Приложение «АвтоХак»- Где ДПС/ГАИ
Онлайн-карта дорожных событий «АвтоХак» (Где ГАИ/ДПС) — это приложение показывает на карте, где в данный момент находится инспектор ДПС, а также радары, ДТП и т.д.
Лет 5 назад я думал, как бы было замечательно, если бы я заведомо знал, где стойт крепей ДПС. И только год назад я вернулся к этой мысли. Я решил действовать и создал беседу в «Вайбере» в своем городе, к моему удивлению, беседа очень быстро достигла лимита в 200 участников. В итоге у меня было 4 таких беседы и все они были полные 200 человек и люди каждый день делились дорожной обстановкой в городе. Я принял решение перейти в Telegram, где достиг отметки в 1000 участников. Мне пришла в голову идея перенести всю эту работу на карту и сделать для начала мобильное приложение на базе Android.
Как павить метку!!!!
Чтобы добавить метку DPS на карту, просто нажмите кнопку на главном экране,
в видео автомобиль с мигалкой. Чтобы добавить любую другую метку на карту, просто нажмите кнопку, расположенную справа от кнопки с надписью DPS, и выберите интересующую метку. Метка появится на карте, где вы были, когда нажали кнопку.
Второй спосов павить метку!!!!
Если вы хотите поставить отметку в определенном месте на карте, вы выбираете необходимое место на карте и долгим нажатием на это самое место вызываете окно со всеми возможными отметками и выбираете нужную.
Как работают теги и когда они исчезают!!!!
Оставьте метку на карте запуска таймера. Через 1 час этикетка теряет цвет.
По истечению еще часа она исчезает с карты.
Проезжая мимо метки приложение выдает провозов об этотурности метки
(Галочка и Крестик).
Нажимая на галочку, вы подтверждаете, что пометка по-прежнему актуальна,
таймер снова запустится, и этикетка снова станет цветной.
Дополнительные функции!!!!
Вы можете построить маршрут до указанной точки на карте или до указанного адреса.
Для этого нужно выбрать место на карте (пункт прибытия),
нажмите и удерживайте, чтобы вызвать окно, нажмите «построить маршрут».
Либо через главное меню ввести адрес пункта прибытия.
Кнопка вверху в виде перекрестия отвечает за отвязку и привязку камеры к вашему местоположению.
Если его выключить, то можно «ходить по карте», если включить, то вы будете постоянно возвращаться к своему местонахождению.
Кнопка слева от цели отвечает за включение и отключение уведомлений о приходах в статус-баре о ближайших метках ДПС.
Крайняя правая кнопка на главном экране позволит вам выбрать, какие метки вы будете видеть на карте.
(Фильтр)
Также всегда можно обратиться за помощью к другим водителям.
На данный момент добавлены стационарные камеры.
Скоро чат заработает с локацией.
Как узнать, где стоят гаишники
Доступ к сервису МДПС можно получить двумя способами:
- вступив в сообщество (группу) в социальной сети или мессенджере;
- установив специализированное приложение для мобильного устройства.
Первый способ удобен тем, что пользователи могут обмениваться мгновенными сообщениями и сообщать нюансы, которые невозможно отобразить на карте, обсуждать события, делиться опытом и идеями. Типичный пример такого сообщества – группа вКонтакте МДПС — Нижний Новгород. Основной минус этого способа заключается в том, что нельзя или затруднительно быстро определить, есть ли засады ГИБДД на маршруте следования автомобиля.
Другой способ определить местоположение ДПС – загрузить мобильное приложение, например, ДПС Детектор (Антирадар ГАИ). Основной плюс таких сервисов заключается в том, что интересующие объекты можно увидеть на карте. Так, ДПС Детектор показывает:
- стационарные камеры и посты ДПС на карте онлайн:
- переносные камеры, радары и патрули ДПС (если их указали другие пользователи);
- пробки;
- ограничение скорости на участках дорог около стационарных постов ДПС
- и камер;
- ограничение скорости на участках дорог у переносных камер и мест дислокации экипажей ДПС на карте (если такое ограничение внесено пользователями).
Следует иметь в виду, что информация о местоположении ДПС как в сообществах, так и в мобильных приложениях вносится пользователями сервисов, поэтому она может оказаться как неполной, так и неактуальной. Так что правильным будет не только ориентироваться на сведения, полученные через сервис МДПС, но и соблюдать ПДД. Это наверняка убережет водителя от потраченного времени, нервов, а, возможно, и денег.
Что предписывает закон?
Для поиска ответа нужно обратиться к содержанию Административного регламента ГИБДД. Именно в этом документе прописано, как должен вести себя сотрудник ДПС при общении с водителем. Здесь же приведен подробный алгоритм действий инспектора после остановки транспортного средства.
Пункт 93 регламента гласит, что сотрудник полиции имеет право предложить автомобилисту покинуть салон своей машины в следующих ситуациях:
- при наличии у человека внешних признаков, указывающих на то, что перед поездкой он мог употребить алкогольный напиток или наркотическое средство;
- если необходимо провести процедуру личного досмотра водителя или досмотреть автомобиль (для этого у стража порядка должна быть, как минимум, соответствующая ориентировка);
- когда необходима помощь того, кто сидит за рулем (для участия в процедуре оформления документов в качестве понятого, для оказания содействия в устранении последствий ДТП и пр.);
- если машина, которой управляет водитель, требует немедленного устранения какой-либо неисправности;
- при нарушении правил перевозки грузов (например, чтобы закрепить багаж);
- если поведение автомобилиста создает какую-либо опасность для самого стража порядка.
Итак, при обычной проверке документов водитель может вообще не выходить из машины, не говоря уже о том, чтобы проследовать в транспортное средство сотрудников ДПС. При разговоре с полицейским можно просто опустить стекло. От автомобилиста требуется лишь передать инспектору права, свидетельство о регистрации и полис ОСАГО.
После остановки машины блюститель порядка обязан подойти к ней с водительской стороны. Отступать от этого правила разрешается только в крайних случаях (например, если дорожное полотно сильно загрязнено, либо находиться на нем опасно для жизни).
Теперь о предложении занять место в патрульном автомобиле. Этот момент прописан в пункте 93.9 Административного регламента ГИБДД. Он гласит, что страж порядка может озвучить подобную просьбу, если участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов (например, для составления протокола об административном правонарушении или получения объяснения). Обычно полицейские просят пройти в свою машину, если на улице идет дождь или снег. Такое приглашение часто можно услышать и в ночное время: когда на улице темно.
Иногда требование проследовать в полицейский транспорт является методом психологического давления. Такое бывает редко, но знать об этом стоит. Страж порядка может руководствоваться корыстными целями. Наедине, без посторонних взглядов, удобнее всего намекнуть водителю на взятку. Поэтому будьте бдительны.
Все решают обстоятельства
Патрульная машина отличается от гражданского транспорта наличием проблескового маячка и сирены. Полицейские могут использовать их при выполнении неотложных служебных заданий. Кроме того, закон разрешает стражам порядка отступать от требований, перечисленных в разделе 6 и 8–18 Правил дорожного движения. Поэтому сотрудники правоохранительных органов могут игнорировать сигналы светофоров, превышать скорость и не обращать внимания на разметку и запрещающие знаки. Так что все будет зависеть от того, с какой целью и куда ехали инспекторы ГИБДД в момент аварии.
Во-первых, запомните, что сотрудники ДПС, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, не могут сами его оформить. В данном случае они будут считаться заинтересованными лицами. Поэтому на место ДТП необходимо вызвать другой экипаж.
Если ни проблесковый маячок, ни сирена включены не были, участники столкновения считаются равноправными. В этом случае реально оцените, кто стал причиной ДТП. И если это не вы, будьте готовы отстаивать свои права до последнего.
Сначала выполните стандартные требования ПДД: установите знак аварийной остановки и включите аварийную сигнализацию. Если есть пострадавшие, вызовите карету скорой помощи.
Нужно понимать, что происшествие будут документировать коллеги тех, кто находится в патрульной машине. Поэтому есть вероятность, что они постараются сделать виновным именно вас, даже если это не совсем так.
Самый надежный способ обезопасить себя – вести видеосъемку всего происходящего. Включите камеру как можно раньше. Зафиксируйте расположение автомобилей, стоящие вокруг дорожные знаки, разметку, нанесенную на асфальт и повреждения, которые получили машины. Все это лучше сопроводить словесными комментариями. Во время съемки расскажите, откуда двигался каждый из автомобилей, и какое нарушение ПДД со стороны инспекторов привело к столкновению.
Если в отношении вас начнут составлять протокол, не отказывайся от подписи. Используйте свое право выразить несогласие. Укажите в бланке, что в реальности стало причиной ДТП. Здесь же укажите, что у вас есть запись, на которой видно, кто в действительности стал виновником произошедшего.
Лучше не нарушать
Что же делать, чтобы банальный переход дороги напрямик к аптеке из-за больных, к примеру, коленей не обернулся потерей 500 рублей (таков размер штрафа)?
Главный и самый правильный совет – не нарушать правила дорожного движения. Если ближайший пешеходный переход далеко – идти к нему, если горит «красный» — ждать «зелёного», хоть до следующего рассвета.
Если ждать не получается – не попадаться. Водителям известно – если в поле зрения появился сотрудник ДПС – лучше дождаться пока пешеход полностью покинет «зебру», чем проезжать за его спиной. А преимущественно пешие граждане на ГИБДД смотрят как на защитников, не подозревая, что могут проводиться рейды и по пешеходам, да и просто переход на красный или мимо «зебры» на его глазах сотрудник правопорядка может воспринять как личный вызов. Поэтому подойдя к дороге или выйдя из автобуса, гражданину стоит осмотреться и, заметив экипаж ДПС, задать себе вопрос: зачем он здесь? После чего нехотя дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу строго на зелёный сигнал светофора.
Новость по теме
ГИБДД разъяснила правила движения на гироскутерах и электросамокатах
Итак, пешеход задержан и его просят сесть в машину для оформления протокола. Никаких требований закона садиться в машину нет, можно и рядом постоять. Но при посадке всё сказанное и сделанное в салоне автомобиля ДПС нарушителем и инспекторами будет записано на камеру. Эта запись может пригодиться обеим сторонам.
Инспектор ДПС обязан представиться, объяснить причину остановки, должен по требованию предъявить служебное удостоверение, чтобы нарушитель мог правильно записать имя и фамилию полицейского. А вот пешеход носить, предъявлять документы или признаваться в их наличии не обязан.
Теоретически, для установления личности гражданина могут доставить в отдел полиции и промурыжить там три часа. Но на практике, если гражданин ведёт себя вежливо и адекватно, его данные об имени, фамилии, дате рождения и месте жительства будут проверять с его слов. Тут и возникает вилка возможных санкций. Если гражданин ранее, в течение года, не совершал правонарушений – то ему за переход дороги в неположенном месте могут вынести предупреждение. В отсутствии документов это более вероятно, чем после предъявлении паспорта, потому что штраф, выписанный «со слов» некого гражданина куда проще обжаловать. Однако называться именем и фамилией соседа все же не стоит – сосед, получив не свой штраф, может расстроиться.
Новость по теме
В ГИБДД ответили на вопросы о мобильных комплексах фиксации нарушений
Проверка прошлых нарушений гражданина в барнаульских реалиях происходит сотрудниками ДПС по рации, поэтому не стоит спешить признаваться в штрафах, которые были выписаны в других регионах страны – общей быстродоступной базы всех грехов граждан страны у ГИБДД ещё нет.
Признаваться в правонарушениях на территории Алтайского края так же можно не спешить – система сама должна знать своих героев, гражданину же о своих оплаченных штрафах позволительно и забыть.
Почему инспектор не обязан показывать видео?
Камеры видеофиксации в 2023 году широко используются ГИБДД при надзоре за нарушениями на дороге. А потому водители уже привыкли – если инспектор составляет протокол, значит он записал нас на видео и будет использовать это как доказательство. Но при всем этом следует учитывать, что:
- во-первых, ни один из законов не обязывает инспекторов ДПС записывать момент нарушения на видео – это исключительно их право при реализации должностных полномочий. В России вообще огромное количество штрафов выписывается без видеофиксации, например, штрафы за непристегнутый ремень либо нарушения правил парковки;
- во-вторых, нет ни одной нормы, обязывающей приобщать записанное видео к материалам дела. Вполне возможно, что запись есть, но сотрудник ГИБДД не хочет ее давать посмотреть водителю по его требованию, так как она не дает четкой картины и не позволяет однозначно установить вину остановленного лица.
Действительно, водитель, как сторона производства обладает процессуальными правами: статья 25.1 КоАП позволяет лицу, в отношении которого ведется производство, изучать все материалы дела, давать свои показания, заявлять отводы и пользоваться иными процессуальными правами. В том числе, граждане вправе требовать от инспекторов разъяснения сути нарушенной нормы ПДД.
Но обязанности инспектора при оформлении протокола четко оговорены Админрегламентом, утверждённым Приказом МВД №664. И в нем, как и в любом другом нормативном акте, такой обязанности инспектора как предоставление доказательств административного нарушения непосредственно на дороге перед вынесением постановления нет.
А следовательно, водитель не может требовать от сотрудника ДПС показать видео нарушения. Даже если такое требование будет предъявлено, полицейский вполне законно может отказать водителю. И это не может служить основанием для обжалования действий полицейских и оспаривания постановления со штрафом.
Как избегать встречи с патрулями
Важная оговорка: мы ни в коем случае не призываем нарушать ПДД, ездить за рулем в нетрезвом виде, с тонировкой или неоплаченными штрафами, да и вообще бояться полицейских. За редкими исключениями, если все в порядке, то после проверки документов вас просто отпустят. Тем не менее существуют способы минимизировать встречу с ГИБДД.
Так, в соцсети «ВКонтакте» есть группа «ДПС онлайн Екатеринбург» , где подписчики делятся актуальными данными о присутствии нарядов на той или иной улице в конкретное время. Пример: «У Главпочтамта».
Канал с аналогичной информацией существует и в Telegram. Спама в этих сообществах почти нет, все сугубо по делу. Навязчивых рекламщиков администраторы сообществ достаточно оперативно банят.
Иногда бывают и более развернутые сообщения, описывающие в том числе степень активности полицейских: «Татищева, у Центрального стадиона в сторону центра, работает активно». Или: «У «Кировского» на Крауля в сторону Заводской, но никто не машет, сидят в машине». Или: «Съезд с Объездной на Белинского, актив».
Некоторые, бывает, сами интересуются о ситуации на дорогах по предстоящему маршруту: «На Семи Ключах как обстановка?» Другие, наоборот, публикуют краткие отчеты после поездки, даже если не встретили на своем пути патрули, перечисляя в них улицы, на которых «чисто».
В этих сообществах преобладает разговорный сленг, главным образом речь идет о нехитрых сокращениях общепринятых географических названий. Примеры: «Лунка» — улица Луначарского, «Машинка» — улица Машинная, «Егорка» — Егоршинский подход и т. п.
Может ли инспектор вести видеосъёмку?
Да. Причём, полицейскому не запрещено снимать и на любительскую аппаратуру, в том числе на свою собственную камеру или смартфон. Зафиксированное таким образом нарушение является полноценным доказательством.
Теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда выявленное нарушение водителя оказалось не пресечено – по крайней мере, сразу же – инспектором ДПС.
Вас также заинтересует:
- Имеет ли право сотрудник ППС останавливать автомобили, проверять документы и лишать прав?
- Имеет ли право инспектор ДПС задавать вопросы при остановке, куда и откуда я еду?
- Могут ли ГИБДД стоять и останавливать автомобили с нарушением?
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
У водителя должна быть явная возможность распознать регулировщика по форменной одежде, соответствующей экипировке и отличительному знаку. В данном случае к регулировщикам относят сотрудников полиции, а также военной автомобильной инспекции. В широком смысле ими могут считаться дежурные, которые несут службу на железнодорожных переездах и паромных переправах, сотрудники дорожных служб, находящиеся при непосредственном исполнении своих обязанностей. Вот перечень тех, кто может остановить транспортное средство. Если буквально изучать этот пункт ПДД, то закон дает право на остановку вашего автомобиля только сотрудникам военной автоинспекции и полиции.
Но это вовсе не означает, что остановить автомобиль может любой без исключения полицейский, оказавшийся на обочине трассы. Разъяснения по данному вопросу приведены в пункте 1.3 Правил дорожного движения. Там уточняется, кто может остановить транспортное средство. Согласно этому документу, все водители транспортных средств обязаны подчиняться распоряжениям регулировщиков, которые действуют, не выходя за пределы предоставленных им законом прав, регулируя дорожное движение с помощью установленных сигналов.
То есть получается, что необходимо четко понимать, какими правами и полномочиями обладает сотрудник конкретной полицейской службы или особого подразделения, не относящийся к Госавтоинспекции, и может ли он остановить ваш автомобиль. Например, среди тех, кто имеет право останавливать транспортное средство, присутствуют сотрудники военной автоинспекции. Если строго следовать Кодексу об административных правонарушениях, им даже разрешается составлять протоколы по некоторым видам правонарушений.
Порядок осуществления надзора
Для прояснения ситуации нужно обратиться к тексту Административного регламента ГИБДД, точнее, к пунктам 60-64 документа. По закону инспектор может выполнять свои обязанности по контролю за дорожной ситуацией в пешем порядке, используя служебную машину (как движущуюся, так и припаркованную), а также на стационарном посту. При осуществлении надзора запрещается эксплуатация техники, не состоящей на балансе отдела полиции в качестве патрульной.
При этом допускается использовать служебный транспорт без цветографических схем. Внешне такие автомобили могут быть неотличимы от обычных (гражданских). В подобных случаях Административный регламент предписывает инспекторам ГИБДД организовывать взаимодействие с другими нарядами, несущими службу на бело-синих машинах. Это необходимо, чтобы в случае невыполнения требования полицейского об остановке можно было организовать преследование нарушителя.
Пристальный взгляд
Человек, который не уверен в себе, перед приближением к патрульному автомобилю испытывает страх. Это чувство заставляет водителя то и дело бросать напряженные взгляды в сторону сотрудников полиции. Инспекторы ГИБДД, в свою очередь, сразу замечают неестественное беспокойство со стороны того, кто сидит за рулем. Чтобы уловить испуг, опытному сотруднику ДПС достаточно доли секунды. И если автомобилист смотрит ему прямо в глаза, у него неизбежно возникает желание его остановить.
Если водителя не особо интересует экипаж, расположившийся на обочине, он не будет разглядывать полицейских: ну стоят они и стоят. Инспекторы чувствуют это и реже тормозят таких автомобилистов. Поэтому, чтобы избежать встречи с сотрудниками ДПС, смотрите не на них, а на дорогу.
Что проверяют у иностранцев
У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:
- Паспорт личности, другой аналогичный документ.
- Миграционные документы, иностранную визу.
- Водительские права.
- Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
- Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
- Документы для въезда, разрешения.
У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.
А если сирена и проблесковый маячок были включены?
Помните, что данные обстоятельства не делают вас априори виноватым. Пункт 1.5 ПДД предписывает стражам порядка действовать так, чтобы обеспечить безопасность окружающих. Даже если полицейские преследуют преступника или правонарушителя, они обязаны позаботиться о том, чтобы в процессе погони никто не пострадал.
Напомним, что проблесковый маячок дает стражам порядка право только на отступление от требований знаков и разметки. А вот при включении вместе с ним сирены остальные водители обязаны уступить патрульному автомобилю дорогу.
Если вы ехали без нарушений Правил дорожного движения, нужно сделать упор на том, что инспекторы ГИБДД не приняли мер для предотвращения ДТП. Патрульный автомобиль мог слишком резко тронуться с места или двигаться с неадекватно высокой скоростью. Все эти обстоятельства позволяет подтвердить видеорегистратор (если он у вас есть).
Перенесите запись на компьютер и внимательно просмотрите ее на большом экране. Лучше сделать это вместе с человеком, который хорошо разбирается в законах. Так вы сможете обнаружить нюансы, которые не заметили в момент аварии. Обычно подобные мелочи как раз и позволяют выиграть дело в суде.
Что искать? Например, в кадре может быть видно, что перед самым столкновением сотрудник полиции, сидевший за рулем, отвернулся в сторону или нагнулся, то есть не смотрел на дорогу. Инспектор мог пользоваться во время движения сотовым телефоном или совершать другое действие, которое отвлекало его от вождения
Обратить внимание и на траекторию патрульного автомобиля. Возможно, сотрудник ДПС слишком резко вывернул руль, и у вас просто физически не было возможности уйти от столкновения?
Если видеорегистратора у вас нет, поищите свидетелей. Если в салоне вашей машины были пассажиры, попросите их дать соответствующие показания. Можно поискать и других очевидцев, но делать это нужно сразу после ДТП. Обязательно запишите контактные данные людей, которые могут подтвердить вашу невиновность.
Риск столкнуться с автомобилем ГИБДД увеличивается, если в салоне автомобиля громко играет музыка. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы вы издалека могли услышать сирену приближающиеся патрульной машины. Некоторые оборудуют свой транспорт мощными акустическими системами и любят задействовать их в полную силу. Если вы один из них – помните, чем это может быть чревато.
Водитель нарушил, но не остановился по требованию
В таком случае вполне может последовать погоня, но её вероятность зависит от ряда обстоятельств:
- если дежурящий на дороге сотрудник ГИБДД обнаружил нарушение, взмахнул жезлом, но вы не остановились, то вероятность того, что тот за вами поедет, примерно 50 на 50,
- к тому же, нередко инспекторы стоят и без служебного авто, в этом случае непосредственно сам полицейский за вами не поедет, но может подключить патрулирующих на машине других инспекторов по средствам связи (пункт 95 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД),
- если же вас едущего преследовал патрульный автомобиль и подал требование об остановке через громкоговорящее устройство, то в таком случае шансы на то, что вас будут преследовать до конца, высоки.
Могут ли ДПС стрелять при погоне?
- требование об остановке должно быть подано до выстрела неоднократно,
- путём применения оружия разрешается только повреждать автомобиль, стрелять в водителя и пассажиров запрещается,
- водитель своими действиями объективно создаёт угрозу жизни или здоровья окружающих (к примеру, превышение скорости уже является такой угрозой),
- если только преследуемый едет не на мотоцикле, скутере, мопеде, автобусе.
Я не заметил(а) требование об остановке
Здесь нужно понимать, что вас в любом случае могут привлечь по указанной выше статье Административного кодекса за невыполнение требования полиции. Вопрос лишь в том, удастся ли вам доказать, что вы, действительно, не заметили по объективным причинам, инспектора ДПС
Здесь может помочь видеорегистратор, на худой конец свидетели, но их показания рассматривающее дело лицо или судья могут и не принять во внимание, посчитав тех заинтересованными лицами
А вот объективным причинами, почему вы могли не заметить требование об остановке, могли быть нарушения предписаний регламентом сотруднику ГИБДД. В частности:
- инспектор должен останавливать автомобиль понятными требованиями (п. 49 регламента),
- при этом, инспектор сигнал рукой или через громкоговорящее устройство, но не обязательно жезлом,
- а в тёмное время должны использоваться световые сигналы (например, светящийся жезл), но регламент уточняет, что это при наличии возможности (пункт 85) – тем не менее, так как это может существенно снизить вероятность того, что сигнал не будет увиден водителем, то в качестве аргумента использоваться вполне может,
- при этом, сотрудник обязан нести службу в форме и с нагрудным знаком (пункт 34).
Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?
Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:
- Федеральный закон «О полиции»,
- Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.
Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.
Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:
Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!
Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):
- ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
- применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.
Причём, практически всегда в 2023 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.
Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.
Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».
Как определить аварийно-опасный участок дороги?
Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:
Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.
Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:
Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.
Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.
Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:
Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.
Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
- Досмотр и осмотр автомобиля в вопросах и ответах
- Можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД по новому закону?
Сотрудник записывал видео – могут ли прислать штраф по почте?
На практике, могут, хотя таких случаев очень мало. Но по закону нет. Но и водители в таких ситуациях часто путают уже вынесенный штраф по почте с простым приглашением в отделение ГИБДД.
Дело в том, что ДПС, несущий на дороге службу с камерой в руках – это всё тот же сотрудник. Камера не является в данном случае средством автофиксации, а полученное видео таким способом автоматически не делает виновным собственника автомобиля.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
- Общение с ГИБДД: что почитать для повышения юридической грамотности?
- Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
Поэтому вполне закономерной может показать ситуация, когда и инспектор, сняв нарушение, но даже не остановив водителя, просто пришлёт штраф по почте.
Но камера в руках ГИБДД не является специальным техническим средством для функций автофиксации нарушений. И потому здесь действует общее правило презумпции невиновности: инспектор ДПС не просто должен снять видео нарушения, но и установить личность водителя.
Стоит ли бояться сегодня?
Если раньше в машине ДПС водителя легко могли «развести» на дачу взятки или «намотать» на протокол по нарушению, которого никогда не было, то сегодня все служебные автомобили оборудуются видеорегистраторами. Если вы оказались в служебном автомобиле, имейте в виду, что вы можете дублировать процесс записи на собственное фиксирующее устройство (телефон, например). Поступать так следует на всякий случай, быть может, именно в этом патрульном авто только сегодня и прямо сейчас регистратор вышел из строя.
Превысить свои должностные полномочия сотрудник под камерами не может. Так зачем приглашать водителя в авто? Человеческий фактор. Предполагается, что автолюбитель начнет переживать и нервничать, ведь если позвали в авто — случилось что-то реально серьезное, а внутри легко и быстро водитель во всем признается и уйдет с запротоколированным нарушением.
К чему отнестись с осторожностью? Если вы относитесь к числу водителей, предпочитающих решать вопросы с ДПС деньгами, или в служебном автомобиле вас убедили в том, что иначе никак не получится — берегитесь. Записывающие устройства зафиксируют дачу взятки или попытку дачи, а значит, вы — нарушитель закона, по всем основаниям приехавший на место наряд полиции может вас задержать и арестовать