Вылет диска

Понятие вылета диска

Вылет диска – разница между вертикальной плоскостью симметрии внутренности колеса и областью приложения диска к ступице. Исчисляют его в миллиметрах. В маркировках колесных дисков он отображается сокращением ET. Аббревиатура происходит от немецкого термина еEinpress Tief (глубина выдавливания).

Его формула расчета:  ET = a — b/2

В данной формуле a соответствует расстоянию между внутренней областью колеса и местом его соединения со ступицей. А b – общая ширина диска. Зная оба этих параметра, можно узнать, какая маркировка диска подходит для автомобиля Производители редко меняют ходовые характеристики и конструкцию элементов подвески конкретной модели, поэтому эта величина постоянна. Либо воспользуйтесь нашей таблицей допустимых вылетов диска для популярных моделей. Если ваш автомобиль отсутствует в списке, обратитесь к руководству.

Модель Допустимый вылет, мм
AlfaRomeo
33 30 – 38
GTV 28
145 38
146 38
166 35 – 40
155 38
156 28 – 30
Acura
CL 2.3 i 40
CL 3.0 i 40
Integra 1.8 Type R 42
MDX 3.5 50 – 55
TL 3.2 42 – 47
Audi
A4 35
A8 35
A6 35
80 35 – 42
100 35 – 42
TT 28 – 30
Quattro 35 – 42
A3 30 – 40
BMW
3 15 – 25
3 (E36) 35 – 42
M3 18 – 20
5 18 – 20
7 18 – 20
7 (E32) 18 – 20
8 18 – 20
Chevrolet
Camaro 38 – 50
Corvette 38 – 50
Aveo 1,6 39
Citroen
Berlingo 15 – 22
Jumper 35
Xsara 15 – 22
Xantia 15 – 22
Evasion 28 – 30
Daewoo
Espero 38 – 42
Lanos 38 – 42
Matiz 38
Leganza 35 – 42
Nubira 38 – 42
Nexia 38 – 42
Dodge
Avenger 2.0i 35 – 39
Caliber 2.0 35
Caliber SRT4 2.4i 40
Caravan 2.4i 35 – 40
Challenger 6.1 V8 40
Durango 3.7 V6 15
Magnum 2.7 V6 24
Fiat
Bravo 1.4i 31 – 32
Croma 2.2 35 – 41
Doblo 1,9JTD 263 32
Doblo 1.9JTD 223 32
Qubo 1.3 40 – 44
Ford
Cougar 35 – 38
Explorer 0 – 3
Escort 35 – 38
Focus 35 – 38
Focus 2 35 – 38
Fiesta 35 – 38
Granada 35 – 38
Galaxy 42 – 45
Ka 35 – 38
Mondeo 1 35 – 42
Mondeo 2 35 – 42
Mustang 35 – 38
Sierra 35 – 38
Scorpio 35 – 38
Orion 35 – 38
Puma 35 – 38
Windstar 35 – 38
Transit 35 – 38
Scorpio 35 – 38
Honda
CRX 35 – 38
Accord 35 – 38
Integra 35 – 38
Civic 35 – 38
Civic VTEC 38
Concerto 35 – 38
Jazz 35 – 38
Prelude 38
Legend 35 – 38
CRV 5 40 – 45
Shuttle 35 – 38
Hyundai
Accent 35 – 38
Coupe 35 – 38
Lantra 35 – 38
Sonata 35 – 38
Excel 35 – 38
Pony 35 – 38
Isuzu
Trooper 3 – -15
PickUp 3 – -15
Jeep
Cherokee 35
GrandCherokee 35
Kia
Ceed 38 – 42
Leo 35 – 38
Clarus 35 – 38
Sephia 35 – 38
Concord 35 – 38
Sportage 0 – 3
Mentor 35 – 38
Shuma 35 – 38
Lexus
GS300 35 – 42
SC300 35 – 42
SC400 35 – 42
LS400 35 – 42
RX 300 35
RX 330 35
RX 350 30 – 35
RX 400h 30 – 35
RX 450h 32 – 35
Mazda
323 35 – 42
626 35 – 42
929 35 – 42
MX 3 35 – 42
MX 5 35 – 42
MX 7 35 – 42
Xedos 35 – 42
Mercedes Benz
A Class 45 – 50
B-Class 47 – 52
C-Class 43 – 47
E-Class 48 – 54
G-Class 43, 50, 63
M-Class 46 – 50, 60
S-Class 36 – 43,5
SLK 45 – 50
600SL 18 – 25
280SL 18 – 25
Vito 45 – 50
Sprinter 45
Mitsubishi
Carisma 35 – 42
Cordia 35 – 42
Eclipse 35 – 42
Carisma 1.8 16V 35 – 42
Galant 35 – 42
Colt 35 – 42
L200 0 – -15
L300 0 – -15
Lancer 35 – 42
Pajero -15 – -25
Lancer X 45
SpaceWagon 35 – 42
Nissan
Almera 35 – 42
Bluebird 35 – 42
Maxima 35 – 42
Micra 35 – 42
Patrol -15 – -25
Pathfinder -15 – -25
Cedric 35 – 42
Cherry 35 – 42
Gloria 35 – 42
Largo 35 – 42
Laurel 35 – 42
Primera 35 – 42
Sunny 35 – 42
Terrano -15 – -25
Terrano II 0 – 3
Opel
Astra 35 – 42
Ascona 35 – 42
Combo 35 – 42
Calibra 35 – 42
Corsa 42 – 45
Commodore 35 – 42
Kadett 42 – 45
Frontera
Rekord 35 – 42
Omega 35 – 42
Senator 35 – 42
Vectra 35 – 42
Zafira 35 – 42
Tigra 35 – 42
Peugeot
106 12 – 15
205 15 – 22
206 25
304 15 – 22
305 15 – 22
306 15 – 22
307 25
309 15 – 22
405 15 – 22
406
806 28 – 30
Boxer 28 – 30
Partner 28 – 30
Renault
4 35 – 38
5 35 – 38
8, 20, 30 35 – 38
9 35 – 38
19 35 – 38
21 35 – 38
Clio 35 – 38
Laguna 35 – 38
Kangoo 60
Megane 35 – 38
Skoda
Favorit 35 – 38
Yeti 35 – 38
Octavia 35 – 38
Forman 35 – 38
Felicia 35 – 38
Rapid 35 – 38
Superb 35 – 38
Subaru
Forester 40 – 50
Legacy 40 – 50
Justy 35 – 38
Outback 40 – 50
Impreza 40 – 50
Suzuki
Swift 35 – 38
SJ413 -10 – 15
X-90 -10 – 15
Vitara -10 – 15
Toyota
Avensis 35 – 38
Camry 35 – 38
Corona 35 – 38
Carina 35 – 38
Corolla 35 – 38
Hi-Lux -15 – 3
Hi-Ace 4×4 -15 – 3
RAV4 35 – 38
LandCruiser -15 – 3
Yaris 35 – 38
Volkswagen
Bora 32 – 38
Golf 32 – 38
Caddy 32 – 38
Jetta 32 – 38
Polo 32 – 38
L 80 32 – 38
Lupo 32 – 38
Passat до 1996 года 32 – 38
Passat после 1996 года 35 – 40
Passat VR6 32 – 38
Volkswagen T1-Т4 35 – 40
Volvo
740, 760, 780 18 – 22
940, 960 до 1994 года 18 – 22
960 после 1994 года 35 – 40
S40, V40 35 – 38
C70, S70, V70 35 – 40
T4 35 – 38
S90, V90 35 – 40
T5-R 35 – 40
T5 35 – 40
ВАЗ
2101-2107 35 – 38
LadaAlegro 35 – 38
LadaNiva 35 – 38
LadaSamara 35 – 38
LadaRiva 35 – 38
УАЗ
Hunter 2.2d 20, 35
Patriot 2.3d 20, 35
Patriot 2.7i 5, 20, 35

В большинстве случаев вылет будет положительным. Случаи отрицательного значения крайне редки и свидетельствуют о том, что плоскость крепления колеса находится за пределами вертикальной оси диска. Но чаще всего осевая вертикаль колеса либо удалена на несколько миллиметров от ступицы, либо же совпадает с ней.

Параметры колесных дисков: на что обратить внимание

Заводские параметры

Прежде всего, оптимальным решением является подбор таких дисков, параметры которых полностью соответствуют рекомендациям завода-изготовителя автомобиля.

Другими словами, лучше всего подойдет вариант с «заводскими» рекомендованными параметрами колесного диска. В этом случае можно рассчитывать на то, что геометрия диска будет точно такой же, что и у заводского комплекта колес.

Отступление от заводских параметров

Также не исключена возможность несколько отступить от тех параметров, которые рекомендует завод. Однако, в этом случае нужно отдельно учитывать ряд тонкостей и нюансов.

В качестве примера ниже приведена маркировка колесного диска: R15 PCD 4X100 J6.5 ET45 DIA73.1

  • Параметры колесных дисковR15 указывает на диаметр диска в дюймах;
  • 6.5J на ширину диска в дюймах;
  • PCD 4X100 является указанием на количество гаек (болтов) и диаметр их расположения (на примере рассматриваемой маркировки показатель равен 100 мм);
  • ET45 указывает на вылет (вынос) диска;
  • DIA73.1 указывает на диаметр центрального отверстия диска.

Теперь давайте остановимся на основных параметрах более подробно.

Диаметр диска (R)

Обычно указывается в дюймах (шаг в 1 дюйм). Как правило, большинство легковых автомобилей среднего класса стандартно имеют диаметр колес 14-16 дюймов, бизнес-класс получает колеса 16-18 дюймов, внедорожники и кроссоверы 17 -19 дюймов и т.д. Реже встречаются заводские штатные колеса диаметром от 20 дюймов и больше.

Ширина колесного диска

Также указана в дюймах (шаг в 0.5 дюйма). Как правило, на подавляющем большинстве легковых авто диски имеют ширину от 6-9 дюймов. Такая ширина позволяет устанавливать шины, которые, в свою очередь, имеют ширину от 185 до 255 мм.

Вылет диска

Указан в миллиметрах. Кроме ЕТ данный параметр еще может обозначаться OF (от англ. offset). Так вот, под вылетом следует понимать расстояние между привалочной плоскостью (плоскость диска, соприкасающаяся со ступицей) и серединой ширины диска. Вылет бывает «нулевым», «положительным» и «отрицательным». Например, вылет +30 будет означать, что ступичная часть диска попросту вынесена наружу на 3 см. по отношению к условной центральной плоскости диска. 

Получается, если вылет больше, то ступичная часть сильнее «выпирает» наружу. В случае установки диска с большим вылетом ЕТ обод будет глубже заходить в колесную арку. Простыми словами, чем больше вылет (положительный), тем сильнее колесо «утоплено» в арку. При этом чем меньше вылет диска (отрицательный), тем сильнее само колесо выступает наружу.

С учетом такой особенности диски с большим положительным вылетом получают плоские спицы, которые не смещены к центру и могут быть даже выпуклыми. Диски с небольшим вылетом, напротив, отличаются «утопленным» центром и спицами, которые тянутся к ободу от центра. Также допускается вариант, когда сама «полка» обода сильно расширена.

Следует отметить, при выборе диска колеса со схожим вылетом могут смотреться в арке не одинаково на разных авто

Причина – разная геометрия подвески, когда ступицы больше или меньше «выдвинуты» наружу. В результате одинаковый вылет все равно может означать, что итоговая позиция колеса будет отличаться как по отношению к самой колесной арке, так и относительно элементов ходовой части автомобиля.

Разболтовка диска (сверловка) PCD

Например, PCD 4X100 указывает на количество отверстий и диаметр окружности, на которой расположены центры отверстий. Подавляющее большинство автомобилей среднего класса имеют диски, где отверстий 5. Среди малолитражек и бюджетных авто обычно встречаются варианты на 4 отверстия, тогда как внедорожники имеют 6 отверстий. На практике, чаще всего встречаются PCD 100, а также 114.3 мм.

Еще добавим, что часто диски сторонних производителей могут иметь двойную сверловку на 4 и 5 отверстий. Это позволяет сделать продукт универсальным и установить на большее количество автомобилей, а также двойная разболтовка несколько удешевляет само изготовление дисков. Кстати, двойная сверловка встречается как на дешевых дисках неизвестных производителей, так и на дорогих колесах известных марок.

Диаметр центрального отверстия (DIA)

Диаметр посадочного отверстия (диаметр центрального отверстия) DIA указывается в миллиметрах. DIA измеряется именно с той стороны, где находится привалочная плоскость. Фактически, это обозначение размера отверстия, которым диск надевается на ступицу при монтаже.

DIA: что означает при выборе дисков

Когда речь заходит о приобретении новых комплектующих, обойтись без советов специалистов достаточно сложно. Выбирая конструкции для своего авто, многие даже не знакомы с основными параметрами. Поэтому, прежде чем установить комплектующие на свой автомобиль, необходимо изучить все показатели транспортного средства, указанные в техническом паспорте завода-производителя.

Значение DIA

В их список прежде всего входит вынос, PCD, DIA, ширина изделия и др. Немаловажную роль играет маркировка колес. Ее показатель обычно указывается на этикетке или в техническом паспорте. Данная информация отображается для всех видов конструкций в стандартном формате.

Прежде чем грамотно прочитать маркировку, автовладелец должен разобраться, что может значить определенный термин:

  • А — диаметр центрального отверстия диска;
  • В — ширина;
  • ET — вылет конструкции служит для определения дистанции между пространством приложения обода к ступице и внутренней сферой конструкции.

Важно!
 Привалочная плоскость представляет собой основу, которая соединяет колесный диск к ступице транспортного средства. Выбирая конструкции, не следует ориентироваться лишь по внешним данным комплектующих. Иначе можно ухудшить техническое состояние транспортного средства, а также управляемость по ровному асфальту или бездорожью

Иначе можно ухудшить техническое состояние транспортного средства, а также управляемость по ровному асфальту или бездорожью.

Вылет диска делят на положительный, отрицательный и нулевой. В последнем варианте происходит определение привалочной плоскости изделия между серединой конструкции. Если они совпадают друг с другом, то вид колеса считается нулевым.

Иногда бывает так, что показатель вылета меньший, тогда конструкция будет некрасиво выпирать снаружи транспортного средства. Однако некоторым автомобилистам нравятся широкие комплектующие. Поэтому они выбирают первый вариант. Во втором случае все выглядит иначе: чем больше значение ЕТ, тем плотнее конструкция садится внутрь машины.

Обратите внимание!
Ширина конструкции может отличаться от значения выноса диска. Многие производители автомобильных комплектующих указывают в техническом паспорте к машине на дисках с большей шириной меньший показатель вылета.

PCD означает диаметр окружности центров отверстий колесного диска

Данный показатель определяет расположение крепежных отверстий колесной разработки

PCD означает диаметр окружности центров отверстий колесного диска. Данный показатель определяет расположение крепежных отверстий колесной разработки.

Часто новички и даже опытные водители не могут расшифровать обозначения, указанные на автомобильных колесах. Чтобы не допустить ошибок при выборе покрышек, необходимо внимательно изучить все показатели. Что такое DIA на дисках — это диаметр центрального отверстия. На многих производимых литых дисках, чтобы придать автомобилю презентабельный вид, диаметр центрального отверстия DIA делается большим. Для грамотного выбора размера ступицы авто специалисты рекомендуют определиться переходным кольцом или втулкой.

Последствия изменения вылета диска

Изменение вылета неизбежно смещает рулевую ось, что влечет за собой отклонения в предусмотренных заводом параметрах выворота руля.

Колесо с увеличенным вылетом

Уменьшение или увеличение вылета сказывается не только на управляемости автомобиля. Это отражается на износе подшипников и резины, а также заставляет подвеску работать в экстремальном режиме, что влияет на безопасность вождения в целом и похоже на лотерею с невысокими шансами на выигрыш

Кроме того, важно знать, что:

  • диаметр отверстия под ступицу на «штамповке» должен совпадать с рекомендуемым автопроизводителем значением (+– 0.1 мм);
  • центральное отверстие под ступицу на литом или кованом дисках определяется переходными кольцами;
  • стоковые диски обычно не предусматривают установку центровочных колец, и изготавливаются сразу с необходимым под ступицу диаметром отверстия.

Даже если диск с непредусмотренным производителем автомобиля вылетом без проблем «садится» на ступицу – это вовсе не значит, что он подходит для безопасной езды, ведь вылет колесного диска на каждый автомобиль влияет по-своему.

Также есть такое понятие, как плечо обката. Если выехать одним колесом на обочину при нормальном вылете, то автомобиль продолжит двигаться дальше, так как сила, действующая на колесо, не поворачивает его – ось поворота колеса находится примерно по центру подшипника. Если же вылет больше рекомендуемого, то колесо будет тянуть на обочину, а если меньше – то на дорогу.

Источники

  • https://www.zr.ru/content/articles/906414-diskoteka-na-kolesakh-kak-prav/
  • https://auto.rambler.ru/navigator/49286929-kak-vybrat-diski-dlya-avtomobilya-pravilno/
  • https://santavod.ru/vylet-diska-et-chto-eto/
  • https://4x4privod.ru/chto-takoe-vylet-diska-et-dopustimye-parametry-kak-izmerit-tablitsa-dopustimyh-znacheniy/
  • https://www.avtogide.ru/v-dannoj-state-budet-rassmotren-takoj-parametr-kak-vylet-diska-et-na-chto-vliyaet-etot-parametr-i-na-skolko-mozhno-ego-menyat-kakie-budut-posledstviya-ob-etom-i-pojdet-rech-dalee-na-chto-vliyae.html
  • https://tvoikolesa.com/kak-pomerit-vylet-diska/
  • https://avtoexperts.ru/article/vy-let-kolesnogo-diska-vse-chto-nuzhno-znat/
  • https://zapchasti.expert/kolesnye-diski/vylet-diska.html
  • https://motorstory.ru/care/diski/chto-takoe-vylet-diska-i-kak-ego-razmery-vliyayut-na-xarakteristiki-mashiny/

Как сделать правильный выбор дисков

Теперь понятно, что изменение вылета диска ET даже на 5 мм ведет к нежелательным последствиям. Поэтому подбор колесных дисков следует вести с учетом рекомендаций производителя транспортного средства — в том числе и величины вылета.

Откуда разные детали для одинаковых автомобилей

Довольно часто бывают ситуации, когда к двум автомобилям, которые отличаются только типом двигателя, приобретаются разные запасные части подвески. Чем это можно объяснить?

Все дело в том, что конструкторами, в ходе проектирования автомобилей, просчитывается большое количество параметров. Исходя из конструкции транспортного средства, составляются те или иные требования для отдельно взятых узлов.

А так как разные двигатели различаются по весу, то и нагрузка, в данном случае на подвеску тоже будет различаться.

Раньше производители закладывали в узлы и агрегаты большой запас прочности

К большому сожалению, в современном автомобилестроении большое внимание уделяется снижению стоимости производства

По этой причине запас прочности становится меньше. Теперь почти не найти универсальной запчасти и в продажу поступают разные узлы и элементы одной и той же марки автомобиля, но с разными параметрами.

То же самое можно сказать и про вылет дисков. Если раньше этот параметр можно было не учитывать, то в настоящее время это не допустимо.

Непростой выбор

Современная автомобильная промышленность производит большое количество автомобилей. По этой причине изобилия моделей становится очень трудно подобрать колесные диски нужного типа и в соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля. Зачастую владельцам приходится выбирать между красотой, качеством и безопасностью.

Большинство продавцов могут уверить, что небольшое отклонение +/- 5 мм не окажет сильного влияния на эксплуатацию автомобиля. Иногда на деле это так и оказываться, но есть ряд моделей, для которых и это отступление критично. Поэтому соблюдение рекомендации производителей позволит избежать проблем с подвеской.

Проставки как альтернативное решение

Но не все так плохо как может показаться, так как есть решение – это колесные проставки. Производятся они в виде плоских металлических блинов, а устанавливаются между ступицей и диском. То есть теперь можно не беспокоиться, если был приобретен комплект колес с необходимыми параметрами, но с вылетом отличным от стандартного значения. Положение исправят проставки необходимой толщины.

Видео — как измерить вылет диска:

Помимо этого проставки могут быть полезны при несовпадении количества или положения отверстий под крепежные болты. Некоторые автолюбители используют их чтобы расширить колесную базу.

Проставки могут быть разного типа:

  • тонкими;
  • средними;
  • толстыми;
  • сверхтолстыми.

Тонкие элементы (3-10 мм) подходят, когда колесо слегка задевает узлы подвески. Средние имеют толщину 12-20 мм и могут быть с дополнительным центровочным отверстием. Толстые проставки отличаются толщиной 20-30 мм и помогают компенсировать отрицательный вылет. Сверхтолстые детали в толщину 30-40 мм. Они актуальны для проведения тюнинга внедорожника.

Исходя из этого можно выделить главные задачи, которые решаются с использованием колесных проставок:

  • исправление вылета до рекомендуемого значения;
  • оптимальное решение в случае несовпадения отверстий под болты;
  • для расширения или сужения колесной базы, путем изменения значения вылета в ту либо иную сторону.

При необходимости использовать проставки, следует выбирать изделия только высокого качества. В противном случае отдельные узлы либо вся подвеска преждевременно выйдут из строя. Это в лучшем случае, а в худшем не исключен риск аварийной ситуации, что может привести к разным последствиям.

Маркировка и формула

Вычисления следует производить по формуле:

ET=(А+B) / 2

В нее нужно подставлять полученные при измерении значения.

Величина ET прописывается индивидуально для каждой машины. Все необходимые сведения по этому поводу находятся в инструкции по эксплуатации авто. Диски не подойдут для автомобиля, если полученное при измерении значение отличается от данных в этом документе. “Неродные” компоненты покупать не стоит, даже если продавец активно убеждает вас в обратном.

Нанесенную на диски маркировку надо внимательно изучать — только так можно убедиться, что использовать их безопасно. Маркировка у изделий стандартная. В любом случае в обозначении находится буква I или S. Буква I означает, что колесо “идентично” и устанавливается на серийных автомобилях. S говорит о том, что колесо специальное, то есть его сертификация не привязывается к конкретной марке машины. В некоторых случаях буквенное обозначение отсутствует — вместо этого на обод наносится название завода, где была изготовлена машина, и ее номер по каталогу.

Как пример рассмотрим маркер обода 7.5 j x16 H2 5/112 ET 35 d 66.6:

  • Первые цифры – ширина диска. Например, цифра 7.5 означает, что ширина составляет 7,5 дюймов. Чтобы перевести в сантиметры, нужно умножить на 2,54.
  • Буква J означает, что у колеса есть некоторые особенности в конструкции. Для потребителей эта информация интереса не представляет.
  • X свидетельствует о нераздельности диска.
  • Цифра 16 – это калибр колеса, соответствующий калибру шины.
  • H2 сообщает, что на ободе 2 хампа.
  • Цифра 5 — это количество отверстий для крепежа, 112 — диаметр, на котором они расположены.
  • ET 35 говорит о плюсовом вылете, размер которого — 35 мм.
  • d 66.6 — калибр центрального отверстия. В идеале он должен быть идентичен калибру ступицы. Если это не так, нужно использовать дополнительное кольцо для центрирования посадки. Его еще называют переходным.

Какие проблемы могут возникнуть из-за неправильного подбора дисков

Показатель ЕТ важен, так как расчётный изгибающий момент на подвеску в недорогих авто может быть превышен, что приведёт к выходу системы из строя и её деформациям. Это означает необходимость крупного и дорогостоящего ремонта, на который готов далеко не каждый водитель.

Опасность неправильного подбора данной размерности особенно актуальна при эксплуатации дорогих современных автомобилей. Так, положение транспортного средства на дороге тщательно контролируется бортовым компьютером и различными датчиками. Если спускает шина, водителю поступает сигнал о потере давления, при резком нажатии на педаль тормоза колёса не блокируются, так как срабатывает ABS.

То же можно сказать и о стабилизаторе курсовой устойчивости, который контролирует положение автомобиля на дороге и прямолинейность его хода, а также препятствует заносам на дороге, попеременно блокируя то или иное колесо. В данный компьютер, как правило, инженеры заводят определённые показатели размерности колёсных дисков — ЕТ, а как конечный результат — величины изгибающих моментов.


Измерение валета диска

Важно!

Если автолюбитель не будет следовать указаниям производителя и неправильно определит размер ЕТ для дисков на своё авто, то датчики могут сбиться, из-за чего система может дать команду для блокировки колёс в совершенно неподходящий момент, и, как следствие, участник дорожного движения попадёт в аварию, не справившись с управлением.

Каким бывает вылет?

Параметр
может быть положительным, нулевым или отрицательным. При положительном вылете центральная
ось колеса располагается позади места соединения со ступицей. При нулевом ось
совпадает с привалочной плоскостью. Отрицательное значение говорит о том, что
ось находится перед контактной поверхностью.

Сейчас
на большинстве автомобилей положительный вылет. Остальные варианты тоже,
конечно, встречаются, но скорее в виде исключения. Отрицательные и нулевые ET можно найти на автомобилях для гонок — как на треках, так и в
условиях полного бездорожья. Их подвески сильно отличаются от стандартных.

Какие силы могут действовать на подвеску

А теперь немного теории о том, как сила может действовать на подвеску. Если рассматривать каждую силу на отдельно взятый элемент всей подвески – можно написать том, равный по объему произведению Л.Толстого «Война и мир». Поэтому для понимания ограничимся подвеской МакФерсона.

В соответствии с третьим законом Ньютона вся масса автомобиля распределяется на все 4 колеса. При этом направление силы, действующей на каждое колесо, идет от дорожного полотна. Точка приложения этой силы приходится на центр пятна соприкосновения колеса с дорогой

Если принять во внимание исправное состояние подвески, то через этот центр будет проходить вертикальная ось колеса. К ней же направлена ось амортизаторной стойки

Исходя из конструкции подвески, сила воздействует на подшипник ступицы, рычаг, рулевые шарниры (растяжение), а также амортизатор (сжатие). Все это учитывается конструкторами на стадии разработки элементов подвески.

При этом изготовителем закладывается некоторое значение запаса прочности. Но здесь есть один нюанс: увеличенное значение запаса приводит к повышению стоимости изготовления всей подвески. Поэтому часто запас делается компромиссным.

Вылет диска как раз «регламентирует» расстояние от вертикальной оси колеса до ступицы. Со смещением этой оси также изменяется положение рулевой оси, в результате чего сила меняет свой вектор.

Руль при этом вращается уже не так, то есть маневры совершать теперь заметно труднее. К тому же резина изнашивается неравномерно. В результате подвеска работает в режиме, который не предусмотрен заводом-изготовителем. Вследствие чего узлы подвески быстрее выходят из строя.

Силы воздействующие на элементы подвески

Абсолютно на любой элемент подвески действует несколько разнонаправленных сил. И вполне естественно, что этот список увеличивается с усложнением конструкции, чем очень отличаются современные машины. Поэтому мы предлагаем к рассмотрению наиболее простой пример, где ступица крепится к кузову посредством рычага и стойки с амортизатором (система МакФерсона).

Сила оказывающая воздействие на колёса направлена вверх от плоскости по которой движется автомобиль, а масса машины распределяется между всеми колёсами. При этом, точками приложения указанных сил являются центры площади контактного пятна покрышек. И если допустить, что подвеска и углы схождения-развала в идеальном состоянии, а колёса хорошо сбалансированы, то эти центры будут располагаться на оси симметрии каждого колеса. Именно в это место и должна опускаться ось стойки амортизатора.

Далее всё просто. Действующая сила соответствует доле массы авто, приходящейся на колесо. Она направлена от земли и создаёт моменты в рычагах, ступичном подшипнике, а также стойках с амортизаторами. В первых двух случаях это будет растяжение, а в последнем — сжатие. Все эти моменты тщательным образом просчитываются на этапе разработки и создания конструкции. Естественно для каждой детали предусматривается запас прочности, но выше уже упоминалось, что он постоянно уменьшается из-за повсеместного стремления снизить себестоимость производства.

При изменении расчётного вылета, силы меняют свою величину и направленность, ведь уменьшение вылета расширяет колёсную базу, а увеличение – сужает. Это влечёт смещение рулевой оси и изменение параметров поворота руля, моментов сил и векторов их приложения. Также данный аспект негативно влияет и на износостойкость покрышек, манёвренность и управляемость транспортным средством. В комплексе же все указанные факторы приводят к тому, что подвеска эксплуатируется в режиме, который не был предусмотрен автопроизводителем. Снижается уровень безопасности вождения, а также резко падает срок службы большинства элементов конструкции.

В заключение скажем следующее. Если новое колесо с вылетом, не совпадающим со штатным, легко садится на ступицу вашего автомобиля – это не повод безбоязненно его использовать. Нельзя сказать, что эксплуатация транспорта в подобном оснащении будет безопасной. Выходом могут стать колёсные проставки, но только если вылет больше штатного, и вы смогли отыскать подходящие проставки, что зачастую весьма проблематично.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: