Неисправности системы охлаждения
Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости (ОЖ), снижения уровня ОЖ в системе в результате утечки, возникновения электролиза в ОЖ и др.
Перегрев ОЖ вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей). Нарушение процесса сгорания топливновоздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя. Понижение температуры ОЖ в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей ЦПГ вследствие смывания со стенок цилиндров масла топливом. Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.
Понижение температуры ОЖ на каждые 10 °С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2 %.
Перегрев двигателя может быть вызван: недостатком ОЖ в системе охлаждения из-за ее утечки или выкипания, засорением системы, обрывом или пробуксовкой ремня привода вентилятора, отказом в работе электро- либо гидромуфты вентилятора, заклиниванием термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении, неправильной установкой угла опережения зажигания.
Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности гидро- или электропривода вентилятора.
Одной из неисправностей современных систем охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем), находящимся под напряжением, является возникновение электролиза.
Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Характерные признаки протекания электролиза: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. В случае появления таких симптомов необходимо тщательно проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.
Для радиаторов, изготовленных из алюминия, не рекомендуется использовать в качестве ОЖ воду, так как при этом происходит коррозия трубок.
Подтекание ОЖ может быть вызвано негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью сливных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса.
Типы антифризов по виду присадок
Неорганические антифризы
Неорганические антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля и присадок на основе солей неорганических кислот: нитритов, нитратов, боратов, фосфатов, силикатов, аминов.
Антифризы с неорганическими ингибиторами также называют: Traditional, Classic, Conventional coolant или IAT (Inorganic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen неорганические силикатные этиленгликолевые антифризы обозначаются как G11. К этому же типу относятся советские силикатные антифризы Тосол-А40 (голубого цвета с температурой замерзания -40°C) и Тосол-А65 (красного цвета с температурой замерзания -65°C).
При заливании такого антифриза в систему охлаждения двигателя соли неорганических кислот оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения и образуют оксидную пленку, защищающую металл от агрессивного воздействия этиленгликоля.
Оксидная пленка защищает внутренние поверхности двигателя и детали системы охлаждения от коррозии, но ухудшает теплообмен, поэтому антифризы такого типа не применяются на автомобилях с современными высокофорсированными и теплонагруженными двигателями.
Антифризы на основе солей неорганических кислот недолговечны, их срок службы не превышает 2 лет. Защитная пленка созданная антифризом при его заливе постепенно разрушается, а в антифризе циркулирующем в системе охлаждения его уже нет.
Продукты износа неорганических антифризов представляют собой абразивную взвесь твердых частиц, которые вредны для сальников водяного насоса.
Органические (карбоксилатные) антифризы
Органические (карбоксилатные) антифризы изготавливают на основе этиленгликоля и солей органических карбоновых кислот (карбоксилатов).
Органические антифризы также называют: Carboxylate coolants, OAT (organic acid technology), LLC (Long Life Coolant), XLC (Extended Life Coolant). По классификации концерна Volkswagen неорганические силикатные этиленгликолевые антифризы обозначаются как G12.
Присадки органических (карбоксилатные) антифризов не оседают на стенках системы охлаждения, а долго сохраняются в составе антифриза и циркулируют по системе охлаждения. При появлении коррозии они покрывают проблемное место тонкой защитной пленкой.
Органические (карбоксилатные) антифризы обеспечивают хороший теплоотвод от деталей двигателя, имеют долгий срок службы (до 5 лет). Органические антифризы в смеси с воздухом оказывают плохое воздействие на чугун и медные сплавы. При использовании органических антифризов нужно внимательно следить за уровнем антифриза в расширительном бачке и не допускать попадания воздуха в систему охлаждения.
Недостатками органических антифризов являются: размягчение органическими солями резиновых шлангов системы охлаждения и создания условий для кавитации. Для борьбы с этими явлениями в состав органических (карбоксилатных) антифризов включают дополнительные присадки.
Гибридные антифризы
Гибридные антифризы представляют собой этиленгликолевые антифризы которые содержат как неорганические (силикатные) (60-70%), так и органические (карбоксилатные) присадки (30-40%).
Гибридные антифризы также называют: Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen гибридные антифризы обозначаются как G12+.
Часть присадок оседает на внутренних стенках системы охлаждения, другая часть присадок циркулирует по системе охлаждения и создают дополнительную защитную пленку в местах коррозии.
За счет образования защитного оксидного покрытия внутри системы охлаждения гибридные антифризы хуже обеспечивают отвод тепла, чем чисто органические антифризы. За счет карбоксилатных присадок гибридные антифризы имеют более длительный (3 года) срок службы, чем чисто неорганические антифризы.
Лобридные антифризы
Лобридные антифризы представляют собой этиленгликолевые антифризы которые содержат как неорганические (силикатные или фосфатные) (10%), так и органические (карбоксилатные) присадки (90%).
Гибридные антифризы также называют: Lobrid coolants, SiOAT (Silicon Enhanced Organic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen гибридные антифризы обозначаются как G12+.
Часть присадок оседает на внутренних стенках системы охлаждения, другая часть присадок циркулирует по системе охлаждения и создают дополнительную защитную пленку в местах коррозии.
Особое место занимают антифризы G13, они изготавливаются на основе пропиленгликоля и включают в свой состав глицерин. Антифризы G13 являются более экологичными по сравнению с этиленгликолевыми антифризами, но при этом менее энергоэффективными.
Как устранить неисправность?
Когда закипает антифриз в расширительном бачке, а стрелка термометра показывает 110 °С и более, нужно заглушить мотор и проверить следующие моменты:
- Попробуйте рукой нижнюю часть радиатора. Если она остается холодной, неполадка кроется в термостате. Дайте двигателю остыть и не спеша добирайтесь до гаража либо станции техобслуживания. Неисправный термостат подлежит замене, ремонту он не поддается.
- Не срабатывающий вовремя электрический вентилятор подсоедините напрямую к аккумулятору и продолжайте движение в сторону знакомого автоэлектрика, способного поставить точный диагноз.
- Определить степень засорения радиатора нереально без разборки системы и демонтажа элемента. Эту версию проверяйте в последнюю очередь.
- Заклинивание и разрушение помпы сопровождается резким скачком температуры антифриза и протечкой сальника водяного насоса. Деталь придется заменить, ехать дальше недопустимо.
- Признаки образования воздушной пробки идентичны симптомам неисправности термостата. Другое дело, что она не возникает на пустом месте: скорее всего, вы неудачно заполнили систему антифризом.
Для удаления воздушной пробки снимите шланг в верхней точке системы (обычно это блок дроссельной заслонки) и доливайте жидкости в емкость, пока не потечет из этого патрубка.
Прокладка между головкой и блоком цилиндров меняется незамедлительно. Смесь масла и антифриза натворит много бед, вплоть до гидроудара и разрушения стенок камеры сгорания в дизельном двигателе. Учтите, пробой прокладки не всегда сопровождается белым дымом из выхлопной трубы, поэтому следите за цветом и консистенцией охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Если вам довелось столкнуться с кипением антифриза в дороге, проверьте элементы системы по инструкции, представленной выше. Три причины не позволят своим ходом добраться до СТО – поломка помпы, трещина в прокладке ГБЦ и полная потеря жидкости. В остальных случаях можно двигаться, делая остановки с целью остудить силовой агрегат. При утечке антифриза временно долейте в систему дистиллированную воду.
Как поменять термостат на ланосе
CHEVROLET LANOS замена термостата
Быстрая замена термостата Lanos 1.5
Замена термостата и ремня ГРМ 2часть Chevrolet Lanos Шевроле Ланос 2008 года
Замена термостата авео
Замена термостата Ланос 1.5 видео
Замена термостата на Ланосе 87градусов на 92-107 Vernet Итог
Проверка работоспособности термостата Lanos 1.5
ланос!зас шанс!замена термостата. замена антифриза на зас шанс!!
Как работает термостат
Как проверить термостат, не снимая его с авто.
Замена термостата в Шевроле Ланос своими руками не займёт много времени и сэкономит круглую сумму денег. Для проведения операции без СТО понадобится плоская отвёртка, набор ключей и головок, ёмкость для охлаждающей жидкости, молоток.
Как проверить исправность термостата
Перед заменой нужно проверить действительно ли проблема в термостате. Проверка проводится на остывшем автомобиле.
- Запустить двигатель.
- Найти верхний шланг радиатора. Изначально он должен быть холодный.
- Подождать, пока охлаждающая жидкость прогреется до 85 градусов.
- Потрогать шланг радиатора — он также должен нагреться.
Если шланг остался холодным — термостат неисправен.
Как заменить термостат
Термостат Шевроле Ланос представляет собой неразборную конструкцию. Категорически запрещается производить замену термостата на тёплый двигатель.
- Слить полностью охлаждающую жидкость из системы.
- Снять крышку кожуха газораспределительного механизма (ГРМ).
- Выставить ремень ГРМ по меткам путём кратковременного запуска двигателя. Разрешается подкрутить вручную до нужных меток. Для этого необходимо поставить авто на нейтралку и крутить ГРМ по часовой стрелке.
- Выкрутить два крепления кожуха ГРМ.
- Снять корпус воздушного фильтра.
- Открутить болты защиты картера двигателя под бампером.
- Расслабить крепление шкива распредвала и одновременно стаскивать шкив с вала.
- Снять резиновый патрубок с термостата.
- Отключить разъём кислородного датчика.
- Согнуть патрубок вдвое и зафиксировать изолентой.
- Открутить болты термостата.
- Оттянуть в сторону кожух ГРМ и снять крышку термостата.
- Вставить новый термостат и собрать конструкцию в обратном порядке.
- Залить охлаждающую жидкость.
Для избежания течи можно заменить уплотнительное кольцо.
Если двигатель на автомобиле Шевроле Ланос сильно перегревается или, наоборот, слабо прогревается, в этом случае требуется замена термостата. Чтобы узнать в каком техническом состоянии он находится, нужно сделать следующее: запустив двигатель, поставьте руку над верхним шлангом радиатора – о правильной работе будет свидетельствовать холодный поток; затем при достижении ОЖ 85-градусной отметки, шланг начнет активно нагреваться. Это говорит о том, что жидкость достигла большого контура. В случае если нагревание не произошло, термостат необходимо снять и определить причину неисправности. Если термостат находится в непригодном состоянии, его следует полностью заменить, так как он имеет цельную конструкцию.
Итак, начнем процесс снятия и установки термостата Шевроле Ланос:
1) Для начала необходимо опустошить систему охлаждения, для этого сливаем охлаждающую жидкость. Открутите пробку расширительного бачка – возьмите какую-нибудь емкость и расположите его под сливным краном нижнего левого бачка радиатора. 2) Теперь снимаем ремень насоса гидроусилителя руля и привод генератора, затем с помощью ключа на «12» и на «14» ремень привода компрессора кондиционера и газораспределительного механизма; 3) Снимаем крышку (заднюю) привода газораспределительного механизма; 4) Берем новый термостат, инсталлируем на него уплотнительное кольцо и ставим на прежнее место; 5) Делаем очистку от загрязнений привалочных поверхностей головки блока цилиндров, после чего закрепляем крышкой гнезда; 6) Ставим на место ремень привода газораспределительного механизма, затем проверяем его натяжение, при необходимости регулируем; 7) Теперь следует установить все детали в обратной последовательности;
По какой причине антифриз может закипеть?
Есть несколько причин и условий, при которых хладоген может закипеть. Каждая ситуация требует внимательного рассмотрения, поэтому, я бы хотел остановиться на случаях закипания антифриза более подробно.
Ситуация №1 — В расширительном бачке недостаточно антифриза
Данная проблема случается нередко, но и решить ее можно очень просто. При минимальном количестве хладогена в бачке, жидкость будет закипать очень быстро. Чтобы не допустить перегрева, можно действовать двумя способами:
- Если смесь недавно менялась, но уже израсходовалась, то стоит долить нужное количество вещества, ориентируясь по специальным отметинам на бачке.
- При необходимости замены, стоит удалить старый и залить новый полностью.
Ситуация №2 — Наличие протечек и нарушение герметичности системы охлаждения
Если уровень ОЖ продолжает уменьшаться, значить проблема заключается в нарушении целостности системы или емкости. Для урегулирования ситуации достаточно проверить отдельные элементы системы и определить где протекает. Когда не удается найти место протечки своими руками, то стоит обратиться в СТО.
Ситуация №3 — Неисправность термостата
Термостат – это прибор, который устанавливает нужные температурные отметки для охладителя и устанавливает параметры движке. Когда температурный уровень выше 90 градусов Цельсия, то между частями системы открывается специальный клапан. Вещество из малого круга попадает, сначала в большой, потом в радиатор и охлаждается.
Если термостат неисправен, то клапан не срабатывает, а хладоген начинает бурлить и вспениваться в расширительном бачке. Для проверки работоспособности прибора, потребуется заглушить машину. Порядок действий аналогичный в предыдушем случае — проверка работы патрубков. Если один холодный, а другой горячий, значит, прибор неисправен. Прибор контроля придется менять.
Ситуация №4 — Повышенное давление в системе и неисправность радиатора
По аналогии с термостатом, может отказать и радиатор. Особенно часто, подобное нарушение случается во время жары. Чтобы решить проблему, достаточно заглушить мотор и дать ему остыть.
Иногда, датчик, находящийся внутри машины, указывает на нормальное положение, но оххладитель все равно закипает. Здесь проблема может быть в давлении. При увеличении температурного уровня, давление на смесь повышается. Как результат – кипение.
Ситуация №5 — Засорение системы и образование накипи
Отложения образуются в трубках радиатора или в самом устройстве. Это снижает охлаждающие способности агрегата и антифриз закипает. Для исправления ситуации достаточно промыть устройство или заменить.
Причиной возникновения такого нарушения может стать использование некачественного антифриза
Чтобы не доводить систему до негативного состояния, необходимо, уделить внимание выбору подходящей охлаждающей жидкости
Роль охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Как уже было сказано, основная задача системы охлаждения – отводить избыток тепла от нагретого двигателя, не давая ему перегреваться. Плохая циркуляция антифриза в двигателе может привести к его поломкам. Однако у современной системы охлаждения функций может быть больше. Среди них:
- Нагревание воздуха. Это необходимо для нормальной работы системы отопления, а также кондиционирования и вентиляции.
- Охлаждение моторного масла. Смазка также нагревается в процессе работы, что ухудшает ее свойства. Охлаждение помогает обеспечить равномерное и стабильное смазывание.
- Охлаждение газов в механизме рециркуляции. Это нужно, чтобы снизить температуру горения топливной смеси.
- Охлаждение жидкости в КПП. От температуры этой жидкости зависит функциональность коробки передач.
Плохая циркуляция охлаждающей жидкости наносит автомобилю вред в целом, поэтому все ее элементы должны функционировать нормально.
Профилактика
В заключении несколько слов о том, что нужно делать, чтобы избегать описанных неприятностей в пути:
Своевременно проводить ТО системы охлаждения в соответствие с регламентам
Осматривать двигатель на предмет подтекания, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Применять только оригинальные детали и расходные материалы или качественные аналоги
Пополняя емкость, нужно быть уверенным в совместимости ОЖ. Незначительные неисправности необходимо устранять незамедлительно. Они быстро перерастают в критические. Не допускайте перегревов. Они приводят к искривлению головки блока. Не эксплуатируйте автомобиль длительно на предельно допустимой температуре. При этом может происходить местный перегрев. Поршневое компрессионное кольцо в результате такого температурного воздействия теряет упругость, становится “ватным”, что приводит к неизбежности ремонта ЦПГ
Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя
Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких авто удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется следующим образом:
- Машину достаточно загнать на эстакаду. Сделать это нужно таким образом, чтобы передняя часть была немного приподнята.
- Далее на радиаторе нужно открутить специальную пробку, после чего двигатель можно запустить.
- После нескольких минут работы на ХХ воздух стравливается из системы охлаждения мотора.
При этом данный способ не поможет решить задачу на более современных автомобилях. На подобных ТС система охлаждения полностью замкнутого типа, то есть для развоздушивания воздух нужно «выгонять». Чтобы это сделать, можно пойти двумя путями.
Первый способ предполагает откручивание крышки расширительного бачка, затем двигатель с открытой крышкой работает на ХХ какое-то время, затем нужно сесть в автомобиль и интенсивно погазовать, поднимая обороты до 3-3.5 тыс. об/мин. Далее крышку нужно закрутить и проверить работу системы.
Если этот способ не помог, тогда ослабляется верхний патрубок, который идет от печки. Нужно быть готовым к тому, что начнет вытекать и сам антифриз. Далее двигатель запускается, при этом нужно следить, когда из вытекающей ОЖ пропадут воздушные пузырьки. Их исчезновение укажет на то, что воздушную пробку успешно удалили из системы. Давайте рассмотрим этот способ более подробно на примере модели ВАЗ «Калина».
Перед началом работ следует подготовить ключи для демонтажа пластиковых защитных элементов. Также потребуется наличие отвертки, чтобы отпускать и затем затягивать хомуты.
Итак, первым делом снимается пластиковая защита. Данная защита на указанной модели ТС прикрепляется к корпусу при помощи шпилек, которые имеют уплотнители из резины.
Далее с верхнего или с нижнего патрубка нужно снять хомут. Теперь следует открутить крышку расширительного бачка
Если двигатель горячий, соблюдайте осторожность, так как разогретая ОЖ может выплеснуться из бачка!
Затем горловина бачка накрывается чистой тряпкой. Далее на горловину следует натянуть подходящую трубку из резины
После этого нужно подать немного воздуха в бачок, дунув в трубку. Желательно делать это при помощи компрессора.
Помните, ОЖ является сильным ядом! Только в крайнем случае продувайте бачок ртом, при этом не допускайте попадания охлаждающей жидкости внутрь, в глаза или на кожу, не вдыхайте пары!
- После подачи воздуха в бачок, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должен начать вытекать антифриз. После этого нужно убедиться, что в вытекающей ОЖ нет пузырьков воздуха, затем быстро накинуть патрубок на штуцер, поставить хомут на место и затянуть его. На этом этапе процесс развоздушивания можно считать завершенным.
- Далее потребуется довести уровень ОЖ до нормы (обычно «на холодную» заливается на 4-5 мм. выше о, так как после прогрева ДВС жидкость увеличится в объеме и поднимется до о.
- После этого двигатель можно завести и прогреть. В ряде случаев в рамках этой процедуры нужно немного накрутить крышку расширительного бачка, не затягивая ее. Затем следует дать силовой установке поработать на холостом ходу, периодически поднимая обороты. Данный способ позволит удалить излишки воздуха, которые могли образоваться при доливе жидкости.
- Если все в порядке, крышку можно закрутить плотнее, однако не следует стараться затягивать ее слишком сильно.
Температура и причины кипения
Кипение жидкости в двигателе является довольно распространенной поломкой, возникающей в результате каких-либо неисправностей в системе охлаждения. Если двигатель закипает, то движение транспортного средства категорически запрещается, поскольку при частом кипении двигатель может и вовсе выйти из строя. Тогда автовладельцу может даже не помочь и капремонт.
Неисправностей, по которым может вскипать любой хладагент в расширительном бачке, может быть несколько. Но все они связаны с поломками, которые, приводят к перегреву мотора. Температура кипения «Тосола», будь он синего, красного или зеленого цвета, составляет 100 градусов Цельсия, но производители жидкостей, как правило, увеличивают этот показатель до 108 градусов. Что касается традиционных антифризов, то они также вскипают при вышеуказанной температуре.
Синий и зеленый хладагенты
Конкретно обозначить температуру с точностью до градуса нельзя, поскольку ее определяет каждый производитель.
Рассмотрим неисправности, при которых может возникнуть кипение хладагента:
- неисправность термостата;
- неисправность радиатора охладительной системы;
- неисправность центробежного насоса (помпы);
- недостаточный уровень хладагента в системе;
- выход из строя вентилятора;
- воздушная пробка в системе охлаждения;
- выход из строя датчика температуры хладагента.
Термостат. Если этот элемент поломается, то его клапана заклинят в одном положении. То есть хладагент будет протекать в системе по одному из кругов циркуляции (по малому), и жидкость не сможет охлаждаться должным образом. Так антифриз закипит и это можно будет увидеть, открыв крышку расширительного бачка, поскольку пары из системы будут выходить именно через бачок.
Чтобы узнать, какой термостат — рабочий или нет — нужно открыть капот и найти два патрубка, ведущие к нему. По этим шлангам жидкость проходит к радиатору и от него. Если патрубок, подводящий хладагент к радиатору горячее, чем второй шланг, то термостат пора менять.
Забитый радиатор — одна из причин кипения двигателя
Радиатор охлаждения также может стать причиной кипения жидкости в системе.
Он выходит из строя в нескольких случаях:
- если сердцевина радиатора засорена пылью и осадками «Тосола» (в этом случае снижается воздушный поток, проходящий через нее);
- накипь и образование осадков внутри патрубков (значительно снижается теплопроводность шлангов, в результате чего жидкость недостаточно охлаждается);
- транспорт двигается с небольшой скоростью (воздушный поток через сердцевину радиатора для охлаждения антифриза недостаточный).
Также хладагент может закипеть в охладительной системе, если помпа работает неэффективно. В частности, это относится к тем двигателям, где шкив насоса получает крутящий момент отдельно от газораспределительного устройства. В этом случае снижение частоты вращения шкива может случиться от ослабления натяжения приводного ремня. Если ремень ослаблен, то скорость циркуляции хладагента значительно снижается, что может вызвать его кипение.
Вызвать кипение двигателя в системе может выход из строя вентилятора охлаждения, образование воздушной пробки, а также недостаточный уровень жидкости в бачке.
Кипение мотора авто