Можно ли получить компенсацию за ущерб после покидания места аварии
Думаю, всем известно, но я всё-таки напомню, что без документов о ДТП страховое возмещение не получить. И если для урегулирования убытков по ОСАГО достаточно самостоятельного заполнения Извещения о ДТП, то для выплат по КАСКО, скорее всего, потребуется полный пакет документов из ГИБДД.
Да и для предъявления требований к виновнику о возмещении вреда обязательно нужны, подтверждённые документами доказательства наличия у вас права требовать компенсации. То есть как минимум расписка о возмещение ущерба у вас должна остаться, если вы намерены получить компенсацию за полученный ущерб.
Какие повреждения автомобиля не оплачиваются страховкой?
Часто бывает, что автомобиль страдает от повреждений не совсем по стандартным причинам. Опытные водители знают, какие повреждения оплачиваются страховкой, а какие нет. Но далеко не каждый начинающий водитель имеет о них представление. В этой статье рассматриваются как раз такие случаи.
Случаи повреждения автомобиля, которые оплачиваются или не оплачиваются страховкой:
1) Бывает, что при движении на автомобиль падает дерево или другой предмет, который при столкновении несет существенный ущерб. Такой случай прописан в КАСКО. Для получения возмещения ущерба нужно предоставить справки о нанесшей вред стихии от соответствующей инстанции или можно прямо на место происшествия вызвать участкового, который обязан вам выдать справку. При повреждениях упавшим деревом справка выдается только в том случае, если оно упало по причине своего ветхого состояния, если же его кто-то намерено столкнул на ваш автомобиль, то это уже попадает в категорию о противоправном действии третьих лиц и также оплачивается КАСКО.
2) В случае, когда вы сами повредили автомобиль по случайной неосторожности, то не стоит ждать возмещения ущерба, так как это полностью ваша вина и такие моменты не прописываются в контрактах ни с одной страховой компанией. Но если ваш автомобиль повредил посторонний человек то, такая ситуация попадает в категорию рисков о противоправном действии сторонних личностей, что прописано в КАСКО. . 3) Часто автомобилисты перевозят на своих машинах достаточно тяжелые предметы
Неосторожность при погрузке груза ведет к нанесению ущерба состоянию автомобиля. Такие случаи не оплачиваются никакой страховой компанией, так как заносятся в категорию неосторожного причинения вреда владельцем, что является сугубо его виной.
3) Часто автомобилисты перевозят на своих машинах достаточно тяжелые предметы
Неосторожность при погрузке груза ведет к нанесению ущерба состоянию автомобиля. Такие случаи не оплачиваются никакой страховой компанией, так как заносятся в категорию неосторожного причинения вреда владельцем, что является сугубо его виной.
4) Так как у многих автомобилистов есть несовершеннолетние дети, то не стоит исключать риск, когда ребенок может по неосторожности поцарапать машину. Если ребенок ваш, то ущерб не выплачивается, так как ребенок именно ваш
Но если вред машине причинил посторонний ребенок, то такой случай оплачивается КАСКО, потому что заносится в категорию как неправомерное действие со стороны третьего лица. Для получения возмещения ущерба необходимо предоставить справку, которая берется у местного участкового. Его можно вызвать на место мелкого происшествия.
5) При выезде из подземной парковки по неосторожности можно задеть столб, что ведет к повреждению кузова. Так как повреждение случилось во время движения автомобиля, то этот случай рассматривается как ДТП, ущерб от которого покрывается КАСКО
Также обязательно нужно вызвать сотрудника ГИБДД.
6) Не всегда шлагбаум на выезде работает исправно и бывают случаи, когда он опускается прямо на кузов автомобиля. Такой случай оплачивается КАСКО, так как заносится в категорию о противоправном действии со стороны третьих лиц.
7) При неосторожности во время движения автомобиля можно врезаться в различные препятствия, будь они на дороге или на близлежащей лужайке. Все эти случаи попадают под категорию ДТП и оплачиваются КАСКО. . Не всегда бывает, что повреждения автомобилю наносят люди, бывает и так что животное или птица тоже вносят свою лепту
Такие случаи повреждения относятся к КАСКО, но учитываются нюансы, которые прописаны в договоре.
Не всегда бывает, что повреждения автомобилю наносят люди, бывает и так что животное или птица тоже вносят свою лепту. Такие случаи повреждения относятся к КАСКО, но учитываются нюансы, которые прописаны в договоре.
9) Хулиганы или недоброжелатели тоже могут нанести вред автомобилю таким по своей сути невинным действием как прокол колес. Такая неприятность рассматривается как неправомерное действие со стороны третьих лиц и для возмещения ущерба вызывается полиция, которая оставляет документ для страховой компании. Также к этому случаю относят такие происшествия, когда автомобиль разрисовали краской или маркером. Для составления договора в обязательном порядке вызывают полицию и детально фотографируют все повреждения. Оба случая покрываются КАСКО.
Из вышеописанных происшествий стоит сделать выводы и внимательно читать договор со страховой компанией. А также не стоит делать самостоятельно повреждения, которые оплачиваются страховкой, в таком случае страховая компания может подать на вас в суд.
Что делать и как себя вести при аварии на автомобильной парковке
Последовательность действий должна быть следующей:
- Сначала нужно удостовериться, что в результате автомобильной аварии нет пострадавших лиц. Если нанесен ущерб здоровью людей, то нужно вызвать скорую помощь и постараться оказать первичную медпомощь пострадавшим.
- Требуется оставить автомобили в том положении, в котором они находились в момент столкновения. Убрать транспортные средства можно после заполнения необходимой документации.
- Оба водителя, вне зависимости от размеров паркинга, прилегающих конструкций и иных факторов обязаны поставить знаки аварийной остановки.
- Если пострадавших людей нет, в аварии участвуют только два автомобиля и имуществу третьих лиц ущерб нанесен не был и нет разногласий по установлению виновного лица, то можно составить европротокол, заполнить его, не вызывая ДПС.
Если есть разногласия, то нужно вызвать сотрудников ГИБДД. При определении виновного лица во время аварии на автопарковке будет учитываться ПДД, имеющаяся на прилегающей территории разметка, установленные знаки (по правилам она должны присутствовать обязательно), другие специфические факторы.
После составления европротокола или получения необходимых документов от сотрудников ГИБДД необходимо обратиться в свою страховую компанию для получения выплаты по ОСАГО.
Нужно ли выставлять знак аварийной остановки
Да, при любых ДТП, вне зависимости от места происшествия, оба водителя обязаны поставить знак аварийной остановки. В пункте ПДД 7.2 сказано, что знак аварийной остановки выставляется при любых случившихся дорожно-транспортных происшествиях, а также при вынужденной остановке транспортного средства в местах, где остановка запрещена.
Порядок составления европротокола при аварии на парковке
ДТП на парковке – страховой случай, поэтому возможно оформление европротокола без вызова инспекторов ГИБДД.
Заполнять европротокол нужно в следующей последовательности:
- На лицевой стороне указывается информация о месте происшествия, дата (адрес автостоянки, например – Ленина, 55, корпус 2.).
- Уточняется количество автомобилей, которые пострадали в результате ДТП – их должно быть не более двух. Также указывается отсутствие пострадавших людей. При наличии ущерба здоровью составление европротокола невозможно.
- Указываются данные о свидетелях (если такие есть).
- Указываются данные о поврежденных автомобилях, собственниках и лицах, которые находились за рулем (если это были не собственники авто).
- Вносятся данные о страховщике, в которой собственник авто застраховал свою гражданскую ответственность, уточняется номер полиса страхования, срок действий (полис должен являться действующим).
- Указываются все обнаруженные поврежденные элементы, агрегаты, механизмы, узлы транспортного средства.
- Составляется схема ДТП.
На оборотной стороне каждый водитель должен описать собственное видение случившегося, указать, кто именно находится за рулем в момент столкновения. В пункте «Примечания» необходимо указать данные о наличии дополнительных сведений о ДТП (фото, видеофиксация). Документ подписывается обоими водителями, проставляется дата.
Подробнее о процедуре оформления европротокола можно узнать здесь.
Участник ДТП уехал с места: другие последствия
Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:
ситуация, при которой возникла авария, может быть искажена: ведь схема будет составлена со слов другого участника и свидетелей, которые могут не обратить внимание на важные нюансы. Впоследствии доказать в суде, что зафиксированная схема не соответствует действительности, будет практически невозможно
В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.
Пример. Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.
Особые условия выплат по ОСАГО предусмотрены федеральным законодательством для тех, кто виновен в ДТП и при этом скрылся с места происшествия.
Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.
Пример. Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.
Важно уточник, что взыскания регресса возможно в случае, если водитель именно скрылся, а не просто оставил место. Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений
Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.
Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений. Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.
Можно ли обвинить дорожную службу?
В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года в качестве основного принципа обеспечения безопасности движения зафиксирован приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, передвигающихся по дорогам. Статья 12 закрепляет потребность в своевременном проведении ремонта и грамотном содержании дорог. Ответственность возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится территория.
В статье 14 говорится, что уполномоченные должностные лица имеют право ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности. Граждане могут рассчитывать на безопасные условия передвижения (ст. 24 ФЗ №196).
В РФ действует государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы»
В нем уделено внимание эксплуатационному состоянию дорожного полотна. Нормативно-правовой акт утвержден постановлением Госстандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 от 11 октября 1993 года
Так, в пункте 3.1.4 говорится, что значение сцепления покрытия должно составлять минимум 0,4. Выполнение требования обязаны обеспечивать организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Если эксплуатационное состояние полотна не отвечает нормам, должны быть введены временные ограничения или полный запрет движения.
Правила выполнения процедуры строго регламентированы. Они закреплены в Порядке временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утв. Приказом Минтранса РФ №41 от 10 апреля 2007 года). В пункте 15 говорится, что в случае гололеда может вводиться временное ограничение движения путём установки соответствующих знаков.
Если вышеуказанных обозначений не было, можно попробовать взыскать ущерб от ДТП при гололеде с инстанции, отвечающей за состояние дороги. В этой ситуации процесс оформления аварии несколько меняется:
Водитель вызывает сотрудников ГИБДД на место происшествия.
Пока инспектор едет, нужно сделать несколько фотографий с места аварии, попытавшись передать все подробности. Необходимо найти свидетелей, записать их телефоны, имена, адреса.
Когда сотрудник ГИБДД прибудет на место аварии и начнёт заполнять протокол, нужно попросить отразить информацию о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными веществами, скользкой поверхности
Необходимо обратить внимание на дорожные знаки. Если ограничение скорости не стояло, нужно внести информацию в протокол об этом факте.
Настоять на вызове дорожной службы и сообщить о произошедшем.
Потребовать проведения экспертизы
Этап считается максимально важным. Самостоятельно измерить тормозной путь по льду не получится. На покрытии не остается качественных следов. Экспертиза позволяет выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги. Для этого используются специализированные приборы.
Выдвинуть досудебную претензию в адрес инстанции, отвечающей за состояние дороги.
Составить исковое заявление, дополнить его результатами экспертизы, протоколом, задокументированными свидетельскими показаниями и передать в суд.
Требования к парковочным местам
Некоторым водителям может показаться, что заезжая на парковку можно оставить машину там, где захочется. Но это совсем не так. Автомобиль должен занять свое парковочное место (площадка с разметкой).
Для каждой машины должно выделяться столько места, чтобы она могла легко маневрировать при заезде и выезде. Если эти требования не выполняются, происходит повреждение соседних машин.
Существуют даже специальные стандарты, в соответствии с которыми происходит разметка парковочных мест. Учитываются параметры абсолютно всех видов транспорта (даже грузового).
Ознакомьтесь с правилами разметки асфальта на парковке:
Между открытыми дверьми машин, стоящих на парковке по соседству, должен пройти один человек средней комплекции;
Парковка должна быть обозначена специальным дорожным знаком: большая белая буква «Р» на синем поле;
Должна быть создана такая разметка, чтобы машины могли легко разъезжаться в нужном направлении;
Линии разметки должны быть такой толщины, чтобы водители могли их легко различить на асфальте;
Используемая для разметки краска должна быть с эффектом светоотталкивания;
Никакие посторонние объекты, находящиеся на парковке, (колонны, столбу, урны, клумбы, тумбы, терминалы, прочее), не должны мешать свободному въезду и выезду на место парковки;
Если выполняется новая разметка, старые лини должны быть удалены;
Ширина линии разметки должна быть не более 10 см;
Обычно разметка рисуется «под наклоном» (40-60 градусов), «елочкой» (крупные парковки), «перпендикулярно проезжей части» (небольшие парковки с маленькими заездными карманами).
Если сотрудники парковки хотят озеленить территорию – то это не запрещено. Обычно она обсаживается деревьями, кустами, цветами.
В соответствии со стандартами, приятными в РФ, одно парковочное место для легковой машины не должно быть меньше 2,3 м (в ширину). Место парковки машин, принадлежащих людям с ограниченными возможностями, должно быть в ширину не менее 3,5 метра. Разрешены отклонения от нормы в пределах 5 сантиметров. Наносить новую разметку следует не реже 1 раза в полгода.
Парковки со шлагбаумом.
Часто заезжая на парковку можно обнаружить шлагбаум. Это говорит о том, что прежде, чем занять парковочное место, необходимо за него заплатить. Шлагбаум откроется после внесения определенной суммы.
В том случае, когда авария произошла «с участием шлагбаума», причины могут быть следующими:
Владелец авто отказывается вносить оплату за парковку;
Водитель не справился с управлением;
Преднамеренное нарушение правил дорожного движения;
Оплачивая парковку через терминал, водитель отвлекся от основного действия, то есть, управления ТС.
В большинстве терминалов или паркоматов не выдается сдача. Эта ситуация иногда влияет на сосредоточенность водителя за рулем и приводит ДТП.
Я задел машину во дворе: что делать?
Маневрирование на парковке всегда сопряжено с угрозой ненароком посягнуть на целостность чужого движимого имущества. Каким бы незначительным не оказалось повреждение, нанесенное постороннему автомобилю, оно может превратиться в арену недипломатичного выяснения отношений между владельцами соприкоснувшейся автотехники. Тут все зависит от того, присутствует ли пострадавшая сторона при совершении досадного недоразумения или нет. А также, если задетая машина пуста, станет ли нарушитель добровольно искать ее водителя и компенсировать ущерб, либо «смотает удочки» в надежде, что все обойдется незаметно. Итак, что делать если задел машину во дворе?
Важно! Если виновник микро-ДТП осознает меру и степень своего проступка, то он попытается отыскать хозяина, поцарапанного авто и мирно разрулить ситуацию. Оптимальный вариант развития событий
Вот пара способов, дающих надежду на быстрое сглаживание конфликта:
Оптимальный вариант развития событий. Вот пара способов, дающих надежду на быстрое сглаживание конфликта:
- При небольших повреждениях, как: еле заметная царапина, неглубокая вмятина — лучше всего дождаться прихода водителя. Обрисовать ему все как было без утаивания и каких-либо прикрас, договориться обо всем на месте. Претензии и жалобы? Нет времени его дожидаться, и никто не выходит при срабатывании сигнализации? Значит, цивилизованный выход — это написать сообщение с описанием происшествия и указанием контактного телефона для ведения дальнейших переговоров. Записка подкладывается за дворник или прикрепляется клейкой лентой на лобовое стекло.
- При значительных и очень заметных повреждениях, однозначно, следует вызывать инспектора ГИБДД с последующим составлением протокола. Он и свяжется с пострадавшим, выявив его координаты по собственной базе данных. Затем нарушителю придется заплатить штраф, компенсировать ремонтные издержки пострадавшему или последнему будет выдан протокол, по которому ему выплатят деньги страховые компании.
Нежелательное развития событий. Зачастую виновники срываются с места и исчезают, лелея надежду, что их не отыщут. Может, хозяин помятого авто не будет поднимать шум из-за нескольких царапин.
Что делать, если при эвакуации повредили машину?
Как действовать при ДТП без пострадавших и с пострадавшими узнайте тут.
Куда звонить при аварии
Во-первых, по-человечески это просто бессовестный поступок, а во-вторых, это карается законом. Тут предусматривается лишение водительских прав примерно на полтора года или оплата штрафа за покидание места ДТП.
Поэтому если некто случайно задел машину во дворе и уехал, то это может стоить дорого в прямом и переносном смысле. Главное, не нужно паниковать, хитрить, выкручиваться, а чистосердечно во всем признаться и ожидать своей участи от сотрудника автоинспекции или от представителя второй стороны конфликта.
ВС разъяснил, считать ли ДТП повреждение машины от вылетевшего гравия — Российская газета
Камень, вылетевший из-под колес впереди идущего автомобиля, часто становится причиной аварии. Но виновен ли водитель машины, из-под колес которой вылетел камень, в этой ситуации? У судов однозначного мнения нет.
На днях апелляционная инстанция Камчатского краевого суда признала водителя, из-под колес автомобиля которого вылетел гравий и разбил лобовое стекло двигавшейся сзади машины, виновным в совершении ДТП.
Суд пришел к выводу, что причиной ДТП стало нарушение ответчиком Правил дорожного движения — он не учел состояние дорожного покрытия, особенности автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия.
При этом суд отказал в иске потерпевшего непосредственно к водителю. Но признал это страховым случаем по ОСАГО. То есть платить за это происшествие должна страховая компания якобы виновника аварии.
Но страховая компания, выплатив компенсацию пострадавшему, основываясь на решении суда, все равно свое вернет. Признанному виноватым автовладельцу пересчитают коэффициент бонус-малус, и он будет покупать страховку по повышенной стоимости несколько лет. Есть, впрочем, и другой вариант. Юристы страховой компании могут обжаловать это решение Камчатского краевого суда в Верховном суде. Но надо ли им это?
Примечательно, что буквально в прошлом году Верховный суд, рассмотрев жалобу водителя по фамилии Савчук, постановил, что вылетевший из-под колес камень, разбивший чью-то машину, — это вообще не дорожно-транспортное происшествие. Это можно назвать, чем угодно, но только не ДТП.
Верховный суд постановил, что вылетевший из-под колес камень, разбивший стекло, — это не ДТП
Правда, в той ситуации водителя обвиняли в том, что он скрылся с места ДТП. Но суть решения от этого не меняется.
Верховный суд пояснил, что камень вылетел из-под колес машины Савчука по обстоятельствам, от него не зависящим. Он не совершал никаких действий, чтобы отправить этот камень в лобовое стекло следующего за ним автомобиля. Он не мог предвидеть того, что из-под его автомобиля вообще что-то вылетит. А тем более не мог предполагать, что это что-то разобьет чье-то лобовое стекло.
«Событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения», — резюмирует Верховный суд. То есть аварии не было.
Компетентно
Лев Воропаев, адвокат:
— Практика гражданских споров в судах общей юрисдикции по аналогичным спорам неоднозначна. В моей практике, например, областной суд пришел к иному мнению при схожих обстоятельствах, не усмотрев виновных действий у водителя автомобиля, из-под колес которого произошел выброс гравия, повредивший следом двигавшийся автомобиль.
Между тем стоит отметить, что не так давно Верховный суд РФ при рассмотрении административного дела по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ по аналогичным событиям указал, что событие в виде повреждения лобового стекла первого транспортного средства, образовавшегося от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении второго автомобиля, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в пункте 1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является. Так как оно происходит по обстоятельствам, не зависящим от водителя второго автомобиля, без совершения каких-либо действий с его стороны, предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он возможности не имеет.