Регулировка колдуна ВАЗ 2114: тонкости процесса
Многие водители слышали о такой детали, как колдун, но при этом не знают, где он находится и за какие задачи отвечает. В сегодняшней статье мы рассмотрим — что же собой представляет колдун 2114 и как правильно выполнить его регулировку.
Что такое колдун на ВАЗ 2114
Как только что было сказано, в каждой машине есть такой немаловажный элемент, как колдун. Правильное же его название звучит как регулятор давления задних тормозов
Отвечает колдун ваз 2114 за сокращение тормозного пути и за отсутствие заносов при экстренном торможении, что крайне важно как для сохранности автомобиля, так и для безопасности его пассажиров
Выполнять регулировку этого элемента следует после любого вмешательства в авто, повлекшего за собой замену пружин или других элементов подвески (что, в свою очередь, могло привести к изменению дорожного просвета). В некоторых же случаях может потребоваться не только регулировка, но и полная замена колдуна на ваз 2114.
Определить, что эта деталь пришла в негодность, можно по трем признакам:
- Произошел износ манжетов, повлекший за собой утечку тормозной жидкости.
- В случае резкого торможения машину стало сильно заносить.
- Закис поршень устройства.
Первые два признака определить достаточно легко, а вот для выявления последнего стоит пригласить помощника и провести небольшой эксперимент. Один из его участников должен нажимать на педаль тормоза, а второй должен следить за штоком колдуна.
В случае, если он исправен, шток должен периодически выдвигаться (в момент нажатия) и надавливать на пружинную пластину, прижимая ее к рычагу привода. Если же такого происходить не будет, значит поршень приржавел и колдун придется заменить.
Как поменять колдун
Для того, чтобы заменить испорченный колдун, потребуется для начала приобрести новый. Одним из лучших в этом роде считается тормозной регулятор от . Кроме него потребуется также прикупить и канистру тормозной жидкости, поскольку в процессе ремонта может произойти ее значительная утечка из системы.
Для выполнения замены понадобится и соответствующий набор инструментов, в который входит:
- ключи «на 10» (крайне рекомендуется использовать специальные, предназначенные для выкручивания штуцеров тормозных трубок);
- ключи «на 13» (торцовый и накидной);
- отвертка с большим жалом или стальная лопаточка;
- щуп (подойдет также сверло или стальная пластинка толщиной 2 мм).
Сама замена и регулировка колдуна ваз 2114 должна осуществляться в следующем порядке:
Установить автомашину на эстакаду либо смотровую яму.
Очистить металлической щеткой штуцера трубок и остальные резьбовые соединения, после чего залить их керосином либо составом WD-40 и оставить так на некоторое время.
Подцепить отверткой либо лопаткой скобу-фиксатор рычага привода регулятора и снять ее.
Отсоединить и демонтировать рычаг колдуна.
Выкрутить штуцера при помощи специального ключа «на 10» и сразу заглушить их резиновыми заглушками (в случае, если стронуть штуцера с места не удалось, следует еще раз пролить резьбу «вэдэшкой» или керосином и подождать еще некоторое время, после чего повторить попытку).
Открутить от кузова две крепежных гайки колдуна при помощи ключа «на 13».
Снять колдун вместе с его кронштейном.
Отсоединить регулятор давления тормозов от кронштейна.
Закрепить на кронштейн новый колдун (затягивать болты до упора при этом не нужно).
Установить кронштейн с регулятором на прежнее место, подсоединить к нему трубки и закрутить штуцера.
Подсоединить к колдуну рычаг от задней балки и зафиксировать его при помощи скобы-фиксатора (важно проследить за тем, чтобы скоба надежно обхватила рычаг).
На этом установку колдуна можно считать завершенной, останется только выполнить прокачку тормозной системы.
Регулировка колдуна
После того, как регулятор заменен, осталось только разобраться с тем, как отрегулировать колдун на ваз 2114.
Делать это нужно следующим образом:
- Несколько раз качнуть автомобиль из стороны в сторону.
- Надавить отверткой на штифт колдуна с такой силой, чтобы зазор между ним и пружиной оказался равным 2 мм (проверить это можно при помощи щупа или, что удобнее, хвостовика сверла соответствующего диаметра).
- Закрутить первый регулировочный болт.
- Вновь проверить величину образовавшегося зазора.
- Если она осталась неизменной, то следует закрутить второй регулировочный болт.
На этом настройку колдуна также можно считать завершенной.
Устройство и принцип действия регулятора
Регулятор давления тормозов «ВАЗ» включен в контур привода, обеспечивающего срабатывание тормозных механизмов задней колесной пары. Его основной функциональной задачей является коррекция величины давления в контуре привода задних тормозных механизмов, в зависимости от позиции кузова автомобиля относительно заднего моста, или от нагрузки транспортного средства. Характер его работы сродни работе ограничительного клапана, поскольку он так же прерывает поступление тормозной жидкости к задним тормозным механизмам, минимизируя тем самым вероятность возникновения «юза» задней колесной пары.
Основными конструктивными элементами регулятора давления являются:
Торсионный рычаг (поз.1).
Регулятор монтируется при помощи кронштейна и посредством торсионного рычага и тяги соединяется с балкой заднего моста. Кроме того, во внутреннем пространстве корпуса регулятора имеются две полости, одна из которых (поз.А) соединена с главным тормозным цилиндром (далее по тексту ГТЦ), а другая (поз.Б) – с тормозными цилиндрами колес.
Нерабочее состояние регулятора предполагает следующие позиции основных элементов:
Торсионный рычаг и пружина (поз.9) оказывают давление на поршень (поз.10), который упирается в пробку (поз.6).
В этом случае образуются зазоры между полостями «А» и «Б», что позволяет уравнять величину давления в них и в гидравлическом приводе тормозов.
В процессе торможения под воздействием инерционных сил задняя часть транспортного средства подается вверх, что способствует уменьшению давления со стороны торсионного рычага на поршень. Вследствие большей площади верхнего торца поршня сила давления, воздействующая на него, превысит встречную силу давления, что приведет к опусканию поршня. В момент достижения поршнем нижнего положения и вхождения в уплотнитель, прерывается сообщение между полостями «А» и «Б», что инициирует возникновение разницы давлений в них. Давление в полости «Б» снизится на величину, определяющую равновесие поршня, то есть происходит регулировка величины тормозного момента в тормозных механизмах задней колесной пары.
Как регулировать
Существует несколько способов регулировки регулятора тормозных усилий. В зависимости от наличия определенных приспособлений и инструментов, автослесаря пользуются всеми ими.
Способ 1 – по «мурзилке»
- Вывешиваем заднюю ось автомобиля на домкрате
- Упираемся линейкой в горизонтальную площадку продольного лонжерона кузова (в районе крепления рычага управления регулятором тормозов к мосту, над ним)
- Опусканием или поднятием кузова автомобиля домкратом добиваемся расстояния 14,5 см от лонжерона до места фиксации торсиона (рычага) к кронштейну.
- Установив это расстояние, переходим на противоположную сторону, к месту, где крепится «колдун». Снимаем резиновый пыльник, фонариком светим в точку соприкосновения головки поршня с рычагом. Регулировочным болтом (верхним, он скользит в овальном отверстии кронштейна регулятора) поворачиваем корпус «шамана» до легкого касания поршня и торсиона.
- Затягиваем верхний регулировочный болт и нижний фиксирующий. Опускаем машину и проводим полевые испытания
Способ 2 – с использованием приспособы (артикул 67.7820-9518)
1. Поднимаем машину на домкрат, лезем в яму
2. Откручиваем болт крепления рычага регулятора от кронштейна заднего моста, вынимаем его из проушины
3. К торсиону прикручиваем специальную приспособу, уперев ее верхнюю часть в кузов (днище) авто. Чтобы она уперлась нужно поднимать или опускать машину на домкрате.
4. Если она уперлась в днище – это и есть заветные 145 мм, как написано в инструкции
5. Далее повторяем действия с корпусом «колдуна», как описано в способе 1
6. В конце регулировки не забываем прикрутить рычаг на место и выкинуть приспособу, чтобы не мешала ездить.
Способ 3 – необычный
Его нашел на просторах интернета, скажу честно – не пробовал, нет необходимых инструментов. Для его применения нужен лазерный уровнемер или нивелир. Устанавливаем его на полу гаража и повторяем все этапы, как описано в способе 2. Кроме использования «приспособы».
Выставляем 14,5 см от лонжерона до лазерного луча. Рычаг управления регулятором совмещаем с лучом и настраиваем положение корпуса регулятора болтом, как описано в двух первых способах. Все зажимаем, возвращаем на место, проводим проверку, о чем говорилось выше. Радуемся правильной работе.
Видео как регулировать колдуна на семерке третьим способом:
Если регулировка не помогла восстановить работоспособность регулятора тормозных усилий, тогда есть два варианта: поставить новый или выкинуть его, установив тройник вместо него. Рассмотрим каждый из них подробно.
Чем занимаются колдуны
Все колдуны и гадатели делятся на уличных, надомных, салонных и полуподпольных (не рекламирующих свою деятельность, а работающих только по рекомендации).
Уличная гадалка – их 1-2 % от общего числа – имеет в день от 3 до 12 клиентов, каждый из которых платит от 100 до 500 рублей за сеанс.
Человек, работающий на дому, может принять у себя ежедневно от 2 до 8 клиентов, такая же ситуация в салонах. Здесь цены колеблются от 2 000 до 15 000 тысяч рублей.
Список клиентов полуподпольных магов заполнен на несколько дней вперед. Ежедневно там принимают по 12 человек, цены также в пределах 4 000 — 15 000 тысяч рублей.
Таким образом, ежедневно только в Москве подвергаются обману около 27 тысяч человек, а в карманах у мошенников оказывается от 500 до 5 тысяч долларов за сеанс.
Более подробно мы поговорим на сегодняшнюю тему с нашим гостем имам-хатыбом Исторической мечети Москвы Руфатом-хазратом Ахметжановым.
Регулятор тормозных сил — описание и замена
Для чего нужен «Колдун»? Это довольно загадочная деталь и внятного ответа на данный вопрос никто не нашёл. Может быть, от этого и его прозвали в просторечье «колдуном», что работает он магическим образом. По своей сути, эта деталь выполняет схожую функцию с антиблокировочной системой, предотвращая блокировку колёс задней оси в момент экстренного торможения. Его работа напрямую зависит от положения заднего моста относительно кузова автомобиля: при резком торможении машина «клюёт» носом, и задняя часть кузова поднимается вверх, после чего начинается «колдовство» — регулятор тормозного усилия частично перекрывает поток жидкости, и задние колёса не блокируются.
Безусловно, в идеальной обстановке (сухой асфальт, прямая дорога, исправная тормозная система и ходовая часть) регулятор тормозных усилий отменно выполняет свою работу. Но такие условия встречаются далеко не всегда.
Описание устройства
Устройство и принцип действия этого элемента довольно просты. В момент, когда задняя часть кузова автомобиля поднимается, и расстояние между мостом и кузовом увеличивается, в действия приводится специальный рычаг, который связан в «колдуном». Этот рычаг опускает поршень, который перекрывает канал тормозной жидкости, соответственно давление на задние колодки уменьшается. Колёса не перестают вращаться и, соответственно не уходят в юз.
Сама задумка довольно хитрая, но, как часто происходит – на практике это вызывает сомнения. Ведь если при торможении педаль тормоза нажимается с большим усилием, то в юз переходят передние колёса и автомобиль всё равно начинает заносить. Довольно часто при наблюдении за случившимся дорожно-транспортным происшествием, можно заметить, что автомобили с «колдуном» развёрнуты задом наперёд. Не связано ли это с данной чудо-деталью, которая по своей сути должна предотвратить этот занос?
Признаки неисправности регулятора тормозных усилий
«Колдун», как элемент тормозной системы, имеет ряд признаков неисправности, проявляющих себя при экстренном торможении. Рассмотрим первые симптомы, позывающие к проверке регулятора:
- При резком торможении автомобиль уводит в сторону.
- Снижение эффективности торможения (по ощущениям).
- «Подпрыгивание» и дёргание автомобиля при торможении.
В таких случаях необходимо выполнить проверку не только «колдуна», но и других узлов тормозной системы и ходовой части. Но, поскольку речь идёт о регуляторе тормозных усилий на ВАЗ, мы будем рассматривать именно этот механизм
Установив автомобиль на подъёмник, обратите внимание на регулятор. Самым распространённым признаком его неисправности является наличие подтёков тормозной жидкости
При любой неисправности лучшим решением будет замена колдуна. Но, если вы всё же решились на ремонт регулятора тормозных усилий, то ниже мы подготовили краткую инструкцию по этому действию.
Ремонт колдуна
Для того чтобы отремонтировать регулятор тормозных усилий, необходимо выполнить ряд действий:
- Демонтаж. Снимаем весь узел, использую ключи на 10 и 13. Откручиваются тормозные трубки, сливается тормозная жидкость и в трубки устанавливаются заглушки. Далее снимается корпус «колдуна», который крепится к днищу двумя гайками.
- Диагностика и замена деталей «колдуна». Внимательно изучите поверхность «Колдуна». При необходимости замените неисправные детали (уплотнительные резинки), используя ремкомплект. Закисший поршень ремонту не подлежит и требует полной замены узла.
- Установка колдуна. Соберите и отрегулируйте деталь в обратной последовательности и прокачайте тормозную систему. Долейте тормозную жидкость.
Ремонт этого узла – довольно сомнительное решение. Поэтому настоятельно рекомендуем при любой неисправности выполнять такое действие, как замена регулятора тормозных усилий.
Регулировка тормозных усилий Лада Веста
Принцип работы системы, регулирующей и распределяющей давление тормозной жидкости на автомобилях Lada Vesta, в корне отличается от предыдущих моделей, и в нём нет никакого «колдовства». Регулятор давления тормозов Лада Веста напрямую связан с системой ABS и регулируется электронным методом в зависимости от скоростей каждого из колёс.
Блок управления ABS передаёт сигналы с датчиков скорости и анализирует обстановку. Система «понимает» любые заносы и позволяет распределять тормозное усилие с максимальной эффективностью. Давлением управляют клапаны гидравлического блока антиблокировочной системы, и нет никакой необходимости в использовании «колдовства». К тому же электроника сама определяет все неисправности и сообщает о них водителю с помощью специальной лампы на приборной панели.
olade.ru
Процесс замены
Перед началом работ необходимо запастись следующими инструментами:
- Шланг длиной 10-15 сантиметров и диаметром 6 мм;
- Ключи гаечные на 8 и 10;
- Бутылка пластиковая;
- Перчатки (рабочая одежда и защитные очки тоже не помешат);
- Гидравлическая жидкость (производителей ну очень много, у каждой свои особенности).
Собрав все инструменты можно приступать к работе. Процедура это не сложная и не требует никаких профессиональных навыков. Большинство автомобилистов выполняют замену своими руками.
В одиночку выполнять такую работу крайне сложно, поэтому рекомендую взять с собой друга, который несомненно поможет в процессе. Это сэкономит не только время, но и значительно упростит процедуру.
Меняем ДОТ – 4 в ВАЗ 2114 поэтапно:
Ставим машину на яму или автоэстакаду;
Снимаем крышку с тормозного бачка;
Отправляемся в яму. Тут нам нужен штуцер, располагающийся на заднем правом колесе;
Он закрыт колпачком, который мы и снимаем;
Берем бутылку и наливаем в неё немного ДОТ-4;
Надеваем шланг на штуцер и опускаем другим концом в бутылку (не забудьте опустить до дна);
Теперь необходимо что б кто-то нажал на педаль тормоза
Плавно 7-8 раз подряд, а последнее нажатие до упора и удерживать;
Откручиваем штуцер на пару оборотов;
Наблюдаем как выходит отработанный продукт;
Когда в бачке останется 1-1,5 сантиметра (важно не опоздать, иначе в систему попадет воздух) и закручиваем штуцер и отпускаем педаль;
Доливаем в бачок недостающий ДОТ-4 (до отметки Максимум);
Затем повторяем процедуры с штуцером и нажиманием педали до тех пор, пока в бутылку не потечет чистый ДОТ;
Закручиваем штуцер и приступаем к следующему колесу.
Есть определенный порядок, в котором нужно выполнять замену. После левого заднего колеса, нам нужно правое переднее, затем левое заднее и напоследок – переднее правое. Если начали все делать по инструкции, то именно в такой последовательности выполняется прогонка ДОТ.
Устройство отечественной системы торможения
Тормозная система на ВАЗ 2110 имеет основной элемент — это двухконтурный регулятор с обязательный вакуумный усилитель. Регулятор отвечает за давление в тормозах на задней оси, а если быть точнее, то создает это давление.
Обязательные тормозные шланги и основные элементы оснащают тормозной привод и разделяют его на два полноценных контура. Благодаря это торможение происходит и в передних и в задних колесах, что оптимально и безопасно.
В целом ни чего необычного в технической составляющей нет.
Расположение педали тормоза в ВАЗ 2110 классическое — в середине, как у большинства автомобилей с механической коробкой передач. Именно эта педаль и приводит в действие систему торможения. Кто-то может назвать ее априори тяжелой или тугой, но большинство водителей все устраивает и при каких-либо изменениях в выжиме начинают задумываться о том, не грозит ли ремонт тормозной системы на ВАЗ 2110.
Элементы гидропривода системы
Привод регулятора давления, который транспортирует тормозную жидкость к заднему механизму тормозной системы. Наличие тормозной жидкости является обязательной, как и во всех авто. Основной (главный) цилиндр с поршнями и бачком. Он оснащен достаточно точным датчиком, который показывает уровень тормозной жидкости
На него нужно обращать внимание, главным образом чтобы не допустить аварийного уровня, который может привести не только к поломке всей системы, но и к ДТП. Вакуумный усилитель, создающий давление, которое направляется в поршень главного цилиндра
Что как раз и создает торможение
Проблемы с вакуумным усилителем могут доставить не мало хлопот. Регулятор давление в тормозной системе, отвечающий за силу давления. Он может снижать и повышать показатель, ориентируясь на нагрузку задней оси «десятки». И правильном, не поломанном состоянии, нагрузки на оси должны быть одинаковыми, но без регулятора давления использование тормозной системы будет затруднительно. Механизм задних колес, в котором тормозная система барабанная по умолчанию с завода, у 2110 отсутствуют модификации с задними дисковыми тормозами. Бытует мнение, что барабаны не очень надежны, поэтому часть владельцев меняет задние тормоза на дисковые. Механизм передних колес состоит из колодок, диска и цилиндров. «Десятка» оснащена датчиком износа передних тормозов. Передние тормоза могут быть как вентилируемые, так и нет.
Роль регулятора давления в тормозной системе
В народе регулятор называют достаточно оригинально — колдун. Но все владельцы ВАЗ 2110 знают или считают нужным менять регулятор давления, следить за его техническим состоянием.
Схема регулятора давления тормозов Ваз 2110: 1 — корпус регулятора давления; 2 — поршень; 3-защитный колпачок; 4,8- стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — опорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 13 -кольцо уплотнительное седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — уплотнительная прокладка;16 — пробка;17-пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 -уплотнитель головки поршня; 23 -уплотнитель штока поршня;24 — заглушка; A, D — камеры, соединенные с главным цилиндром;В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н — зазоры.
Располагается сам регулятор на задней оси авто. У рычага регулятора подвижное положение, которое меняется пропорционально изменению нагрузки на пружину.
При обнаружении отклонений важно провести настройку регулятора давления тормозов. Если этого не сделать, то колеса могут быть заблокированы не своевременно, что может привести к ДТП, так как система будет работать со значительными отклонениями от нормы
Модернизация тормозной системы ВАЗ 2110
Большинство автолюбителей дают слабую оценку качеству тормозной системы ВАЗ и считают, что она нуждается в доработке. Специально для достижения должного уровня торможения и надежности владельцами проводятся технические изменения.
Самой популярной модернизацией считается замена барабанных задних тормозов на дисковые, качественные дисковые тормоза от иномарки я нашел здесь https://autorazbor.net/. При самостоятельной замене следует учитывать, что торможение задних колес должно проходить позже передних и более мягко, так как в противном случае автомобиль занесет. Без специальных знаний вносить изменения в тормозную систему не рекомендуется – это может быть опасно.
Другие владельцы полностью демонтируют заводской основной цилиндр и вакуумный усилитель. Хорошей заменой может стать система от Лада Приора. В данном случае педаль тормоза будет срабатывать без дополнительных усилий.
Замена регулятора давления тормозов
Замена колдуна на автомобилях ВАЗ-2110 и других ТС, оснащенных РДТ, производится на эстакаде. Необходим накидной ключ на 13, мощная отвертка и специальный ключ на 10, предназначенный для выкручивания тормозных трубок. Перед началом работы узел требуется очистить от грязи и ржавчины, облить WD-40 или другим проникающим составом, после чего подождать полчаса.
Статья в тему: Основные признаки неисправности датчика дроссельной заслонки
Работу начинают с откручивания болта крепления кронштейна к пружине. После демонтируются тормозные трубки, положение которых рекомендуется предварительно пометить.
Обязательно почитайте
Самостоятельная развальцовка трубок
Выкрутить штуцеры трубок можно и обычным ключом. Однако использование специального инструмента облегчает работу и снижает вероятность «слизывания» граней. После штуцеров выкручивают два болта крепления колдуна к кузову и снимают деталь.
Устанавливать новый колдун ВАЗ-2110 необходимо в строгой обратной последовательности. После его установки и перед тем, как отрегулировать РДТ, следует прокачать контуры задних тормозов. Далее производится вышеописанная процедура настройки колдуна.
Этапы работы с конфликтом
Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).
HR-специалисты из Великобритании проводили в ходе которого следующие проценты респондентов заявили, что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:
- 27%: личные нападки и оскорбления;
- 25%: отсутствие на работе и больничные;
- 18%: конфликт между отделами;
- 18%: издевательства;
- 18%: увольнение сотрудников;
- 16%: увольняют коллег;
- 13%: члены команды перемещаются между отделами;
- 9%: провал проектов.
Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.
Этап 1 – Прояснение ситуации
Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.
Этап 2 – Моделирование «идеального» будущего
На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник
Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению
Этап 3 – Переход к конструктиву
Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций.
Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу
Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.
Этап 4 – Поиск решения
На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность
В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех
Этап 5 – Фиксация примирения
Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены
Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.
Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING: