Только рычаг. может ли механика обходиться без педали сцепления?

Основные неисправности механической коробки и затрудненное включение передач

Хруст при переключении передач: причины и методы их устранения

Причины возникновения хруста, треска или скрежета при включении рычага коробки переключения передач могут быть разные. Все зависит от конкретного случая.

В случае незначительной поломки, не вмешиваясь в сам механизм коробки, проблема может быть устранена заменой поврежденной детали. В другом случае, более серьезном, проблему решают путем проведения капитального ремонта самой МКПП.

Основные поломки, вызывающие хруст или треск при переключении скоростей:

  • Выход из строя синхронизаторов. Синхронизаторы отвечают за плавное переключение скоростей. Со временем они изнашиваются и перестают выполнять свои функции. Это приводит к появлению хруста или треска при переключении скоростей. Проблема решается путем замены поврежденных синхронизаторов на новые. Выход из строя корзины сцепления. Корзина состоит из «лепестков», которые со временем начинают выпадать. Эта проблема чаще всего касается автомобилей с большим пробегом. В этом случае при включении одной или нескольких передач будут появляться посторонние звуки, такие как хруст или треск. Проблема решается путем замены корзины с диском сцепления.
  • Неисправность троса сцепления. Одним из важнейших элементов автомобиля является трос сцепления, посредством которого и удается добиться плавной работы самого сцепления. Изнашивание троса сцепления приводит к его обрыву, в результате чего педаль сцепления проваливается и при переключении передач появляется хруст или треск. Проблема решается путем замены троса сцепления.
  • Неисправность вала коробки передач. Еще одной из причин появления неприятных звуков при переключении передач является неисправность вала коробки передач. Решить проблему можно заменой данного узла МКПП.
  • Износ подшипников. Если при переключении передач в МКПП появляется хруст или переключение передач затруднено, скорее всего, дело в подшипниках первичного вала коробки передач. Проблему решают заменой изношенных деталей на новые.

Переключение передач без сцепления: каковы последствия?

Конкретно никаких последствий для скорости на лету не было продемонстрировано. Хотя некоторые люди по-прежнему скептически относятся к этой технике, им еще предстоит доказать ее отрицательное воздействие. 

Однако, по мнению некоторых водителей, переключение передач без сцепления может повредить коробку передач вашего мотоцикла. Кроме того, при неудачной технике мотоцикл может быть поврежден. 

Также, согласно некоторым мнениям, мотоциклы, на которых переключение передач часто осуществляется на ходу, долго не выдерживают. Кроме того, использование мотоцикла должно осуществляться в соответствии с инструкциями производителя, чтобы избежать определенных повреждений.

Таким образом, переключение передач «на лету» уже давно осуществляется байкерами, а некоторые водители продолжают это делать. Для большей безопасности предпочтительно переключать передачи без сцепления, чтобы избежать возможных повреждений мотоцикла.

Правила переключения передач

Сразу дам основное правило того, КАК правильно переключать передачи: правильно переключать передачи нужно так, чтобы автомобиль шел максимально плавно, а люди в салоне не чувствовали никаких клевков, рывков и толчков в моменты переключения. И не верьте, когда говорят, что невозможно переключаться плавно на высоких оборотах двигателя или при интенсивном разгоне. Можно! Если у кого-то из ваших знакомых, кто это утверждает, машина дергается при переключениях – хоть на высоких оборотах, хоть при «газе в пол» – посоветуйте ему сменить прокладку. Между рулем и сиденьем, разумеется :) Хотя, это не обязательно говорит о низком уровне водительского мастерства, вполне возможно, человек умеет переключаться плавно, просто не заморачивается.

И еще одно правило того, КОГДА переключать передачи: правильно переключать передачи не по спидометру, не по шуму двигателя и не по ругани сидящего рядом автоинструктора или пассажира, а руководствуясь показаниями тахометра. Напомню, что водитель переключает передачи для изменения оборотов двигателя и получения нужных ездовых качеств. Подробнее о тахометре и его показаниях, читайте в статье «Крутящий момент двигателя». А здесь я ограничусь конкретными значениями и рекомендациями: при каких показаниях тахометра следует включать ту или иную передачу.

Ошибки, возникающие при использовании МКПП

Существует 8 наиболее частых ошибок, которые быстро приведут к порчи всего механизма:

Беспрерывный выжим сцепления. Не стоит держать сцепление выжатым длительное время, так как это легко приведет к быстрому изнашиванию диска сцепления, а также выжимного подшипника, вынужденного постоянно крутиться под нагрузкой. В результате он начнет гудеть и возникнет вероятность, что он поломается при движении. Поэтому, если слышен характерное гудение, стоит немедленно его заменить, для чего придется полностью снимать коробку передач.

Интересно! 

На светофорах лучше всего включить нейтральную передачу при этом сцепление можно и не отпускать, ведь в этом случае выжимной подшипник действовать не будет.

  • Не выжимать сцепление при включении передачи. Такая проблема часто может встретиться у людей, которые постоянно ездили на автоматической коробке передач и у совсем новичков. Забыв выжать сцепление, при включении ступени механическая трансмиссия испытывает очень большую нагрузку из-за того, что от двигателя она не была отсоединена. Результатом такого действия может быть поломка зубьев шестерней или слизыванием. При этом сам механизм начинает разламываться.
  • Включать заднюю передачу в движении. Особенно часто такая ситуация может произойти в спешке. Это также, как и в предыдущем пункте, негативно сказывается на зубьях шестерней, слизывая их только с одной стороны, что не спеша приводит механизм в негодность. В такой ситуации слышится выраженный скрежет, а само переключение сделать очень нелегко. При постоянном повторении этой ошибки задняя ступень будет все хуже включаться, пока полностью не поломается.
  • Не отпускать сцепление до конца. Водители часто только приотпускают сцепление, когда стоят на подьеме, удерживая автомобиль на месте при неполном схватывании сцепления, чем активно сокращают его срок службы. Пробуксовка механизма при старте может быть наиболее пагубным, ведь полностью весь узел начинает сильно перегреваться из-за трения, что ведет к изнашиванию. Такие действия приведут к не только замене запчастей, но и полного демонтажа коробки.
  • Держать руку на рычаге переключения передач. Водители машин часто предпочитают оставлять руку на рычаге из-за удобства. Это, вроде бы, безобидное действие понемногу начинает разбалтывать весть механизм, портить вилочки, которые помогают передвигать в механической коробке муфты. Происходит из-за того, что в процессе движения автомобиль колеблется и водитель, соответственно, тоже. Колебание руки, лежащей на рычаге, оказывается довольно сильным, что приводит к потере тугости.
  • Максимально давить на газ при маленьких оборотах. Иногда, когда хочется резко ускориться многие начинают сильно давить на газ забывая при этом про обороты. Каждый подшипник имеют свою определенную скорость вращения, когда она слишком низкая, то соответственно и сам подшипник не сможет выдерживать такую нагрузку. В результате начинается их быстрый износ и подвывания.
  • Понижать передачу на более двух ступеней. При эксплуатации механической коробки водители обязаны иметь представление о том, на какой скорости производить переключение ступени. Ведь в том случае, если скорость окажется выше, чем трансмиссия может вынести и сразу же после отпуска сцепления произойдет сильное торможение мотором. Это, в свою очередь, может привести к неисправности дисков и коробки, а также ремня газораспределительного механизма. Особенно опасна такая ситуация зимой, когда ведущие колеса мгновенно замедляться при таком торможении двигателем, что привести к опасному уходу с траектории движения.
  • Включать высокие передачи на низких оборотах. Как и в случае понижения на более двух ступеней включать при низких оборотах двигателя 3,4 и 5 ступень не рекомендуется. Конечно, машина будет продолжать свое движение, но ей нужно будет в несколько раз больше на это сил. Из наиболее популярных неисправностей в такой ситуации — повреждение всех частей механизма.

https://youtube.com/watch?v=FITVjH2s8es

Даже опытные водители могут допустить одну из этих ошибок. Для того чтобы не допускать ошибок в работе с МКПП и быстро научиться чувствовать двигатель рекомендуется переключать ступени при нужных оборотах мотора.

Почему важно уметь переключать МКПП без сцепления?

Фото: avtoskill.ru

Всем известно, что механическая коробка передач всегда сопровождается системой сцепления. Однако, очень часто водители могут столкнуться с проблемами при эксплуатации такого автомобиля. Отказ важных узлов может настигнуть внезапно, и покажется, что добраться до ближайшего автосервиса своим ходом невозможно. Однако, существует алгоритм переключения передач без участия сцепления, который позволит выйти из этой сложной ситуации.

Какой бы надежной не была система сцепления, она тоже может дать сбой. В результате этого переключить передачу на коробке привычным способом будет действительно невозможно. Среди одних из наиболее распространенных проблем можно выделить обрыв троса, который идет от педали к вилке, а также выход из строя выжимного подшипника. Если подобная неприятность настигла вас в городе, то не должно возникнуть трудностей с вызовом эвакуатора до ближайшего автосервиса. А вот где-нибудь на трассе вдали от цивилизации придется справляться своими силами. Для этого и стоит освоить способ переключения передач без сцепления.

Фото: carakoom.com

Для того, чтобы привести автомобиль в движение без использования педали сцепления, требуется выполнить простую процедуру. Нужно включить первую передачу при заглушенном двигателе и начать крутить стартером, слегка нажимая на педаль газа. В этот момент можно будет почувствовать, как автомобиль характерно дернется, однако, продолжит движение за счет поддержания оборотов. Двигаясь только на первой скорости, можно будет доехать до пункта назначения или ближайшего СТО. Однако, это не совсем удобно, поэтому давайте рассмотрим процедуру дальнейшего переключения передач.

Во время движения вперед шестерни в КПП соединяются между собой по одной стороне. В момент, когда водитель отпускает газ, они меняют свое положение за короткий промежуток времени. Именно в этот момент появляется возможность перейти на нейтральную передачу. Поэтому нужно отпустить педаль акселератора и перейти на «нейтралку».

Включить повышенную передачу можно, если правильно подгадать нужный уровень оборотов двигателя. При показателе в 1500–2000 оборотов в минуту сравнивается скорость валов. В этот момент водитель может включить необходимую передачу, не используя сцепление. Но усилие на селектор в этом случае должно быть немного больше, чем обычно.

Фото: avtoskill.ru

Перейти на пониженную передачу можно с помощью перегазовки на «нейтралке». В этом случае сначала нужно включить нейтральную скорость, после чего кратковременно выжать педаль газа. Когда обороты начнут падать, можно переключиться на пониженную передачу. Нужно отметить, что включать высокие передачи заметно легче, поэтому рекомендуется двигаться именно на них.

Как видно, даже если сцепление отказало, можно не хвататься за голову, а при помощи нескольких манипуляций справиться с переключением передач. Это позволит без особого труда и вреда для коробки передач добраться до пункта назначения или СТО, где проблему со сцеплением устранят специалисты.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Когда ехать опасно

В процессе работы ведомый диск сцепления обязательно изнашивается. Интенсивность такого явления напрямую зависит от манеры езды. При аккуратном вождении его эксплуатационный ресурс может составлять 120000 километров пробега.

Во время вождения каждому водителю важно воспринимать сигналы, которые подает сцепление, и правильно на них реагировать. Автомобилиста должны насторожить следующие явления:

Автомобилиста должны насторожить следующие явления:

  • пробуксовка сцепления;
  • рывки при его работе;
  • посторонние шумы при переключении передач;
  • механизм не может разъединиться.

Это происходит из-за разломов опорного подшипника, фрикционных накладок, износа колец синхронизатора. Неожиданная критичная поломка практически всегда является следствием невнимательности водителя. Если игнорировать вышеописанные симптомы, то это приведет к необходимости замены всей корзины сцепления.

Существуют обстоятельства, при которых продолжать ехать на автомобиле просто недопустимо. Делать это нельзя в следующих ситуациях:

  • при «заклинивании» на заднем ходу или высокой передаче;
  • на крутом подъеме или спуске;
  • при нестабильности в работе;
  • при сильной тряске, вибрациях, «хрусте» в момент переключения передач.

Резкое торможение

Проблема недостаточного опыта и слабого изучения возможностей собственного автомобиля. Начинающий водитель ещё не чувствует свою машину, а потому не может правильно распределять торможение и разгон.

Новичку кажется, что впереди много свободного пространства, горит зелёный свет светофора, и можно разгоняться. Но вдруг светофор начинает мигать, а скорость уже приличная. Ничего другого не остаётся, как резко ударить по педали тормоза.

Существуют специальные теоретические и практические занятия, где рассматривается вопрос постепенного торможения. Инструкторы рассказывают, что тормозить нужно заранее, предугадывая изменение дорожной ситуации. Слишком опасно в последний момент пытаться остановить машину. Особенно, когда дорога мокрая, покрыта снегом или обледенела. Это существенно увеличивает тормозной путь.

Педаль тормоза имеет огромное значение в вопросах безопасности движения. Потому учитесь тормозить плавно, начинать останавливаться заранее, слегка притормаживая, чтобы уже на минимальной скорости подходить к перекрёстку или ко входу в поворот.

Резкое торможение не только вредит тормозной системе и подвеске автомобиля. Останавливаясь подобным образом перед позади идущими машинами, водители просто не успеют среагировать на ваше решение. Как результат, в новичка въезжают сзади. Причём виноват будет именно тот, кто резко затормозил. У водителя сзади просто не было шансов. Хотя тут возникает вопрос относительно дистанции.

Шаги

Метод 1 из 2:

Переключение вверх

  1. 1

    По ходу движения автомобиля, если вы хотите повысить передачу, и она находится в области, позволяющей переключится, уберите ногу с педали газа. Это ослабит нагрузку на трансмиссию. Затем, быстро выключите передачу.

  2. 2

    Тяните или толкайте ручку переключения передач в сторону желаемой передачи, прилагая небольшое давление. Учтите, что давление на ручку на всех машинах разное. Если вы приложите слишком большое усилие, то включите передачу преждевременно, что вызовет стирание зубцов. Если усилие слишком маленькое, то передача так и не включится, что так-же вызовет стирание зубцов.

  3. 3

    Как только обороты двигателя будут соответствовать оборотам трансмиссии, передача включится.

  4. 4

    Как только передача включена, вы можете продолжать движение.

Метод 2 из 2:

Переключение вниз

  1. 1

    Если по мере движения вы захотели переключится вниз, так как двигатель не выдает мощности необходимой для нормального движения, уберите ногу с педали газа и выключайте передачу.

  2. 2

    Нажмите педаль газа чтобы довести обороты до 2000-2500 об/мин, затем бросьте газ.

  3. 3

    Затем, когда обороты начнут падать, толкайте рычаг коробки передач в сторону желаемой передачи, прилагая небольшое усилие.

  4. 4

    Когда передача включится, вы можете продолжать движение.

  • Учите, что не все коробки передач позволяют плавно переключаться без сцепления, частые неудачные переключения могут быть причиной поломки трансмиссии. Коробки передач, предназначенные для больших нагрузок, могут сильнее изнашиваться и передачи будут сложнее включаться без сцепления. Лучше всего передачи без сцепления включаются в небольших автомобилях с обычной трансмиссией.
  • Когда переключаетесь вниз, убедитесь, что обороты двигателя начали падать, прежде чем пытаться включить передачу. Если вы приложите усилие преждевременно, зубцы передачи могут быть повреждены.
  • Переключение без сцепления возможно только на движущемся автомобиле. Трогание с места на автомобиле требует использование сцепления.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Что будет если переключить передачу без сцепления

Практиковать такое постоянно без дело, естественно, не нужно. Да и вряд ли вы сможете это сделать намеренно и с легкостью. Задача из тяжелых. Потому что водитель столкнется с такой серьезной вибрацией на рычаге, что сразу станет ясно — пора заканчивать с такими экспериментами.

Все-таки давайте не будем забывать, что шестеренки и венцы — это изделия из легированной стали. У человека не так много сил, чтобы их «победить». Определенно присутствует малая доля вероятности, что зубцы смогут совпадать, в результате чего передачу удастся переключить. Но шансы на это очень малы. Здесь самое главное — это момент зацепления рычага с шестеренкой. А его нет, как вы понимаете.

Предупреждения

  • Учите, что не все коробки передач позволяют плавно переключаться без сцепления, частые неудачные переключения могут быть причиной поломки трансмиссии. Коробки передач, предназначенные для больших нагрузок, могут сильнее изнашиваться и передачи будут сложнее включаться без сцепления. Лучше всего передачи без сцепления включаются в небольших автомобилях с обычной трансмиссией.
  • Когда переключаетесь вниз, убедитесь, что обороты двигателя начали падать, прежде чем пытаться включить передачу. Если вы приложите усилие преждевременно, зубцы передачи могут быть повреждены.
  • Переключение без сцепления возможно только на движущемся автомобиле. Трогание с места на автомобиле требует использование сцепления.

Процесс переключения

При прямолинейном движении и во время поворота водителю требуется менять текущую скорость, выставленную на механике.

Делается это по определенному алгоритму, который можно представить в следующем виде:

  • Плотным движением левой ногой выжимается в пол педаль сцепления;
  • одновременно с этим необходимо отпустить ногу с педали газа;
  • плавно, но быстро выбирайте на коробке нужную передачу;
  • при прохождении рычага сначала возвращаетесь в нейтраль, а затем уже в необходимую скорость;
  • далее сцепление отпускается;
  • параллельно начинается работа педалью газа, чтобы не терять скорость и обороты;
  • после полного отпускания сцепления прибавляется хороший газ.

Переключение передач без сцепления на мотоцикле: в чем преимущества?

Все еще называется скорость на летуПереключение передач без сцепления – очень старая техника, которую использовали пилоты

Хотя это является предметом споров, все же важно знать, как это сделать, чтобы воспользоваться преимуществами, которые он предлагает на трассе. 

Для упрощения вождения

Переключение передач без сцепления значительно упрощает вождение. Водителю не придется думать о сцеплении и таким образом избежать определенных ошибок. Надо сказать, что переключение передач с помощью сцепления требует нескольких действий и, прежде всего, минимальной концентрации. Вы должны отпустить газ, выключить сцепление, переключить на повышенную передачу, снова включить и снова открыть газ. Эта процедура может сильно напиться и зря потратить время. Таким образом, скорость на лету снижает действия водителя при переключении передач. 

Несоблюдение скоростных ограничений

Достаточно интересно выглядит ошибка новичков за рулём, связанная со скоростью движения. Ведь здесь можно выделить сразу две абсолютно противоположные проблемы.

  1. Слишком маленькая скорость. Более распространённое явление, когда новичок боится лишний раз надавить на педаль газа, и старается передвигаться на минимальных скоростях. Всё хорошо, когда он строго соблюдает скоростные лимиты на участке дороги. Но совсем иначе обстоят дела, если он двигается слишком медленно там, где не запрещено прибавить газу. Подобное поведение может привести к заторам и пробкам порой даже на тех участках, где их в принципе никогда не бывает. Излишняя медлительность также опасна. Как минимум нецензурными обращениями в адрес водителя, на которые не все умеют адекватно реагировать.
  2. Слишком высокая скорость. Есть и обратная ситуация, когда человек, только получив права, сразу же старается выжать максимум из своего автомобиля. И это огромная ошибка, поскольку управление на высоких скоростях предусматривает обязательное наличие соответствующего опыта, знаний возможностей и особенностей своего авто. Последствия от превышения скорости бывают самые разные, начиная от неуправляемого заноса и выездов на встречную полосу, заканчивая вылетами с дороги и серьёзными дорожно-транспортными происшествиями.

Как вы можете наглядно видеть, обе ситуации одинаково плохо отражаются на начинающих водителях

Да, чрезмерная осторожность и малая скорость более безопасный вариант, но и он ни к чему хорошему не приводит

Нужно учиться двигаться в потоке, а не тормозить его и не создавать опасные ситуации, превышая или снижая скорость.

Возможные неисправности системы AEB

Сцепление мотоцикла и переключение передач

Как мы уже упоминали выше, сцепление необходимо для переключения передач. Действительно, он срабатывает всякий раз, когда необходимо изменить скорость во время движения. Всем известный способ переключения передач во время движения заключается в том, чтобы сначала отключить дроссельную заслонку, выключить сцепление, а затем подать движение на акселератор. 

Муфта также используется для понижения передач. Понижение передачи состоит из выключения дроссельной заслонки, выключения, нажатия на селектор и, наконец, отпускания сцепления. Тем не мение, многие водители предпочитают переключать передачи без использования сцепления. 

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Правила переключения передач на мотоцикле без выжима сцепления

В чем суть? На самом деле технология до боли проста — во время разгона вы открываете дроссель, и в момент переключения, когда дергаете лапку передач нужно просто коротким движением слегка прикрыть газ. Сделав это вы удивитесь, насколько точно и классно встанет верхняя передача, и поедете вы уже, соответственно, на повышенной.

Как переключать передачи без выжима сцепления (три действия ниже нужно выполнять слаженно и быстро, см. видео):

  • закройте газ
  • переключите передачу на повышенную
  • откройте газ

Этот метод абсолютно безопасен, он никак не вредит коробке передач, если вы будете делать все четко и правильно; метод удобен еще и тем, что становится без надобности постоянно дергать ручку сцепления при переключениях: они будут более мягкими, без дерганий при старте. Особенно вам скажет спасибо пассажир сзади (если вы едете вдвоем). В момент переключения передачи мотоцикл теряет ускорение и пассажир, следственно, сначала «клюёт» вам в спину, а при дальнейшем разгоне по инерции оттягивает назад. При переключении передач без сцепление разгон происходит максимально мягко и плавно вне зависимости от скорости.

Переключение передач вверх. Итоги

Перечислю ключевые моменты переключения передач вверх.

Выбирайте момент переключения по тахометру. Разгоняйтесь до 3000-3500 об/мин на каждой передаче при штатном, спокойном разгоне. Разгоняйтесь до красной зоны (6000-7000 об/мин) на каждой передаче в случае необходимости экстренного ускорения. Подробности – в статье «Крутящий момент двигателя».

Выключайте передачу одновременно (можно позже, но не раньше!) с отпусканием педали газа.

Действуйте рычагом и педалями с минимальной задержкой, идеально – синхронно.

Задерживайте рычаг коробки передач в нейтральном положении.

Отпускайте педаль сцепления одномоментно и быстро, но плавно, сопровождая ее обратный ход ногой.

Оптимальное время переключения передачи равно времени падения стрелки тахометра от одной передачи до другой.

Нажимайте на педаль газа плавно и постепенно. Время нажатия ее до пола – не менее 1 секунды.

Работайте педалями газа и сцепления синхронно: нажали сцепление – отпустили газ, и наоборот.

С теоретической частью повышения передач вроде бы все. В следующей статье я напишу, как понижать передачи. На словах кажется все просто, но на практике… Лично я не один год ломал себе голову и сложившиеся стереотипы, чтобы научиться переключать передачи. Поэтому если вам понадобится практика – вы можете пройти курсы «Магия переключения передач» и «Вождение по гоночной трассе», где мы изучаем не только способы переключения, но и применение переключения передач в разных жизненных ситуациях: от отказа тормозов до гоночного переключения передач. Начинающим водителям больше подойдет курс «Безопасное вождение в городе», где они научатся основам переключения передач, а продвинутым могу еще также посоветовать пройти курс самосовершенстсования в управлении автомобилем: «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

В следующей статье — о том, как понижать передачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: