Мнения пользователей
Узнать о преимуществах и недостатках газификации ТС лучше из первых рук. Для этого зайдите на тематические интернет-форумы, где автовладельцы обмениваются своими впечатлениями.
На портале forums.drom.ru Олег из Санкт-Петербурга поделился, что пробег его машины ‒ 46 000 км, и всё время она эксплуатируется на газе. А тех, кто раздумывает, он призывает не сомневаться и ставить ГБО.
Автовладелец Феликс из г. Твери на той же интернет-площадке написал, что эксплуатирует Шевроле Лачетти и накатал 120 000 км. Особых проблем нет. Единственное замечание к мастерской по установке. Наладчики использовали некачественные шланги на подогрев редуктора, их вскоре пришлось самому заменить. После 2014 г. экономия стала существенной.
Владелец Subaru Impreza 1,8 4wd 1999 г/в (ГБO 4 поколения OMVL) из Барнаула написал на портале forum.auto.ru, что с 2006 года пробег машины ‒ более 120 000 км, из них 99% на газе
При эксплуатации рекомендует обратить внимание на качество свечей, проводов и настройку зажигания. У его жены старый Pulsar на системе 3 поколения LOVATO и «тоже ездит!»
Отрицательных и разгромных отзывов нет. Истории о прогоревших поршнях и клапанах не имеют основания, так как при установке ГБО следует правильно настраивать зажигание. При эксплуатации зимой до t° -30 ничего не «прихватывает».
Полезная информация от мастера по установке топливных газовых систем в видео: «Какое ГБО лучше поставить на автомобиль – советы мастера!» (2017 г.):
Вреден ли газ для двигателя
Хотя эта техника используется уже довольно давно, споры среди автовладельцев по поводу, что лучше — газ или бензин для двигателя, не утихают. Все приводят свои доводы в пользу своей точки зрения, и некоторые вполне обоснованы. Но в целом у газа больше достоинств, чем недостатков.
При правильно установленном и настроенном оборудовании ресурс двигателя не уменьшается – это проверенный факт. 300 тысяч километров пробега он выдерживает без особых проблем. Конечно, нужно учитывать, что через каждые 15-20 тысяч километров надо проводить обслуживание и при необходимости проводить регулировку, а также чистить форсунки.
Но противники такого топлива приводят свои доводы о том, как негативно влияет газ на бензиновый двигатель. Дело в том, что у бензина меньше температура сгорания, и её повышение плохо сказывается на разных деталях – быстрее прогорают клапаны, изнашиваются поршневые кольца и форсунки и т.д. На самом деле эти проблемы бывают, но лишь при неправильной регулировке. Например, тепловой зазор клапанов при переходе на газовое оборудование нужно сразу увеличивать на 0.05 мм, так как работать они будут при большей температуре – примерно на 40 градусов.
При грамотно настроенной системе и правильно выполненных регулировках ничего не прогорает и не изнашивается раньше времени. Даже наоборот – ресурс повышается, благодаря именно тому, что используется изначально чистый горючий газ, а не жидкое топливо со сложным составом, множеством примесей и присадок.
Основной недостаток ГБО – падение тяги автомобиля. Да, мощность падает примерно на 20%. Однако это нисколько не мешает маневрировать в городском потоке и не ухудшает управляемость. Этот недостаток заметно проявляется при езде «акселератор в пол», но в обычном режиме не актуален.
Теория потребления газа
Если не вдаваться в физику, а взять понятные для простого обывателя цифры, получим, что средний расход газа на ГБО будет на 10-20% больше, нежели потребление бензина. Обратимся к цифрам, взяв среднестатистический седан. Представим, что расход бензина у седана составляет около 8 литров на 100 км пути по городу. Это значит, что среднее потребление газа будет составлять около 9-10 литров в городском цикле.
Но такие расчеты справедливы, в большинстве случаев, для лета. Не стоит забывать о том, что в зимний период продавцы изменяют качественный состав газовой смеси. Пропанобутановая смесь состоит, соответственно, из пропана и бутана. Последний на 10-15% энергоэффективнее пропана, а его доля в газовой смеси летом составляет около 45%. Переходя на «зимнюю смесь» доля пропана увеличивается до 75%, а энергоэффективность смеси снижается. Разумеется, такая смена компонентов смеси не может не отразиться и на расходе автомобиля. Существуют общепринятые нормы расхода пропанобутановой смеси, которые составляют.
- 1,19 литров летней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина;
- 1,25 литров зимней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина.
Сколько стоит на заправках
Пропан – сжиженный углеводородный газ (СУГ) без цвета и запаха, продукт переработки нефти. В автомобилях используется в жидком состоянии в металлических баллонах. Рабочее давление ‒ 4-8-16 атмосфер, в зависимости от сезона: летом больше, зимой меньше. Имеет формулу C₃H₈, а топливная система для транспорта маркируется LPG (Liquified Petroleum Gas).
Пропан получают путём технологической переработки на нефтегазовых предприятиях. Поэтому его стоимость выше, чем у природного ‒ метана. Цена технических газов зависит от многочисленных факторов: налогообложение, спрос, условия и сложность переработки. Например, 1 января 2019 года правительство РФ подняло НДС с 18 до 20%. Этот фактор неуклонно отразился на цене топлива в сторону удорожания.
Фото: lpgas.today
Справочно! Многие иностранные государства начинают отказываться от эксплуатации транспорта на сжиженном пропане (LPG), отдавая предпочтение более экологичному и дешёвому метану (CNG).
Таблица 1. Сравнительная стоимость топлива в Москве (01.09.2019)
Вид топлива | Объём | RUB |
Аи-92 | 1 л | 41,79 |
АИ-95 | 1 л | 45,89 |
АИ-98 | 1 л | 50,99 |
Дизель | 1 л | 45,69 |
Пропан LPG | 1 л | 21,29 |
EcoGas CNG | 1 м³ | 17,30 |
Для аналогии использовался перечень цен сети АЗС «Нефтьмагистраль» и АГНКС-7 «Газпром». Заправиться СУГ в Мурманске возможно по 24 руб./л, в Краснодаре ‒ за 21,6 руб./ л., а в Новосибирске ‒ 20 руб./л. Практически в каждом регионе есть полугосударственные и частные АГЗС, которых по стране насчитывается около 2 000. Развита сеть стационарных АЗС с газовыми колонками LPG, и работают передвижные заправочные пункты.
Коммерческий транспорт и государственная поддержка
Государство заинтересовано в развитии рынка газомоторной техники – это не только попытка снизить выбросы вредных веществ в атмосферу (что важно городам), но и способ нарастить продажи для поставщиков газа. Особенно актуально это для коммерческой техники
Так, государство готово выплачивать субсидии производителям газомоторной техники – без них цены на такую технику будут выше аналогов. Субсидии достаточно высокие (речь идет о технике на КПГ):
Особенно актуально это для коммерческой техники. Так, государство готово выплачивать субсидии производителям газомоторной техники – без них цены на такую технику будут выше аналогов. Субсидии достаточно высокие (речь идет о технике на КПГ):
- на автобус от 10 до 16 метров – 1,96 миллиона рублей;
- на автобус более 16 метров длиной – 2,38 миллиона рублей
- бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи, и т.д. массой до 8 тонн – 450 тысяч рублей;
- массой от 8 до 11 тонн – 900 тысяч рублей;
- тяжелее 11 тонн – 1,5 миллиона рублей.
Если производители оборудуют транспорт оборудованием со сжиженным природным газом, субсидии будут еще выше (но это, как выше говорил эксперт, технически сложно).
Так что в России активно производятся газовые автобусы для городов, пример – 116-местный НЕФАЗ-5299 на КПГ стоит около 6 миллионов рублей с учетом субсидии, а более короткий ЛИАЗ-4292 с дизельным двигателем обойдется даже дороже.
НЕФАЗ-5299, работающий на КПГ
На газ переводят грузовики (в условиях завода), хоть пока это по большей части эксперимент. В Тольятти выпускается метановая версия Lada Largus, а недавно был представлен газовый железнодорожный локомотив.
Тем не менее, говорит Михаил Якимов, при всех плюсах не нужно забывать о некоторых минусах перевода коммерческой техники на газовое топливо:
И самое главное – для развития рынка автомобилей, работающих на КПГ, нужна более широкая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сейчас в России менее 400 таких станций (почти столько же, сколько в Украине, и в 3 раза меньше, чем в Италии).
Как говорит Игорь Серебряков из АвтоСпецЦентр, именно слабая сеть компрессорных станций стала причиной недостаточно активного развития технологий КПГ в России:
Действительно, строительство одной крупной станции в России стоит более 160 миллионов рублей – тогда как в Италии это всего 1,2 миллиона евро (менее 100 миллионов рублей).
Однако даже вложение такой суммы не позволит заработать на этом – автомобилей на КПГ в Росси все еще очень мало, и крупная АНГКС попросту не даст нужного объема выручки. Единственный выход – договариваться с местными властями насчет заправки общественного транспорта, который работает на сжатом газе.
Эксперты выдвигают разные предложения, как запустить процесс – освободить газомоторный транспорт от налогов и «Платона», дать преференции в госзакупках, или поддержать производителей.
Но уже можно сказать одно – если число автомобилей или автобусов, работающих на сжатом газе, резко вырастет, проблема с заправкой будет серьезной. И если легковые автомобили обычно имеют гибридную систему питания (газ + бензин), то при отсутствии топлива общественный транспорт просто остановится.
Стоимость монтажа
В зависимости от выбранного комплекта ГБО формируется цена установки. Например, установка 4-поколения с объемом цилиндра в 60 литров и стандартным редуктором обойдется автовладельцу в 30000 тысяч рублей. Более продвинутые модели повлияют и на итоговую стоимость, также на цену влияет наличие следующих элементов:
- Редуктор. Стандартный, или с повышенной мощностью
- Мультиклапан с электроклапаном или без
- Объем баллона. Для шевроле круз — от 36 до 200 литров
- Оформление документов для ГИБДД и технического осмотра
- Наличие эмулятора датчика давления топлива
- Обшивка баллона карпетом (в цвет авто)
- Наличие ВУОЗ
Установка
Как и любая другая технология, система ГБО имеет, как неоспоримые достоинства, так и недостатки. Изучение всех особенностей поможет понять, какую выгоду даст установка данной системы, и с какими сложностями придется столкнуться автовладельцу.
Преимущества:
- Установка ГБО позволит использовать газ, который стоит в два раза дешевле бензина и дизельного топлива.
- Газ не содержит полимерных соединений в своем составе и его использование никак не вредит внешней среде.
- Крепкие емкости для хранения топлива абсолютно безопасны, а риск возникновения какой-либо опасности снижен в десятки раз.
- Автоматическое переключение с газа на бензин (в случае если газ закончился или необходимо прогреть машину).
- ТО стоит около 350 рублей и проводится всего лишь раз в 30000 км.
- Примерный срок эксплуатации – 6 лет
Недостатки:
- Дорогостоящий монтаж газового оборудования.
- Комплектующие для ГБО не из дешевых, особенно это касается последних моделей.
- Самостоятельная установка очень сложная и не рекомендуется, следовательно, придется заплатить за монтаж.
- Суточный пробег необходимо постоянно обнулять, чтобы понять, сколько еще автомобиль проедет на газу. Можно поставить датчик, но работает с довольно большими погрешностями.
Потенциальный вред от пропана или метана на авто
Для начала нужно определить, какие именно проблемы могут возникнуть с точки зрения эксплуатации автомобиля на газовой смеси вместо бензина. Первая особенность – довольно сомнительное подключение на различных неофициальных станциях. Для подключения газобаллонного оборудования мастер будет копаться в проводке вашего автомобиля.
Также стоит учитывать такие вредоносные факторы:
- свечи придется менять чаще – на газовой смеси они быстрее выгорают и работают неэффективно, а это значит, что вы получаете низкий ресурс устройств и вынуждены тратить больше денег;
- все неполадки электроники будут намного быстрее развиваться и заметнее сказываться на качестве эксплуатации вашего авто, впрочем, этот минус можно даже считать определенным плюсом;
- потребуется более частый сервис и более дорогостоящие масла, стандартные смазочные жидкости не слишком хорошо справляются со своими задачами при условии работы на сухом газу;
- есть определенные проблемы с агрегатами современного типа, которые обладают турбинами или системами непосредственного впрыска, стоимость ГБО на такие машины вас не порадует;
- температура работы некоторых деталей двигателей увеличивается, из-за чего возможен потенциально высокий износ деталей, это не слишком хорошо сказывается на уверенности эксплуатации авто.
Конечно, каждый из этих минусов можно оспорить. Снижение ресурса не доказано, проблемы с современными моторами решаются установкой газового оборудования 5 поколения. Частый сервис можно исключить, если использовать качественные смазочные материалы и фильтры. Поэтому откровенные минусы ожидают вас только в том случае, если вы действительно пользуетесь услугами некачественной станции или ставите плохое оборудование на автомобиль. В этой ситуации ваши расходы на машину вырастут, а проблемы с ГБО станут привычным делом.
Конечно же, противники газового топлива для авто не просто голословно высказывались, что оно плохо влияет на двигатель. Они выдвигали гипотезы, пусть зачастую ничем не подкрепленные. Самые популярные из них следующие:
- Газ «сушит» силовой агрегат. Это весьма голословное утверждение, которое базируется лишь на том, что бензин — жидкость, а газ — сухое топливо. В действительности же, для нормальной работы ДВС, а точнее всех тех частей, что должны быть подвижны, давно придуманы смазки — специальное масло.
Что на самом деле? В соответствии с научными исследованиями, проведенными в лабораторных условиях, есть совершенно обратные доводы: двигатель при использовании газа меньше загрязняется, масло дольше остается в отличном состоянии, общий ресурс агрегата возрастает. А все потому, что в газе отсутствуют смолы, исключена детонация, а значит снижено механическое негативное воздействие на отдельные узлы и детали.
- Газ ведет к прогоранию клапанов. Еще одно смелое, но слабо обоснованное предположение. На бензине подобная проблема также встречается, просто об этом никто не спешит рассказывать. Выход из строя клапанов возможен на любых автомобилях, в том числе и тех, где нет ГБО.
Что на самом деле? Причиной прогорания является не столько сам тип топлива, сколько его общее качество. Вопросы к нему есть в Украине как у обладателей бензиновых автомобилей, так и тех, кто установил газобаллонное оборудование. Помимо низкого качества топлива к прогару клапана ведут такие моменты:
- низкокачественные комплектующие (поршни, направляющие, прокладки, дефекты в них и т.д.);
- проблемы с работой системы охлаждения, вызывающие перегрев;
- чрезмерное попадание смазочной жидкости в рабочую камеру ДВС;
- нарушения правил эксплуатации авто (прежде всего езда зимой на непрогретом двигателе).
Как избежать вредного влияния ГБО на ДВС
Вопрос, что лучше для мотора – газ или бензин, неактуален. Он может практически одинаково работать на любом из этих видов топлива. Это, скорее, вопрос экономический. А как влияет газ на работу двигателя, мы рассмотрели, и плохого тоже ничего не нашли. Однако это возможно лишь при следующих условиях:
- Установка ГБО производится квалифицированными специалистами, которые произведут правильную настройку всех систем.
- Автовладелец своевременно проводит техническое обслуживание и вовремя заменяет расходники, например, воздушный фильтр.
- Кроме того, ГБО отнюдь не безопасно, как и бензин, поэтому требуется периодическая проверка герметичности всех соединений и ёмкостей.
При соблюдении всех условий использование двигателя на газу в целом выгоднее, чем на бензине. Кроме экономии на топливе, значительно продлевается и ресурс ДВС, то есть покупать дорогостоящие детали, а то и менять автомобиль придётся намного реже.
#Газ#ГБО#Достоинства#Недостатки
Почему так мало людей ставят ГБО на свои машины?
Экономия с газобаллонным оборудованием при нынешних ценах очень ощутимая — затраты на топливо падают практически вдвое. Но до сих пор не так много автомобилистов устанавливают газобаллонные установки. Это вызывает определенные вопросы у владельцев автомобилей, которые заинтересовались данной темой. Ведь если многие не пользуются возможностью такой экономии, значит, в этом есть определенные нюансы. На самом деле, причины такого медленного введения систем ГБО на автомобили в РФ следующие:
- бензин подорожал не так давно, поэтому еще только некоторые автовладельцы начали искать пути решения этой проблемы, но нефть продолжает дорожать, так что искать их все равно придется;
- наши люди достаточно консервативны, поэтому переход на новый вид топлива для них является настоящей революцией, и это очень важный момент, принять решение бывает довольно сложно;
- существует много мифов про ГБО, есть сведения о взрывах автомобилей, но на деле эта статистика нигде не отражена, а взрываются машины далеко не от установки газобаллонного оснащения;
- вносит свою поправку и общий возраст российских авто — более половины транспорта уже не подходят для установки газа, так как пробег двигателей далеко перевалил за 200 000 км — безопасную черту для ГБО;
- многие верят в то, что бензин в России останется дешевым, нынешний скачок цен временный, но практика показывает, что подобные подъемы стоимости никогда не отыгрываются назад.
Чтобы получить больше информации об установке газобаллонных систем в ваш автомобиль, воспользуйтесь услугами проверенных мастерских. Обращаться к незнакомым мастерам в гаражном кооперативе не стоит. Такие исполнители не дают гарантию на свою работу и часто ставят некачественные системы с изношенными деталями. Таких прецедентов довольно много, и доказать что-либо потом невозможно. Главный залог успеха этой затеи — установка хорошей системы.
Предлагаем посмотреть видео о работе ГБО:
Перевод автомобиля на газ
Природный газ считается самым экологичным топливом. Применение природного газа в качестве автомобильного топлива снижает содержание в выхлопах углекислого газа (СО2) на 25%, угарного газа (СО) на 75%. Главный компонент природного газа — метан. Природный газ хранится под давлением 200 бар – отсюда и название – сжатый, компримированный, газ. Сегодня более 15 миллионов транспортных средств в мире «питаются» природным газом.
Еще одно преимущество газового топлива – низкая цена. По статистике, метан дешевле бензина в 2-3 раза.
Скажем и о безопасности машин, эксплуатируемых на природном газе. Немецкий автомобильный клуб провел собственные исследования, в результате которых выяснилось, что риск возгораний при лобовом или боковом ударе не увеличивается. Таким образом, при ДТП транспортное средство, работающее на газе, попадает в те же условия и обстоятельства, в которых при такой ситуации оказывается рядовой бензиновый автомобиль.
Миф 2 — газобалонное оборудование «душит» и вредит двигателю
Действительно, газ из-за разницы характеристик сгорания по сравнению с бензином изменяет тягово-скоростные характеристики мотора, но эта разница ничтожна и водитель практически не ощущает её. Кроме того, насколько снизится мощность и крутящий момент двигателя, определяется в том числе особенностями настройки аппаратуры ГБО.
Само по себе ГБО не вредит двигателю, но есть нюансы.
Так, если на моторе не установлены гидрокомпенсаторы, владельцу придётся всего лишь чаще нормативного контролировать зазоры в приводе выпускных клапанов.
Кроме того, некоторые модели современных ДВС сконструированы таким образом, что при работе их клапаны должны охлаждаться и смазываться бензином.
В этом случае чтобы перевести такой мотор на газ, нужно включить в газобалонное оборудование систему подачи специальной смазки в коллектор — это непросто, но возможно при использовании оригинального итальянского оборудования Landirenzo.
Чтобы выяснить нюансы газификации вашего автомобиля, обратитесь на СТО, которое занимается установкой газобалонного оборудования, или позвоните нам.
Что же касается пользы, которую получает мотор от установки ГБО, она несомненна:
- в отличие от бензина газ не смывает масляную плёнку со стенок цилиндра, что экономит ресурс двигателя и его деталей
- октановое число газа примерно 100-115 единиц, что исключает вероятность детонации (микровзрывов при горении топлива в цилиндрах) — значит, нагрузка на детали ЦПГ ниже, ресурс выше
- в составе газа нет посторонних примесей и включений, которые сокращают ресурс моторного масла, свечей зажигания и катализатора выхлопных газов, значит и повода обращаться в сервис по вопросу будет меньше.
Причины
Повышенный расход топлива в автомобиле может зависеть от нескольких причин, ниже мы приведем элементы системы ГБО, которые могут влиять на увеличение потребления газовой смеси автомобилем.
Утечка газа
Мы выделили эту причиной первой не только потому, что она одна из наиболее распространенных, но еще и потому, что эта причина представляет огромную опасность при эксплуатации транспортного средства. Негерметичные соединения, износ резиновых патрубков или магистрали, приводят к тому, что повышенный расход газа не заставит себя долго ждать. Следует понимать, что отсутствие запаха газа в салоне авто далеко не всегда означает, что утечки нет. Для выявления и устранения данной причины следует обратиться в специализированное СТО или самостоятельно проверить все места соединений и патрубки на предмет утечки путем обмыливания.
Подсос воздуха
Не герметичность системы ГБО влияет не только на повышенное потребление автомобилем газовой смеси, но и может стать причиной подсоса воздуха, что в свою очередь приводит к завышенному расходу топлива и потери мощности автомобиля.
Редуктор
Со временем износ основных элементов редуктора может стать причиной повышенного расхода газа в автомобиле. В случае выхода из строя редуктора или одного из его составных частей можно воспользоваться рем. комплектом для восстановления работоспособности этого элемента системы ГБО. В большинстве случаев работоспособность редуктора можно восстановить. Если же сделать это не представляется возможным — редуктор придется заменить.
Газовые форсунки
Загрязнение или выход из строя газовых форсунок также могут стать причиной того, что повышенный расход газа в авто будет неприятно радовать владельца каждый день. Эта причин справедлива только для ГБО 4 поколения.
Если имеет место банальное загрязнение газовых форсунок (например, после образования конденсата в газовом баллоне после зимней езды на «красной лампочке») достаточно их промыть, чтобы расход вернулся в норму.
Если же одна или несколько форсунок вышли из строя следует воспользоваться рем. комплектом либо же заменить форсунки на новые. Повышенное потребление газа происходит в следствие увеличения времени подачи топлива форсунками из-за их износа или загрязнения.
Обратите внимание! После замены форсунок на новые необходимо выполнить их калибровку!
Электронный блок управления
Сбои в работе ЭБУ также могут являться одной из причин перерасхода газовой смеси. В этом случае следует обратиться к специалисту, который проведет диагностику и настройку электронного мозга системы ГБО, либо сделать это самостоятельно подключив ЭБУ к ПК через специальный кабель.
Пропан-бутановая смесь зимой и летом
Одним из факторов, который влияет на то, что расход газа ГБО зимой увеличивается в сравнении с летним периодом времени, является, так называемый, «зимний газ». Суть его в повышенном содержании пропана. Ориентировочно 75% пропана и 25% бутана содержит зимняя газовая смесь, летняя же содержит около 55% пропана и 45% бутана.
Исходя из того, что бутан энергоэффективнее пропана на 10-15%, а доля его в зимней газовой смеси меньше, расход газа на автомобиле в зимний период времени увеличивается, за счет снижения эффективности смеси.
Общие нормы эффективности зимней и летней смеси выглядят следующим образом:
- 1,19 литров летней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина;
- 1,25 литров зимней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина.
Таким образом, повышенный расход газа зимой это нормально.
Некачественная газовая смесь также может стать причиной того, что затраты газа на 100 км пути значительно увеличиваются. Проверить качество смеси и расход можно путем смены заправочной станции.
Воздушный фильтр
Хоть этот элемент и не относится к системе ГБО, но он играет огромное значение в повышенном потреблении газа автомобилем. Специалисты в области систем ГБО рекомендуют менять воздушный фильтр автомобиля с ГБО каждые 5-7 тысяч км.
Мы выделили основные причины повышенного расхода газа, связанные именно с системой ГБО, но не следует забывать также и про общие для бензина, дизеля и газа причины повышенного расхода топлива. О них мы поговорим в следующей статье.