Монолитные и разборные – какими должны быть ИДН?
История искусственных дорожных неровностей (ИДН), которых в народе называют «лежачими полицейскими», уходит корнями в США начала XX века. Тогда усилиями Генри Форда и других промышленников страна переживала бум автомобилизации, а владельцы расположенных у дорог фермерских хозяйств переживали за сохранность своего скота. Чтобы заставить автомобилистов снизить скорость, и были придуманы искусственные неровности.
Сейчас ИДН активно применяются в городской местности – они востребованы там, где автомобилисты склонны ехать с более высокой скоростью, чем это допустимо. На практике чаще всего неровности монтируют перед пешеходными переходами (как правило, возле школ и детских садов – где скорость сильно ограничивается), или в жилых зонах (где быстрее 20 км/ч двигаться вообще нельзя).
Основной принцип действия «лежачего полицейского» – водитель вынужден снизить скорость, чтобы не повредить свой автомобиль на искусственной неровности (и вообще не вылететь с дороги). Они обозначаются специальными знаками, а также хорошо видны на дороге, поэтому полной неожиданностью для автомобилистов обычно не являются.
Все требования к ИДН собраны в одном документе – ГОСТ Р 52605–2006 (который регулярно обновляется). Так, ИДН должны соответствовать таким требованиям:
- конструкция – монолитная (асфальтобетон) или сборная (из резины и полимерных материалов);
- длина – соответствует ширине проезжей части (максимум – можно отступить по 20 см с каждого края дороги);
- профиль – для монолитных может быть волнообразный или трапециевидный, для сборных это одинарные и двойные ИДН;
- максимальная высота – 7 см для монолитной конструкции и от 5 до 6 см для сборно-разборной;
- на дороге обязательно должен быть водоотвод (потому что лужа после ИДН влияет на аварийность);
- на дороге должно быть искусственное освещение;
- на участке дороге обязательно должны быть знаки «Искусственная неровность» (1.17 и 5.20) и дорожная разметка 1.25;
- сборные конструкции на зиму лучше разбирать (для более простой уборки снега).
Монолитные конструкции отличаются тем, что они в разы больше, чем сборно-разборные. Например, для ограничения скорости до 40 км/ч монолитный ИДН должен быть в длину более 6 метров, а чтобы ограничить скорость до 20 км/ч – от 3 до 3,5 метров. Это нужно, чтобы городской транспорт, который часто ездит по одним и тем же улицам, не портил ходовую часть. Правда, для улиц с городским движением длина монолитных ИДН еще больше – вплоть до 12,5 метров.
Монолитная конструкция
Для сравнения, сборно-разборная конструкция, призванная уменьшить скорость до 30 км/ч, должна быть в длину по хорде от 50 до 70 см, а при скорости до 40 км/ч – от 0,9 до 1,1 метров. Естественно, что при такой геометрии конструкции неровность чувствуется гораздо сильнее.
Сборно-разборная конструкция
Естественно, что «лежачие полицейские» делят общество на две части – автомобилисты ими недовольны (например, считая, что скорость можно снижать и без них), а для пешеходов это лишний инструмент защиты на дороге. Поэтому кто-то хочет установить ИДН, а кто-то – убрать его. Разберемся в обоих ситуациях.
Как не следует преодолевать преграду
Когда вы жмете тормоз, соответствующие колодки машины автоматически блокируются, а давление между колесами и дорогой значительно повышается. Есть сила инерции, действующая по направлению движения, а есть торможения, она обращена против автомобиля. Получается, что две эти силы действуют в совершенно противоположных направлениях. И возникает момент, во время которого передняя часть машины прижимается к трассе, а задняя, наоборот, приподнимается. Также в этом случае давление на переднюю подвеску сильно повышается: оно зависит от силы снижения скорости.
Если во время вышеописанного процесса автомобиль проезжает через помеху, то передняя подвеска подвергается огромным нагрузкам. Проехав неправильно через лежачего полицейского несколько раз, можно с ней попрощаться. А если делать это периодически, то легко вывести из строя всю машину.
Что это такое и почему так называется
В действительности про лежачих полицейских и правила их проезда должны рассказывать ещё в автошколе, когда человек готовится стать водителем. Там объясняют теоретическую часть, затем на практике демонстрируют правильную технику преодоления помехи.
Но опыт многих учеников автошкол показывает, что этот урок часто не проводится. В итоге водитель может похвастаться разве что знаниями теории, но никак не готов к реальному преодолению помехи.
Для начала следует разобраться, зачем нужны лежачие полицейские. Это искусственная неровность, которая устанавливается перпендикулярно направлению движения на дорожном покрытии. Она нужна для того, чтобы заставлять водителей сбрасывать скорость на определённых участках дороги, являющиеся потенциально опасными. В основном такие конструкции используют на оживлённых участках, около образовательных учреждений, перед пешеходными переходами и пр.
Теперь вы понимаете, что значит лежачий полицейский и какие функции он выполняет. Но открытым остаётся вопрос названия помехи. Ведь это разговорное выражение, не имеющее ничего общего с официальным названием. Предлагаем разобраться в том, как правильно называются лежачие полицейские, и почему эти конструкции связывают с сотрудниками правоохранительных органов.
А правильное название лежачего полицейского звучит как искусственная дорожная неровность (ИДН). Интересно узнать, почему лежачий полицейский именно так называется, и какая тут связь с сотрудниками полиции. Точно сказать, откуда пошло народное название, и кто его впервые употребил, сложно. Но сам факт происхождения такого обозначения объяснить достаточно легко.
Главной задачей сотрудника ГИБДД является обеспечение безопасного движения транспортных средств и пешеходов всеми возможными и доступными ему способами в рамках вверенного участка. Когда полицейский выполняет свою работу, с целью предупреждения правонарушений ему разрешается использовать физические меры воздействия, не выходя за рамки действующих законодательных актов. Потому сотрудники службы могут остановить машину или потребовать от водителей сбросить скорость, если дорожная ситуация этого требует.
Теперь посмотрите на искусственную дорожную неровность. Её конструкция предельно простая, но функции она выполняет фактически те же самые, что и настоящие полицейские. То есть главной задачей искусственной неровности является остановка и снижение скорости движения транспортных средств на участках, которые считаются потенциально опасными.
Конструктивно установленные по ГОСТу лежачие полицейские выполнены так, что даже лихачи на автомобилях с внушительным дорожным просветом всё равно притормаживают перед прохождением преграды. Что уж говорить про владельцев спортивных заниженных машин. Для них вообще неровность становится настоящей проблемой. Зато они точно не пронесутся через лежачего полицейского на запредельной скорости. Делают они это предельно аккуратно, на минимальной скорости, чтобы не сломать подвеску и не поцарапать днище машины.
В итоге искусственные дорожные помехи, единожды установленные по всем правилам в необходимой зоне, могут круглые сутки в течение всего своего эксплуатационного срока контролировать дорожную ситуацию, спасать пешеходов, предотвращать возможные аварии, наезды и пр.
Польза от лежачих полицейских несоизмеримо огромная. И тут главное, чтобы их делали правильно, согласно действующим стандартам. Ведь неоднократно вы могли встретить на дороге конструкции из асфальта странной формы. Одна помеха выше, другая ниже. Хотя в действительности законные и настоящие искусственные дорожные неровности должны изготавливать из специальной износостойкой резины определённого размера.
Можно сделать объективный вывод о том, что искусственные неровности просто лежат на дороге, но при этом способны отлично справляться с функцией управления дорожного движения. Свои задачи лежачий полицейский решает не хуже, а порой даже лучше, чем настоящий представитель ведомства.
Что делать, если искусственная неровность установлена без знака?
Тогда это с большой долей вероятности является правонарушением, которое допустила дорожно-эксплуатационная служба, следящая за данным участком дороги. Проще говоря, дорожные службы не сделали свою работу и не выполнили требования ГОСТов.
Подать обращение можно и онлайн посредством формы на официальном сайте ГИБДД. Просто опишите, на каком участке дороги и что конкретно нарушено (что установлено без дорожного знака) и попросите в обращении провести проверку на факт соответствия искусственной дорожной неровности требованиям ГОСТ Р52605-2006.
Вот пример из судебной практики, когда организацию-балансодержателя дороги привлекли к штрафу в размере 100 000 рублей за то, что дорожники не оборудовали искусственную неровность дорожными знаками 5.20 и 1.17.
Наезжать одним колесом
Искусственные неровности часто подвергаются актам вандализма. Водители выламывают часть резинометаллических сегментов, чтобы оставить для одного колеса полоску ровного асфальта. При проезде многие водители пытаются попасть в эту свободную ложбинку колесом, ощущая, что машина в этом случае меньше трясется. Действительно, проезд получается более комфортным, но вот нагрузка на второе колесо многократно возрастает. Подвеска вынуждена отрабатывать импульс удара только одной стороной, отчего ее детали выходят из строя быстрее.
Поэтому лучше встречать искусственную неровность всеми колесами одинаково и на небольшой скорости.
Что делать при проезде «лежачих полицейских» НЕЛЬЗЯ
- тормозить за пару сантиметров до самого «полицейского» или прямо на нем: вы еще сильнее прижмете перед машины к препятствию, увеличив силу удара. А зимой попытка резко затормозить перед ИН может закончится заносом: перед «полицеским» тормозят все, и лед на этом участке дороги шлифуется до зеркального покрытия.
- проезжать «полицейских» как ни в чем не бывало: это чревато погнутыми рычагами подвески и деформацией сайлентблоков. А еще страдают мосты, подшипники, стойки и сами амортизаторы, элементы тормозной системы.
- проезжать ИН одной стороной автомобиля, используя для объезда другой стороной колес встречную или прижимаясь к бордюру. Во-первых, так вы рискуете повредить колесные диски о бордюр или получить штраф за пересечение двойной сплошной. Во-вторых, многие эксперты говорят о том, что постоянная практика «однобокого» объезда еще больше нагружает подвеску..
- выполнять маневры долго и тормозить перед ИН почти до полной остановки: это раздражает водителей, едущих за вами, вынуждает их экстренно тормозить. Исключение составляют машины с низким клиренсом: чтобы не повредить днище и пороги, придется практически остановиться перед препятствием.
- упускать из виду дорожную обстановку: ИН созданы не для того, чтобы вы тренировали свое мастерство, а чтобы вы не сбили пешеходов. Поэтому смотрите при проезде «полицейских» на то, что творится впереди автомобиля.
Причина скрипа в ходовой подвеске при проезде неровностей
Лежачие полицейские устанавливаются в целях безопасности в больших городах, особенно возле школ, больниц. Им отведена конкретная роль: заставить водителя снизить скорость на этом участке дороги.
Понятно, что такая преграда приносит водителю массу неудобств. Приходиться снижать скорость авто. Хотя в данном случае жалобы не уместны, ведь речь идёт о безопасности всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Часто водители жалуются, что при проезде лежачего полицейского появляется скрип в подвеске, который вскоре исчезает.
Замечено, что жалобы на скрип передней подвески чаще всего возникают:
- При снижении t при похолодании и зимой. Скорее всего, причина появления скрипа, может крыться в резинках сайлентблока. На морозе они становятся дубовыми (жёсткими), а преодолевая препятствие, происходит вибрационный удар, издающий скрип.
- После дождя. Здесь также всё просто. Возможно, влага попала в резиновые уплотнители. При движении на неровной поверхности и появляется раздражающий каждого воителя скрип.
Алгоритм «технического лечения» весьма прост: необходимо смазать все детали специальной смазкой, например такой как силикон спрей. Речь идёт о резинках сайлентблока. Для выявления мест скрипа в подвеске, следует поочередно наносить спрей на узлы шарниров и эластичных соединений.
Не стоит списывать со счетов возможность более серьёзных факторов неисправностей. О проблемах речь пойдёт ниже.
При проезде лежачего полицейского возникает скрип в подвеске. Это может быть связано:
- Как мы уже отмечали, с сайлентблоками.
- Скрип и скрежет в подвеске может быть связан с амортизаторами авто.
- С проблемами наконечников рулевых тяг.
- С рычагом шаровой опоры.
- Различными резиновыми уплотнителями.
- Или с поворотным кулаком.
- Возможно, скрип ходовой на кочках, появляется при ослаблении болтов крепления.
- Возникли проблемы с рычагом передней подвески.
- Или со штангой стабилизатора поперечной устойчивости.
Придётся попотеть и проверить всё – начиная от глушителя и заканчивая подшипниками.
Если в ходовой при движении возник скрип необходимо обратиться к специалистам сервисного центра. Разобраться в чём дело, и определить неисправность, нам поможет диагностика. Возможно, понадобится замена стоек амортизатора на новое поколение, и неприятный звук уйдёт в прошлое.
Два варианта диагностических мероприятий
Возможно, причиной стука является лопнувшая резинка уплотнителя. На станции технического осмотра (не на всех) недобросовестные мастера могут посоветовать, например, заменить амортизаторы. Чтобы не попасть впросак, проверка своими силами – это разумный шаг с вашей стороны.
Но, если вы не смогли разобраться, откуда идёт звук, и/или сомневаетесь в своих силах, посещение сервисного центра не избежать. Специалисты помогут определить неисправность и устранят проблему с заменой изношенных деталей. Для этого у них есть все возможности, включая высокотехнологическое оборудование, специальный инструмент и производственные площади.
Смысл данного изобретения
«Лежачие полицейские» придуманы прежде всего для «воспитания» тех водителей, которые невнимательны на дороге. Для тех, кто не обращает должного внимания на дорожные знаки; на пешеходов, пересекающих пешеходные переходы; кто не способен адекватно подбирать режим скорости для своего транспортного средства – вот основные категории таких водителей.
В последние годы искусственных дорожных преград становится все больше. Дело в том, что не все водители нормально реагируют на предупреждения на дороге. Когда такие граждане куда-то торопятся, то они практически не снижают скорости. Именно для обуздания их действий и были разработаны и внедрены искусственные неровности на дороге. Во избежание повреждения собственного авто водители вынуждены притормаживать перед «полицейским».
Где можно и нельзя устанавливать ИН?
А теперь давайте рассмотрим один из главных вопросов, касающихся правил применения неровностей на дорогах. И здесь также есть довольно чёткие и узкие ограничения.
- Лежачие полицейские ставят исключительно на таких участках дорог, где ограничение скорости составляет 40 км/ч или меньше. То есть на обычных улицах без знаков ограничений их устанавливать запрещено. Зато в любых дворах и жилых зонах можно (пункт 4.1.1 ГОСТа).
- При установке ИДН дорожники обязаны сделать должный водоотвод (пункт 4.1.4).
- Каждую искусственную неровность обязательно должны сопровождать и соответствующие знаки, и разметка (4.1.5). Об этом мы ещё поговорим подробно ниже.
- Но, помимо дорожных знаков и линий разметки, «лежачий» должен быть оборудован и светоотражательными элементами – ГОСТ (пункт 4.4) допускает наносить их на 15% от ширины ИН и больше.
- В случае разборного ИДН запрещено отсутствие на нём любых предусмотренных конструкцией элементов. Тем более, нельзя, чтобы это повреждало колёса машин (пункт 4.6).
- Есть определённые требования к повреждениям лежачих полицейских (колдобинам, ямам, трещинам и прочему). И их обязаны устранить в течение не более 3 суток. Однако, указанный выше ГОСТ при указании размеров таких пробоин ссылается на другой – общий Госстандарт по автомобильным дорогам. Таким образом, на искусственных неровностях допускаются такие же ямы, как и на поверхности другой части дороги. А это: 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине (пункт 3.1.2 ГОСТа Р50597).
- Неровности допускается устанавливать исключительно на асфальтовых или бетонных дорогах. На грунтовой ИДН быть не должно.
- Кроме того, если в данном месте есть ИН, то должно быть обеспечено освещение в тёмное время суток (пункт 6.1).
- Лежачие полицейские устанавливает за 10-15 метров до пешеходных переходов.
- Также их ставят перед учреждениями, где бывает много детей.
Обратите внимание на пункт с ямами выше. Здесь получается довольно странная ситуация, если яма образовалась перед «лежачим» и/или после него – что очень частое явление из-за повышенной нагрузки в таких точках. Получаем, что к таким ямам те же требования
Например, яма глубиной 5 см плюс ИДН высотой 7 см – итого 12 сантиметров подъёма колеса автомобиля. К сожалению, здесь всё будет по ГОСТу. Поэтому фактически получается такой парадокс, что машину с клиренсом менее 120 мм вы использовать даже не сможете на дорогах России, с учётом того, что такие ИДН в рамках закона.
Где нельзя устанавливать ИДН?
- На федеральных трассах (например, их не должно быть на трассе М4 или М7).
- На региональных трассах, но только если на ней есть 4 полосы для движения (включая встречные). Но здесь есть ещё одно исключение – если такая дорога проходит по населённому пункту, где более 1 000 жителей, тогда «лежачие» устанавливать уже можно.
- На уровне остановок общественного транспорта.
- На мосту и под ним, в тоннеле, транспортных развязках и путепроводах.
- Менее 100 метров до ж/д переезда.
- На магистральных дорогах непрерывного движения.
- На пути подъездов к больницам или скорой помощи, пожарным, пакам общественного транспорта.
Законный демонтаж «лежачего полицейского»
Любые самовольные действия по демонтажу «лежачих полицейских» запрещены законом. В случае, когда необходимость в нём отпала, например, школьное учреждение, около которого и была создана искусственная неровность, было расформировано, то Ваш путь лежит опять же в администрацию Вашего района либо отделение ГИБДД.
Отличие Вашего заявления будет лишь в том, что теперь Вы будете ходатайствовать о демонтаже «лежачего полицейского». Ну, и, конечно, также как и в предыдущем случае, Вам необходимо привести веские доводы в пользу того, что нахождение «лежачего полицейского» в том или ином месте неприемлемо.
Максимальная длина
А вот этот параметр «лежачего» уже напрямую зависит от того участка дороги, на котором он установлен. И здесь может быть 3 различных варианта в зависимости от ограничения скорости на участке. И даже ещё немного сложнее – есть разделение длины в зависимости от назначения дороги:
- лежачие полицейские на дорогах, на которых нет регулярного движения маршрутных транспортых средств,
- ИДН, соответственно, на которых такое движение есть.
Давайте сначала рассмотрим значения для монолитных ИН.
Максимальная разрешённая скорость | Длина искусственной неровности |
---|---|
40 км/ч | От 6,25 до 6,75 метров |
30 км/ч | От 4 до 4,5 метров |
20 км/ч | От 3 до 3,5 метров |
Как видим, большинство лежачих полицейских, которые мы видим на дорогах, не соответствуют ГОСТу. Например, при скорости движения не более 20 км/час длина уже должна быть минимум 3 метра – а такой скоростной режим установлен, в основном, во дворах.
Максимальная разрешённая скорость | Длина искусственной неровности |
---|---|
40 км/ч | От 12 до 12,5 метров |
30 км/ч | От 8 до 8,5 метров |
20 км/ч | От 5 до 5,5 метров |
А в случае с разборными искусственными неровностями всё немного проще:
- при ограничении скорости 40 км/ч общая длина должна составлять от 90 до 110 см,
- а при скоростном режиме 30 км/час – от 50 до 70 см.
Можно ли установить ИДН во дворе?
Дорожная сеть в российских городах не всегда построена оптимально. Часто бывает так, что двор одного дома – это проезд к другому дому, а иногда это вообще единственный проезд к важным социальным объектам. Такой двор становится опасным для жильцов, детей и пешеходов – машины далеко не всегда соблюдают скоростной режим до 20 км/ч, а если и соблюдают, это все равно высокая скорость для езды по двору.
Вполне логично, что жильцы дома хотели бы принудительно снизить скорость движения по их двору, если другого варианта нет. Но закон запрещает просто так взять и прикрутить посреди двора «лежачего полицейского» – если его установили без разрешений, ГИБДД демонтирует ИДН, а потом накажет тех, кто его установил. Как говорит Оксана Васильева, штрафы за это полагаются достаточно существенные:
Но если жильцы хотят установить ИДН во дворе дома, за это, скорее всего, придется заплатить им самим – все зависит от статуса дороги. Если дорога имеет статус внутриквартальной, за нее отвечает управляющая компания (и она находится на балансе того дома, к придомовой территории которого относится), но если она городская – она находится на балансе муниципального образования.
Поэтому прежде всего нужно определить статус дороги. Можно посмотреть на публичную кадастровую карту, из которой все будет видно, или просто обратиться в свою управляющую компанию.
Если дорога городская – тут актуальны те рекомендации, которые мы собрали в предыдущем пункте (то есть, коллективное обращение в администрацию или ГИБДД). Но если дорога внутриквартальная, жильцам придется потрудиться.
Установить «лежачего полицейского» в этом случае можно будет только по решению собрания жильцов – с голосованием и соответствующим протоколом собрания. Этот протокол затем можно отнести в управляющую компанию, которая организует работы. Сами ИДН должны соответствовать всем требованиям ГОСТа – хоть дорога и находится на балансе дома, ГИБДД контролирует все дороги в городе без исключений.
Стоимость работ зависит от города и параметров дороги – например, на дорогу шириной в 5 метров будет нужно около 10 элементов ИДН-500 (каждый стоит около 1000 рублей), плюс какую-то сумму придется заплатить за монтаж. Но в пересчете на количество квартир итоговая цена для каждой, вероятно, будет не такой уж высокой – это точно не настолько дорого, сколько стоит безопасность жильцов.
Названы главные ошибки водителей при переезде «лежачих полицейских»
Россияне часто допускают ошибки при переезде «лежачих полицейских» — они могут привести как к повреждению автомобиля, так и к травмированию самого водителя, пишет «Российская газета».
Одной из самых распространенных проблем считается попытка россиян преодолеть «лежачий полицейский» не сбавляя скорости. В результате может сломаться ходовая часть машины, а в худшем случае — пострадают водитель и пассажиры.
Но сильно давить на тормоз при переезде «лежачего полицейского» также не стоит. На подвеску в таком случае придется серьезная нагрузка, за которой последуют опасные удары по элементам шасси.
Лучшими способами преодоления препятствия на дороге издание назвало предварительное плавное торможение, либо короткий удар по педали тормоза непосредственно перед «лежачим полицейским» — этот вариант позволит преодолеть препятствие с расслабленной подвеской.
Кроме того, водители часто хотят схитрить, проехав «лежачего полицейского» лишь колесами одного борта, то есть двигаясь частично по обочине. Согласно статье 12.15.1 КоАП РФ, езда по обочине — это нарушение ПДД, за которое водителя могут наказать штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. Денежное взыскание может оказаться не единственной неприятностью: подобным способом можно подвергнуть опасности машину, ведь элементы шасси при таком частичном объезде препятствия подвергаются даже большей нагрузке. Также велика вероятность поцарапать диски колес о бордюр.
Конечно, к каждому виду «лежачего полицейского» нужен свой индивидуальный подход, о. Например, когда такое препятствие кажется водителю слишком высоким, стоит максимально сбавить скорость перед ним, чтобы не повредить подвеску.
Если на дороге встретился пластиковый «лежачий полицейский», у которого некоторые фрагменты отсутствуют, рекомендуется не попадать колесами в образовавшееся углубление и минимизировать раскачку. Дело в том, что в образовавшихся на месте пластика дырах могут торчать болты и арматура, из-за чего есть вероятность проткнуть колесо.
Если человек все-таки повредил машину при переезде «лежачего», стоит обратиться в суд, чтобы получить компенсацию. Возмещение ущерба будет произведено, если водитель докажет, что препятствие установлено не по ГОСТу — например, нет световозвращающих элементов или дорожных знаков, указывающих, что в этом месте установлен «полицейский».
Чтобы в суде поверили, стоит не забыть сделать фото «лежачего полицейского» и повреждений, которые получил автомобиль, а также вызвать наряд ГИБДД, ведь сотрудники дорожной полиции и контролируют состояние подобных элементов принудительного снижения скорости.
Только 13 февраля ГИБДД обнародовало статистику по нарушениям ПДД со стороны россиян в 2020 году — отчет оказался в распоряжении «Известий». По сравнению с 2020 годом количество выписанных гаишниками административных штрафов выросло на 14 млн и составило 142,1 млн. Средний размер денежного взыскания равнялся в прошлом году 828 рублям.
Чаще всего граждан штрафовали за превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, разметки и проезд на красный сигнал светофора — кроме того, многие водители не пристегивались, а мотоциклисты ездили без шлемов.
Больше всего нарушали ПДД в 2020 году москвичи, жители Подмосковья, Свердловской области, Татарстана и Краснодарского края.
При этом до Федеральной службы судебных приставов (ФССП) дошло 35 млн постановлений о неоплаченных штрафах — это на 8 млн больше, чем в 2020 году. Сейчас россияне должны государству 10 млрд рублей в связи с нарушениями ПДД, уточнили в Госавтоинспекции.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков уверен, что количество штрафов выросло вовсе не из-за пренебрежения водителями правил — дело в том, что в России устанавливается все больше камер. В сравнении с 2017 годом количество камер в стране увеличилось почти в два раза, а в столице — на 15–20%, рассказал «Известиям» директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.
«Кроме того, ежегодно армию автолюбителей пополняют примерно 2 млн человек. А это люди с малым опытом вождения, которые ошибаются», — пояснил Лысаков.
Максимальная ширина
У ширины тоже нет никакой зависимости от вида и конструкции ИДН. Согласно пункта 4.1.3 ГОСТа, она должна быть равна ширине проезжей части дороги. Но допускается небольшое сужение – не более, чем на 20 см от каждой из сторон. То есть возможность проехать двумя правыми колёсами не по лежачему полицейскому, таким образом, практически узаконена.
Почему мы должны проезжать сразу два ИДН?
Логичный вопрос. Например, ИН часто ставят перед пешеходным переходом. И в этом случае она устанавливается с каждой стороны на подъезде к «зебре». И вы вынуждены проезжать два раза по неровности, уменьшая ресурс подвески, соответственно, тоже в 2 раза в рамках таких проездов.
Как мы выяснили выше, законодательно ИДН должен быть именно во всю ширину проезжей части лишь с небольшим отклонением. И делается это для того, чтобы у водителей не было попытки объехать неровность по встречной полосе движения.
Думаете, что сплошной линии разметки было бы достаточно для этого, и почему вы должны страдать из-за нерадивых водителей, ведь есть штраф и даже лишение прав за выезд на встречку в этом случае?! Но не забывайте, что само предназначение лежачего полицейского – физически снизить скорость автомобилей на фоне уже установленных дорожных знаков ограничения. То есть ИН вообще разрешается устанавливать только на участках, где действует скоростной режим 40 км/ч и ниже (пункт 4.1.1 ГОСТа).
Вас также заинтересует:
- Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка
- Дорожные знаки скорости на синем фоне: какие ограничения и разрешённая скорость?
- Можно ли обогнать трактор или тихоходное транспортное средство по новым правилам?
Где запрещены искусственные неровности
- Дороги федерального значения.
- Остановочные площадки общественного транспорта.
- Региональные дороги с количеством полос движения четыре и более.
- Мосты, эстакады, путепроводы, переезды под ними, транспортные тоннели.
- Участок дороги, находящийся менее, чем в 100 метрах от ж/д переезда.
- Магистральные дороги скоростного движения в черте городов.
- Участки, расположенные над смотровыми колодцами коммуникаций.
- Подъезды к больницам, службам скорой помощи, пожарным станциям.
- Магистральные улицы общегородского значения с непрерывным движением.
- Подъезды к гаражам и стоянкам аварийной спецтехники.
«Лежачие полицейские» и их коварство. Как проезжать ИДН?
Их в последнее время на дорогах стало много, особенно в жилых зонах и у нерегулируемых пешеходных переходов улиц. Волей-неволей приходится тормозить. Но не все автолюбители умеют проезжать эти неровности правильно.
Мне как автоинструктору приходится посвящать переезду через них особое занятие с элементами физики. И не только для «чайников», но и для водителей с некоторым опытом.
Две силы, действующие в противоположных направлениях и приложенные к разным местам, называются в физике моментом сил. Этот момент пытается прижать переднюю часть автомобиля к земле, а заднюю приподнять. Пружины передней подвески при этом сжимаются, нагрузка на рычаги и подшипники возрастают. И тем сильнее, чем активнее торможение.
И если мы во время торможения наезжаем на «лежачего полицейского», то передняя подвеска получает ещё и удар снизу. В дополнение к нагрузке сверху.
Один такой двойной удар подвеска выдержит. И десять, наверное, выдержит. Но если так ездить регулярно, то машина долго не протянет.
Поэтому полезный совет таков: тормозить перед неровностью нужно заранее. А за метр-два педаль тормоза отпустить. Тогда нос машины успеет приподняться, и удар будет только снизу, который воспримут мягкие несжатые пружины. Если вы заметили препятствие поздно и не успели снизить скорость, всё равно нужно отпустить тормоза — удар будет сильный, но только с одной стороны.
Фото: Depositphotos
Итак, проезжать дорожные неровности, искусственные и естественные, лучше при равномерной невысокой скорости. Её величину каждый может определить экспериментально — проезжаем так, чтобы в машине ничего не гремело.
Когда-то одним из элементов спортивного автомобильного многоборья был проезд через деревянные пеньки, по высоте равные дорожному просвету автомобиля. Мы, подъезжая к ним, прибавляли газу, приподнимая нос автомобиля. А над ними притормаживали, поднимая хвост. Можно так перепрыгнуть и через ИДН, но нужно тренироваться.
Встречаются рекомендации проезжать «лежачих полицейских» под некоторым углом к ним. Тогда колёса по очереди переезжают препятствие, и нагрузка на подвеску уменьшается. Но при современном многорядном движении это не всегда возможно. Приходится просто снижать скорость.
Фото: Depositphotos
А вот самая большая ошибка в вождении, которую я регулярно наблюдаю как у начинающих, так и водителей со стажем. Они бывают так поглощены процессом переезда через «лежачего полицейского», что не замечают пешеходов на переходе, выделенном этими самыми полицейскими.
Препятствие ведь укладывают не для того, чтобы позлить водителей, а чтобы оградить этот пешеходный переход и увеличить безопасность движения.
Берегите подвеску своего автомобиля, а заодно и пешеходов, переходящих дорогу. Они, согласно Правилам, — полноправные участники дорожного движения.
Теги: безопасность движения, полезные советы, автомобили, автолюбитель, водитель, лежачий полицейский, рекомендации, вождение
Методы преодоления препятствия
Опытные водители знают несколько секретов, как правильно проехать лежачего полицейского, но в большинстве случаев они не хотят делиться дельными советами, ссылаясь на то, что все должно прийти с опытом. Но пока это “опыт” дойдет, подвеска может не выдержать, поэтому мы решили открывать своим читателям все карты, и в теории рассказать о правилах переезда этих неровностей, чтобы Вы как можно раньше научились это делать на практике. Итак, какие же есть способы преодоления лежачего полицейского:
накатом – один из наиболее популярных методов. Автомобилисту необходимо заблаговременно снизить скорость передвижения к пометке 20 км/ч, отпустить педаль газа и тормоза, и на нейтральной передаче плавными движениями проехать препятствие, далее можно двигаться в нормальном режиме
Очень важно замедлиться заранее, ведь если Вы это сделаете резко, что еще хуже – перед самым препятствием, то весь вес уйдет на перёд автомобиля, что очень вредно для подвески;
под углом – чтобы выполнить этот манёвр придется заранее потренироваться, лучше выбрать местность с небольшой проходимостью автомобилей. Опытные водители при выполнении этого приема должны не меньше новичков следить, чтобы рядом не было автомобилей
Подъезжая к искусственному препятствию, необходимо своего “железного коня” поставить под углом к нему. Затем поочередно перекатить колеса;
переезд одним колесом. Чтобы уменьшить влияние на подвеску, можно постараться объехать лежачего полицейского, точнее “зацепить” его только одним колесом.Вы наверное замечали, как опытные водители прижимаются к бордюру в момент преодоления искусственной неровности. Но здесь нужно очень внимательно следить за автомобилистами, которые находятся параллельно Вашей машине, а также за собственными движениями, чтобы не повредить колесо об бордюр.
Если Вы новичок, возможно придется немного приловчиться, чтобы максимально безопасно для себя и без вреда для автомобиля преодолевать лежачих полицейских, но усвоив эту теорию, на практике Вам будет намного легче.