Поломка радиатора вариатора на lancer 10. лансер 10 радиатор акпп

Вариаторы стали использоваться довольно давно, но до сих пор конструкция данного механизма имеет свои недостатки, одним из которых является зависимость его от охлаждения, те радиатора

Защита радиатора вариатора CVT + Фото отчет

Защита радиатора вариатора CVT + Фото отчет

#1 Непрочитанное сообщение gur » Вт апр 15, 2008 9:35 am

Как-то на мойке обратил внимание на то что, радиатор вариатора CVT весь в грязи Вот и подумал если так пойдет дальше то после нашей грязи и соли он долго не протянет Тем более что после снятия защиты (та что вся в отверстиях ) зачем такие большие ?? (наверное для уменьшения аква-планирования , вода с колеса уходит в отверстия и уносит за собой всю грязь и КАМНИ !!) так вот я был в шоке. на радиаторе в 4 местах уже замяты фланели охлаждения

и он приобрел вид куска грязи , о какой работе может быть речь .

Вот и решил поставить дополнительно еще защиту . Фото на примере правой стороны , Там стоит бочек омывателя , ему тоже достается не сладко особенно фишкам питания . Ну естественно с левой стороны тоже самое. После месяца эксплуатации – радиатор чистый – только в пыли, ну это мелочи.

#2 Непрочитанное сообщение Shark » Вт апр 15, 2008 9:57 am

Младца! Ты уже тестил этот доп?

А есть фото с общим видом ? А то не совсем ясно, где он расположен (радиатор). У меня механика, а вот владельцам CVT думаю будет интересно. Не все очень хорошо разбираются в этом. Сделай фотку если не затруднит.

#3 Непрочитанное сообщение gur » Вт апр 15, 2008 10:23 am

#4 Непрочитанное сообщение Shark » Вт апр 15, 2008 10:28 am

#5 Непрочитанное сообщение All_ex » Вт апр 15, 2008 12:19 pm

#6 Непрочитанное сообщение corer » Вт апр 15, 2008 12:26 pm

#7 Непрочитанное сообщение gur » Вт апр 15, 2008 12:27 pm

Источник

Тем не менее, у вариатора есть определенные минусы

  1. Автомобиль, оснащенный вариатором, необходимо чаще подвергать техническому обслуживанию. Дело в том, что у него есть слабое место – ремень, который необходимо менять каждые 60 тысяч километров и эти цифры могут меняться, в зависимости от модели автомобиля. Если сравнивать с автоматическими коробками передач, то их можно не подвергать подобному обслуживанию до 100 тысяч километров. Недостаток устраняется применением цепного привода, который, однако, имеет высокий уровень шума. Также сюда следует включить то, что он служит значительно меньше, нежели автомат или механика.
  2. Данная коробка переключения передач не переносит большие нагрузки, из-за низкой прочности механизма, в частности, ремня. Именно поэтому его редко применяют для внедорожников, или любых других автомобилей, которые используются для езды в тяжелых условиях.
  3. В случае поломки вариатора, очень сложно найти сервисный центр, который возьмется за его ремонт. Несмотря на то, что стоимость ремонта обходится в 30% от стоимости агрегата, намного проще его поменять, нежели ремонтировать. Такая коробка передач очень чувствительна к любому стороннему вмешательству, поэтому сервис необходимо выбирать с умом.
  4. Не все вариаторы работают быстро. Некоторые из них могут «распознавать» обороты в течение 1-2 секунд, прежде чем включится нужная передача.
  5. Вариатор работает на основе импульсов, поступающих со многих датчиков, например, датчик положения коленвала, датчик скорости, датчик АБС и многих других. Поломка хотя бы одного из них может привести к серьезным проблемам, так как неисправность будет нарастать постепенно по цепочке.

Тороидный вариатор

К бесступенчатым передачам относится и тороидный вариатор, применяемый в автомобилях японского производства «Глория» и «Скайлайн».

Вариатор состоит из соосных дисков ведущего 1, ведомого 2 и промежуточных роликов, передающих момент от одного диска к другому. Один диск является ведущим, а другой – ведомым. Передача крутящего момента обеспечивается силами трения между рабочими поверхностями дисков и роликов. Для изменения передаточного числа меняются положение роликов и их радиусы, по которым ролики обкатывают диски.

В зависимости от угла поворота ролика ведомый диск может вращаться с той же скоростью, что и ведущее (если ролик горизонтален), с большей или меньшей (если ролик поворачивается).

Поскольку все усилие сосредоточено в пятне контакта, то для поворота роликов должны использоваться особые устройства, способные преодолевать силу прижатия ролика к диску (до 3000 Нм). Возможность передачи таких усилий обеспечивается применением высококачественных сталей, особых масел и специальной системой, в которой управляемый электронным блоком управления прецизионный гидравлический механизм перемещает обоймы с роликами вверх или вниз на микроскопическую величину, а далее, из-за возникшего сдвига относительно оси дисков, ролик поворачивается сам.  Кроме того, чтобы раз­грузить детали и уменьшить размеры тороидной коробки передач, в ней работают два вари­атора. При использовании тороидного вариатора в трансмиссии автомобиля так же, как и в случае клиноременного, необходимо обеспечить возможность получения заднего хода и отключения вариатора от двигателя с помощью сцепления. Задний ход обеспечива­ет планетарная передача, а для нейтральной передачи используется гидро­трансформатор.

Для смазки бесступенчатых коробок передач специальное масло с маркировкой CVT, которое не совместимо с маслом ATF, применяемом для традиционных автоматических коробок передач.

Бесступенчатые коробки передач до сих пор не нашли широкого применения из-за некоторых имеющихся в них существенных недостатков по сравнению с механическими ступенчатыми коробками (размер, масса, диапазон преобразования, производственные расходы, к.п.д. коробки передач, компоновочные ограничения).

Что потребуется для замены вариатора на мкпп?

Замена вариатора на МКПП — это следующий алгоритм действий:

  • снятие коробки передач вариатора;
  • снятие радиатора охлаждения вариатора;
  • замена маховика (модификация с МН 163878);
  • установка корзины (MN 132330) со сцеплением (MN 132331) и выключателем (MU 001162)
  • установка насоса сцепления (ГЦС — MN 100486);
  • замена приводных валов;
  • монтаж проводки (замена проводки двигателя на версию, подготовленную для МКПП);
  • установка педального блока (MN 101629, MN 101623) проушин переключения (2340A23, 2460A037), всех дополнительных датчиков;
  • подготовить ЭБУ для корректной работы с МКПП;
  • кроме того, вам понадобится рабочий цилиндр — 2324A023 и шланги — 2348A099, MN 101591, а также вся проводка для моторного щита версии МКПП и задней подушки двигателя.

Вариатор – бесступенчатая трансмиссия

Среди разновидностей трансмиссий выделяется бесступенчатый вариатор, отвечающий за передачу крутящего момента. Сначала небольшая историческая справка.

История вариатора

Когда речь заходит о предыстории вариаторного устройства, упоминается личность Леонардо да Винчи (1452–1519). В работах итальянского художника и ученого можно найти первые описания серьезно поменявшейся к XXI веку бесступенчатой трансмиссии. Мельникам Средневековья также был известен положенный в основу устройства принцип. Используя ременную передачу и конусы, мукомолы вручную воздействовали на жернова и изменяли скорость их вращения.

До появления первого патента на изобретение прошло без малого 400 лет. Речь идет о запатентованном в 1886 году в Европе тороидальном вариаторе. Успешное использование вариаторных трансмиссий на гоночных мотоциклах привело к тому, что в начале XX века в рамках соревнований вводился запрет на участие оснащенной вариаторами техники. Для сохранения здоровой конкуренции подобные запреты давали о себе знать на протяжении всего прошлого столетия.

Первое применение автомобильного вариатора датировано 1928 годом. Тогда усилиями разработчиков британской компании Clyno Engineering был получен автомобиль с трансмиссией вариаторного типа. Ввиду неразвитости технологии машина не отличалась надежностью и высокой эффективностью.

Новый виток истории произошел в Голландии. Владелец концерна DAF Ван Дорн разработал и внедрил конструкцию Variomatic. Продукция завода – это первый вариант массового применения.

Что такое CVT

Аббревиатура CVT – это Continuous Variable Transmission. В переводе с английского это означает «непрерывно изменяющаяся передача». На деле непрерывность проявляется тем, что смена передаточного числа никак не ощущается водителем (отсутствует характерные толчки). Передача крутящего момента от мотора к ведущим колесам реализуется без использования ограниченного количества ступеней, поэтому трансмиссию называют бесступенчатой. Если в маркировке комплектации авто встречается обозначение CVT, то речь идет о том, что используется вариатор.

Виды вариаторов

Элементом конструкции, отвечающим за передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомому, могут быть клиновидный ремень, цепь или ролик. Если в качестве основания для классификации выбрать указанную конструктивную особенность, то получатся следующие варианты CVT:

  • клиноременный;
  • клиноцепной;
  • тороидальный.

Зачем нужна бесступенчатая передача

Благодаря бесступенчатой передаче ДВС в любой момент своей работы будет передавать крутящий момент без задержек. Такие задержки происходят при изменении передаточного отношения. Например, когда водитель переводит рычаг МКПП в другое положение или автоматическая коробка передач выполняет свою работу. За счет непрерывной передачи авто плавно набирает скорость, возрастает КПД мотора, достигается определенная экономия топлива.

Замена масла в вариаторе Lancer

По советам специалистов, осуществляющих ремонт вариаторных КПП, производить замену масла в «Лансере» необходимо каждый 40 000 км. Когда вы ознакомитесь с основными характеристиками и принципами работы вариатора в «Лансере», вы убедитесь в том, что, если масло не будет заменяться регулярно, ни о каком долгом сроке службы устройства не может идти и речи. Когда имеют место непростые условия эксплуатации, замена требуется раньше, примерно через 30–35 тыс. км. О каких негативных факторах идет речь:

  • о буксировке прицепа;
  • о динамичной езде, которая сопровождается резким ускорением и замедлением;
  • о длительных простоях автомобиля в жару (в дорожной пробке корпус вариатора и радиатора охлаждения в «Лансере» не обдувается, в связи с этим возрастает вероятность перегрева);
  • о движении автомобиля по пересеченной местности (коробки CVT очень сильно «страдают», когда идет пробуксовка ведущих колёс);
  • о передвижении по пыльной дороге в горах.

Для CVT специалисты советуют применять лишь оригинальную жидкость, выпускаемую под брендом завода-изготовителя. Есть смысл заливать масла других производителей лишь тогда, когда их продукция такая же по допускам, как оригинальная.

Конструкцией вариаторной КПП предусмотрено наличие в маслоприемнике бумажного фильтрующего элемента (тонкой очистки) и сетки из металла (грубой очистки). Сетку нужно лишь промывать, а заменять необходимо тогда, когда фрикционные накладки плотно забиты клеем или отложениями перегретой рабочей жидкости.

Для замены масла в вариаторе «Митцубиси Лансер» необходимо выполнить следующее:

  • открутить пробку сливного отверстия, слить старое масло;
  • открутить поддон вариатора и убрать продукты износа, скопившиеся на дне;
  • заменить масляный фильтр в «Лансере», а фильтр грубой очистки промыть или, если требуется, тоже заменить;
  • поставить новую прокладку (заранее очистив привалочные плоскости), прикрутить поддон, закрутить сливную пробку;
  • залить новую жидкость для CVT, используя воронку, которая вставлена в отверстие щупа (если количество жидкости было в норме до замены, то заправочный объем будет равен объему старой жидкости);
  • убедиться, что уровень масла в «Лансере» соответствует нормам, изложенным в руководстве по ремонту и эксплуатации;
  • обнулить счетчик старения рабочей жидкости (для этого лучше воспользоваться любым из универсальных диагностических приборов).

Рекомендуемые товары

Исходя из опыта, можно констатировать, что, когда замена масла производится без сброса датчика, последующая работа вариатора в «Лансере» начинает сопровождаться подергиваниями и ударами. Практика ремонта коробок CVT показывает, что имеется некая закономерность, в соответствии с которой именно замена жидкости без обнуления счетчика становится причиной повреждения ремня и конусов.

Устройство вариатора и виды CVT

Автоматическая коробка вариатор отличается от аналогов тем, что изменяет передаточное число плавно, в ее конструкции для всех передач (кроме задней) отсутствуют элементы зацепления, то есть ступени.

Что касается типов вариаторов, можно выделить:

  • тороидальный;
  • клиноременной;

Тороидальный вариатор устанавливается только на авто с полным и задним приводом. Тороидальная вариаторная КПП имеет два диска, где один ведущий, второй ведомый. Между дисками установлены особые ролики.

Во время работы ролики осуществляют вращение по отношению к горизонтальной оси и производят смещение по отношению к вертикальной оси. Это дает возможность перераспределять усилие, касаясь различных участков дисков.

Если просто, в зависимости от степени перемещения роликов  по вертикали становится возможным менять передаточное число, числа, а за счет силы трения роликов между дисками передается крутящий момент.

В случае, когда ролики контактируют с ведущим диском около обода, происходит увеличение скорости, крутящий момент меньше. Такой режим похож на высокую передачу (5-6 на МКПП). Если же ролики контактируют с ведомым диском с краю обода, скорость меньше, передается больше крутящего момента, что соответствует пониженной передаче.

При этом тороидальный вариатор CVT надежнее клиноременного, однако в случае поломки его нельзя отремонтировать. Другими словами, вместо ремонта такая КПП обычно подлежит замене.

Клиноременный вариатор более распространен, устанавливается на авто с передним приводом. В его основе лежат конические диски и ремень. Диски идут парами (в устройстве вариатора две таких пары), каждая пара имеет стационарный и подвижный диск. Фактически, они представляют собой шкивы, которые связаны с соответствующим валом.

Принцип работы заключается в том, что первичный вал отдает на ведущий шкив крутящий момент от ДВС через гидротрансформатор. В ГДТ приводное насосное колесо через масло передает момент на турбинное колесо, связанное с первичным валом.

Далее через ремень усилие с ведущего шкива передается на ведомый, который также связан со вторичным валом. Сама передача момента на вторичный вал для того, чтобы машина двигалась вперед, осуществляется при помощи планетарного редуктора с дисковым сцеплением. Чтобы двигаться назад, используется дисковый тормоз, (реверсивный механизм задней передачи).

От промежуточного вала крутящий момент передается на дифференциал, который распределяет усилие на полуоси. Крутящий момент и скорость движения ТС изменяется благодаря изменению диаметров шкивов вариатора. Пока автомобиль разгоняется с места, диаметр ведущего шкива самый маленький (аналогично шестерне 1-й передачи МКПП), диски сжаты.

Далее происходит  изменение диаметра за счет движения дисков шкива. Когда диски полностью разжаты, шкив получает самый большой диаметр. Получается, на маленькой скорости движения ТС диаметр ведущего шкива минимален, а ведомого наоборот, то есть максимальный.

Если же авто движется на высокой скорости, ведущий шкив имеет самый большой диаметр, а ведомый наименьший. Регулировка скорости движения становится возможной благодаря согласованным изменениям диаметров шкивов. При этом благодаря большому количеству возможных диаметров, условное количество доступных «скоростей» по аналогии с МКПП или АКПП у вариатора очень большое.

Благодаря этим особенностям достигается хорошая динамика разгона и плавность хода, нет разрыва потока мощности, которое происходит при переключениях передач в ступенчатых КПП. Так как физических ступеней нет, отсутствуют толчки, рывки, провалы. Также вариатор позволяет экономить топливо.

Однако есть и минусы. Как правило, тяжелые условия эксплуатации и нагрузки могут быстро вывести из строя вариатор CVT. Срок его службы меньше, чем у автоматов или роботов. На практике при езде на полной мощности и высоких оборотах детали вариатора разрушаются, также данную КПП обычно не устанавливают в паре с мощными и тяговитыми ДВС.

Еще в коробке вариатор нужно чаще менять масло по сравнению с гидромеханическими АКПП, жидкость можно заливать только оригинальную, само масло для вариатора дорогостоящее. Ремонт вариатора также является трудоемким и сложным процессом, замена деталей требует значительных затрат. Часто вместо ремонта практикуется полная замена вариатора на новый или контрактный аналог.

Что такое вариатор на автомобиле: плюсы и минусы

Вариатор – CVT (Continuously Variable Transmission) – в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом». Впервые принцип бесступенчатой передачи крутящего момента был озвучен еще Леонардо да Винчи. Самыми простыми вариаторами оборудовали мельницы, позже они нашли применение в конструкциях дерево- и металлообрабатывающих станков.

Вариаторные коробки начали устанавливать на автомобили в середине XIX столетия. Идея принадлежала голландскому инженеру Хуберту ван Доорну. Впервые бесступенчатой коробкой передач, которая назвалась Variomatic, были оснащены авто компании DAF. Это произошло в пятидесятых годах XIX века.

Рассмотрим плюсы и минусы вариатора на автомобиле. Авто с подобным типом трансмиссии отличаются:

  • возможностью более динамичного разгона (автомобили набирают скорость быстрее в сравнении с авто, оснащенными механическими коробками или коробками-автомат);
  • экономичностью (расход топлива в таких транспортных средствах ниже, чем в автомобилях с автоматическими или механическими коробками);
  • отсутствием передач, благодаря чему нет рывков переключения (также положительно влияет на динамичность хода);
  • увеличенным ресурсом двигателя (благодаря отсутствию перегрузок);
  • простотой управления автомобилем (этот тип коробки передач идеален для новичков).

Разбираясь с тем, что такое вариатор на автомобиль, следует отметить и его недостатки:

  • сложные ремонтные работы (причем ремонтировать вариаторную коробку передач следует исключительно у официальных дилеров);
  • высокая стоимость ремонта;
  • замена цепи между шкивами требуется через каждые 100–150 тысяч километров (достаточно дорогая услуга, предоставляемая не всеми станциями технического обслуживания);
  • оснащение сложной электроникой, ремонт и замена которой опять-таки является дорогим удовольствием;
  • в автомобиле используется специальное дорогостоящее масло, которое не везде продается;
  • каждая модель автомобиля требует использования определенной марки масла (игнорирование данного требования приводит к выходу вариаторной коробки из строя).

Охлаждение вариатора

  Одним из важных моментов в вариаторах можно считать его систему охлаждения. Температурный режим контролирует система самодиагностики на основании данных получаемых от температурного датчика. Если происходит превышение допустимого значения, на панели приборов об этом сигнализирует индикатор неисправности, а сам вариатор переходит в аварийный режим.
  Чтобы обеспечить оптимальную температуру масла в конструкции некоторых автомобилей кроме теплообменника рядом с основным радиатором и перед конденсором климатической системы устанавливается дополнительный радиатор для охлаждения вариатора. В период эксплуатации соты его забиваются насекомыми и тополиным пухом, что приводит к нарушению теплообмена и перегрева вариатора на высоких скоростях. Чтобы избежать этой неисправности рекомендуется периодически производить мойку радиатора. Некоторые автомобилисты устанавливают защитную сетку, что позволяет хот как то защититься от загрязнения.

  Как показывает статистика, поломки вариаторов встречаются не чаще, чем поломки гидромеханических коробок, поэтому сомневающиеся ранее производители в надежности бесступенчатых трансмиссий, в настоящее время все чаще начали использовать вариаторы на своих автомобилях. К примеру, Toyota известна всем как производитель самых надежных автомобилей, стала комплектовать свои новинки вариаторами. И даже Subaru, поклонники которой являются любители больших скоростей и поездок по бездорожью, все чаще отдает предпочтения трансмиссии с вариатором. А ведь еще недавно бытовало мнение, что для вариатора такие режимы не по зубам. Очевидно, настала новая эпоха автомобилей.

  Рассказав о самых распространенных неисправностях вариаторов, не стоит забывать о нехарактерных поломках. Иногда выходит из строя насосное колесо гидротрансформатора, что влечет за собой полную остановку автомобиля. Также дает сбой электроника, к примеру, происходит выгорание некоторых деталей в блоке управления. Но эти поломки можно отнести к разряду случайностей, чем к закономерностям.
  И напоследок, всегда прислушивайтесь к работе вариатора, в случае обнаружения нехарактерных звуков, например, гула, сразу же отправляйтесь в сервис на диагностику.

Оригинальные детали и заменители

На Lancer X применяется поперечно-проточный радиатор охлаждения двигателя размером 700х402х16 мм. Центральная часть с ребрами охлаждения выполнена из алюминия, а боковые баки  изготовлены из пластика. С внутренней стороны радиатора на быстросъемных фиксаторах закреплен блок электровентиляторов, который обеспечивает принудительное охлаждение. В систему залита охлаждающая жидкость «Mitsubishi SUPER LONG LIFE» (код MZ320291).

По каталогу MITSUBISHI в зависимости от объема двигателя и типа трансмиссии на Лансер 10 могут быть установлены следующие радиаторы охлаждения в сборе:

o.e.m. номер Применимость Цена, руб
MN156092 1.5 – 2.0 MT / AT 25 000
1350A294 1.8 D 30 000
1350A297 1.5 – 2.0 MT 14 000
1350A298 1.5 – 1.8 AT 40 000
1350A050 1.8 D, 2.0 EVO 30 000

В качестве более доступной альтернативы можно подобрать совместимый радиатор от следующих производителей:

Бренд Артикул Применимость Примерная стоимость, руб
Termal 2428952
247362H
1.5 МТ, 1.8 МТ ,2.0 МТ
1.5 (4а91) АТ
3 500
3 800
LUZAR LRС11197 Кроме 1.5 (4а91) АТ 4 500
NISSENS 628952
67359
1.5, 1.8
2.0 EVO X, 2.0 Ralliart
5 500
8 500
AVA COOLING SYSTEMS MTA2207 1.5 МТ, 1.8 МТ ,2.0 МТ 4 600
Sakura 33218503 1.5 – 2.0 4 200
DENSO DRM45023 1.5, 1.8, 2.0, 2.0 EVO X, 2.0 Ralliart 9 000

Иные типы вариаторов

Существуют конструктивно различные типы вариаторов: клиноременный (самый распространенный), тороидный и цепной. Первый мы подробно изучили, поскольку он наиболее распространен. Второй устанавливают на полноприводные и заднеприводные ТС. Последний – на тяжёлых машинах, поскольку он наиболее надежен.

Тороидальная вариаторная КПП

Тороидальная коробка передач – более сложный механизм. В нём роль шкивов выполняют диски, вытянутые в форме конуса с одной стороны. Диски направлены друг к другу острыми концами. Тот, что расположен сверху – ведущий. Снизу – ведомый.

Роль ремня выполняют ролики. Они расположены по разные стороны между дисками. И движутся вдоль изгибов. Синхронно поднимаясь вверх, повышают передачу (скорость авто увеличивается, момент уменьшается). Когда опускаются к ведомом диску, передача понижается. Расположившись по середине, выдают прямую передачу. Усилие передаётся благодаря силе трения (трутся между дисками ролики).

Ременный CVT применяется чаще, но тороидный надежнее. Однако, у него есть существенный недостаток: он не подлежит ремонту (при поломки приходится заменять на новый).

Цепная вариаторная КПП

Цепной – это разновидность клиноременного, которая практически ни чем не отличается от «прототипа». В вариаторе лишь заменили ремень на стальную цепь. Такое устройство имеет вариатор под названием Multitronic, созданный концерном Audi. Отличается увеличенным сроком службы, повышенным уровнем прочности, цепной вариатор лучше выдерживает нагрузки. Поэтому его чаще используют на грузовых авто.

Широкого распространения цепная вариаторная КПП не получила, поскольку производит много шума (уровень слишком высокий).

Преимущества и недостатки

Сегодня бесступенчатая трансмиссия является достаточно надежной. Времена, когда CVT-коробки нуждались в частом ремонте, постепенно уходят в прошлое. Первые клиноременные вариаторы нуждались в осмотре и замене ремня каждые 50-60 тысяч километров, тем временем как современные агрегаты не требуют к себе такого внимания. Если говорить о плюсах современных вариаторов, то здесь стоит выделить:

  1. Плавность трансмиссии автомобиля при наборе скорости;
  2. Быстрый разгон (не затрачивается время на выбор передачи);
  3. Плавное троганье с места;
  4. Низкая шумность при работе;
  5. Обеспечение топливной экономичности автомобиля;
  6. Высокая экологичность агрегата.

Как читатель наверняка догадался, шкивы вариатора имеют непростое устройство. Как-никак, в агрегате есть элемент, который меняет свой диаметр, причем довольно быстро и плавно. Для таких коробок передач характерны следующие неисправности:

  1. Они имеют жесткий регламент замены масла – каждые 20, максимум 30 тысяч километров пробега;
  2. Вариаторы требует регулярной замены специальной жидкости для корректной работы ременной передачи;
  3. Автомобиль с CVT хуже показывает себя при езде по гололеду или сырым покрытиям;
  4. Бесступенчатая трансмиссия не может долгое время работать на высоких оборотах;
  5. Вариатор легче вывести из строя, в отличие от, например, чисто механической трансмиссии;
  6. Бесступенчатую трансмиссию дорого ремонтировать.

Еще одним недостатком CVT является то, что он представляет собой единую и довольно сложную систему. Выход из строя хотя бы одного элемента отражается на работе всего агрегата. Отчасти поэтому диагностика и ремонт вариаторов становится для водителя сущей головной болью – всю работу можно доверить только опытному мастеру, а его услуги обходятся крайне недешево. Уже упомянутые регламенты замены технических жидкостей также является проблемой. Рассеянный водитель может забыть сменить масло вовремя, что приводит к быстрому изнашиванию трансмиссии.

Клиноременная передача

Вариатор на автомобиле «Вольво» установлен в трансмиссии между главной передачей и ведущими колесами. Изменение передаточного числа в вариаторе происходит автоматически за счет изменения диаметров шкивов. Ведущая шестерня 1 главной передачи находится в зацеплении с двумя шестернями 2 и 5, свободно сидящими на валу 3. Шестерни могут соединяться с валом через кулачковую муфту 4, при включении левой шестерни происходит движение автомобиля вперед, правой – задний ход.

На обоих концах поперечного вала 3 закреплены ведущие шкивы вариатора 6. Левая часть шкива закреплена на валу жестко, правая может перемещаться вдоль оси вала. Подвижный правый шкив соединен с грузиками центробежного регулятора 11 и с поршнем цилиндра, связанного с впускным трубопроводом двигателя. Ведомый шкив 8 также состоит из двух частей, при этом правая неподвижна на ведомом валу, а левая подвижна в осевом направлении и нагружена пружиной 9. Ведомый вал вариатора через редуктор связан с ведущими колесами автомобиля.

Работает вариатор следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала (начало трогания автомобиля) пружина 9 выжимает ремень на ведомом шкиве на больший радиус. Вследствие малой частоты вращения и  сдвинутых грузиков регулятора 11 половины 6 ведущего шкива раздвинуты за счет действия пружины 14, и ремень располагается на малом радиусе. Передаточное число наибольшее. По мере разгона автомобиля и увеличения частоты вращения вала 3 увеличивается сила действия центробежного регулятора, которая смещает подвижную часть шкива и увеличивает его рабочий диаметр. Разрежение, создаваемое во впускных трубопроводе двигателя, передается в цилиндр 13, связанный с подвижной частью шкива. При уменьшении нагрузки, когда разрежение во впускном трубопроводе возрастает, рабочий диаметр шкива ведущего увеличивается, уменьшая   передаточное   число.   Таким   образом, осуществляется автоматическое изменение передаточного числа вариатора в зависимости от скорости движения и нагрузки двигателя.

Эксплуатация вариатора

Если автолюбитель не хочет довести вариатор до поломки, ему стоит соблюдать некоторые правила. Выше мы уже указали на тот факт, что бесступенчатая трансмиссия не отличается столь же большой живучестью, что и «механика». Уточняем: речь идет о способности трансмиссии переживать действия со стороны водителя. Категорически не рекомендовано:

  • Резко стартовать;
  • Продолжительно ездить на максимальной скорости;
  • Допускать пробуксовку;
  • Сильно нагружать автомобиль и вдобавок подсоединять к нему прицеп.

В целом, проблемных пункта здесь только два: старт и пробуксовка. Водителям, предпочитающим агрессивный стиль езды, придется отказаться от резких стартов на светофоре. Что касается пробуксовки, то здесь проявляется один из самых больших недостатков вариаторов. Если ваш автомобиль застрял, рекомендуется обратиться за помощью к прохожим – пусть они подтолкнут его – или к другим автомобилистам, если транспорт придется отбуксовывать.

Сегодня вариаторы устанавливают по большей части на городские малолитражные автомобили. Владельцам такого транспорта стоит понимать, что он в принципе не подходит для агрессивной езды, плохо показывает себя на некачественных или отсутствующих дорожных покрытиях, а также он не всегда способен самостоятельно выбраться из, например, сугробов. Это транспорт для размеренной езды по городу. Если у водителя есть опыт эксплуатации малолитражки, он быстро разберется с тем, как нужно эксплуатировать вариатор.

Режимы вариатора

Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

Движение вперед

«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

Движение задним ходом

«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

Нейталь

«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.

Парковка

«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

Ручное управление

«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

Дополнительные режимы

Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Вывод

Бесступенчатая трансмиссия стала отличным решением для городского транспорта. Она обеспечивает высокую комфортность езды, они экономнее и быстрее «механики» и «автоматов». Кроме того, она делает транспорт более экологичным. Вместе с тем, вариаторы довольно прихотливы и неспособны передавать большей крутящий момент. Компания Ricardo решила эти проблемы своей трансмиссией DSG, которой оснащены некоторые Bugatti Veyron. Однако большинство мощный автомобилей и в будущем будут оснащаться роботизированными коробками передач, тем временем как эксперименты автоконцернов с вариаторами будут продолжаться.

#avtopro #авто #транспорт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: