Содержание статьи
Как известно, автомобиль – это сложное устройство, конструкция которого постоянно совершенствуется и модернизируется. Усовершенствования делают как компании-производители, так и сами владельцы. Одно из таких усовершенствований — чип-тюнинг автомобиля. Подробней рассмотрим, что это, а также плюсы и минусы чип-тюнинга.
Тенденция мирового автомобилестроения такова, что все больше функций в современном транспортном средстве выполняет электроника. Регулировку работы мотора, коробки передач осуществляют электронные чипы, находящиеся в автомобиле в большом количестве и обрабатывающие различную информацию. Управление осуществляет электронный блок управления (ЭБУ). По сути, для корректного работы ЭБУ прописывается особая микропрограмма («прошивка») с заранее заданным алгоритмом, позволяющим регулировать работу транспорта. Ее можно сравнить с операционной системой компьютера, какого-либо гаджета. Алгоритмами контролируется время открытия форсунок, угол опережения зажигания, другие параметрами. Создание микропрограммы – сложный, долгий процесс. На заводе-изготовителе инженеры вместе с программистами командой работают над ней.
Ранее автомеханики для увеличения мощности двигателя механически совершенствовали его. С появлением электронных чипов это явление приобрело название «чип-тюнинг».
Порядок действий во время прошивки ЭБУ
Прежде всего надо еще раз убедиться в том, что у двигателя нет никаких проблем и он работает исправно. Только в этом случае приступаем к работе.
Ноутбук должен быть надежно закреплен, чтобы во время работы он не мог сдвигаться. Подключаем к нему программатор, который позволит облегчить весь процесс работы. При необходимости воспользуйтесь инструкцией (она всегда должна быть под рукой).
Чтобы добраться до электронного блока управления потребуется снять панель, расположенную под центральной консолью (вначале правую, а потом левую)
Работать надо осторожно и помнить о том, что лучше всего перед этим отключить аккумулятор
Под левой панелью находится блок управления, чтобы его достать потребуется отвести фиксатор. Разъем вынимается из гнезда, при этом надо быть аккуратным и не касаться контактов инструментом или руками. Теперь потребуется открутить гайки крепления, чтобы достать сам ЭБУ вместе с кронштейном, который также закреплен.
Чтобы вскрыть блок понадобится отогнуть фиксаторы и снять крышку. Внутри находится печатная плата
Здесь придется соблюдать максимальную осторожность, так как электронные компоненты крайне чувствительны к статистическому электричеству
Микросхема ПЗУ может иметь символы, но количество выходов равняется 28. Перед тем как ее заменить, надо пометить маркером первый вывод. При выемке микросхему необходимо аккуратно отжать вверх. Если же она была запаяна, то следует перекусить с помощью бокорезов все места соединения и затем впаять панель. Только потом можно устанавливать новую микросхему, но при этом своими действиями не допустить перекосов.
Далее следует закрыть крышку и вернуть блок управления в предназначенное ему место, соблюдая обратный порядок действий. Для перенастройки потребуется подсоединить ноутбук к диагностическому порту и проследить, чтобы провода были надежно закреплены.
Теперь включаем зажигание и устанавливаем, в соответствии с инструкцией, программу калибровки двигателя. Обычно установка укладывается в 20–30 минут. После этого следует отключить зажигание и другое оборудование.
Какой вариант подойдет лучше, стоит ли менять чип или достаточно выполнить только настройку, придется решать в каждом случае отдельно. Чип-тюнинг некоторых машин вообще может принести минимальную пользу.
Заводские гарантии
После перепрошивки гарантия на двигатель в 99,9% теряется полностью, ведь неграмотное вмешательство в ПО ЭБУ может привести к выходу мотора из строя.
Скорее всего это касается и трансмиссии, ведь при серьезной поломке будут проводится разбирательства вплоть до изучения версии программного кода блока управления.
И хотя многие перепрошивки пишутся на основе заводских программ, при углубленном изучении их все равно можно выявить.
Но если, к примеру, возникли проблемы с кузовом, топливным баком, то дилер вряд ли будет изучать версию ПО ЭБУ.
Даже несмотря на то, что если дилер установит свою программу чип-тюнинга (а это возможно), то гарантия производителя на сам двигатель все равно аннулируется.
Общая инструкция по проведению чип тюнинга
Перед тем, как приступить к выполнению чип тюнинга своими руками, необходимо учесть следующее:
зачем вам это нужно;
хорошо подготовиться в «теории»;
иметь под рукой матчасть (купить или изготовить К-лайн адаптер), обязательно присутствие проверенного «компа», а также нужно иметь все остальное для замены ПО;
важно: найти и скачать софт, который будет использоваться на вашем компьютере;
обязательно найти прошивки для ЭБУ (электронного блока управления).
Чаще всего необходимость в прошивке возникает в том случае, если нужно исправить присутствующие баги заводского ПО (программного обеспечения), а также, если есть желания прибавить динамики машине и сэкономить топливо. Это необходимо и при использовании как топлива наравне с бензином сжиженного газа. Некоторые умельцы проводят чип тюнинг для изучения устройства и работы системы управления двигателями.
Подготовку проводить лучше постепенно. Не нужно стараться сразу все охватить
Очень важно понимать, как работать с электроникой и электрикой, уметь пользоваться компьтером на уровне установки драйверов и программ. Во всем остальном сможет помочь «умный» друг — поисковик, а также умелые руки и серое вещество в голове
Необходимо ознакомится с разновидностями ЭБУ и их маркировкой, для какого мотора нужна какая прошивка. Попробуйте разобраться по поводу вопроса об иммобилайзере. Когда вы все поймете (или у вас возникнет такое ощущение), следует не стесняясь попробовать обсудить с мастером на сервисе виртуальную тему «как заменить прошивку авто, а также как отключить (деактивацию) иммо». Расспрашивать мастера слишком долго не рекомендую, поскольку вы заберете у занятого человека драгоценное время и, скорее всего, новые вопросы потекут сами по себе. А вот ответы на них лучше постараться найти самому. Это будет очень полезно.
Если ваши руки иначе как умелыми не назвать, то теперь можно перейти к сборке адаптера. Самый обычный и простой, который подойдет для железного СОМ-порта, работает на базе К1533ЛН1, МАХ232 и КТ3102 (схемы адаптеров представлены на фото ниже). Обойдется он вам не дорого, близко сотни вся комплектация. Брать можно на радио-базаре. Однако здесь присутствует маленькая проблемка — не все «системники» оснащены стандартным СОМ портом, и иногда даже те, у которых он есть — могут не работать. Часто случается, что компорт работает нормально, программы, к примеру, ПОБЕДИТ (спутниковые ОПЕНЫ) работают, но специальные программы-прошивальщики просто не идут. Изменения настроек и возня с драйверами могут ничего не дать, как и установка новых операционок. В такой ситуации может подойти вариант с чужим компом, на котором, «как ни странно», все вдруг, волшебным образом, начинает работать. В этом случае поможет уже использованный дата-кабель от мобильного телефона на основе микросхемы PL 2303 и плюс одна мс L9637D. Данная схема на все сто процентов работает (Январь 7.2), но необходимо реестр драйверов дополнить одной строкой с параметрами под нестандартные скорости электронного блока управления. В итоге, получится USB-K-Line адаптер. Добавьте еще два транзистора и несколько деталей, и получите еще и L-линию.
Графики мощности двигателя
Работаем на результатНаша сеть имеет всё необходимое для квалифицированной модификации программ управления. Наша уникальная разработка с инженерной точностью выстраивает логику блока с выявлением узких мест, ограничивающих производительность на нужном уровне.
В результате выстраивается график стандартной и оптимизированной программы, а поправке подлежат лишь принципиальные моменты для получения нужного результата. По сути, наш подход — продолжение логики инженеров двигателя, которая так же может быть получена при заливке более мощной заводской программы.Инженерный подход к тюнингу двигателя отличает наши решения от многих других, где калибровка может быть по принципу тюнинг бокса «+10% на всё» без особого разбора принципиальных моментов. Это затрагивает и режимы спокойной езды, отрицательно сказывается на расходе и долговечности двигателя. Один плюс — такое и стоит дешевле.Все работы Audi BMW Land Rover MB VW
Особенности модернизации разных марок автомобилей
Безусловно, чип-тюнинг разных марок автомобилей имеет свои особенности. Касаются они, в первую очередь, выбора программного обеспечения для сервисного компьютера, а также самой прошивки.
Как правило, соответствующая прошивка изготавливается компанией, специализирующейся на тюнинге автомобилей той или иной марки. К примеру, лучшим поставщиком программ для чип-тюнинга Ауди является ABT, а серьезные наработки по чип-тюнингу БМВ имеются у компании Alpina.
Впрочем, баварский производитель порой и сам предлагает возможность тюнинговой доработки своих машин в рамках так называемого М-пакета. К слову, такая же практика имеется и у других ведущих производителей автомобилей премиум-сегмента. К примеру, программное обеспечение чип-тюнинга Мерседес поставляется фирмой AMG в комплекте с иными перечнями доработок автомобиля.
В целом, с известными мировыми брендами все ясно. А как же быть владельцам отечественных автомобилей? По сути, крупные ателье данными машинами не занимаются, однако существует большое число фирм (в том числе и при автозаводах), которые предлагают ряд доработок для изделий отечественного автомобиля.
По этой причине на рынке немало предложений по чип-тюнингу ВАЗов (пожалуй, наиболее популярных авто на российском рынке). При этом имеет смысл заранее узнать о компании, которая предлагает такого рода услуги и почитать рекомендации других автовладельцев.
Может ли двигатель выйти из строя после чип-тюнинга?
Есть мнение, что вмешательство в работу
«мозгов» современного автотранспорта приводит к быстрому физическому износу
мотора. В реальности же, все зависит от грамотности, квалификации мастера, который
выполняет перенастройку.
Его можно сравнить с ювелиром, потому что
предельная точность в его работе крайне важна. Если вы обращаетесь к
профессионалам, которые разбираются в этих вопросах, то проблем не возникнет.
У каждого двигателя есть внушительный запас прочности, поэтому вмешательство в работу программного обеспечения практически не снижает ресурс мотора. Этот вопрос актуален лишь для старых автомобилей.
Профессиональный чип-тюнинг
Если вы – далеко не первый владелец транспортного средства, решение о необходимости чип-тюнинга нужно принимать лишь после полной комплексной диагностики.
На износ двигателя гораздо большее влияние оказывает качество горюче-смазочных материалов, а не корректировки программного обеспечения. Но стоит помнить, что любой автомобиль – это единая слаженная система. Существенное наращивание крутящего момента приводит к росту нагрузки на коробку передач. Мастер по чип-тюнингу должен учитывать такие особенности.
Как делают чип-тюнинг в специализированных фирмах?
Действительно, такую процедуру лучше выполнять в специализированных фирма, у которых есть солидный опыт.
В большинстве случаев алгоритм работы у таких фирм одинаков:
- Выполняется предварительная диагностика автомобиля на предмет наличия поломок, которые могут повлиять на итог работ.
- Снимается внешние скоростные показатели.
- Делается бэкап исходной программы ЭБУ чтобы в случае возникшим проблем «залить» ее снова восстановив исходные данные.
- Если у фирмы нет программы для данной марки авто, то исходная программа передается специалистам, которые, полагаясь на свой опыт и информацию, полученную от автовладельца, пишется новый софт.
- После первой установки нового софта проводятся стендовые замеры, снимаются внешние скоростные показатели, которые сравниваются с предыдущими. По результатам замеров принимается решение о доработке софта.
Установка программного обеспечения может выполняться несколько раз пока не будет достигнут требуемый результат.
Остановимся на ключевых этапах более подробно.
Прошивка чипа своими руками
Прошивка чипа, как правило, более эффективна, так как при проведении этой процедуры происходит не подмена сигналов, а настраивается вся электроника двигателя. В результате этого можно добиться качественного улучшения работы всей электроники автомобиля. Перепрошитый блок управления позволит увеличить мощность двигателя, повлияет на работу кондиционера, что, в свою очередь, улучшит работу авто на холостых оборотах. Настройка позволит сократить время разгона машины и снимет скоростные ограничители, снизит расход топлива, токсичность выхлопов, заставит работать все бортовые электроприборы правильно, но более эффективно, так как большинство заводских настроек занижают и стараются сэкономить ресурс. Это никак не повлияет на ресурс работы, ведь вследствие чипования вы просто станете использовать всю электронику авто по максимуму.
Для того чтобы осуществить прошивку чипа ЭБУ своими руками, потребуется гораздо больше усилий. Вам необходимо будет разобраться с тем, как сделать чип-тюнинг своими руками, иными словами, самому изучить все тонкости и особенности работы чип-тюнера. Разобраться с тем, как работает двигатель, достать или купить необходимое оборудование и только после этого можно будет переходить к самой процедуре чипования.
Сам процесс прошивки двигателя может отличаться в зависимости от возраста автомобиля. На более старых машинах эта процедура производится достаточно сложно. Ведь для того чтобы всё сделать, необходимо разбирать ЭБУ, распаивать резисторы и впаивать новую микросхему. И только после этого можно запускать программу для прошивки. На новых машинах, тех, которые выпущены в последнее десятилетие, процедура чиповки производится проще, всё можно сделать без разборки через диагностический разъём.
Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы
Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.
Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.
Теперь давайте разберемся, посредством чего в процессе чип-тюнинга удается изменить крутящий момент и мощность мотора, а также наносит ли это вред двигателю автомобиля. Прежде всего, штатная заводская программа управления ДВС создается с учетом массы ТС, передаточных чисел трансмиссии, в зависимости от типа ДВС (бензин, дизель), а также с учетом целевого назначения автомашины.
Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.
Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.
При этом не стоит забывать, что нарушается детонационная стойкость, которая была заложена производителем мотора. Если просто, повышаются риски разрушения двигателя детонацией. По этой причине после чип-тюнинга агрегат становится более требовательным к качеству топлива, необходимо использовать горючее с большим октановым числом.
Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя
Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов
Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.
Также во время чип-тюнинга производятся доработки топливных карт, меняются и другие настройки. Затем машина дополнительно настраивается в режиме «онлайн», то есть настройщик корректирует прошивку прямо на ходу, подключив ноутбук к системе управления двигателем.
Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.
Прошивка чипа своими руками
Прошивка чипа, как правило, более эффективна, так как при проведении этой процедуры происходит не подмена сигналов, а настраивается вся электроника двигателя. В результате этого можно добиться качественного улучшения работы всей электроники автомобиля. Перепрошитый блок управления позволит увеличить мощность двигателя, повлияет на работу кондиционера, что, в свою очередь, улучшит работу авто на холостых оборотах. Настройка позволит сократить время разгона машины и снимет скоростные ограничители, снизит расход топлива, токсичность выхлопов, заставит работать все бортовые электроприборы правильно, но более эффективно, так как большинство заводских настроек занижают и стараются сэкономить ресурс. Это никак не повлияет на ресурс работы, ведь вследствие чипования вы просто станете использовать всю электронику авто по максимуму.
Для того чтобы осуществить прошивку чипа ЭБУ своими руками, потребуется гораздо больше усилий. Вам необходимо будет разобраться с тем, как сделать чип-тюнинг своими руками, иными словами, самому изучить все тонкости и особенности работы чип-тюнера. Разобраться с тем, как работает двигатель, достать или купить необходимое оборудование и только после этого можно будет переходить к самой процедуре чипования.
Сам процесс прошивки двигателя может отличаться в зависимости от возраста автомобиля. На более старых машинах эта процедура производится достаточно сложно. Ведь для того чтобы всё сделать, необходимо разбирать ЭБУ, распаивать резисторы и впаивать новую микросхему. И только после этого можно запускать программу для прошивки. На новых машинах, тех, которые выпущены в последнее десятилетие, процедура чиповки производится проще, всё можно сделать без разборки через диагностический разъём.
Что понадобится для чип-тюнинга?
Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:
- Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
- Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
- Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
- Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
- Адаптеры для соединения с портом автомобиля.
Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:
- Микросхема — её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
- Панель для микросхемы — так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали — защита микросхемы.
- Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.
Что понадобится для чип-тюнинга?
Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:
- Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
- Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
- Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
- Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
- Адаптеры для соединения с портом автомобиля.
Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:
- Микросхема — её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
- Панель для микросхемы — так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали — защита микросхемы.
- Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.
Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор
Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.
Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.
Еще важно учесть, что увеличенную мощность нужно использовать не постоянно, а только периодически (для обгонов, при необходимости резкого старта и т.д.). Особенно это актуально в случае с турбомоторами, на которых чип-тюнинг дает более заметный прирост.. Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора
Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.
Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.
Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата
Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности
Чип-тюнинг своими руками
Очень часто автолюбители задаются вопросом, целесообразно ли делать чип-тюнинг своими руками, либо стоит доверить данную процедуру специалистам?
В данном случае ответ может быть однозначным – чип-тюнинг следует осуществлять в мастерских, которые обладают большим опытом в данной сфере. Конечно, при наличии компьютерного обеспечения и соответствующих навыков, можно попытаться осуществить процедуру самостоятельно, но риск в случае с новым автомобилем будет неоправданно высоким.
Если же вы твердо решили произвести чип-тюнинг своими руками, имеет смысл делать первые попытки на автомобиле со старым блоком управления, который вы планируете заменить. Связано это с тем, что некачественное ПО или сбой в работе компьютера может легко вывести ЭБУ из строя.
Кроме того, наличие «экспериментального» блока позволит вам полностью понять принцип всей процедуры и решить возможные сложности, связанные с синхронизацией программного обеспечения и электроники блока отдельно взятого автомобиля.
Последовательность выполнения работ с доработкой ЭБУ
https://www.youtube.com/watch?v=GmwlJHvhnNM
Как уже было обозначено ранее, сделать чип-тюнинг двигателя на старых машинах гораздо сложнее. Ведь сначала нужно будет заменить микросхему в ЭБУ, и только потом приступать к программированию и настройке.
Сначала необходимо демонтировать ЭБУ. Для этого необходимо снять панель над правой и левой консолью. Блок находится слева
Для того чтобы его снять, нужно отвести фиксатор и осторожно, не касаясь контакта, вынуть разъём из гнезда. Далее откручиваем болты крепления и снимаем вместе с кронштейном сам блок питания
После этого блок необходимо вскрыть: отгибаете фиксаторы и снимаете крышку. Под ней вы найдёте печатную плату
С платой следует работать очень осторожно, так как её очень легко повредить
Вам необходимо заменить микросхему. Стандартный чип имеет 28 выходов, и перед тем как его заменить, необходимо пометить чем-то первый выход. Снимаете микросхему с платы, аккуратно отжав верх, или же, если она запаяна, то просто перекусив все места соединения бокорезом. Далее устанавливаете новый чип
Важно проследить чтоб нигде не было перекосов. Если микросхема была впаяна, восстанавливаете пайку
После того как всё сделано, закрываете крышку ЭБУ, устанавливаете на место, соблюдая обратный порядок всех работ.
Когда всё установлено, подключаете ноутбук к диагностическому порту, включаете зажигание и дальше выполняете прошивку. Обычно на калибровку уходит около получаса. После того как программа завершит свою работу, отключаете зажигание, ноутбук. Для того чтобы проверить работоспособность двигателя с новой калибровкой, необходимо подождать минут 10 и только после этого заводить мотор. Если автомобиль завёлся и всё работает, то настройка произведена успешно. Если же нет, опять выключаем зажигание, ждём минут 5–10 и дальше всё повторяем заново.
За и против
Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя тоже нужно отчетливо понимать. Начнем с того, что любая серийная прошивка не только удовлетворяет требованиям экологов, но и должна работать на любом автомобиле в многотысячной партии (а разбег параметров двигателей может составлять ощутимый процент). Тюнинговая прошивка, откатанная на одном моторе и показывающая на нем отличные результаты, может хуже работать на другом, хотя внешне он абсолютно тот же. Небольшие различия в геометрии камер сгорания, впускного коллектора и так далее в сумме дадут явную разницу в реальной наполняемости цилиндров воздухом относительно той, для которой писалась прошивка. Поэтому, кстати, приличные мастера чип-тюнинга дают гарантию на свою работу с бесплатным возвратом старой прошивки, если новая клиента не удовлетворит.
Пожалуй, самый простой и гарантированно безопасный чип-тюнинг – это замена одной заводской прошивки на другую. Для рынков разных стран один и тот же автомобиль поставляется с разной мощностью из-за разницы в законодательствах. Если в эпоху карбюраторов это делалось механически, рестрикторами на впуске (владельцам мототехники этот способ известен лучше всех, пожалуй), то сейчас достаточно просто использовать прошивки – например, «для России» и «для Европы». Замена одной на другую фактически вернет двигателю «урезанную» мощность.
Гнаться же за дополнительной мощностью сверх штатной путем только чип-тюнинга не всегда возможно. Проще всего владельцам турбомоторов с электронным управлением давлением наддува: корректировка прошивки легко добавит лишнее давление на выходе турбокомпрессора, обеспечив мотор и дополнительным топливом для правильной работы. Тут прибавка в мощности будет ощутимой.
Для атмосферников же многого чип-тюнинг не даст. Красивые цифры на мощностном стенде обернуться не только перерасходом горючего и ростом требований к его качеству, но и резким снижением ресурса катализатора. Конечно, его можно и снять, заодно проведя другие доработки… А вот на доработанных моторах чип-тюнинг не просто раскрывается в полной мере, но и жизненно необходим. Серьезное изменение конфигурации мотора приведет к таким отклонениям наполняемости цилиндров относительно штатных, что «родная» прошивка не сможет эффективно работать, в худшем случае выйдя за пределы заложенных возможностей адаптации и с горением Check Engine переключаясь в аварийный режим.
Последовательность установки модуля чип-тюнинга
Перед началом работы следует подготовить всё необходимое.
Инструменты и расходные материалы
- Модуль оптимизации RaceChip.
- Кабель для датчика давления.
- Комплект торцовых головок.
- Комплект крепёжных хомутов.
- Набор торцовых головок с воротком.
Последовательность действий при установке модуля
- зажигание автомобиля выключается, открывается капот;
- теперь необходимо подождать 5 минут, чтобы убедиться в отсутствии остаточного тока;
- защитный кожух двигателя откручивается с помощью торцовых головок и снимается;
- на двигателе необходимо найти рампу коммон рэйл (common rail), которую легко заметить по нескольким отходящим от неё трубкам;
- на конце рампы находится трёхконтактный разъём датчика давления;
- штекер этого разъёма отключается вручную;
- штекер кабеля, поставляемого в комплекте с модулем, вставляется в освободившийся разъём датчика давления, другой конец этого кабеля подключается к вынутому штекеру;
- после установки кабеля необходимо проверить правильность его подключения с помощью контрольной лампы. Для этого включается зажигание. Лампа должна гореть постоянно, зелёным светом;
- если проблем с лампой нет, она снимается, а на её место вручную прикручивается оптимизационный модуль;
- с помощью специальных хомутов, входящих в комплект поставки модуля, он закрепляется как можно дальше от горячих поверхностей двигателя, таких, как коллектор;
Подводя итог, можно сказать следующее: перепрошивка ЭБУ — это процедура, выполнять которую должны только профессионалы, у которых в наличии есть настоящие лицензионные прошивки. И даже после удачной прошивки необходимо длительное тестирование машины на специальном оборудовании, которое, опять же, есть только у профессионалов. Лишь в этом случае автолюбитель может быть уверен в том, что чип-тюнинг не уничтожит раньше времени двигатель, коробку передач или катализатор. Если же помощь профессионала автолюбителю недоступна, то остаётся второй вариант: подключение модуля. Да, возможно, это не так эффективно, как полная перепрошивка ЭБУ. Но это и не так разрушительно.
Что в итоге
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.
Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.
Как правило, солидные тюнинг-ателье обладают необходимыми финансовыми возможностями и закупают программы напрямую у проверенных и известных изготовителей софта. Такое вложение для них вполне оправдано, так как чип-тюнинг в этих организациях поставлен «на поток», подобные компании следят за своей репутацией, а также появляется возможность предоставить клиентам определенные гарантии.
Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.
Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.
К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».
Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.
https://youtube.com/watch?v=MriKKGEhW7k