Липучки или шипы? какие шины применять эффективнее зимой?

Рейтинг зимних нешипованных шин 2021

Рабочие характеристики зимних нешипованных шин

Шины можно отнести к расходным материалам, без которых не обойтись ни одному автовладельцу. Зимние шины предназначены для использования в холодное время года, их можно начинать эксплуатировать, когда среднесуточная температура не превышает +7 °С.

Считается, что основная разница между зимними и летними покрышками заключается в рисунке протектора. Но это не совсем так. При изготовлении шин производители пользуются различной по химическому составу резиной, которая рассчитана на ту или иную температуру окружающей среды.

Основным элементом зимних нешипованнных покрышек является изготовленный из износостойкого каучука протектор, соединяемый при помощи специальной базы с внутренними слоями шины. За счет него снижается сопротивление качения и уменьшаются толчки от неровностей дороги.

Вторым элементом является стальной корд, основное предназначение которого – повысить стабильность формы шины, а также увеличить устойчивость при движении авто и проезжаемое расстояние. Следующий слой шины представлен прокладкой, изготовленной из текстильного корда, задача которой заключается в оказании сопротивления излишнему внутреннему давлению покрышки.

Для защиты бортов шин используется специальный каркас, выполненный из каучуковых полос. Достижению плавности амортизации и стабильности способствует впаянная в край шины крыльевая лента. Впрочем, перечисленные элементы присутствуют во всех зимних покрышках.

Зимние нешипованные шины относятся к одному из двух классов – европейскому или скандинавскому.

  • прекрасно показывают себя при движении по сухому и мокрому асфальту;
  • не подходят для поездок по обледенелым дорогам;
  • резина, используемая для производства зимних нешипованных шин, сохраняет свои качества и при высоких температурах, не оказывая отрицательного влияния на управляемость автомобилем;
  • обладают низким шумовым порогом;
  • не сказываются на качестве дорожного покрытия.

Вопрос-ответ

Можно ли ездить летом на зимней нешипованной резине?
Штрафов за передвижение на автомобиле, укомплектованном зимними покрышками без шипов, не предусмотрено. Несмотря на это стоит помнить, что резина этого типа отличается мягкостью. Это негативно сказывается на торможении при высокой температуре воздуха.

В чем разница между шипованной и нешипованной резиной?
Резина отличается структурой протектора. У липучки больше ламелей, расположенных перпендикулярно и под углом к направлению движения. Это и адсорбционные свойства поверхности обеспечивают хорошее сцепление с обледеневшей поверхностью.

Характеристика нешипованных шин

Фрикционные покрышки используют для улучшения сцепления с дорогой. Их стихия – мокрое или влажное дорожное покрытие. Именно в этих условиях влага попадает в бороздки ламелий, образовывая с дорогой прочное сцепление.

Плюсы и минусы

Многие автовладельцы используют липучку как всесезонную резину, «переобувая» машину в последний момент, когда из покрышки начинает проступать корт. Автовладельцы любят ставить липучку из-за ее положительных качеств:

  1. Отличное сцепление с мокрой или влажной дорогой. Ее можно использовать даже зимой, если вы передвигаетесь преимущественно по рыхлому снегу.
  2. Сниженный расход топлива, за счет большего пятна контакта с дорогой.
  3. Низкий уровень шума от колес.
  4. Липучка не задубеет на морозе, как шипованная резина.

Данный тип резины часто рассматривают как более дешевую альтернативу шипам. Но и у нее есть свои минусы:

  1. В летнее время покрышка сильно нагревается. Внутри шины происходят небольшие изменения, колесо начинает «плыть» на дороге. Машина становится менее управляемой, у нее удлиняется тормозной путь.
  2. Липучка практически бессильна на любом виде гололедицы.

Какие липучки лучше купить

При выборе хороших покрышек фрикционного типа важно учитывать климатические условия. Это первое, что играет роль, ввиду четкого разделения на виды

Не менее важен стиль вождения, а также особенности автомобиля. Например, для внедорожников и кроссоверов производители разрабатывают специальные модели, учитывающие мощность и массу авто, ее поведение на зимних на дорогах.

В рейтинге лучших шин-липучек представлено 12 вариантов, разделенных на группы для простоты выбора. Бюджетные – самые качественные из недорогих, обладающие неплохими эксплуатационными свойствами. Шины для внедорожников предназначены для определенных марок автомобилей. А в сочетании цена-качество лучшими стали среднеценовые шины с безупречным поведением на дороге.

Какой тип шин выбрать

Так что лучше
липучки или шипы? Ошипованные
покрышки намного труднее обслуживать. Например, восстановление гнезда кустарными методами при повреждении шипа
недопустимо,
установку нового элемента надо проводить в профессиональных мастерских, владеющих
необходимым оборудованием и технологией. Если над кордом металлическая вставка выступает менее чем на 1,5 мм,
покрышку надо ремонтировать или заменять. После ошиповки колесо оставляют при
комнатной температуре на срок до 14 дней, чтобы поврежденное гнездо приняло
изначальную форму. Также они требуют соблюдения особых правил при эксплуатации
— не рекомендуется резко ускоряться, тормозить
или менять траекторию движения.

«Фрикционка» также требует особого обращения при
обслуживании и эксплуатации. Первые 200-500 км эту шину надо грамотно обкатать,
чтобы ламели заточились по направлению движения. Также не рекомендуется резко
ускоряться, тормозить, маневрировать.

Резкое ускорение на снегу
Резкое ускорение авто по снегу чревато
неприятностями

Так шипованные
или нешипованные, какую резину выбрать? В пользу
липучек говорит то, что эти шины эффективнее контактируют с голым
асфальтом. Зимой в городе дороги постоянно очищают, утоптанный снег или лед
встречается редко. А вот для шипов больше подойдет сельская местность, где нечищенные
дороги и утренний гололед не редкость. Кроме того, они лучше на зимнем бездорожье.
Поэтому их можно часто увидеть на больших, тяжелых кроссоверах.

«Меня спросили — шипованную или липучку предпочитаешь,
отвечу. С трасс не выезжаю, все время по дальнякам или городской черте. Раньше
катался на шипах, но нужды в них сегодня не вижу. Поставил себе Тигр Винтер и
никакой разницы не наблюдаю. Хотя друзья утверждают, что протектор быстрее
изнашивается. Многое я считаю от манеры ездить зависит». Андрей Саможай,
дальнобойщик.

Таблица: Тест
зимних шин

Параметры

Фрикционные (приведены коэффициенты лучших покрышек этого
типа по версии журнала «За рулем» Continental ContiVikingContact 6

Шипованные (приведены показатели топовых шин теста «За
рулем» Nokian Hakkapeliitta 9

Тормозной путь на снегу 40-5 км/ч, м

15,6

14,8

Время прохождения снежной трассы при минусовой температуре до -30
градусов Цельсия, сек

84-89

84-88

Время разгона на снегу, 0-40 км/ч, с

5,9

5,3

Управляемость на снежной трассе, баллы

21

25,5

Тормозной путь на льду 30-5 км/ч, м

15,9

16,4

Время прохождения ледового круга, сек

26

19,9

Время разгона на льду, 5-30 км/ч, с

6,7

6,8

Управляемость на льду, баллы

32

28

Остановочный путь на мокром асфальте, 60-5 км/ч, м

19,7

19,4

На сухом асфальте, 80-5 км/ч, м

29,8

31,9

Курсовая устойчивость на асфальте, баллы

28

18

Шум, баллы

24

18

Плавность хода, баллы

16

15

Расход горючего при 60-90 км/ч, л/100 км

4,7-6,6

4,2-6,3

Способы ошиповки резины

Повторную ошиповку зимних шин можно выполнить разными способами. Сделать это самостоятельно вручную проще всего, однако придется приложить много усилий. Понадобится тазик с водой, в ней нужно будет растворить мыло, а затем наносить этот раствор. Кроме того, нужно приготовить молоток, полукруглые плоскогубцы, отвертку. С их помощью вы сможете вставить шипы, а также удалить те элементы, которые зафиксированы неправильно. Данная технология ошиповки самая простая, но потребуется потратить много времени и сил. Чтобы усадить элементы равномерно, необходимо иметь опыт проведения подобных работ.

Следующий способ – полуавтоматический. Осуществляется ошиповка зимних шин шуруповертом со специальной насадкой, с ее помощью вы сможете установить элементы на нужную и одинаковую глубину.

Современный способ качественной и долговечной усадки шипов – автоматический. Потребуется пневматический пистолет для ошиповки зимних шин. Этот инструмент под большим давлением воздуха загоняет элементы в гнезда, правильно фиксируя их.

Цена данного специнструмента достаточно большая. Поэтому нецелесообразно покупать пневмопистолет, если вам необходимо ошиповать резину на одном комплекте автоколес. Подобный инструмент потребуется, только если у вас свой автосервис. В остальных случаях следует просто приобрести автошины и шипы, а затем посетить СТО, где специалисты выполнят всю необходимую работу с помощью пневмопистолета.

Самостоятельно ошиповываем покрышки без использования специнструмента

Какой инструмент для ошиповки зимних шин потребуется в данном случае? Это – шуруповерт с насадками, но также такую работу можно выполнить и без этого инструмента. Так или иначе, алгоритм действий будет следующим.

Когда на протекторе нет специальных технологических отверстий, придется использовать шило, чтобы сделать их. Также можно воспользоваться дрелью с фиксатором глубины

Важно, чтобы диаметр сверла был меньше, чем основание шипа. Необходимо сделать отверстия одинаковыми по глубине и длине шипов.

К примеру, когда длина шипов 0,9 см, глубина отверстия будет 0,8–0,9 см. Если потребуется, сделайте замеры штангенциркулем.

Сверлить протектор следует осторожно, чтобы не сделать сквозное отверстие, в этом случае покрышка будет испорчена. Затем нужно выполнить следующие шаги:

Фиксируем резину вертикально.
Когда в покрышках есть старые шипы, вытаскиваем их с помощью плоскогубцев и отвертки. Затем продуваем отверстия, в них не должно быть пыли и частичек мусора.
Прежде чем устанавливать шипы, проверяем глубину отверстий, она должна равняться длине шипов.
Наносим на поверхность покрышки раствор воды с мылом, это можно сделать с помощью пульверизатора либо губкой

Важно, чтобы во время ошиповки колеса были мокрые.

Монтируем шипы в подготовленные отверстия под углом 90ᵒ, фиксируем элементы.

Когда вы проводите ошиповку самостоятельно, воспользуйтесь молотком либо полукруглыми узкими плоскогубцами и отверткой. С помощью молотка вбиваем по одному элементу в отверстие. Нужно действовать аккуратно, иначе вы собьете грани шипов. Еще один способ установки элементов: расширяем отверстие под шип плоскогубцами, после этого вставляем элемент в него и закрепляем с помощью отвертки.

Если ошиповка проводится с помощью шуруповерта, вы сможете вкрутить шип на необходимую глубину, но потребуется специальная насадка

Важно держать шуруповерт под прямым углом к покрышке.

  • Как только ошиповка будет завершена, проверяем элементы на прочность, они должны быть усажены на одну глубину. Придерживайтесь следующего принципа: шип не должен выходить на высоту более 1,5 мм за резину. Чтобы измерить высоту усадки, используйте штангенциркуль.
  • В случае, когда элемент вставлен под другим углом либо глубже, чем необходимо, придется вытащить его и выполнить процедуру усадки заново.

После того как работа будет закончена, нужно дождаться, пока колеса высохнут. Не стоит сразу же устанавливать их на машину, поскольку в этом случае шипы выпадут и все приложенные усилия будут зря.

Ошиповываем покрышки с помощью пневмопистолета

Никакой специальной подготовки не потребуется, если у вас есть этот специнструмент. Главное при ошиповке зимних шин пневомпистолетом грамотно его использовать.

  • Закладываем в пневматический пистолет шип.
  • Устанавливаем инструмент под углом 90ᵒ рабочей стороной в технологическое отверстие так, чтобы лапки пистолета немного раздвинули края углубления.
  • Нажимаем на спуск, после чего шип под большим давлением зайдет в отверстие.

После этого нужно измерить высоту усадки, провести коррекцию угла наклона элемента. Если вы заметите, что шип установлен неверно, его нужно достать и повторить вышеуказанные действия снова.

Как читать маркировку на зимних нешипованных шинах

Производитель наносит на все шины определенную маркировку, которая свидетельствует об определенных характеристиках покрышек.

Итак, что именно мы можем узнать, осмотрев зимние нешипованные шины:

  • Дату изготовления. Нанесенные на боковую поверхность покрышки 4 цифры, первые две из которых говорят о неделе года, вторые две – о годе производства.
  • Износостойкость. Для исчисления характеристики, именуемой «Treadwear», используются единицы. Стандартные покрышки имеют износостойкость, равную 100 единиц и рассчитанную на использование в течение одного сезона.
  • Индекс скорости. Для обозначения параметра используется латиница – от N (140 км/ч) до ZR (выше 240 км/ч). Если вы относитесь к любителям скорости и хотите шины, обладающие низким износом, выбирайте покрышки, промаркированные буквой «S».
  • Показатель нагрузки. Этот показатель говорит о приходящемся на каждое колесо весе, он должен составлять 30–35 % от массы снаряженного авто.
  • Тип шин. Зимние нешипованные шины маркируются буквами «M+S» (Mud + Snow) и/или «Winter», т.е. «грязь и снег» и/или «зима». Шины, на которых указано «All season» (всесезонные) или «All weather» (всепогодные) лучше не покупать, так как в большинстве случаев они производятся для жарких регионов, в которых максимально низкие температуры не опускаются ниже нуля.
  • Сертификация. Маркировка «Е» свидетельствует о том, что покрышки соответствуют требованиям Евросоюза, «DOT» – требованиям США. Некоторые покрышки могут иметь оба маркера.

Кроме того, на шины наносятся маркировки, указывающие на сцепления с мокрым дорожным покрытием (от A до G), топливную экономичность (от A до G), акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Имейте в виду, что ряд покрышек, включая профессиональные внедорожные, гоночные, наварные, шипованные и некоторые другие, производитель не маркирует.

В чем особенность шипов

Некоторые считают, что если оснастить шипами любое колесо, то оно сразу же превратится в зимнее, но это не так. Шипуются специальные шины, которые принципиально не отличаются от липучек. При этом в протекторе принимаются меры по обеспечению работы шипа на любом покрытии.

Он не должен мешать основной резиновой смеси на чистом асфальте, рыхлом снегу или тающей смеси воды, льда и грязи. И только там, где шип нужен, он начинает проявлять себя, вгрызаясь в голый лёд или ледяную корку на укатанном снегу. То есть на самых критичных покрытиях с точки зрения обеспечения хоть какого-то коэффициента сцепления.

Без шипов ездить по подобным дорогам нельзя. Никакая «липучка», которая на самом деле ни к чему не прилипает, у неё другой принцип работы, на льду не спасёт.

Машина будет беспомощной, ею невозможно управлять, она не тормозит и не разгоняется. Только шип, обладая твёрдостью и большим удельным давлением в точке контакта способен вгрызаться в замёрзшую корку.

Какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка

Все владельцы автомобилей периодически сталкиваются с вопросом о том, какие лучше выбрать колеса на зиму – с шипами или фрикционного типа. Многочисленные отзывы не дают однозначного ответа. Стоит сравнить технические характеристики лучшей зимней шипованной резины и липучки. Это позволит получить правильный ответ с учётом особенностей эксплуатации.

Преимущество по большинству показателей у лучших шипованных шин 2023 года, которые обеспечивают сокращение тормозного пути по льду и снегу, гарантируют хорошую курсовую устойчивость. Несмотря на это, для южных регионов России, где 80% зимы дороги сухие, больше подходят липучки.

Как ведут себя зимние шины летом

На практике работа зимних шин в неестественных для них летних условиях выливается в существенное увеличение тормозного пути — даже при небольшом «плюсе». И чем выше поднимается температура, тем длиннее становится тормозной путь. Из-за мягкого состава резины и прорезей-ламелей, снижающих жёсткость и монолитность протектора, зимние шины буквально растекаются по асфальту.

