Как определить износ и поменять тормозные колодки своими руками

Меняешь колодки — проверь суппорт: рекомендации экспертов по обслуживанию тормозной системы

Процедура замены

Тормозные диски могут выйти из строя по нескольким причинам:

  • перегрев после сильных торможений на высокой скорости;
  • деформация при попадании на горячий диск воды, грязи и реагентов;
  • износ, вызванный некачественным материалом тормозных колодок.

Задние тормозные диски Мицубиси Лансер необходимо осматривать при каждой смене колодок. При обнаружении трещин, нарушений геометрии или утонении рабочей поверхности до 8,4 мм диски подлежат обязательной замене.

Ремонт выполняется следующим образом:

  • Автомобиль устанавливается на ровную поверхность и фиксируется противооткатными упорами;
  • Задняя часть машины поддомкрачивается, снимается заднее колесо;
  • Ключом на 14 откручиваются направляющие шпильки тормозного суппорта;
  • Суппорт отводится в сторону и закрепляется проволокой к подвеске машины;

Перед дальнейшими операциями необходимо снять резиновую заглушку и через специальное отверстие в диске выкрутить регулировочную шестеренку, чтобы свести колодки ручного тормоза. Когда тормозные колодки ослабнут, можно аккуратно обстучать задний тормозной диск по кругу и снять его со ступицы.

Пользуясь возможностью, стоит проверить состояние колодок и механизма стояночного тормоза, при необходимости провести очистку, смазку системы и заменить изношенные детали.

Сборка выполняется в следующей последовательности:

  • Новый тормозной диск одевается на ступицу;
  • Разводятся колодки стояночного тормоза;
  • Регулировочное отверстие закрывается резиновой заглушкой;
  • Суппорт с новыми тормозными колодками устанавливается на место и закрепляется винтами;
  • Прикручивается заднее колесо.

Затем вся процедура повторяется с другой стороны автомобиля.

Если попутно проводилась замена колодок ручника, необходимо отрегулировать натяжение тросов стояночного тормоза в центральном тоннеле салона.

Топ-5 производителей тормозных колодок

В связи с высоким спросом, вызванным необходимостью проведения регулярной замены тормозных колодок, на рынке существует множество предложений от различных производителей. Крупные магазины имеют широкий ассортимент моделей тормозных колодок, рассчитанных на любой бюджет. Чтобы упростить выбор качественных деталей, приведем список топовых компаний-производителей, которым доверяет множество экспертов и автолюбителей.

  1. Ferodo

В России востребованна продукция британского производителя Ferodo. Их тормозные колодки характеризуются высокой износостойкостью. Компанией был проведен ряд исследований, в результате которых удалось разработать фрикционный материал для накладки с уникальной структурой, позволяющей повысить срок службы детали в 1,5 раза

Важно, что стоимость расходника по-прежнему доступна для преобладающего числа автовладельцев. Компания заслужила доверие клиентов благодаря обязательному тестированию каждой партии продукции и проведению контрольных мероприятий.

Akebono

Японский производитель Akebono пользуется популярностью у автомобилистов вследствие высоких рабочих показателей любых моделей колодок. Для изготовления фрикционных накладок используются органические и композитные материалы. Продукция Akebono отличается высокой ценой, однако изделия данного бренда отличаются хорошим качеством, замена тормозных колодок требуется реже, что является большим преимуществом перед конкурентами.

В числе несомненных достоинств производителя:

  • широкая линейка ассортимента колодок, предназначенных для автомобилей более чем 50 марок;
  • все модели колодок «не пылят» и имеют защиту от перегрева.

Brembo

Специализацией итальянского производителя тормозных систем для автомобилей Brembo являются тормозные колодки и диски для промышленных и элитных спорткаров. Их ассортимент представлен большим многообразием моделей расходников – в настоящее время их количество превышает 1,5 тыс. изделий.

Производитель ориентируется на конкретный рыночный сегмент, изготавливая качественные тормозные колодки для спортивных автомобилей, водители которых предпочитают более агрессивный стиль вождения.

Nisshinbo

Японский производитель, который использует материалы британской компании Ferodo. Модели колодок данного бренда отличаются высокими тормозными характеристиками. Ключевым отличием от конкурентов является наличие целых линеек специальных колодок для городских и спортивных автомобилей.

Remsa

Бренд из Испании, которые уже 50 лет производит дисковые и барабанные тормозные колодки. С недавнего времени компания стала изготавливать накладку с тонким слоем силикона, что позволяет улучшить контакт диска или барабана с колодкой. В процессе производства компания не использует тяжелые металлы.

Как убрать ошибку после замены?

После замены задних колодок с электронным ручником, скорее всего у вас на панели приборов будет висеть ошибка. Например — на КИА, это «EPB» (Electronic Parking Brake – Электронный Парковочный Тормоз).

Зачастую эта ошибка может уйти сама (после того как вы сведете задние колодки кнопкой в салоне). Но может и висеть, ее нужно сбросить.

В принципе, для сброса подойдет программа Car Scanner, однако если вы использовали ее возможности более трех раз, скинуть ошибку она вам не даст. Нужно покупать PRO версию, однако она стоит 300 рублей (многие и такую сумму не готовы платить).

Поэтому можно использовать программу TORQUE, здесь даже бесплатная версия удалит ошибку.

Для тех, кто любит смотреть, а не читать выкладываю подробное видео по теме

Думаю, кому-то помог, пишите свои комментарии – искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

Ремонт тормозных колодок

Главная функция колодок — при соприкосновении с барабанами и дисками обеспечить хорошее трение, приводящее к замедлению хода, а затем и полному стопу. Само собой, этот элемент испытывает серьезные внешние нагрузки, следствием чего оказывается:

  • Износ рабочих поверхностей таковых колодок.
  • Деформирование элемента, что ухудшает качество контакта с дисками тормозов.
  • Прикипание колодочных накладок к тормозному диску.

Проблемы с колодками приводят к увеличению времени торможения и снижению его эффективности. Ремонт данного элемента оправдан, когда ухудшение работы связано с обширным его замасливанием, загрязнением или выходом из строя накладок. В среднем, замена или ремонт колодок показаны через каждые 25 000 км пробега.

Не менее важна самостоятельная диагностика колодок тормозов

О том, что они находятся в неважном состоянии, можно судить по признакам:

  • торможение стало сопровождаться визгами, скрипами, скрежетами;
  • тормозной интервал заметно увеличился;
  • на дисках виднеется пыль из железной стружки.

Для проведения восстановительных ремонт мастер первым делом снимает колодки. Для передней части:

  1. Демонтирует колесо.
  2. Отгибает край пластинки.
  3. Откручивает болты.
  4. Достает стопор-пластину.
  5. Поднимает скобу — и вынимает колодки.

Для задней части:

  1. Снимает колесо.
  2. Откручивает штифты-направляющие.
  3. Вынимает барабан.
  4. Снимает пружины — направляющие и стяжные.
  5. Снимает рычаг привода — и вынимает колодки.

Само восстановление включает в себя:

  • Удаление грязи и ржавчины.
  • Промывку, просушку загрязненных и замасленных зон.
  • Смену поврежденных накладок.
  • При необходимости — регулировку колодок.

Установка восстановленных элементов — по той же схеме, но в обратном порядке. В заключение специалист тестирует педальные узлы, регулирует стояночные тормоза, проверяет работу всей системы.

ремонт тормозных колодок

Эксплуатационная регулировка тормозов

При эксплуатационной регулировке тормозов необходимо:

  1. поднять домкратом переднее колесо и, вращая его вперед, повертывать передний эксцентрик (также вперед) до начала торможения, а затем эксцентрик повернуть в обратную сторону до свободного вращения колеса;
  2. отрегулировать заднюю колодку поворотом второго эксцентрика назад, вращая при этом колесо также назад;
  3. отрегулировать в такой же последовательности колодкой остальных колес;
  4. опробовать действие тормозов на ходу (полное торможение должно наступать при нажатии на педаль на 1/2 ее хода).

Если были заменены накладки тормозных колодок или отремонтирован тормозной барабан, то производят полную регулировку тормозов, причем выполняют следующие операции:

  1. Регулируют колодки эксцентриками, как это было указано выше;
  2. Ослабляют контргайки опорных пальцев нижних концов колодок, нажимают на тормозную педаль с силой 12—15 кг и ключами повертывают опорные пальцы 8 навстречу один другому, прижимая до отказа колодки к барабану. В этом положении завинчивают контргайки опорных пальцев, отпускают педаль и проверяют легкость вращения колеса. Если тормозной барабан притормаживается, то опорные пальцы немного повертывают в обратные стороны и закрепляют их контргайками.
  3. Производят окончательную регулировку колодок эксцентриками и проверяют действие тормозов.

Действие тормозов можно проверить на специальной установке ГАРО, состоящей из двух или четырех (для одновременной проверки четырех колес) станков. Каждый станок имеет два рифленых вала с зубчатыми колесами, соединенными пепью, и динамометр. Валы приводятся во вращение от электродвигателя через червячную передачу и систему шестерен.

При проверке автомобиль устанавливают колесами на станок так, чтобы колеса стояли между рифлеными валами. После установки автомобиль закрепляют цепью, чтобы предупредить его смещение, и включают электродвигатели всех станков, а колеса затормаживают. При этом динамометры показывают усилия в килограммах, развиваемые электродвигателями.

Сравнивая показания динамометров с данными завода, производят регулировку соответствующих колес для получения нормальных тормозных усилий.

Универсальная смазка

Если нет возможности применить специализированную пасту для каждого тормозного механизма, подойдет универсальная смазка, к выбору которой стоит подойти максимально ответственно. Причем цена определяющего значения не имеет. В общей стоимости ремонта составляющая смазки практически незаметна, учитывая, что сервисные станции подчас имеют возможность покупать даже оригинальные смазки дешевле всевозможных аналогов.

Заводские и рекомендованные автопроизводителями смазки часто являются компромиссным выбором между ценой и качеством. Один из главных недостатков — терморежим. Часто производители не учитывают необходимость работы в экстремальных или высокотемпературных условиях, рассчитывая на спокойную европейскую манеру вождения, и в результате смазка расслаивается и теряет свои свойства.

Специалисты Volk Brake Performance используют универсальную силиконовую смазку МС 1600 производителя ВМПАВТО.

«За время нашей работы мы испробовали и протестировали очень большое число вариантов смазки, большая часть которых была отфильтрована. В этот список попали в том числе и оригинальные смазки, рекомендованные автопроизводителями», — рассказывает руководитель Volk Brake Performance.

Главное достижение смазки ВМПАВТО — противостояние повышенным температурным режимам и химическая нейтральность к резиновым изделиям, а также нерастворимость в тормозной жидкости.

МС 1600 — универсальная силиконовая смазка, особенность которой в том, что ее можно использовать во многих механизмах, но при одном условии: механизм должен быть тщательно очищен от грязи, пыли, ржавчины, остатков старой смазки и любых посторонних вкраплений, иначе они будут приводить к абразивном эффекту или вступать в реакцию. Кроме того, должны идеально подходить все компоненты суппорта, чтобы не было непредвиденных зазоров.

Лишняя смазка отрицательно влияет на работоспособность тормозного механизма, так что наносить ее тоже нужно уметь: по всей поверхности, но тонким слоем. Избыток смазки на направляющих уходит в поршневую группу суппорта и будет находиться там во взвешенном состоянии, с большой вероятностью захватив с собой часть пыли и примесей

При наличии каких-либо посторонних примесей смазка МС 1600 подвержена риску коксования. При работе с ней необходимо быть уверенным в компетентности и ответственности сотрудников автосервиса, которые занимаются обслуживанием тормозной системы.

Кроме того, автолюбители нередко пытаются самостоятельно перебрать суппорт, например на даче или в гараже — то есть в условиях, где невозможно очистить суппорт так, как полагается. Оставшаяся старая смазка может вступить в реакцию с МС 1600, в результате чего состав загустеет и механизм суппорта начнет туго ходить.

Разборка тормозных механизмов

Стандартный алгоритм разборки тормозного механизма можно представить таким образом:

Авто ставят на опоры и убирают с него колеса. Снимают машину со стояночных тормозов, после чего отсоединяют их шланг от суппорта. Убирают колодки. Снимают шланг с цилиндра. Убирают суппорт с ТС. Прочищают и суппорт, и другие детали от загрязнений. Работают с канавкой цилиндра на суппорте — аккуратно снимают с нее край пыльника, стараясь не задеть поршень. Действуют небольшой отверткой. Ключом 3131 выворачивают поршень из цилиндра — строго против часового хода. Как только он начнет легко вращаться вокруг оси, снимают его рукой

Извлекают уплотнитель из цилиндровой канавки — очень осторожно, чтобы не поцарапать зеркало. Убирают направители-пальцы и защитные резиновые чехлы

Соответственно, сборку производят в точности наоборот, от 10-го пункта — к 1-му.

разборка тормозных систем автомобиля

Замена передних колодок (дисковые тормоза)


При торможении диски с колодками могут нагреваться до температуры свыше 300 градусов. Чтобы не получить ожоги, нужно убедиться что тормозной механизм успел остыть.

Работа выполняется в два этапа: демонтаж старых колодок и установка новых.

В зависимости от конструкции механизма, замену старых деталей можно выполнить без снятия суппорта или только после его демонтажа.

Независимо от этого, первое, что нужно сделать — снять колесо и демонтировать прижимные пластинки, которые предотвращают вибрацию колодок.

Если демонтаж суппорта не требуется, колодки снимаются следующим образом:

  1. Расшплинтовать и извлечь направляющие.
  2. Развести колодки, утопив тормозные цилиндры струбциной или мощной отверткой.
  3. Извлечь старые детали.

Если колодки невозможно снять без демонтажа суппорта, придется приложить чуть больше труда:

  1. Открутить болты, которые удерживают суппорты.
  2. Аккуратно извлечь болты.
  3. Поднять суппорт над тормозным диском.
  4. Вывесить детали на рычаге или пружине при помощи веревки или проволоки.

Проследите, чтобы тормозной шланг не перекрутился и убедитесь что ему не грозит повреждение инструментом или колодками. Суппорт не должен висеть на шланге.

Открутить болты или извлечь с посадочных мест шпильки, фиксирующие колодки.
Проверить состояние креплений и при необходимости заменить их новыми.
Достать тормозные колодки.

Из-за большой толщины накладок новые детали не удастся сразу установить на посадочное место. Для этого нужно полностью вдавить поршни тормозного механизма в цилиндры. Для этого их придется сдавить струбциной. При ее отсутствии можно попробовать обойтись монтировкой или мощной отверткой.

При вдавливании поршня тормозная жидкость перетекает по трубкам в бачок. При этом он может переполниться. Нужно следить, чтобы жидкость не попала на краску в подкапотном пространстве.

Далее остается лишь поставить новые колодки на место. Установка производится в порядке, обратном снятию

Важно не забыть зашплинтовать шпильки и правильно вставить пластины, предотвращающие вибрацию колодок

Момент затяжки болтов, удерживающих тормозные суппорты, нужно узнать из инструкции по эксплуатации машины.

Конструкция и принцип работы тормозных механизмов

Эти механизмы устанавливаются на ступицах колес и являются промежуточным звеном между ступицей и колесом, за счет чего и осуществляется возможность замедления вращения колеса.

Зачастую дисковые механизмы устанавливаются на передней оси, а барабанные, поскольку они еще используются и как стояночный тормоз – на задней. Хотя есть и много авто, у которых дисковые тормоза стоят на обеих осях.

Принцип функционирования барабанного механизма таков: барабан с закрепленным на нем колесом свободно вращается вокруг оси ступицы, тормозные колодки, находящиеся внутри барабана находятся в сжатом состоянии. Сжатие колодок обеспечивается двумя пружинами. Нижняя часть колодок устанавливается в установочные пазы ступицы, а верхняя часть – в пазы поршней рабочего тормозного цилиндра.

При воздействии на педаль жидкость под действием усилия давит на поршни, они начинают выходить из цилиндра, толкая колодки и преодолевая усилие стяжных пружин. Колодки разжимаются и соприкасаются с барабаном. Трение, возникающее между ними, замедляет вращение барабана, а вместе с ним и колеса. Чем больше усилие передает жидкость, тем больше колодки будут прижиматься к барабану, и торможение будет происходить интенсивнее.

Снятие суппорта у дисковых тормозов при замене колодок

У дисковых механизмов конструкция и принцип работы несколько иной. Тормозные колодки устанавливаются в суппорте, которые имеет П-образную форму. Сам суппорт может продольно перемещаться на своих крепежных болтах. С одной стороны, обычно внутренней, в суппорт установлен тормозной поршень, а сам суппорт играет роль рабочего цилиндра. Поршень упирается в одну из колодок.

Работает механизм так: диск, помещенный между колодками, если не производится торможение, свободно вращается. При передаче усилия поршень выходит из цилиндра и начинает прижимать колодку к диску. Усилие, создаваемое жидкостью на поршень суппорта, не только прижимает одну колодку, оно еще и заставляет переместиться сам суппорт вдоль оси, и колодка, находящаяся с другой стороны диска, тоже начинает прижиматься к нему. Так обеспечивается двухстороннее воздействие колодок на диск.

Сar Scanner: или развести колодки правильно

Как вы, наверное догадались, мы будет использовать программу Car Scanner. По сути, мы делаем то, что делает дилер, только в разы дешевле. Если вообще не бесплатно (про это чуть ниже).

Нам нужно взять ELM327 адаптер, про него подробно здесь. Включаем его в OBD2 разъем автомобиля, настраиваем связь (обычно делается через Bluetooth). Самое главное чтобы Car Scanner установил связь с ЭБУ автомобиля.

При первом включении программы, она вам предложит добавить свой автомобиль, есть практически все марки и модели. Так что с эти проблем быть не должно.

Далее в меню, выбираете – «Кодирование и Сервис»

Следующий пункт – «Тормозная система»

«Electric parking Brake Service (Kia Optima JF)» — если у вас другая модель авто, выбирайте именно ее.

«Start Open right» — этой командой, вы открываете электронный ручник с правой стороны. Далее вам нужно сделать аналогичное, только с левой стороны (Start Open left).

Процедура выполняется при включенном зажигании. То есть развели правую и левую стороны, выключили зажигание и далее спокойно работаете.

Как поменять тормозной цилиндр (поршень) на дисковых тормозах

Если в процессе замены тормозных колодок были обнаружены потеки тормозной жидкости вокруг цилиндра или разрывы резинового пыльника, то обязательно меняем пыльник и резиновое уплотнительное кольцо, которое сидит в канавке внутри суппорта.

Прежде чем выполнять данную операцию нужно обязательно запастись всеми необходимыми резиновыми деталями. В продаже можно найти специальные ремкомплекты для тормозной системы. Также понадобится тормозная жидкость.

Чтобы вытащить поршень из суппорта, нужно просто надавить на педаль тормоза несколько раз, в результате он выйдет полностью. Перед выполнением этой операции желательно долить до краев тормозную жидкость в бачок. Это необходимо сделать, чтобы в тормозную систему не попал воздух, иначе придется ее всю прокачивать. Операцию по извлечению тормозного цилиндра лучше выполнять с помощником. Один давит на педаль, а второй смотрит за выходом поршня и говорит, когда необходимо остановиться. Но при необходимости все это можно сделать одному, только придется после каждого нажатия на педаль идти и смотреть выпал цилиндр из своего гнезда или нет.

Вынули тормозной цилиндр

 Когда цилиндр выйдет из своего гнезда, выльется небольшое количество тормозной жидкости, соответственно в бачке уровень жидкости просядет, придется опять долить его до краев. Пережимать тормозной шланг чем-либо не рекомендуется во избежание его повреждения и растрескивания.

Так как по факту внутри суппорта останется открытым отверстие для подачи тормозной жидкости, то она будет все время подкапывать. Это не критично, главное следить за ее уровнем в бачке. Если бачок с тормозной жидкостью опустеет, то придется прокачивать всю систему.

Вынимаем пыльник и уплотнительное резиновое кольцо.

На фото хорошо видно поврежденный пыльник тормозного цилиндра.
Вытаскиваем резиновое уплотнительное кольцо.

Хорошо очищаем все канавки, где стоят резиновые кольца и пыльник. Суппорт внутри протираем чистой тряпкой.

Устанавливаем новое резиновое кольцо внутрь суппорта, это сделать довольно легко.

После установки смачиваем его тормозной жидкостью, чтобы наш цилиндр хорошо скользил по этому кольцу.

Теперь одеваем новый пыльник на цилиндр. Одевать пыльник нужно со стороны канавки на цилиндре. Так он станет в нужное нам положение.

Стаскиваем пыльник через канавку на другую сторону тормозного цилиндра, на его самый край. Должно получиться как на фото. Цилиндр не стоит смазывать тормозной жидкостью так как он станет скользким, и пыльник будет соскакивать с него.

На фото видно тормозной цилиндр, подготовленный к установке.

Перед установкой тормозного цилиндра на место необходимо выкрутить тавотницу из суппорта, через которую осуществляется прокачка тормозной жидкости. Это необходимо сделать, чтобы воздуху было куда выходить иначе цилиндр не получится установить на место.

Теперь засовываем кромку пыльника в канавку на суппорте. Это довольно сложно, но возможно

Можно помогать себе неострой плоской отверткой, только это нужно делать осторожно, чтобы не повредить краем отвёртки пыльник

Вставляем кромку пыльника одной стороной в канавку суппорта.
Теперь пробуем вставить другую сторону пыльника. Помогаем себе плоской не острой отверткой.
Вставили пыльник.
Вдавливаем цилиндр внутрь.
Вдавливаем цилиндр практически полностью, при этом край резинового пыльника должен зайти в канавку на поршне.

После установки цилиндра внутри тормозного суппорта образуется воздушная пробка, ее обязательно необходимо выгнать. Поэтому закручиваем тавотницу на место, одеваем на нее трубочку от медицинской капельницы и прокачиваем тормоза. Конец трубочки опускаем в любую небольшую ёмкость. Во время прокачки следим за уровнем тормозной жидкости в бачке и при необходимости подливаем ее и таким образом не даем воздуху попасть в тормозную систему. Педаль тормоза нажимаем до тех пор, пока трубочка не заполниться тормозной жидкостью без пузырей. Перекрываем тавотницу и снимаем трубочку.

Теперь нужно проверить качество произведенных работ.

 Для этого нажимаем на тормоз и проверяем как выходит поршень, если потеков тормозной жидкости вокруг поршня нет, то значит все резинки стали на свои места. Если же появились потеки жидкости или пыльник начал вылазить, то придётся все переделывать. Здесь главное не переусердствовать и не выдавит поршень совсем из своего места.

Разборка тормозного механизма заднего колеса: пошаговый алгоритм действий

Мы проводили разборку задних тормозных механизмов на автомобиле ВАЗ 2110:

1. Коробка передач ставится в положение 1-ой передачи. Под передние колеса укладывается любой упорный материал, для предотвращения скатывания автомобиля.

2

Необходимо обратить внимание на ручник, автомобиль должен быть снят с него

3. Задние колеса снимаются, после чего производится очистка тормозов и сопутствующих деталей от загрязнений.

4. Также, существенное значение имеет количество тормозной жидкости, в случае если уровень наполнения максимальный, нужно выкачать жидкость оставив в бачке не больше половины.

6. При помощи плоскогубцев, аккуратно освобождаем стяжную пружину вверху.

7. После этого, точно также снимается нижняя пружина.

8. Когда верхняя и нижняя пружины извлечены, принимаетесь за направляющую пружину и только после этого, можно снять непосредственно колодку.

9. Демонтируем рабочую планку (разжимную).

10. После снятия с задней колодки направляющей пружины, демонтируется и сама задняя колодка, путем извлечения рычага от наконечника троса ручника.

11. Далее с пальца приводного рычага задней колодки, необходимо извлечь шплинт и освободить опорную шайбу.

12. Аккуратно без применения большой силы, нужно поднажать на палец и открепить приводной рычаг, после чего извлечь и сам палец.

13. Сборка и монтаж колодок происходит в обратном порядке. Верхние концы колодок нужно завести в пазы поршня.

14. С целью перемещения поршней к центру цилиндра необходимо свести колодки монтировками. Тормозной барабан собирается и устанавливается тоже в обратном порядке. После полной сборки тормозного механизма и монтаже передних колес, необходимо несколько раз по нажимать на тормозную педаль, в результате чего колодки поведутся к барабану.

Видео — замена задних тормозных колодок и тормозного барабана на автомобиле Лада Калина:

Диагностика и ремонт тормозной системы автомобиля

Тормозная система — настолько важная составляющая автомобиля, что при неисправности эксплуатация ТС становится опасной. Поэтому каждому автолюбителю важны знания, по каким «симптомам» можно определить неисправности тормозов, после делать ремонт тормозной системы автомобиля, с предварительной диагностикой.

Регулировка тормозов автомобиля

Тормозной системе может потребовать эксплуатационное регулирование. Для этого:

  1. Поднимают либо ось, либо колесо машины.
  2. Вращают квадраты тормозных рычагов в правую сторону до тех пор, пока колесо не начнет легонько притормаживать.
  3. Затем же поворачивают квадрат обратно.
  4. Устанавливают зазор в 0,3-0,4 мм между барабаном и колодочной накладкой. Чтобы не ошибиться, зазор измеряют специальным щупом, пропустив его в средней зоне накладки — через «окно» в барабане.
  5. Отрегулировав все колеса авто, испытывают систему или на станке, или на ходу.

После того, как проведут ремонт барабана, замену колодок и переклепывание накладок, обращаются к комплексной регулировке при помощи опорных эксцентричных пальцев. Придерживаются алгоритма:

  1. Регулировка колодок квадратом тормозных рычагов по инструкции, приведенной выше.
  2. Высвобождение гаек пальцев-опор, после чего поворачивают их друг к другу, тем самым прижав колодки к барабану до отказа. Именно в этом положении и закручивают гайки пальцев.
  3. Добиваются нормального зазора между барабаном и накладками.
  4. В завершение регулировочной процедуры — тестируют, насколько легко вращается колесо.

Ремонт тормозных колодок

Дефектами тормозных колодок являются:

  1. замасливание накладок;
  2. износ накладок;
  3. погнутость и износ концов колодок.

Замасливание накладок устраняют вываркой колодок в содовом растворе или промывкой в бензине. После промывки накладки просушивают и зачищают рашпилем. Одновременно изношенные сальники ступицы заменяют новыми.

Для замены изношенной накладки, укрепленной на заклепках, производят следующие операции:

  1. Удаляют старые заклепки, высверливая их на станке со стороны колодки или выдавливая под прессом, и снимают накладку (срубать заклепки зубилом не рекомендуется во избежание нарушения формы колодки и отверстий от ударов молотком).
  2. Очищают колодку от загрязнений и ржавчины, проверяют ее форму по шаблону и при необходимости исправляют ударами молотка или под прессом в холодном состоянии.
  3. Проверяют состояние отверстий путем установки в них заклепок, которые должны входить в отверстия плотно. При наличии эллипсности отверстий их развертывают под больший диаметр заклепок или заваривают и затем просверливают новые.
  4. Заваривают изношенные концы колодок и обрабатывают напильником по шаблону
  5. Накладывают на подготовленную таким образом колодку кусок ленты феродо или пластмассы определенной длины и прижимают к колодке специальной струбцинкой из стальной ленты.
  6. Просверливают в накладке со стороны колодки отверстия под заклепки, а со стороны накладки отверстия раззенковывают на глубину 3—4 мм.
  7. Вставляют заклепки (алюминиевые, латунные или медные) и на оправке, зажатой в тисках, расклепывают заклепки со стороны колодки. Головка заклепки в накладке должна утопать не менее чем на 0,5 мм.
  8. Стачивают концы накладки на конус и зачищают поверхность накладки наждачным камнем или рашпилем.

Накладку можно также подготовить и приклепать на специальном станке. На этом станке, кроме того, высверливают и раззенковывают отверстия в накладке, расклепывают заклепки и зачищают накладки после приклепки.

Заклепки расклепывают бойком, который получает движение от педали через систему рычагов. При этом колодку устанавливают заклепкой на упор.

После замены накладок колодки монтируют на защитном диске и подгоняют к тормозному барабану специальным приспособлением или вручную.

При ручной подгонке на внутреннюю поверхность тормозного барабана наносят тонкий слой краски, барабан надевают на колодки и повертывают его. После этого окрашенные — места прилегания снимают рашпилем до полного прилегания колодок к барабану.

Замена тормозного диска

Если тормозные диски имеет глубокую канавку на своей рабочей поверхности значит их необходимо менять. Также если при торможении автомобиля чувствуется биение и рывки, то значит диски повело и их то тоже нужно менять.

Диски в основном теряют свою плоскую геометрию, когда они сильно нагреты от торможения и затем происходит их резкое охлаждение при заезде автомобиля в лужу. Этот дефект, конечно, можно устранить путем их проточки на токарном станке, но так как при этом уменьшиться толщина деталей, то следующая потеря их геометрии это только вопрос времени. В общем их лучше заменить на новые.

Так как выше по тексту есть информация как снять суппорт и обслужить его, то, чтобы не дублировать информацию, замена тормозного диска будет описана с этапа снятия скобы.

Чтобы снять тормозной диск, необходимо сначала снять скобу, на которой устанавливаются колодки. Она в основном крепится на двух болтах с внутренний стороны, со стороны двигателя. Ее удобно откручивать если выкрутить руль до предела в право или влево.

На фото тормозной диск и скоба.
Откручиваем скобу.
Снятая скоба.

Чтобы снять тормозной диск нужно отвернуть два винта. Если они были сильно затянуты и прикипели, то их шлицы могут срываться при откручивании, поэтому перед их откручиванием рекомендуется нанести по ним удары с помощью отвертки. Ставите отвертку и бьете по ней молотком. После такой операции винты, как правило легко откручиваются, но следует сказать, что отвертка должна быть специальная предназначенная для таких ударов, внутри такой отвёртки должен находиться стальной сердечник.

Если тормозной диск прикипел к ступице и не снимается, то стучим не слишком сильно по нем молотком, диск должен отойти. Кстати, чтобы диск не прокручивался, можно включить первую передачу, таким образом коробка заблокирует колесо.

Пример изношенного тормозного диска. Такой дефект получился из-за заклинившего суппорта. Видно, что диск работал не всей своей поверхностью.

Сборка, по сути, это обратный процесс. Ставим на свое место новые тормозные диски и прижимаем их двумя винтами. Не следует затягивать винты слишком сильно. Их задача только слегка зафиксировать диск на месте.  Само колесо подожмет диск к ступице, когда будет установлено на место. Эти винты, даже слабо закрученные никуда не денутся, так как сверху их подожмет колесо.

Новые тормозные диски практически всегда покрыты тонким слоем консервационной смазки, поэтому обязательно стираем ее ветошью.

Устанавливаем скобу на место и затягиваем ее крепёжные болты. Их нужно затянуть хорошо, так как, по сути, именно эти болты несут всю нагрузку при торможении, и их откручивание может привести к очень плохим последствиям.

Далее ставим колодки по методике, описанной выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: