжелая машина плохо разгоняется. Но если сложности с разгоном решаются большим мотором, то как быть с тормозами? Высокий, рамный, тяжелый — останавливается он так, будто кто-то в поезде дернул стоп-кран. Всё летит вперед, задние колеса почти отрываются от земли, но передок и не думает замедляться. В общем, оттормаживаясь с сотни до нуля, можно ненароком наделать в штаны.

Но, покатавшись две недели на Lexus GX460, я прозрел.

Первую неделю я плевался, на вторую неделю привык, но восторгов не испытывал, а всю прелесть понял только тогда, когда снова пересел в пузотерку (а по сравнению с GX и кроссоверы кажутся пузотерками).

Почему внедорожники называют джипами

Существует несколько теорий происхождения термина «джип», однако их рассмотрение – тема для отдельной статьи, поэтому здесь приведем только две наиболее распространенные.

Первая версия заключается в том, что нарицательное название оффроадов произошло от английского жаргонного слова «jeep» (что в переводе означает «салага», «новобранец», «новичок»). Его стали использовать американские солдаты, когда в 1941 году в армию США начали поступать первые серийные offroad с заводов Уиллиса и Форда. Логика такого прозвища вполне понятна: и Форд, и Уиллис действительно были новобранцами, так начали выпускаться и поступили на вооружение совсем недавно. Со временем эта кличка стала нарицательной и стала обозначать все внедорожники вообще, а не только конкретные автомобили производства Форда или Уиллиса.

Вторая теория происхождения названия объясняет его совершенно иначе. Дело в том, что все автомобили, поступающие в американскую армию, имеют буквенно-цифровую маркировку, из которой можно узнать основные сведения о транспортном средстве. У авто от Уиллиса и Форда, попавших туда в 1941 году, первыми двумя буквами такой маркировки были GP (что читается как «джи пи»). G в данном случае обозначала американский государственный заказ, а P – наличие у авто привода на все четыре колеса. Со временем «g» в устах американских солдат трансформировалась в «j», а «y» в конце слова исчезла. Таким образом появилось современное слово «jeep», обозначающее не только Форд и Уиллис.

В настоящее время, несмотря на свою нарицательность, слово Jeep запатентовано итало-американским автоконцерном Fiat Chrysler Automobiles и под этой маркой производятся автомобили.

Особенности ремонта

Ремонт рано или поздно грозит каждому автомобилю. Однако специалисты отмечают, что деформации рамы, наличие трещин и коррозия – явления достаточно редкие. Они могут появиться лишь вследствие страшной аварии либо при чересчур неаккуратном эксплуатировании рамных внедорожников.

Поскольку рама имеет несложную конструкцию, в ходе ремонта добраться до деталей шасси можно без особых проблем. Если запланирован кузовной ремонт, ставший следствием , то процесс работы будет проще, чем в случае с несущим кузовом.

Все панели, которые отличаются сложностью, не являются в рамном кузове несущими, на них не крепят важные агрегаты. В ходе их восстановления нет необходимости точно соблюдать размерные допуски. Замена или восстановление такой рамы занимают меньше времени и требуют меньших трат. Можно считать, что и это обстоятельство – серьезное достоинство рамного внедорожника.

Распространенные в РФ модели таких автомобилей

К числу наиболее доступных для жителей нашей страны внедорожников с рамной конструкцией можно отнести УАЗ Patriot, УАЗ Hunter. Спросом пользуются и китайские рамные внедорожники, так как их цена не слишком высокая, а проходимость удовлетворительная. Среди китайских моделей лидерами являются Hover H3 и Hover H5 от Great Wall. Среди «корейцев» можно выделить Ssang Yong Kyron, поскольку помимо отличной проходимости он покоряет оснащением.

Любителям престижных моделей подойдут Toyota Land Cruiser Prado, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200, Nissan Pathfinder, Land Rover Defender. Естественно, это далеко не полный список автомобилей, которые могут быть оценены любителями бездорожья.

Распространенные в РФ модели таких автомобилей

К числу наиболее доступных для жителей нашей страны внедорожников с рамной конструкцией можно отнести УАЗ Patriot, УАЗ Hunter. Спросом пользуются и китайские рамные внедорожники, так как их цена не слишком высокая, а проходимость удовлетворительная. Среди китайских моделей лидерами являются Hover H3 и Hover H5 от Great Wall. Среди «корейцев» можно выделить Ssang Yong Kyron, поскольку помимо отличной проходимости он покоряет оснащением.

Любителям престижных моделей подойдут Toyota Land Cruiser Prado, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200, Nissan Pathfinder, Land Rover Defender. Естественно, это далеко не полный список автомобилей, которые могут быть оценены любителями бездорожья.

Traiblazer

Если выбирать, какой рамный автомобиль лучший по сочетанию цены и качества, стоит обратить внимание на этого представителя от компании «Шевроле». Машина обладает прекрасными техническими показателями, имеет внушительный массивный кузов и мощную рамную конструкцию

В список лидеров внедорожник входит благодаря производительному и долговечному силовому агрегату.

Кроме того, автомобиль имеет вместительный комфортабельный салон, оригинальную агрессивную внешность, приличное оснащение в стандартной комплектации. «Трайблайзер» не распространен на российском рынке, однако дает фору по многим параметрам большинству своих конкурентов. Если вы любите мощь, надежность и проходимость – машина однозначно для вас.

Pajero

Один из лучших рамных автомобилей японского производства регулярно обновляется, включая модернизацию кузова, улучшение оснащения и дизайна. В серию уже вышло четвертое поколение, что дополнительно свидетельствует о популярности и надежности машины. Производители предлагают потребителями три версии двигателей:

  • трехлитровый дизель на 200 «лошадей»;
  • бензиновый мотор на три литра (178 л. с.);
  • «движок» объемом 3,8 литра, силой 250 л. с.

«Паджеро» имеет высокий показатель проходимости, оригинальную коробку передач на четыре диапазона, полный привод, увеличенный дорожный просвет (23,5 см). Цена транспортного средства, по сравнению с большинством аналогов, вполне приемлемая (от 1,6 миллиона рублей).

№1 – Toyota Land Cruiser

Цена: 2 400 000 рублей

Вот мы и добрались до первой позиции. По нашему мнению, Toyota Land Cruiser – самый лучший в списке рамных внедорожников. Многими он считается одним из наиболее приятных вариантов по соотношению цены и качества. Водители также отмечают высокий уровень надежности, присущий автомобилю, что приводит к редким поломкам. Поэтому чаще всего его покупают не с салона, а на вторичном рынке, поскольку там он обладает более доступной ценой.

Владелец Toyota Land Cruiser будет доволен не только премиальным внешним видом своего автомобиля, но и интерьером салона, а также технической начинкой. Последняя представлена двигателем с объёмом 4,5 литра с механической или автоматической коробкой передач. Всё это позволяет продукту японского автопрома обойти многие лучшие рамные внедорожники и занять первое место в нашем рейтинге.

Перед тем, как перейти к описанию плюсов и минусов такой автомобильной конструкции, как рама, давайте разберемся, что вообще представляет собой рамный автомобиль, а также ознакомимся с историей его возникновения и эволюции.

Рама или как говорят американцы «body-on-frame» — это такой способ конструирования автомобиля, когда жесткая рама несет на себе шасси (двигатель, трансмиссия, раздаточная коробка и прочее), а уже сверху на всю эту конструкцию отдельно крепят кузов.

Данный метод сборки был применен на самых первых моделях автомобилей и продолжает применяться до наших дней (правда, уже не так часто, как метод несущего кузова). Самые первые рамы изготавливались из дерева (обычно из ясеня), однако в 30-х годах и окончательно вытеснили более надежные стальные лонжеронные рамы.

Лонжеронная рама грузовика с рессорной задней подвеской и фиксированным мостом, а также звукопоглощающими пластинами и изоляцией.

На сегодняшний день в легковом сегменте рамы стремительно уступают свои позиции конструкции монокок (несущий кузов), где сам кузов является основным (или единственным) несущим элементом.

Примечательно, что в свое время условия развития автомобильной индустрии в США требовали использования именно рамы, так как это давало возможность быстро реагировать на спрос покупателей и менять внешний вид кузова и салона, не внося никаких изменений в шасси. Обновленный кузов просто крепился к раме с набором агрегатов, которые использовались в предыдущей модели.

Это значительно снижало время разработки «нового» автомобиля и его конечную стоимость соответственно. Это давало огромное преимущество, особенно учитывая отсутствие компьютерных систем автоматизированного проектирования (CAD).

Начиная с тридцатых годов, намечается тренд по использованию несущего кузова, например в Opel Olympia или Citroen Traction Avant. Уже в 60-х годах большинство небольших пассажирских автомобилей используют монокок, в то время как рама используется лишь для грузовиков и некоторых видов автобусов.

Такая тенденция сохранилась и по наши дни — использование рамы стало прерогативой производителей мощных коммерческих автомобилей, пикапов и редких «настоящих» внедорожников.

К чему это привело, вы, должно быть, знаете — современные производители делают максимальный акцент на производство (за редким исключением).

Мало кому известно, но существовал и промежуточный вариант полу-монокок, который использовался в таких автомобилях, как Volkswagen Beetle и Citroen 2CV. Такая конструкция представляла собой отдельное легковесное шасси из прессованных стальных листов, которое сохраняло некоторые преимущества настоящей рамы, но при этом было гораздо легче и жестче.

Еще одна рама с установленными агрегатами

Итак, настало время поговорить о том, зачем мы здесь собственно собрались: чем хороша рама и в чем заключаются ее слабые места.

Вывод

На автомобильном рынке сейчас гораздо больше моделей с несущим кузовом. Эта конструкция популярнее рамной, несмотря на очевидные недостатки. Главная причина, по которой безрамная конструкция пользуется популярностью – повышенная пассивная безопасность (сверхпрочная сталь, зоны запланированного сжатия).

Но даже если отбросить главную причину, во многих ситуациях несущий кузов действительно оказывается уместным решением. Подходит для массового производства, создания классических легковых автомобилей. Для быстрой, комфортной езды по городским дорогам. Не подходит для любителей бездорожья, для любителей премиум-класса (премиальные легковые авто создают на раме).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: