Историческая справка по танку ИС-3.
Танк начал разрабатываться летом 1944 года, а первый серийный образец сошел с конвейера в мае 1945 года и продолжал производиться до середины 1946 года. Так как танк так и не успел принять участие в боевых действиях, он стал первым послевоенным советским танком.
В ходе разработки этого танка были учтены все недостатки танков, участвовавших в битве на Курской дуге
В первую очередь было обращено внимание на характер повреждений, полученных в битве, предыдущими поколениями танков. Больше всего повреждений было получено в лобовую броню корпуса и башни
В результате для нового танка была разработана новая обтекаемая форма башни и корпуса, для повышения показателей брони, ИС-3 стал первым танком, который получил так называемый «щучий нос».
Как и все предыдущие танки того времени, ИС-3 имел массу существенных недостатков в ходовой части — ненадежный двигатель и трансмиссию, что объяснялось фактом военного времени, инженеры просто не имели времени доводить проект до полной готовности и надежности. Эти проблемы и сняли причиной снятия танка с производства. Не принимая участия в боевых действиях, ИС-3 принял участие в параде, посвященном победе над фашистской Германией, который проходил в Берлине.
Историческая справка
-
Основная статья: История ИС-3
Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.
На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.
Советская Армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.
Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.
Быть, а не казаться?
Разработанный и производимый в спешке завершающих военных лет, ИС-3 получил массу конструктивных недоработок, из-за которых уже в недалёком 1946 году был полностью снят с производства.
Однако ряд инновационных конструктивных разработок, применённых в ИС-3 внесли ощутимый вклад в будущее танкостроение не только СССР, но и танкостроение ряда зарубежных стран.
Пожалуй самыми важными новшествами стали конструкции бронекорпуса и башни, которые действительно завораживают своей красотой и мощью.
Фото автора. Послевоенный ИС-3 в Гомельском музее воинской славы (Беларусь). Созданные в послевоенные 1945-1946 годs «ИСЫ» можно определить по приваренным бонкам для крепления 4-ёх запасных траков на верхних наклонных бронеплитах. Ещё 2 фото справа ->->->
Фото автора. Легендарный «щучий нос» ИС-3. Ещё 1 фото справа ->->->
Фото автора. Корма танка ИС-3. Посередине установлен кронштейн для фиксации орудия танка. В походном положении он передвигался с повёрнутой и зафиксированной к корме пушке
Фото автора. Послевоенный ИС-3 в Гомельском музее воинской славы (Беларусь). Созданные в послевоенные 1945-1946 годs «ИСЫ» можно определить по приваренным бонкам для крепления 4-ёх запасных траков на верхних наклонных бронеплитах. Ещё 2 фото справа ->->->
С танком ИС-3 автор статьи познакомился в начале ноября 2021 года в Гомельском музее воинской славы. Признаться честно, эта боевая машина вызвала у меня бурю восторженных эмоций, ведь она очень характерно выделялась на фоне другой бронетехники, в особенности военных лет. Танк действительно опережал своё время.
Сваренный бесчисленными нитями блестящих швов «щучий нос» смотрится на танке особенно завораживающе и внушительно:
Фото автора. Сваренный «нос Сталина» («щучий») во всей красе. Ещё 3 фото справа ->->->
Фото автора. Ещё 2 фото справа ->->->
Фото автора. Ещё 1 фото справа ->->->
Фото автора. Сваренный «нос Сталина» («щучий») во всей красе. Ещё 3 фото справа ->->->
Что интересно, конструкторы сумели сохранить почти такой же метраж сварных швов, как и в предшественнике, успевшем повоевать — ИС-2. Практически все сварные швы выполнялись с помощью легендарных установок автоматической сварки академика Патона, однако сам «щучий нос», из-за наклонной конструкции и невозможности удержания на разделке флюса, сваривался вручную — аустенитными электродами.
Спешка военного производства, недостаток качественного оборудования и рабочих специалистов наложила свой негативный отпечаток и на качество сварки…
Из протокола одних из последних испытаний уже несколько раз модернизированного танка ИС-3, прошедших с 23 марта по 11 апреля 1945 года:
А: КОРПУС И БАШНЯ
- недостаточно высокое качество литой брони башни (даёт трещины) и слабые крепления укладок снарядов по стенкам башни (разрушаются сварные шва после первых попаданий снарядов в башню);
- недостаточная прочность сварных швов и жёсткость листов фальшбортов. После 696 и 855 км пробега танка разрушились сварные швы правого фальшборта почти по всей длине и на 1016 км разрушился ящик с артиллерийским ЗИП;
- верхние лобовые листы бронекорпуса не пробиваются 88-мм бронебойным снарядом с расстояния 350 метров, 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 метров. 88-мм оставил вмятину глубиной 28 мм, а 122-мм — вмятину глубиной 35 мм. Вмятины привели к трещине в сварном шве на верхушке соединения верхних лобовых бронеплит;
Что сказать? Сварной шов — потенциально слабое место в любой металлоконструкции, а в броневой и подавно. Мы знаем множество примеров, когда корпуса танков, отечественных и зарубежных, буквально развались от снарядных попаданий.
Забавным выглядел другой факт: комиссия Главного Бронетанкового Управления Красной Армии, после проведения полигонных испытаний постановила, на ряду с другими замечаниями, усилить сварной шов в месте полученной трещины.
Замечание было устранено с отчётом: «шов в районесоединения верхних лобовых бронеплит лобовой части бронекорпуса ИС-3 был усилен замком, сваренным особенным способом».
Вот этот самый «особый» замок:
Честно говоря, чего-то особенного в этом замке, а тем более способе его изготовления, я не заметил. Сведений о том, исправил ли он существующее опасное положение найти также не сумел. На мой личный взгляд, от растрескивания сварных швов он мог спасать едва ли…
Интересные факты:
- танки ИС-3 в составе советской армии почти не нигде не воевали, если не считать городские бои при подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Там их эффективность оказалась крайне малой, поскольку их довольно легко поджигали с помощью коктейлей Молотова;
- танк ИС-3 изображён на петличном знаке танковых войск ВС РФ:
История создания танка ИС-3. Соперничество двух инженеров
Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1» началась летом 1944 года. Часть этого танка, а именно башня, была спроектирована в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода, главным инженером и конструктор М.Ф. Балжи.
Особенностью танка от Балжи являлось нестандартное конструкторское решение, основанное на исследовании повреждений подбитых советских танков ИС-2, в проектировании башни, а именно ее низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. Изначально корпус танка ИС-3 отличался от своего приемника. По настоящий день сохранилась только одна фотография танка спроектированного на Челябинском Кировском заводе.
Теперь переместимся на Опытный завод №100 во главе которого стоял Ж.Я.Котин. Как только Котин узнал о том, что на ЧКЗ создают новый танк, был издан указ от его имени о подготовке проекта опытного танка, который мог бы составить конкуренцию ЧКЗ.
Корпус будущего танка, решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом в 56° и поворотом на 43°, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы(да, мы говорим о корпусе) под углом 73°, в ней был расположен люк механика-водителя . Нижняя бронеплита располагалась под наклоном 63°. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести.
К сожалению информация о башне производства Опытного завода №100 не сохранилась, образцы не строились.
Итак, два проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи, а корпус из проекта Ж.Я.Котина. Следует отметить, что директор ЧКЗ И.М.Зальцман когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3.
Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А.Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова:
После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ.
Тактико-технические характеристики ИС 3
Для более углубленного понимания советского тяжа ИС-3 необходимо разобрать полностью обзор всех возможностей. ИС 3 имеет неплохую для тяжа динамику, сокрушительный урон за выстрел — 390 единиц, отличное бронирование и экранированные борта.
Эти особенности позволяют комфортно чувствовать себя в любых ситуациях на полях сражений. В зависимости от позиции в списке команды, танк можно использовать по-разному. С одноклассниками – ИС-3 может прорывать направление, уверенно вытанковывая урон.
С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку сокомандников. Кроме этого, тяж может быстро менять фланги, выполняя функцию среднего танка.
Разумеется, что даже знаменитый «щучий нос», который является визитной карточкой третьего ИСа, не лишён недостатков. При постановке ромбом, повышается риск пробития ВЛД. Кроме этого, нарекания вызывают запас прочности, небольшой радиус обзора — 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.
История создания
Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.
С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.
Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.
Технические характеристики ИС-3
Новинка получила модернизированную броню и совершенно новую, оригинальную башню, выполненную в виде приплюснутой полусферы. За что ИС-3 нередко называли щукой, а его оригинальное бронирование носовой части – щучьим носом. Также кардинально доработали четырехступенчатую трансмиссию, которая досталась этому “тяжеловесу” от его предшественника.
Лобовая часть танка состояла из двух, расположенных в виде клина, металлических листов толщиной в 110 миллиметров. Оригинальная башня могла похвастаться броней до 255 миллиметров. А надгусеничные ниши, выполняющие функции противокумулятивных экранов, снаружи закрывались бронированными бортами.
Также последовали изменения и внутри танка. А именно, смотровая щель механика водителя отсутствовала. А вместо нее появился смотровой перископ.
Четырехтактный дизельный двенадцатицилиндровый мотор мощностью в 520 лошадиных сил отличался надежностью, а также позволял новому 46-тонному “тяжеловесу” развивать максимальную скорость до 40 километров в час.
Орудие Д-25Т 122 мм и спаренный с ним пулемёт ДТМ калибра 7,62 мм оставили без изменений, так как боевая мощь предшественника никаких вопросов не вызывала.
ИС-3 в компьютерных играх и художественной литературе
ИС-3 можно увидеть в отечественных играх «Sudden Strike: The Last Stand», «В тылу врага 2: Лис пустыни» и «Карибский кризис», в игре «Close Combat 3: The Russian Front», в игре для приставки PS1 «Panzer Front», а также в MMO-игре «World of Tanks».
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
Неоднократно упоминается в книгах Т. Клэнси, в основном в качестве примера бездумности военного руководства СССР, консервировавшего эти танки вплоть до 2000-х годов. Также автор утверждает, что этот танк «производился долгие годы после войны, потому что все боялись снять с производства что-то, носящее имя Сталина». Также 16 номер журнала «Русские танки» и модель посвящены этому танку.
Фото ИС-3
Парад Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года, посвященный окончанию Второй мировой войны. Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе. В параде Победы 7 сентября 1945 года помимо советских войск приняли участие американские, английские и французские войска, находившиеся в Берлине для обеспечения оккупации Германии. Принимал парад маршал Г.К. Жуков.
Таже колонна Ис-3 на параде Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года — вид сзади
Ис-3 чехословацкой армии
Ис-3 на первомайском параде в Москве 1949 года
Похожее
Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк
Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Тип 10 — японский танк
Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тип 99 — китайский танк
Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)
Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня
Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Башня
ИС-3 получил новую каплевидную башню, производящуюся с помощью литья и обеспечивающую отличную защиту. Её толщина плавно менялась от 255 мм в лобовой части до 220 мм по бокам внизу и 110 мм вверху. Вся броня была расположена под наклоном — от 42° до 59°.
Также имелась маска орудия толщиной 250 мм, дополнительно защищающая ослабленное место.
Несмотря на мощную броню, во время испытаний один из выстрелов, произведённых из пушки калибра 88 мм, пробил лоб башни при стрельбе с расстояния 300 метров.
Для экипажа на крыше башни расположили люк с двумя крышками, на правой из которых установили смотровой прибор заряжающего МК-4, аналогичный имеющемуся у наводчика, а на левой — командирский люк вместе с прибором наблюдения ТПК-1.
Интересной особенностью стала автоматизация поворота башни, которая позволяла командиру навести орудие на цель в своём прицеле одним нажатием кнопки.
Сам механизм поворота был планетарным, с электрическим и ручным приводом.
Модификации
Вскоре стало понятно, что у ИС-3 довольно много недоработок и недостатков, поэтому в 1946 году была созвана комиссия для их анализа, а с 1948 по 1952 годы все ИС-3 подверглись исправлению конструктивных недостатков.
В конце 50-х годов приняли решения поднять уровень танка до более современного, в результате появился ИС-3М.
Он получил корпус увеличенной жёсткости, двигатель В-54К-ИС, новые пулемёты ДШКМ и ДТМ, прибор ночного видения ТВН-2, воздухоочистители ВТИ-2, усиленные узлы подвески, новое электрооборудование и устройства радиосвязи.
Хоть такое комплексное усовершенствование значительно повысило ТТХ и надёжность, но его время уже прошло, поэтому ИС-3М после модернизации ставились на долгосрочное хранение.
На базе Ис-3 было создано 2 оригинальные машины — Объект 704 и Объект 757.
Объект 704 обладал рекордно низкой высотой и мощной защитой для тяжёлых советских САУ, но тесная компоновка и большая длина отката оказались слишком неудачными для экипажа, в связи с чем эта экспериментальная машина так и не была принята на вооружение. Другим названием этой САУ было ИСУ-152 образца 1945 года.
Объект 757 был изготовлен в 1952 году и вёл стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами Рубин на дальность до 4 км. Из-за недостатков ракет, появления Объекта 772 и морального устаревания тяжёлых танков, он так и остался в единственном экземпляре.
Вооружение
Основное орудие Д-25Тс двухкамерным дульным тормозом и раздельным заряжанием перекочевало на ИС-3 с ИС-2, поскольку вполне отвечало требованиям.
По наследству перешёл главный недостаток орудия — низкая скорострельность, в лучшем случае достигающая немногим более 2 выстрелов в минуту.
Боекомплект составляло 28 снарядов. 18 осколочно-фугасных, уложенных в укладки серого цвета, и 10 бронебойных, уложенных в чёрные. Подобное деление по цветам применялось для ускорения работы заряжающего.
В маске вместе с орудием устанавливался пулемёт ДТ калибром 7,62 мм и боекомплектом 756 патронов, а на крыше располагался зенитный ДШК калибром 12,7 мм с боекомплектом 250 патронов.
Как играть на ИС 3
Для определения тактика ведения боя на ИС 3, начать следует с того, что машина очень легко осваивается даже неопытными игроками. Кроме того, не будем забывать, что «тройка» – это машина первой линии, поэтому не нужно настреливать дамаг по чужому засвету скрываясь в зелёнке. Танк должен находиться впереди, максимально пользуясь мощью своего орудия. При этом, бросаться в гордом одиночестве в кучу врагов явно не стоит: светляки и ст запросто «заклюют» любого тяжа. Кроме этого, характерная для «советов» низкая точность и долгое сведение не способствуют перестрелкам на расстоянии. Поэтому идеальные условия для ИС-3 – это городские карты.
Чтобы полностью насладиться высоким потенциалом техники, необходимо научиться грамотно играть от брони: держаться в укрытии, подставлять башню и танковать бортовыми экранами. Кстати, экраны гасят попадания не только от одноклассников, но и высокоуровневых противников.
Если появляется необходимость покинуть укрытие, не стоит выезжать ромбом, надеясь на рикошет. В таком положении, ВЛД встаёт плоскостью, соответственно при попадании гарантированно будет пробитие.
ИС-3 один из немногих танков в игре, который ловит рикошеты под прямым углом: «щучий нос» выполняет свою функцию. При этом не нужно забывать о танце: отклонение корпуса из стороны в сторону под углами в 5-10 градусов. Этот приём затрудняет выцеливание слабых мест, повышает вероятность непробития и даёт время на перезарядку орудия.
ИС-3 хорошо чувствует себя в клинче, но только с противниками, равными по силуэту. Сходясь с высокими машинами, ИС подставляет крышу башни, где всего 20 мм брони. Всегда помните один важный нюанс: любой танк хорошо танкует с полным запасом прочности. Поэтому отсиживаться в кустах на такой машине со 100% здоровья будет просто верхом безумия.
«Иосиф Сталин» в бою
Боевое крещение ИС-3 прошел во время подавления советскими
войсками Венгерского восстания в 1956 году. Тогда восставшим удалось уничтожить
несколько тяжелых машин.
В реальных боях эти танки впервые применила египетская армия
в ходе Шестидневной войны с Израилем в 1967 году. СССР поставил Египту порядка
100 машин. Больших успехов они не достигли.
Плохообученные египетские экипажи не имели шансов в
маневренном бою против хорошо подготовленных израильских танкистов на
современной технике. Часть тяжелых советских машин была попросту брошена при отступлении,
и они какое-то время служили в Армии обороны Израиля.
Во второй раз отметился ИС-3 во время боевых действий на
востоке Украины в 2014 году. Донецкие ополченцы привели в рабочее состояние
танк, стоявший на пьедестале в поселке Константиновка. Из пушки, правда, из-за
отсутствия снарядов пострелять не удалось. Но на него поставили два крупнокалиберных
пулемета.
Судьба этой машины тоже печальна. При отступлении ополченцев
ее захватили украинские силовики. Танк поставили на прикол в Киеве возле
Национального военно-исторического музея.
ИС-3 вообще больше прославился как памятник. За грозный
силуэт его любили устанавливать на многочисленных пьедесталах, до сих пор разбросанных
по всей стране. А парад союзников 7 сентября 1945 года стал не только его
премьерой, но и лебединой песней.