Рейтинг лучших буксировочных тросов на 2023 год

Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю

Трос или цепь – чему отдать предпочтение

Согласно регламенту, автовладелец сам вправе решить, что применять – цепь или трос. Мнения на сей счет существуют разные. Многие водители считают, что лучше использовать не цепь, а именно трос. Аргументируют они свою позицию так:

  • При возникшей в момент разрыва нагрузке трос окажется более надежным и прочным. А вот звенья обычно разгибаются и рвутся.
  • Повышенный комфорт. И действительно, при движении слышно, как цепь гремит и издает громкие звуки. Трос гораздо тише. И с этим не поспоришь.
  • Отсутствие сложностей в установке. Все, что требуется, – протянуть трос под механизмом замкового типа. А для того чтобы зафиксировать цепь понадобятся дополнительные элементы.

Сторонникам использования страховочной цепи тоже есть, что ответить. Они рекомендуют приобрести пожарные карабины, с помощью которых можно легко зацеплять и отцеплять цепь, а также увеличивать ее длину. Это упростит эксплуатацию устройства, уровень комфорта и безопасности.

Штрафы

Ответственность за нарушения при эксплуатации прицепа предусмотрена КоАП РФ:

Нарушение Статья КоАП Сумма штрафа
Нарушение правил буксировки 12.21 500
Управление ТС с неисправностями 12.5 500
Управление незарегистрированным ТС 12.1 500-800 Повторно: 5000 или лишение прав на 1-3 мес.
Управление ТС, не имея соответствующей категории 12.7 5000-15000, задержание ТС и отстранение водителя

Управление прицепом без категории ВЕ, в случае, если это необходимо, приравнивается к вождению без прав.

Опыт и навыки приходят только с практикой. Со временем появится умение «чувствовать» не только автомобиль, но и всю связку. Маневры лучше отработать заранее, в пустынном месте

Важно не навредить: ни себе, ни другим

Про ПДД для мопедов и скутеров рассказывается в статье: мопед в ПДД.

Про габаритные огни в ПДД смотрите на странице.

Правила въезда во двор по ПДД узнайте из этой информации.

Законность тюнинга

Итак, вопрос о том, можно ли устанавливать на автомобиль спойлер, бампера, неродные литые диски и прочие элементы обвеса и тюнинга, глушитель, кенгурятник и прочие не предусмотренные заводом детали, регулируют 3 нормативных акта:

  • Технический регламент Таможенного союза о безопасности ТС (далее «Техрегламент»),
  • Федеральный закон О регистрации транспортных средств (далее «Приказ»),
  • наконец, ПДД.

И начнём мы с последнего правового акта – Правила чётко говорят нам о том, что, если в конструкцию машины внесены изменения без их регистрации в ГИБДД, то эксплуатировать такой автомобиль нам нельзя.

С 1 июня 2019 года вводится в действие Постановление правительства №413. Порядок внесения изменений в конструкию не изменён, но сама процедрура стала более чёткой и регламентированной.

Но с чего бы вышеуказанных элементам тюнинга быть изменениями?! А с того, что именно так говорит Техрегламент. В нём есть чёткое определение внесения изменений:

Осталось только понять, что такое составные части автомобиля. И здесь регламент имеет чёткий ответ на вопрос:

Что не относится к тюнингу?

Таким образом, для того, чтобы ответить на вопрос о законности и штрафе за глушитель, бампера, литые диски, обтекатели на крышу, фаркоп, багажник на крышу и прочие элементы тюнинга, нам нужно понять 2 вещи: предусмотрены они или нет конструкцией, влияют ли они на безопасность дорожного движения.

Но есть ещё одна важная автотонкость – Техрегламент содержит исчерпывающий список регулируемых им компонентов. Значит ли это, что если какой-то компонент не регулируется этим правовым актом, значит, его можно ставить в любом случае, да и компонентом он уже не является по букве закона?

Здесь часто возникают споры между автоюристами. И логики всё же следует придерживаться такой: регламент чётко предписывает, что такое изменение конструкции и что компоненты должны пройти испытания в составе автомобиля и быть сертифицированными, и, даже если, к примеру, спойлер не регулируется регламентом (а также с одной стороны, не является компонентом, так как не включен в список компонентов; с другой, по определению изменения конструкции, он всё же запрещён), то это всё равно не значит, что его можно устанавливать.

Вас также заинтересует:

  • Запрещена ли атермальная тонировка по ГОСТу и какой штраф?
  • У автомобиля разбита фара: можно ли ездить, что грозит и какой штраф?

Нюансы применения цепей противоскольжения на колесах машин с передним, задним и полным приводом

Приспособления для противоскольжения устанавливаются только на ведущей оси. То есть на переднеприводных автомобилях их монтируют на передние колеса, на заднеприводных – на задние. Если же вы решите оснастить таким образом неприводные колеса, вы рискуете получить лишние проблемы.

На полноприводном авто можно использовать всего одну пару таких приспособлений, причем на передних колесах. Испытания показали, что таким образом более повышается проходимость автомобиля, нежели при установке на задние колеса, даже когда речь идет о заблокированном дифференциале. Если вы хотите добиться максимальной проходимости своего полноприводного транспорта, просто дополните такими приспособлениями все четыре колеса.

Когда запрещается?

Немногие водители знают, что такой способ перемещения машины, как буксировка, не всегда применим в реальной жизни. В отдельных случаях она бывает невозможна и даже запрещена ПДД. Так, использование буксира не разрешается в следующих ситуациях:

  • При наличии знака «Движение с прицепом запрещено»;
  • Во время гололеда и на скользких участках дороги;
  • В условиях плохой видимости;
  • Когда требуется отбуксировать несколько ТС одновременно;
  • Если буксируемый автомобиля превышает по массе автомобиль-буксировщик;
  • Если общая длина сцепленного состава превышает 22 метра;
  • При неисправности рулевого управления или тормозной системы буксируемого автомобиля
  • При транспортировке автомобиля мопедом, велосипедом или мотоциклом без бокового прицепа.

Как надевать цепи противоскольжения на колеса

Устройства противоскольжения устанавливаются заранее, до того как автомобиль окажется на наиболее сложном участке дороги. Проблема в том, что оснастить колеса машины, завязшей в грязи или снегу, крайне сложно.

Чтобы надеть цепи на колеса, нужно выполнить такие действия:

  • Положите цепи на землю перед колесами ведущей оси таким образом, чтобы они лежали вдоль автомобиля, расправьте их. Все фиксирующие элементы должны быть направлены в сторону движения.
  • Теперь необходимо наехать колесами на цепи таким образом, чтобы впереди оставалось 20–30 см изделия.
  • Накиньте на колесо расположенную за ним часть оснастки.
  • Соедините фиксирующим элементом внутреннюю продольную ветку, после этого закрепите внешнюю.
  • Если на вашем изделии предусмотрен механизм натяжения цепи, самое время его использовать.
  • Нужно проехать на машине 20–30 м, чтобы изделие расправилось по колесу.

Теперь можно выезжать на бездорожье на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя. Только при таких условиях колеса смогут «выгребать» из-под себя. По городу на цепях можно передвигаться в обычном режиме, однако предварительно рекомендуется выполнить тестовый заезд. Так вы поймете, как автомобиль ведет себя в разных условиях: на снегу, льду, пр. И помните, ни в коем случае не превышайте скоростной режим, поскольку вы рискуете потерять управление или порвать цепочки.

Назначение прицепа

Перед покупкой прицепа для своего легкового автомобиля, нужно четко представлять себе цели, для которых данный прицеп приобретается. В зависимости от этого выбирайте тот или иной тип прицепа для авто: 

  • универсальное назначение –  у такого агрегата нет дополнительных креплений и он вполне подойдет для того, чтобы перевозить мелкие грузы по хозяйству. Обычно такие прицепы покупают мелкие фермеры или бизнесмены, так как груз не обладает специфичностью и большим весом;
  • специальное назначение –  это модели для транспортировки спецтехники, например эвакуации других автомобилей или для крупногабаритных грузов. Обычно на платформах такого типа имеются дополнительные крепления и их грузоподъемность выше;
  • лодочные –  для транспортировки исключительно маломерных судов: катеров и яхт на большие расстояния. 

А сыпучие грузы возите?

Если домашние догадаются, что в прицепе можно перевозить чернозем, песок, щебень и так далее, то вам придется делать это в обязательном порядке. А теперь представьте: у вас 2,5-метровый прицеп грузоподъемностью около 500 кг, а полтонны, например, песка — это около 166–200 лопат (в одну лопату помещается примерно 2,5–3 кг песка). Загрузив такое количество лопат, вам вряд ли захочется потом это разгружать, перекидав в итоге до 400 лопат по 2,5 кг каждая, не считая веса самой лопаты. Следовательно, нелишним будет приобрести прицеп-самосвал

. Стоит он дороже, но имеет ряд преимуществ и помимо быстрого сброса.

Требования безопасности и предупреждения

При эксплуатации прицепа запрещается:

  • перевозить на прицепе людей;
  • движение автопоезда со скоростью более 70 км/ч на дорогах общего пользования и 90 км/ч на автомагистралях;
  • движение автопоезда без подключения электрооборудования прицепа к тягачу;
  • движение автопоезда без надежного крепления предохранительных цепей на тягаче.
  • оставлять автопоезд или отцепленный прицеп на уклоне, если под колеса прицепа не подложены противооткатные упоры;
  • движение автопоезда без надежного крепления платформы с дышлом;
  • движение автопоезда с открытым бортом/бортами прицепа или без бортов;
  • стоянка прицепа с открытым задним бортом/бортами без выставленного знака аварийной остановки;
  • перевозить незакреплённый груз;
  • нагружать прицеп грузом, масса которого превышает значение, указанное в таблице настоящего руководства;

Изготовитель не несет ответственность за безопасность и надежность работы прицепа при внесении третьими лицами изменений в конструкцию прицепа.

Есть ли альтернатива цепям противоскольжения на колесах

Еще в Советском Союзе автолюбители оценили так называемые браслеты противоскольжения. Они дают хороший результат, удобны, однако не могут устанавливаться на переднеприводные авто, так как этому мешает тормозной суппорт.

Еще один неплохой вариант – это полиуретановые ремни противоскольжения. Конечно, их эффективность и надежность гораздо ниже, зато их очень просто устанавливать, они легки и не занимают много места.

Резиновые или «мягкие» цепи имеют низкую эффективность, но могут похвастаться парой достоинств. Во-первых, с ними разрешается передвигаться по асфальту на хорошей скорости. А во-вторых, они не так сильно деформируют подкрылок автомобиля.

Резиновые сети, кабельные модели и другие механизмы противоскольжения не получили распространения в нашей стране.

Также существуют жесткие съемные дополнительные шинные протекторы (такие как «Spikes-Spider Quick» от производителя из Швеции). Они дороги, требуют сложной установки, недолговечны, зато наиболее эффективны среди всех описанных выше вариантов.

Специфика оформления

Любое ТС необходимо поставить на учет не позже, чем через 10 дней со дня приобретения. За регистрацией можно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД независимо от места жительства или региона пребывания заявителя. 

Правила регистрации прицепов в 2023 году регламентируются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764. Вне зависимости от количества осей ТС обязательно регистрируются в государственных органах ГИБДД, при этом лицам, имеющим водительское удостоверение с отметкой «В», приобретать дополнительный полис ОСАГО непосредственно на него не нужно (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ Об ОСАГО).

Правила перемещения груза

Безопасная для водителя и участников дорожного движения перевозка грузов в прицепах имеет свои особенности.

Размещение центра тяжести груза должно быть равномерным, допустимый вес поклажи предписывается заводскими документами.

Фаркоп является единственно возможным способом надежного крепления груза. Иногда на сложных трассах или извилистых дорогах может потребоваться дополнительное использование цепи или страховочного троса.

Во время парковки трейлера необходимо использовать фиксаторы, даже если вы паркуете его отдельно.

Величина допустимого выступления габаритного груза за пределы трейлера, специальное обозначение груза в дневное и ночное время определяется ПДД.

Перевозка пассажира в прицепе запрещена, даже если это «дом на колесах». Запрет также касается взрывоопасных и воспламеняющихся веществ, газовых баллонов, топлива.

Допустимая скорость движения легкового автомобиля с прицепом составляет:

  • в населённых пунктах  не более 60 км/час, в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/час (п. 10.2 ПДД);
  • вне населённых пунктов на автомагистралях — не более 90 км/час, на остальных дорогах — не более 70 км/час (п. 10.3 ПДД).

Категория «В»: что разрешено водителю

Содержимое статьи на правовом портале www.consultant.ruСт. 25 Федерального законах

  • «B» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг;
  • «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг.

Пример:

Вы обладатель «Ford Focus» . При наличии категории «В» вы имеете право перевозить легковой прицеп, разрешенный вес которого не должен превышать 1300 кг, поскольку в целом трейлер и ТС весит не более 3500 кг.

Ось прицепа

Существует правило, согласно которому ось нужно разместить на расстоянии 35-40 % от всей длины прицепа с задней стороны. Измерив расстояние, нужно обозначить расположение будущей оси. Устанавливать ось можно расположив раму на столе в перевёрнутом виде (сборка сверху-вниз). Ось в таком случае установлена на столе, на пару блоков 4х4, а шпиндели свободно свисают. В предполагаемом месте установки оси с рамы счищается краска. Расстояние между втулками делится на два и эта точка на оси отмечается маркером.

Для контроля ещё раз измеряется ширина рамы, делится на два и полученное расстояние откладывается от середины оси, выполняется корректировка её положения. После этого можно приступать к окончательному монтажу. Обьединение элементов выполняется точечной сваркой по всей длине контакта. Лучше использовать пружинно-амортизаторную подвеску, так как она обеспечивает большую мягкость, хотя и обладает невысокой прочностью.

Какие должны быть у водителя документы

Прицеп, как полноценное механическое ТС, необходимо зарегистрировать в ГИБДД.

Пакет документов для регистрации стандартный:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ПТС на прицеп;
  • квитанция об уплате госпошлины.

О факте регистрации в ПТС будет проставлена соответствующая отметка и выданы регистрационные номера. Нелишним будет затем проверить совпадение в регистрационных документах: год выпуска ТС, идентификацию цвета бортов и номерной знак.

Технический осмотр прицепы для легковых авто не проходят. Но это не снимает ответственности с владельца: заботиться о текущем состоянии ТС необходимо.

Оформление ОСАГО для отдельно для прицепа к легковому автомобилю не требуется, если его масса до 0,75 т, а общий вес не превышает 3,5 т. Это правило не распространяется на грузовые прицепы, а также, если ТС принадлежит юридическому лицу.

Страхование частных автомобилей производится за счет единого полиса: на автомобиль и прицепное устройство. Если планируется эксплуатация прицепа, в полисе делается соответствующая отметка.

Если обобщить информацию, чтобы управлять легковым автомобилем с прицепом на законном основании, достаточно иметь при себе:

  1. Водительское удостоверение с соответствующей категорией: В или ВЕ.
  2. Свидетельства о регистрации двух ТС: автомобиля и прицепного устройства.
  3. Полис ОСАГО на автомобиль. Отметка об использовании прицепа допускается, но не является жестким требованием для частных автовладельцев.

Как грамотно выбрать легковой прицеп?

Чтобы выбрать автомобильный прицеп для легкового автомобиля и не пожалеть о своем выборе в будущем, важно обратить пристальное внимание на несколько ключевых моментов, а именно на: наличие дополнительных опций, вид прицепа и другие критерии выбора, типа цены, толщины сварных швов и т.п. Подробнее об этом расскажем ниже в статье. 

Критерии выбора

Чтобы выбрать прицеп грамотно необходимо обратить внимание на:

  • качество лакокрасочного покрытия, на нем не должно быть наплывов, сколов или царапин;
  • толщина металла –  тонкий металл более подвержен механическим повреждениям и коррозии;
  • толщина сварных соединений, если она не будет достаточной, то в местах сварки швов могут образоваться лопины при нагрузке, что уменьшит срок службы прицепа;
  • качество используемых комплектующих –  дешевые и некачественные крепления быстро придут в негодность, снижая срок службы прицепа. 

Прицепу можно добавить функций, оснастив его, например, такими “приблудами”, как: 

Какими бывают прицепы?

Прежде, чем приобретать прицеп к своему автомобилю, необходимо определиться для каких целей Вы его приобретаете. Основных типов прицепов всего два. а именно: 

  • грузовые прицепы –  на таких можно перевозить буквально, что угодно, например, сено-солому, строительные или пиломатериалы, легкую технику, например бобкэт или мотоцикл и т.п.;
  • лодочные прицепы –  на таких агрегатах перевозят исключительно плавсредства от легких катеров и моторных лодок до яхт.

Зачем это нужно

На этот вопрос мы уже во многом ответили. Страховочная цепь для прицепа или же трос используются с целью предотвратить падение автоприцепа дышлом на дорожное полотно в случае разъединения с транспортным средством.

Тут не имеет значения, что именно повлекло к возникновению подобной ситуации. Потенциальных причин может быть несколько. Среди них:

  • Водитель изначально неправильно зафиксировал сцепное устройство. Как результат, во время движения оно отцепилось;
  • Брак или неисправность замкового механизма. Такое тоже случается;
  • Проблемы со стороны шара фаркопа. Он тоже может сломаться, выйти из зацепления по тем или иным причинам;
  • Превышена нагрузка. Если перегрузить прицеп, соединение может не выдержать, и тогда единственным спасением от аварии станет страховочный трос или цепь.

Вне зависимости от ситуаций, причина использовать трос или цепь для страховки всегда одна. Это предотвращение возможного отцепления автоприцепа во время движения транспортного средства.

Выбор прицепа: рекомендации

Уточнение условий эксплуатации поможет выяснить, какой прицеп лучше для легкового автомобиля. Если нужна бережная перевозка, приобретают модель с пружинной подвеской. При повышенных требованиях к грузоподъемности следует выбрать «рессорный» вариант.

Также надо учесть следующие рекомендации:

  • при одинаковом типоразмере шин (автомобиля и прицепа) можно брать в дорогу только одно запасное колесо;
  • максимальная масса буксируемого груза должна соответствовать ограничениям, которые указаны в паспорте транспортного средства;
  • съемные борта, утепление, лебедка и другие дополнительные опции расширяют функциональные возможности техники.

Для корректного сравнения прицепов для легковых автомобилей проверяют:

  • стоимость запасных частей;
  • качество обслуживания клиентов авторизованными сервисными предприятиями;
  • официальные гарантии производителя.

Полезную информацию с отзывами владельцев можно найти на тематических форумах в интернете.

Другие производители

Среди лидеров изготовителей прицепов – . Фирма специализируется на выпуске тяжелых изделий, ориентированных на транспортировку яхт, катеров, крупного промышленного оборудования. В последнее время модельный ряд пополнился облегченными модификациями, которые могут оснащаться тентом на прицеп ММЗ. Кроме того, производитель утверждает, что по заказу клиента может дополнить агрегат всеми возможными дополнительными конструкциями.

Также на рынке прицепной техники популярностью пользуются модели от украинского предприятия «Кремень» (город Кременчуг). Изделия отличаются высоким запасом прочности, так как изготавливаются из качественного металла, утолщенных профилей и оснащены усиленной рамой. К минусам этих приспособлений относится большой вес, что делает прицеп не очень удобным. Стоит отметить, что ассортимент у этого производителя ограничивается одноосными модификациями с показателем средней грузоподъемности. Тем не менее компания остается в числе лидеров на соответствующем рынке.

Определение

С точки зрения ПДД, прицеп – это транспортное средство (ТС) без двигателя, предназначенное для эксплуатации в составе с механическим ТС.

Классификатор типов ТС международной перевозки, введенный Таможенным союзом, расширяет значение понятия, опираясь на его функционал:

  1. Прицеп – ТС, оборудованное под перевозку грузов или пассажиров, приспособленное для буксирования автомобилем (тягачом), не оснащенное двигателем.
  2. Прицеп пассажирский – ТС с особенной конструкцией, предназначенное для транспортировки людей и багажа.
  3. Прицеп грузовой (общего назначения) – ТС с бортовой платформой, не оборудованное средствами самостоятельной погрузки-разгрузки.
  4. Прицеп специальный – ТС для осуществления специфических рабочих действий и перемещения грузов особого характера.
  5. Караван – прицеп, который используют в дорожных условиях во время стоянок для временного проживания.

Как подобрать прицеп для легкового автомобиля по габаритам

Потребности дачника, приобретающего прицеп для перевозки грузов, и бизнесмена, выбирающего прицеп как альтернативу коммерческому автомобилю, разительно отличаются. В первом случае можно выбрать прицеп для легкового автомобиля как небольшого, так и среднего размера, помещающийся в гараж, во втором — вместительный автоприцеп, не уступающий по объему «Газели». Собственно, по этой причине, судя по отзывам, выбор желательно начинать с анализа потребностей — что именно будет перевозиться и как часто. Производители предлагают широкий ассортимент автоприцепов, отличающихся габаритами и ценой.

Буксировочные канатные тросы

Тросы канатного типа для перемещения транспортных средств подразделяются на синтетические и металлические. Многие автомобилисты выбирают стальные тросы, компактно размещающиеся в багажнике. Иногда они не бывают слабее синтетических аналогов. Но при использовании металла рывки ощущаются значительно сильнее, что позволяет быстро освободить застрявшую машину из плена. Однако не следует забывать, что металл может повредить кузов автомобиля в случае отцепления.

AUTOPROFI TRV-120 1

Стойкая к агрессивной среде модель рассчитана на автотранспортные средства весом до 12 тонн. Родина бренда — Россия, само изделие в настоящее время производится китайскими коллегами. Длина троса с двумя крюками составляет 5 метров. Полипропиленовая мультифиламентная высокопрочная нить, из которой изготавливается модель, выдерживает влагу и холод. Удобное размещение в сумке-чехле. Линейные размеры не меняются во время всего срока эксплуатации.

AUTOPROFI TRV-120 1
Достоинства:

имеет большую грузоподъёмность.

Недостатки:

высокая стоимость.

Kraft KT 840009

Модель допускается применять при транспортировке авто до 10 тонн. Переплетение нитей максимально снижает растяжения при буксировке. Полипропиленовые нити позволяют длительно эксплуатировать изделие. Можно с уверенностью говорить о высоком уровне безопасности. В комплект входит чехол.
Родина бренда – Германия. Производится в Тайване. Максимальная нагрузка – не более 10 тонн.

Kraft KT 840009
Достоинства:

  • сверхпрочный материал;
  • наличие надежных петель;
  • лёгкий вес;
  • компактность;
  • высокая грузоподъёмность.

Недостатки:

нет.

NEW GALAXY

Пятиметровый трос для буксировки из авиационного капрона с двух сторон снабжён крюками с защёлками. Трос рассчитан на автомобили, масса которых не более 5 тонн. О свойствах материала подробно описано выше: он устойчив к низким температурам и влаге. Компактное изделие не займёт много места в багажнике.

стальной трос NEW GALAXY
Достоинства:

  • прочность;
  • компактность;
  • яркий цвет;
  • надёжность.

Подводя итог

Ответ на вопрос, можно ли таскать прицеп на автомате, кроется в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Ездить с прицепным оборудованием на компактном городском хэтчбекес двигателем 1,6 л и мощностью до 110 л.с. не рекомендовано, но допустимо при условии коротких поездок и перевозке легких грузов (смело везите картошку с дачи, соблюдая описанные правила).

Но и на мощных внедорожниках не слишком разгоняйтесь, а на затяжных подъемах сохраняйте скорость менее 70 км/ч. Подходящие диапазоны для езды с прицепной техникой – «2» или «3». Но перед поездкой ознакомьтесь с инструкцией: в ней указаны рекомендованные моделиприцепного оборудования, дополнительные системы, необходимые для его буксировки, а также ограничения по массе для моделей с тормозами и без (при эксплуатации легковых авто онисоставляют около 1,5 и 0,5 т соответственно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: