Про замену
Что хочется сказать – меняйте подшипник правильно, самому сделать это достаточно сложно. Нужны как минимум пару съемников, а также знание подвески автомобиля. Не зря многие автопроизводители меняют полностью ступицу колеса.
При замене важно:
1) Запрессовывать подшипник можно только специальными ровными обоймами (идеально использовать корпус от старого). Не допускается запрессовка «телами качения».
2) Не допускать запрессовку острыми инструментами, которые могут повредить уплотнительное кольцо, что затем приведет к утечке смазки.
3) При запрессовки нужно держать правильный зазор и плоскость, не допускаются перекосы. Неправильный зазор – перекос приведет к быстрому выходу из строя.
НА этом все, в заключении хочется сказать, что я сам пару раз менял ступичный подшипник. В гаражных условиях, да еще если у вас нет навыков сделать это очень сложно (можно загубить новый), поэтому лучше не пожалейте денег отдайте на проверенную станцию. Сэкономите и нервы и деньги и силы.
НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.
В данной статье поговорим о возможных неисправностях ступичного подшипника.
Меняем подшипник передней ступицы на Шевроле Лачетти своими руками: симптомы и когда менять?
Почему падение российского автопрома в 2022 году неизбежно
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) предполагает 850 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 1,7 млн в 2021 г. Широкие массы автолюбителей отказались от планов новых покупок и отложили перепродажу подержанных автомобилей.
Статистика дает такие цифры: по итогам апреля 2022 года в России было куплено 28 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3 раза меньше мартовского (78,9 тыс. шт.) и в 6 раз меньше, чем в апреле 2021 года (171,4 тыс. шт.). Чаще всего покупали новые легковые автомобили марок LADA, Kia, Hyundai и Renault, на долю которых в общей сложности пришлось более 53%. Первые 3 позиции в модельном рейтинге апреля заняли Granta, Vesta и Niva.
В средней перспективе закупщики автозаводов активно работают над замещением европейских компонентов азиатскими или обеспечением поставки деталей через другие юрисдикции, которые не подвержены международным санкциям. Новые логистические схемы могут быть выстроены ко 2-му полугодию. В частности, ООО «Торговый Дом «ПЕКАР» (бывший АО «Санкт-Петербургский карбюраторный завод») наращивает поставки запчастей из Китая.
Стратегически же гражданский автопром находится в концептуальной яме (что прямо признаёт Стратегия развития автопрома до 2025 г.): спроса внутреннего рынка недостаточно для всестороннего и конкурентоспособного развития собственного производства полного цикла. Правда, «гражданка» может притулиться к «военке», как это было в советское время.
Такую схему реанимировать легко, поскольку в промышленности трудится примерно 1 млн специалистов среднего звена советской выучки и подсанкционного производственного опыта (знаменитая система CoCom от англ. Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom — международная организация, созданная в 1949 г. для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны).
Уже происходит наращивание производственных мощностей ВПК и некоторых субподрядчиков. В этом аспекте реанимируется несколько советских ГПЗ, в частности по программе с ПАО «КАМАЗ». С появлением стратегических инвесторов обновляется оборудование (а ведь удалось сохранить конструкторскую документацию, технологические процессы и отчасти — квалифицированные кадры).
Как решить эту проблему?
Если тормозные диски являются относительно новыми, спасти ситуацию сможет токарь, который исправит колесо. Многие люди спрашивают, почему это может быть сделано только с толстыми щитами. При механической обработке на токарном станке удаляется большой слой металла, который будет способствовать значительному уменьшению толщины лопасти после выполненной работы. Многие токари делают переливание более тонких дисков, но желательно избегать этого, так как тормозные диски несут прямую ответственность за вашу безопасность на дороге.
Второй способ решить проблему кривых дисков – это замена на новые. Вы можете купить и установить подержанные диски. Эта идея не совсем хорошая, потому что вы должны считаться с возможностью покупки дисков, состояние которых не является удовлетворительным. Единственный правильный выбор заключается в покупке новых тормозных дисков. Внимательно выбирайте диски, чтобы они подошли вашей модели авто
Важно помнить, что в зависимости от двигателя, установленного на транспортном средстве, тормозные диски могут отличаться друг от друга по размеру. В большинстве случаев покупка больших тормозных дисков возможна, и установка не должна представлять большую проблему
Почему падение российского автопрома в 2022 году неизбежно
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) предполагает 850 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 1,7 млн в 2021 г. Широкие массы автолюбителей отказались от планов новых покупок и отложили перепродажу подержанных автомобилей.
Статистика дает такие цифры: по итогам апреля 2022 года в России было куплено 28 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3 раза меньше мартовского (78,9 тыс. шт.) и в 6 раз меньше, чем в апреле 2021 года (171,4 тыс. шт.). Чаще всего покупали новые легковые автомобили марок LADA, Kia, Hyundai и Renault, на долю которых в общей сложности пришлось более 53%. Первые 3 позиции в модельном рейтинге апреля заняли Granta, Vesta и Niva.
В средней перспективе закупщики автозаводов активно работают над замещением европейских компонентов азиатскими или обеспечением поставки деталей через другие юрисдикции, которые не подвержены международным санкциям. Новые логистические схемы могут быть выстроены ко 2-му полугодию. В частности, ООО «Торговый Дом «ПЕКАР» (бывший АО «Санкт-Петербургский карбюраторный завод») наращивает поставки запчастей из Китая.
Стратегически же гражданский автопром находится в концептуальной яме (что прямо признаёт Стратегия развития автопрома до 2025 г.): спроса внутреннего рынка недостаточно для всестороннего и конкурентоспособного развития собственного производства полного цикла. Правда, «гражданка» может притулиться к «военке», как это было в советское время.
Такую схему реанимировать легко, поскольку в промышленности трудится примерно 1 млн специалистов среднего звена советской выучки и подсанкционного производственного опыта (знаменитая система CoCom от англ. Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom — международная организация, созданная в 1949 г. для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны).
Уже происходит наращивание производственных мощностей ВПК и некоторых субподрядчиков. В этом аспекте реанимируется несколько советских ГПЗ, в частности по программе с ПАО «КАМАЗ». С появлением стратегических инвесторов обновляется оборудование (а ведь удалось сохранить конструкторскую документацию, технологические процессы и отчасти — квалифицированные кадры).
Как выявить неисправность ступичных подшипников
Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.
В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:
- гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
- легкий металлический стук при проезде неровностей;
- увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).
Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль влево-вправо. Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.
После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на каком-то колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.
Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы
Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой)
Таблица неисправностей ступичных подшипников
N п/пПризнаки неисправностиПричины неисправностиПередниеЗадние
1 | Появление постороннего шума (низкочастотный гул) в салоне автомобиля. | недостаток смазки или неправильный выбор, большой срок эксплуатации, не квалифицированная замена, экстремальная езда, состояние наших дорог, удары о выбоины. | |
2 | При езде чувствуется вибрация руля или тормозной педали. | Вибрация только тормозной педали. | Возможен износ наконечника рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска. |
3 | Появление подтеков смазки на защитном колпачке или сальнике. | Избыток смазки, разрушение сальника. | |
4 | Чрезмерный нагрев ступицы | Недостаточная смазка, не соблюдение момента затяжки ступичной гайки. Возможно разгерметизация уплотнений. | |
5 | Скрежет и стук при вращении вывешенных колес. | Возможно износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Необходимо диагностирование. | |
6 | При изменении скорости или вхождении в поворот меняется характер шума. | Износ ступичных подшипников. Могут изменяться другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, раздаточный механизм коробки, шум покрышек. | |
7 | Осевой люфт вывешенного колеса | Выходит из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточное крепление колесных болтов или ступичной гайки. | |
8 | Горит сигнальная лампочка АБС. | Неисправен датчик, возможно магнитное кольцо повернуто другой стороной, вероятно число зубцов кольца абс не соответствует оригинальному числу для данной модели автомобиля. | |
9 | Потеря управляемости, автомобиль ведет в сторону. | Возможно неравномерно накачаны шины, нарушена регулировка развала схождения колес, несоосная запрессовка ступицы на полуось. Ведет вправо – проблема правое колесо, влево – наоборот. Проверять надо передние колеса. |
Важно знать:Если не нашли источник нездорового шума – обратитесь к опытным водителям или к механикам СТО. Профессиональная диагностика окажется не лишней
Каким производителям подшипников можно доверять?
Неважно, нужно Вам купить подшипник задней ступицы или передней, следует обращать внимание на продукцию только проверенных производителей. Поэтому мы рекомендуем продукцию зарекомендовавших себя производителей, таких как: SNR, NSK и Iljin. Эти производители заботятся о качестве материалов, сборки и смазки подшипников
До появления первых признаков износа может пройти несколько лет, автомобиль проедет несколько сотен тысяч километров пробега. При этом цена на эти подшипники не кусается и полностью оправдана. * Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону (звонок по России бесплатный)
Эти производители заботятся о качестве материалов, сборки и смазки подшипников. До появления первых признаков износа может пройти несколько лет, автомобиль проедет несколько сотен тысяч километров пробега. При этом цена на эти подшипники не кусается и полностью оправдана. * Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону (звонок по России бесплатный).
Бренд | Номер | Наименование | Приминяемость* |
SNR | GB40706R00 | Подшипник ступицы передней (без АБС) | Renault Logan |
SNR | R15307 | Комплект подшипника ступицы колеса | Daewoo Nexia |
SNR | R17327 | Подшипник ступицы | Mitsubishi Lancer |
SNR | R15262 | Подшипник ступицы колеса | Ford Fokus 2 |
NSK | 40BWD12CA88 | Подшипник передней ступицы TOYOTA COROLLA NZE12# | Toyota Corolla |
NSK | HR32006XJ | Подшипник ступицы 30/55Х17 | Mitsubishi Lancer |
NSK | 45BWD10CA86 | Подшипник ступицы AVENSIS СЕДАН II (T250)AVENSIS УНИВЕРСАЛ II (T250)AVENSIS ХЭТЧБЕК II (T250)CAMRY С | Toyota Camry |
ILJIN | IJ111001 | Подшипник ступицы | Hyundai Accent |
ILJIN | IJ111012 | Подшипник ступицы | Daewoo Lacetti |
ILJIN | IJ111003 | Подшипник ступицы | Kia Sportage |
Приобрести ступичные подшипники вышеупомянутых производителей (и не только) можно в магазинах автозапчастей IXORA. Наши менеджеры обязательно помогут Вам сделать правильный выбор при покупке.
Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников
- Как смазать подшипник ступицы.
Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения
Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).
Рекомендуемая смазка представлена в таблице:
Марки смазкиПроизводителиЗагустительБазовое масло
RareMax AF-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
6459 Grease N | Showa Shell Sekiyu, K.K. | Карбамид | Минеральное масло |
Pyronoc Universal N-6C | Nisseki Mitsubishi Oil Corporation | Карбамид | Минеральное масло |
HB-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
Ronex MP | Exxon/Mobil | Литий | Минеральное масло |
- Как продлить срок службы.
Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).
Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке. Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель
Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию
Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.
Комплект ступичного подшипника — что в него входит.
Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.
Что использовать пресс или съемник.
Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.
Важный момент:Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.
Подшипники с АБС.
Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.
Подшипники России
Последние 10-20 лет существенная часть автоподшипников ввозилась в РФ с западных заводов. Однако планы локализации производства западных подшипников отсутствуют.
Так, подшипники SKF (Швеция) для автомобилей очень популярны на рынке запчастей в России. Дочерний завод компании — ООО «СКФ» в Тверской области — работал с 2010 года и производил подшипники только для железнодорожного транспорта. С 2021 года велось активное обсуждение по производству на заводе подшипников для автомобилей. В июне 2021 г. тверской завод SKF посетила делегация концерна «АвтоВАЗ» во главе с президентом компании Николя Мором. Планировалось организовать производство подшипников для автомобилей Lada и Renault, но теперь эти планы отложены.
В РФ в той или иной мере дееспособны 15 заводов, выпускающие или способные производить подшипники для автопрома по коду ОКВЭД 28.15.1 — «Производство шариковых и роликовых подшипников» (табл. 1).
Мы отсортировали заводы по условной производительности труда, поделив выручку за 2021 г. на число сотрудников. Средняя величина оказалась 5 млн руб. По этой линии заводы делятся на 2 характерные группы: 1) принадлежащие отечественному капиталу и имеющие производительность 1-5 млн руб./чел.; 2) подконтрольные западным гигантским компаниям, у них производительность 19-146 млн руб./чел.
Очевидно, прозападные заводы, в сущности, являются сборочными цехами, на которые ввозили иностранные комплектующие.
Напротив, Вологодский подшипниковый завод практикует весь цикл производства. Он активно сотрудничает с автопромом (с АО «АвтоВАЗ», ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «УАЗ», предприятиями вторичного рынка запасных частей).
Подшипники ЗАО «ВПЗ» используются в различных автомобильных узлах — двигателях, механизмах сцепления, опорах валов и подвесов, водяных насосах, рулевом управлении, натяжных механизмах, ступицах колес, вентиляторах, генераторах, коробках передач и скоростей, механизмах газораспределения и привода. Вологодские подшипники применяются в 50 марках легковых автомобилей (в том числе снятых с производства моделях «Москвич», «Таврия» и др.), 14 марках автомобилей грузоподъёмностью до 3-х тонн, а также в 60 марках грузовых автомобилей производства «Камаз», «Урал», «Маз», КрАЗ», «БелАЗ», «МоАЗ», «КАЗ» и «КЗКТ». Например, для «КАМАЗ-5320» производится 61 вид подшипников для двигателя, генератора, предпускового нагревателя, компрессора, системы охлаждения, системы питания, коробки отбора мощности, коробки передач, моста заднего и среднего, для рулевого управления, сцепления, ступицы колёс, тормоза.
Директор завода Алексей Александрович Мельников рассказал корпоративной газете «Вологодский подшипник» о работе в условиях санкций: «На 6 месяцев (если спецификации будут исполнены) завод обеспечен всем: светом, металлом. На 5-6 месяцев хватит смазки от основных поставщиков. Проблемы с инструментом решим. Также мы выполним свои обязательства по заработной плате. Но всем надо понимать серьезность ситуации и делать всё необходимое для экономии средств, материалов. К тому же мы уверены в поддержке государства. Она была и в 2009 году, и во время пандемии в 2020 году».
Холдинг «ЕПК» — единственный поставщик подшипниковой продукции на ООО «УАЗ», также он производит более половины всех подшипников, которые используются АО «АвтоВАЗ» и ПАО «КАМАЗ».
Маргиналия: производство новых автомобилей в РФ может снизиться с 2 до 0,5 млн шт. в 2022 г.
начинает гудеть подшипник ступицы, до Москвы далеко, что делать
Никто не знает, когда после продолжительного гула разлетится сепаратор, а там уже пару минут надо, чтобы в стружку превратить всю внутреннюю часть роликовой касеты, сальник и.т.д. Ну, я конечно соглашусь, что пока гудит – не заклинит, а заклинить может уже только после очевидного скрежета и развала подшипника, но ведь на скорости можно и не услышать.. Кстати говоря, поломка подшипника ступицы способна за собой повлечь множество прочих неприятностей, основные из которых напрямую связаны с общей безопасностью передвижения. Расколовшиеся в оправке данные детали могут принести множество неприятностей владельцу автотранспортного средства.
Тогда можно просто затормозить и исправить проблему на месте. Специалисты отмечают, что существует масса мнений по поводу того, можно ли передвигаться, если гудит подшипник. Некоторые водители говорят, что замену осуществлять надо сразу, пока не произошло неприятных ситуаций. Остальные заявляют, что с такой проблемой можно жить, не очень страшно.
Как определить, какой подшипник ступицы гудит? Этот способ подразумевает небольшой разгон до 40-60 км/ч. Далее нужно покачать рулем в левую сторону – проехать небольшую змейку. На заднем колесе, а также на переднем, где подвеска многорычажная, люфтов быть не должно. В исправном состоянии подшипника никаких движений не возникает.Проверять такими способами можно как передние, так и задние колеса. Вибрация сообщает владельцу автомобиля о том, что обойма уже практически разрушена, в любой момент колесо может заклинить. Ремонт подвески обойдется автовладельцу значительно дороже, нежели обычная замена ступичных подшипников. Специалисты рекомендуют ступичные подшипники менять сразу же, а иначе можно попасть в большие неприятности.
Функции подшипника ступицы переднего колеса
Каждое из колес на автомобиле имеет свою ступицу. Основной функцией является обеспечение вращения колеса вокруг своей оси, а также крепления его к осям. Кроме того, при переднем приводе ступица выполняет еще и функции трансмиссии. То есть передает крутящий момент на колеса. Так же к ступице крепится тормозной барабан. В новых современных иномарках в ступицу вмонтировано большое количество датчиков, которые контролируют качество езды и системы торможения.
Исходя из года выпуска, марки и модели машины ступичные подшипники могут быть:
- шариковые радиальные;
- роликовые радиальные;
- роликовые радиально-упорные.
Сама ступица изготавливается из чугуна или различных марок стали — это делает ее прочной и выносливой. Как правило ремонты этого узла заключаются только в замене подшипников и замене смазки. Подшипник снимается и ставится с помощью съёмного ключа. Некоторые автолюбители сбивают его молотком, но это делать крайне нежелательно, ведь можно повредить посадочное гнездо для подшипника.
Чего добился Renault
В СССР была мощная подшипниковая промышленность, которая за последние 30 лет, мягко говоря, захирела. Выпускаемые подшипники ориентированы либо на военно-промышленный комплекс, либо на техническое обслуживание старых автомобилей, снятых с серийного производства.
Типична судьба предприятия «Автоваз», которое в 2016 г. подпало под управление концерна Renault. Эксперты сознают, что французы добились существенных «успехов» на российском автогиганте, большую часть автокомпонентов перевели на своих поставщиков, а многие отечественные производителей деталей, которые ранее работали на Автоваз, обанкротились или перепрофилировались. В ближайших планах у французов была полная ликвидация вазовских платформ и перевод всех автомобилей производимых на Автовазе на свои платформы; радует, что дело не успело до этого дойти.
А ведь основные предприятия автопрома включены властями в список стратегических:
АО «Автоваз»АО «Автомобильный завод «Урал»ЗАО «Рено Россия»ООО «Фольксваген груп Рус»ПАО «ГАЗ»ПАО «Камаз»ПАО «Соллерс»ООО «ПСМА Рус»ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»ООО «Тойота Мотор»ООО «АВТОТОР Холдинг»
Как продлить срок службы ступичного подшипника передней подвески
Если речь идет о новом автомобиле или автомобиле с пробегом, подвеска которого находится в хорошем состоянии, то избежать скорой замены подшипника ступицы можно при условии аккуратного вождения. Как уже было отмечено выше, именно дополнительные нагрузки, в первую очередь, неровности на дороге, приводят к повышенному износу этой детали.
Чтобы продлить срок службы устанавливаемого ступичного подшипника, неукоснительно соблюдайте инструкцию по его установке. Извлекать подшипник из упаковки необходимо непосредственно перед монтажом, чтобы избежать попадания на его поверхность посторонних частиц. Перед установкой очистите ступицу и поворотный кулак и убедитесь в том, что они не имеют следов сильного износа. Запчасти приобретайте у проверенных производителей.
Преждевременная замена ступичного подшипника передней подвески на Калине может быть вызвана низким качеством детали, ее неправильной установкой и естественным износом, скорость которого зависит от характера эксплуатации транспортного средства. Для продления его срока службы постарайтесь исключить данные факторы.
Диагностика подшипника ступицы колеса: что нужно знать и уметь?
используются во многих отраслях современной промышленности, не исключением является и автомобилестроение. Основным признаком износа подшипниковых устройств в транспортных средствах является появление нехарактерного для работы авто шума. Из этого материала вы сможете узнать, по каким причинам эти детали изнашиваются и как произвести их диагностику на примере устройства ступицы колеса.
Место установки подшипников в машине
Как правило, ресурс эксплуатации у этих деталей достаточно высокий. Но несмотря на то, что они долгое время могут функционировать в сложных условиях, по факту они изнашивают при пробеге 100 тысяч км.
Рекомендации по установке ступичного подшипника
Итак, Вы диагностировали неисправность – ступичный подшипник.
- Прежде всего, повторюсь, новый ступичный подшипник следует покупать только проверенной фирмы, лучше всего почитать отзывы о выбранной детали. Подойдите к этому вопросу серьезно, ведь именно от данного этапа зависит сколько он Вам прослужит. Как выбрать и купить запчасти на автомобиль я уже рассказывал.
- Большинство ступичных подшипников идет с несъемными пыльниками, под которыми находиться смазка, в таком случае Вам не удастся проверить её количество. Но если Вам достался открытый подшипник, то обязательно убедитесь, в количестве смазки, которую положил производитель.
- Перед установкой ступичного подшипника убедитесь в том, что контактные поверхности ступицы не повреждены, нет никаких задиров, ямочек, заусенцев и следов эксплуатации. Они могли образоваться во время работы или выпрессовки старого подшипника.
- На некоторых автомобилях ступичный подшипник идет вместе с кольцом АБС (как на Peugeot 307), поэтому будьте внимательны при установке, некоторые горе-мастера устанавливают подшипник другой стороной.
- Прежде чем запрессовывать подшипник, смажьте контактные поверхности мыльным раствором, это облегчит запрессовку подшипника.
- При установке стопорного кольца ни в коем случае не повредите защитный пыльник подшипника.
- Для установки ступичного подшипника в большинстве случаев необходим специальный прибор – пресс. Без него крайне сложно правильно и равномерно посадить подшипник в ступицу. Если в Вашем случае при замене подшипника требуется пресс, то лучше доверить эту работу проверенному автосервису.
Запресовка ступичного подшипника с помощью пресса
Подписывайтесь на наш ЯндексДзен
12 485
Негативные факторы, уменьшающие срок службы
Длительность эксплуатации может быть уменьшена из-за недостаточного смазывания, некачественной смазки в узлах, после перегрева, нарушения уплотнения и попадание чужеродных веществ и частиц.
Распознать первые симптомы усталости можно при высокой частоте его вращения, высоких нагрузках и проблемах со смазкой. Естественная усталость возникает при переменных напряжениях сдвига подповерхностных слоев дорожек качения. Образующиеся трещины распространяются далее в направлении к поверхности, происходит скалывание материала детали. Подшипник скорее выйдет из строя при ухудшении условий работы – снижении качества/смене сорта смазочных материалов, изменении условий работы системы смазывания, повышению частоты вращения и нагрузки на подшипник. Он будет дольше работать, если будут соблюдены нормы нагрузки, качества и количества смазочного материала, защита от попадания абразивных веществ и агрессивной среды воздействия.
В качестве превентивной меры производят замену, не дожидаясь полного разрушения, при выявлении в работе усиливающейся вибрации и шума.
Меняем задний ступичный подшипник на Шевроле Лачетти
Разновидности ступичных подшипников
Телами качения в подшипниках ступицы являются шарики и ролики (конические либо цилиндрические). Рядов тел качения может быть один или два. Самое большее распространение получили радиальные (цилиндрические роликовые и шариковые) и радиально-упорные (конические роликовые) подшипники.
Что касается современных моделей, оборудуемых АБС, то подшипник ступицы в них является составной частью непосредственно самой ступицы. Он закрытый и необслуживаемый, а его ресурс идентичен сроку службы транспортного средства. При выходе узла из строя приходится менять ступицу в сборе.
Подшипники радиального типа монтируются по одному на ступицу. Они являются необслуживаемыми и закрытыми, для них не предусмотрена регулировка, а возможные люфты удаляются посредством посадки на ось и в ступицу с сильным натягом.
Радиально-упорные подшипники не редко монтируются по два на ступицу. Подобные узлы являются открытыми и посадка у них с малым натягом. Такая конструкция дает возможность выполнять регулировку с целью устранения люфтов.
На ведомой оси используются радиально-упорные подшипники, а на ведущей — радиальные ступичные. Например, на ВАЗ 2107 впереди на ступицах вмонтированы по два конических подшипника, а сзади — по одному шариковому. А на ВАЗ 2108 двухрядный цилиндрический компонент применяется спереди, а конические вмонтированы на задней оси.
Замена ступичного подшипника на Лачетти
Основные причины выхода из строя подшипников ступицы
Нормативный срок службы ступичного подшипника 100 тысяч километров пробега. За этот период происходит естественный износ, связанный с усталостью металла и выработкой смазки, возобновление которой в данном случае не предусмотрено конструкцией. На практике далеко не все детали выхаживают свой ресурс на 100%. Одной из главных причин этого являются повышенные нагрузки, вызванные особенностями эксплуатации.
Подшипники ступицы передних колес испытывают, пожалуй, наиболее сильные нагрузки по сравнению с остальными аналогичными элементами автомобиля. Их непосредственное участие во всех маневрах – поворотах, торможении и старте, езде по плохой дороге – приводят к дополнительной выработке, которая «убивает» деталь раньше положенного срока. Практика показывает, что именно неаккуратная манера вождения и плохое дорожное покрытие в большинстве случаев становится причиной замены подшипников ступицы.
Вторая распространенная причина – низкое качество изготовления детали (плохое качество металла, смазки, недостаточное количество последней и т.п.) или неправильная ее установка, обычно выраженная в неаккуратной запрессовке. В этом случае подшипник может зашуметь или разрушиться уже через несколько тысяч километров, пройденных после его замены.
Наконец, быстрый износ подшипника может быть вызван сильным износом ступицы или поворотного кулака. Сильная выработка может стать причиной неправильной работы подшипника или попадания в него воды, песка или иных посторонних частиц.
Общая характеристика подшипника ступиц
Важным элементом ходовой части, оказывающим непосредственное влияние на работу автомобиля и обеспечивающим комфортное и безопасное передвижение, является подшипник ступицы. Поломка или износ какого-либо подшипника вызывает негативные последствия для всей машины.
Для того чтобы механизм был прочным и надежным, эту часть колеса подбирают в два раза превосходящую внутреннее пространство. К этому элементу механизма присоединяются колеса, и благодаря ему происходит вращение. В ведущих колесах ступица играет роль трансмиссионного элемента. Средняя часть колеса соединяется также с тормозами и фланцами полуосей.
Материалом для изготовления ступицы являются различные виды металла. В передней и задней части середины колеса располагаются радиально-упорные части сборочного узла, которые имеют форму шара. Ступица выходит из строя очень редко.
При появлении сигнализирующих стуков возникает необходимость заменить ступичный подшипник. Иногда ступица не разбирается. В этом случае необходима замена всей детали. После заменены ступицы нужно проверить, как работают рычаги подвески.
Ремонт в помощь
Существенным резервом для автомобильной отрасли РФ и СНГ является реанимация и развитие способов и методов ремонта/восстановления подшипников, бывших в эксплуатации. Сотни тысяч мужчин поколения 40+ припомнят советы и приемчики «гаражных кулибиных» в 1970-1990-х. Сотрудники «Онлайн Патент» лично помнят не один случай ремонтных работ отцами и дедами своих любимцев — «Побед», «Жигулей», «Волг», «Москвичей», «Запорожцев».
Сегодня в рунете существует десятки сайтов с лайфхаками по ремонту подшипников для автомобилей. Поисковая машина «Яндекс» выдаёт 6 млн сообщений на запрос «подшипник качения ремонт». На аналогичный запрос «Яндекс. Патент» информирует о 1370 документах за период 1936-2022 гг. с пиком в 63 патента в 2016 году.
Например, в 2021 г. автор и патентообладатель Шаповал Александр Николаевич получил патент № «Способ ремонта узлов подвижных соединений, деталями которых являются подшипники и втулки для почвообрабатывающей и посевной техники» (изношенные детали узлов подвижных соединений заменяют на ремонтные детали из полимерных композитных материалов, компонентами которых являются полиамид 50-95% и углеродное волокно или графит в любой форме 5-50%).
Липецкий государственный технический университет усилиями 6 авторов получил патент № «Композиция для покрытия металлических изделий» (описан композит для покрытия металлических изделий в узлах машин, включающая лак Ф-40, представляющий собой раствор композиции каучука и модифицированной фенольной смолы в органическом растворителе и углеродные нанотрубки марки «Таунит-М»).
Пензенский государственный университет запатентовал «Способ контроля технического состояния механизмов» (использована оценка вибрационного состояния объекта контроля в условиях априорной неопределенности относительно предельно допускаемых значений параметров вибрации подшипников) №.
Из приведенных примеров видно, что в ремонте находят применение самые современные материалы — полимеры полиамидной группы типа кевлара, углеродные волокна и углеродные нанотрубки.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/onlinepatent
Вы также можете:
Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1