В замерах газеты «Авторевю» при температуре асфальта +7 °C автомобиль на изношенных зимних шинах остановился со скорости 100 км/ч на 16,5 метров дальше, чем такая же машина на новой летней резине. Целых 4 корпуса машины — огромная разница: зимние шины оказались хуже летних на 38 %.

Подобные сравнения проводят и за рубежом — проблема с несвоевременной сменой шин актуальна не только в России. Так, финское издание Tekniikan Maailma проводило схожий тест (тормозили с 80 км/ч) и пришло к аналогичным выводам: машина на фрикционных зимних шинах остановилась на 14 метров позже. Дополнительно финны замерили скорость начала аквапланирования. На летних шинах машина сохранила управляемость на залитой водой трассе до 84 км/ч, а на зимних всплыла уже при 69,5 км/ч.

Очевидно, что эти лишние метры тормозного пути — реальный риск врезаться в остановившуюся более резко (на летних шинах) машину впереди или не успеть затормозить перед пешеходным переходом. А раннее аквапланирование — перспектива потерять управление на мокрой дороге. Подумайте, нужна ли вам такая экономия?

На этом фоне повышенный (до 10 %) расход топлива и шумность зимних шин кажутся мелочью, но упомянем и о них для полноты картины. Как и об интенсивном износе: зимние шины при плюсовой температуре стираются в 2–3 раза быстрее летних.

MICHELIN Pilot Alpin 5 SUV

При выборе зимней нешипованной резины специалисты рекомендуют MICHELIN Pilot Alpin 5 SUV. Она позиционируется в качестве новой модели покрышек, созданной специально для таких автомобилей, как BMW, Mercedes и Porsche. Её главное преимущество – контроль и точность управления при движении по мокрой и заснеженной трассе, а также улучшенная тяга на снегу. Дополнительное достоинство – официальная 5-летняя гарантия от производителя.

Такая шина не только эффективна и безопасна, но и отличается высокими декоративными качествами. Так, её спортивный дизайн подчеркивается «бархатными» надписями на резине, которые моментально выдают бренд и призваны выделить высокий социальный статус владельца.

Всепогодные шины

Зимние шины с шипами имеют в своем составе резиновые смеси, которые больше подходят для использования зимой. Их производительность немного хуже, чем у липучек. Тем не менее, они предлагают только посредственную работу на снежных и сухих поверхностях. Тормозные испытания показали, что эти шины нуждаются в 39 метрах, чтобы полностью остановиться.

Рекомендуем вам ознакомится с проведением тестов шипов и липучек:

Зимние шины типа «липучка» обеспечат вам отличную производительность в снежных и ледяных условиях. Они остаются податливыми при чрезвычайно низких температурах. Однако, как только погода станет более теплой, производительность шин ухудшится, так как они не подходят для таких условий. Согласно испытанию на торможение, зимние шины доходят до полной остановки с 50 км/ч в 28 метрах.

Что лучше: стандартные шипы или резина с грязезащитой?

Шины с липучками лучше подходят для сухих и влажных шоссейных участков, снега и песка.  Их блоки протектора расположены ближе, обеспечивая больший контакт с дорогой. Просеивание блоков помогает шинам работать гибко, что обеспечивает лучшее сцепление. Кроме того, они менее шумные, что является преимуществом, когда вы едете по улице.

Шины с грязезащитой имеют больше пространства между блоками, позволяя транспортному средству ехать там, где шины с шипами ехать попросту не могут. Дно каньона с упавшими ветвями и скалами не будет проблемой из-за огромных блоков протектора. Однако грязевые ландшафты будут скользить между блоками, что сделает поездку довольно проблематичной.

Что общего между зимними нешипованными шинами и ABS

Комплектация большей части современных авто имеет антиблокировочную систему, именуемую автолюбителями «электронным ошейником». По этой причине при производстве зимних нешипованных шин основная масса производителей ориентируется на транспортные средства, оснащенные электронными системами.

Так, при оснащении автомобиля курсовым стабилизатором, наилучшая проходимость поворотов будет достигнута при наличии продольных ламелей на протекторе зимних нешипованных покрышек.

Аналогичная ситуация возникает при наличии в автомобиле системы АБС.

При коэффициенте проскальзывания шин, не достигающем 10 %, покрышки, имеющие продольные канавки на протекторе, обеспечат лучшее сцепление с полотном дороги, чем резина с классическим поперечным рисунком. Однако при отсутствии в автомобиле системы АВС эффективнее блокируются колеса с поперечными ламелями на протекторе.

При производстве зимних нешипованных шин перед их создателями стоит задача по поиску компромисса между характеристиками резины для автомобилей, оснащенных и неоснащенных электронными системами управления. В последние лет десять на первое место вышли качества, проявляющиеся при наличии в транспортном средстве системы АВС и курсовой стабилизации.

Если же в вашем авто система АВС отсутствует, то метод прерывистого торможения с целью имитации действия антипробуксовочной системы должного эффекта иметь не будет. Покрышки не смогут тормозить должным образом, поскольку человек не в состоянии обеспечить постоянство проскальзывания, не выходящего за пределы 10–15 %, как не может он воздействовать на педаль тормоза с частотой 15 нажатий за секунду (такие показатели имеет система АВС).

Соответственно, при отсутствии в автомобиле электронных систем, необходимо выбирать именно те зимние нешипованные шины, которые будут оптимально подходить для такого транспортного средства.

Основные требования закона

Некоторые водители предпочитают ездить на фрикционной резине круглый год. Этому способствует позиционирование магазинов и продавцов, которые продают липучку под видом всесезонной резины. Некоторые водители забывают снимать шипы на весну и лето. Рассмотрим насколько это верно с точки зрения закона.

Все рекомендации, которые предписывает закон можно посмотреть в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Опираясь на данный документ, подробнее изучим пункт 5.5. Он гласит: Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Таким образом можно сделать ряд выводов:

  1. Шипованные шины запрещено использовать в летний период с начала июня по конец август включительно.
  2. Зимой, с декабря по февраль, разрешается использовать только зимние шины с соответствующей отметкой (рис. 1). Также на них должна быть нанесена маркировка: «М+S», «M&S» или «M S». Данные требования касаются всех автомобилей категории «B» (легковые M1 и грузовые N1). На другие транспортные средства данное ограничение не действует с 11 ноября 2021 года.
  3. Сроки запрета на использование того или иного вида шин могут быть увеличены региональными или федеральными властями, но не могут быть уменьшены.

Получается, что большее количество ограничений справедливо именно для шипованных шин:

  • зимние шипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) можно использовать с сентября по май;
  • зимнюю липучку (с маркировкой М+S и т.п.) можно использовать круглый год.

Это то, что сказано в официальных документах. Теперь рассмотрим ответственность водителя, согласно ПДД.

В 2021 году в главе 12 КоАП нет никаких отсылок к Техническому регламенту таможенного союза. Таким образом, водитель не может получить штраф из-за использования шипованных шин в летнее время.

Иногда инспекторы штрафуют водителей согласно главе 11 КоАП «Езда на транспорте, не соответствующем техническим требованиям». При этом сумма штрафа составляет 500 рублей за первую остановку. С точки зрения закона подобный протокол можно отменить через суд, так как в КоАП нет четкого правила, касающегося использования зимних шин в летнее время.

Yokohama Ice Guard IG60

Для тех, кто желает подобрать оптимальный вариант зимних нешипованных шин, соответствующих характеристикам «цена/качество», лучше выбрать модель Yokohama Ice Guard IG60. Они обладают исключительными тормозными качествами на обледеневшей и мокрой поверхности, обладая:

  • водопоглощающим компаундом люкс-класса;
  • усовершенствованным рисунком;
  • топливной экономичностью;
  • запирающимися 3D ламелями;
  • двойными микроканавками для обеспечения стойкости к аквапланированию.

Это одни из лучших бескамерных зимних шин для легковых автомобилей, способных прослужить до трёх сезонов постоянной эксплуатации в условиях российских дорог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: