Замена тормозной жидкости в авто: основные нюансы и на что обратить внимание

Неисправности тормозной системы-свойства жидкости

Взаимозаменяемость различных марок

Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

  1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
  2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
  3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

Если вы попали в безвыходное положение и все-таки залили в расширительный бачок автомобиля с ABS состав пятой серии, опорожните систему при первой возможности, когда доберетесь до гаража или автосервиса. Добавка не приведет к аварийной ситуации и не принесет существенного вреда деталям, но сократит срок службы резиновых элементов.

Рекомендуем: Как слить ОЖ и промыть систему охлаждения двигателя на ВАЗ 2114

Состав

Тормозные жидкости по своему составу бывают:

Минеральные тормозные жидкости для автомобиля – это аксакалы в своей области. С тормозных жидкостей на основе касторки и этилового спирта началась эра тормозух. Сейчас их производят преимущественно из продуктов нефтепереработки.

Большинство производителей за основу берут гликоль, который более универсален в использовании. Их практически единственным недостатком является повышенная гигроскопичность. В следствии этого процедуру замены приходится проводить гораздо чаще.

С DOT 5 для спортивных и гоночных автомобилей – отдельная история. Они изготовляются только из силикона, за счет этого и обладают такими свойствами. Но главным недостатком этих жидкостей является плохая впитываемость: жидкость, попадая в тормозную систему, не растворяется в веществе, а оседает на стенках. Коррозия гидравлической системы автомобиля не заставит вас долго ждать. Именно поэтому запрещено добавлять силиконсодержащие жидкости в гликолевые или минеральные. Последние смешивать между собой также не рекомендуется. Если их смешать, то резиновым манжетам гидропровода придет конец.

Почему следует периодически заменять жидкость в тормозной системе

Важно понимать, что независимо от своих функций и продолжительности срока действия, любая автомобильная жидкость технического назначения должна заменяться. Периоды замены у всех видов технического вещества разные, и они обязательно указываются в правилах по эксплуатации автомобиля

Причём, в некоторых случаях они отличаются, так как определённые модели и марки машин требуют индивидуального подхода.

В руководстве по использованию авто, производитель указывает, через какой период следует заменять тормозную жидкость, и этих показателей необходимо придерживаться для того, чтобы обеспечить безопасность езды.

В основном среднее время службы тормозной жидкости ограничивается либо количеством километров (30-40 тысяч км), либо временным пространством (1-3 года). Конечно, в данном случае, учитываются и режим и нагрузки автомобиля, а также скорость, аварийные ситуации, возникающие на улицах и трассах, словом все факторы, влияющие на активность тормозов.

У начинающих автомобилистов есть некоторые заблуждения, касающиеся тормозной жидкости, поэтому постараемся их развеять.

  • В системе тормозов существует ряд компенсационных отверстий, которые предназначены для соблюдения технологического режима для воздуха. Зная, что ТЖ обладает таким свойством как гигроскопичность, можно понять, что она в небольших количествах впитывает влагу. Поэтому постепенно происходит потеря первоначальных качеств тормозной жидкости, а значит, замкнутый режим в системе тормозов можно назвать условным.
  • Выпускаемые современные ТЖ позволяют их смешивать, но не во всех случаях и далеко не все. Производители и бренды стараются выдерживать общие требования к составу, но для отдельно взятых моделей и марок авто в составе присутствуют конструктивные особенности. Это позволяет доливку тормозной жидкости на непродолжительный срок, но, по словам экспертов такую манипуляцию лучше делать только в крайних случаях, а производить замену ТЖ в полном объёме.
  • В современных автомобилях используется любая ТЖ, имеющая стандарт DOT-4 – это является одним из основных заблуждений начинающих водил. Профессионалы придерживаются требований производителя автомобиля и для собственной безопасности всегда покупают тот тип тормозной жидкости, который указан в инструкции по эксплуатации авто.

Если вы внимательно прочитали все замечания, написанные выше, вы понимаете, что все ваши размышления по поводу той или иной жидкости пустая трата времени. Выполняйте рекомендации специалистов и ваш автомобиль будет катать вас верно и долго, а главное безопасно.

Под капотом автомобиля в стороне водителя есть бачок, в котором и находится тормозная жидкость, это место главного цилиндра тормозной системы спутать с чем- либо сложно. Бачок, сделанный из прозрачного пластика, устанавливается на двух резинках. В разных моделях машин, примером может послужить BMW, на бачок надевается фильтр, его корпус может быть легко снят, для того чтобы иметь возможность производить различные манипуляции с бачком тормозной системы.

Удаление воздуха из тормозной системы автомобиля

Для удаления воздуха снова понадобится помощник. Его основной задачей будет создавать давление в тормозной системе частым нажатием на педаль. Для этого делается 5-6 нажатий на педаль, после чего она удерживается в нажатом положении.

Когда работник под машиной получит сигнал об удержании педали, он должен открутить штуцер, на который надет шланг, опущенный в емкость для сбора ”тормозухи”. Как только педаль провалится до пола, следует закрутить штуцер.
Операции повторяются до тех пор, пока из колесного цилиндра не перестанет выходить воздух

При этом педаль тормоза начнет работать раньше с большим сопротивлением.
Наличие воздуха проверяется на каждом колесе, при этом важно следить за уровнем жидкости в бачке.

После замены жидкости и удаления воздуха, необходимо надежно зажать все спускные штуцера, поставить на место колеса и произвести пробное испытание на «пустынной» дороге. Если процесс торможения происходит при малейшем нажатии на педаль, то замена жидкости выполнена успешно.

Смешивание изделий разных брендов

При производстве рабочих составов для автомобильных тормозов заводы – изготовители должны четко придерживаться единых стандартов и соблюдать технические условия. Отсюда вывод: смешивать тормозную жидкость разных производителей можно, если в продаже отсутствует «родная». Главное, – соблюдать вышеперечисленные правила касательно разбавления силикона гликолем и наоборот. Негативный результат дает только перемешивание материалов на различной основе, бренд роли не играет.

Если систему нужно срочно пополнить в дороге, а изделия нужного производителя в магазине не оказалось, выбирайте жидкость другой торговой марки на аналогичной основе. Меньшая стоимость – не всегда показатель низкого качества, поэтому можно покупать более дешевый вариант. Начнут терзать сомнения – поменяете после возвращения домой.

Возможность перемешивания также ограничивается классом легкового транспортного средства. Как правило, в бюджетные автомобили без проблем заливаются жидкости различных марок и производителей (но не разного химического состава). К машинам премиум – класса, тяжелым современным внедорожникам и спорткарам требования более жесткие. Соответственно, инструкция по эксплуатации ограничивает использование тормозной жидкости одной маркой, например, DOT 5.1/ABS.

Если у вас именно такой автомобиль, то добавление другой марки жидкости в случае утечки не допускается. Теоретически вместо 5.1/ABS можно попытаться долить силикон пятой серии, добраться до гаража и сразу опорожнить систему, не дожидаясь последствий. К чему приведет подобное решение на практике, зависит от конкретной модели авто. Вполне вероятно, что ничего страшного не случится и только спустя 2–3 года мастер автосервиса, меняющий резиновые уплотнители в суппортах, обнаружит следы воздействия «неправильной» жидкости.

Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

  1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5% воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
  2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%) снижает точку кипения до 155°C.
  3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.
  1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5% температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

Для чего менять ТЖ в системе

Составы, применяемые для правильной работы машины, нужно полностью заменять раз в 24-36 месяцев. Подобная мера оправдана тем, что свойства жидкостей от времени утрачиваются. Если говорить о ТЖ, то, «способность» впитывать влагу, допустим, при продолжительном пуске либо при напряженной работе гидравлической системы, способствует ее закипанию. К тому же, излишки воды провоцируют коррозию всей системы.

Ассортимент тормозных жидкостей

Обновление (частичное/полное) ТЖ требуется:

  • по рекомендации автопроизводителя;
  • в экстренных ситуациях (обрыв шлангов и пр.);
  • после замены системы тормозов либо ее комплектующих;
  • в случае присутствия влаги внутри системы;
  • в случае попадания в нее воздуха.

Тест на соответствие заявленной температуре кипения

Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.

В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.

Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4

Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.

Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.

Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно

Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.

Lux и SINTEC

Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.

Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.

Как после этого верить производителю?

Castrol и AWM

Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.

Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.

Castrol закипел на температуре 240 градусов.

Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1

И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.

Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.

В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.

Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.

Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.

Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.

В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.

Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.

Какими свойствами должна обладать тормозная жидкость

Какими свойствами должна обладать тормозная жидкость, чтобы движение на автомобиле было безопасным. Определяются эти свойства согласно стандартам, принятым во всем мире. Данные стандарты соответствуют требованиям   Американской системы безопасности автомобилей  FMVSS №116 DOT. Аббревиатура  DOT (Department of Transportion)  означает   Департамент транспорта.  

Температура закипания тормозной жидкости

При работе тормозов в результате трения повышается температура  дисков и тормозных колодок. Через поршни цилиндров тормозная жидкость нагревается. Детали тормозной системы могут нагреваться до температуры  свыше 350 градусов по Цельсию соответственно, и тормозная жидкость может, нагреется до температуры при которой она начнет закипать.

Особенно если автомобиль движется по затяжному спуску. Тормозные барабаны нагреваются до красна. И если тормозная жидкость закипит, это приведет к отказу тормозов. Как следствие произойдет столкновение о последствии, которого лучше даже не предполагать. В таблице приведены минимальные показатели температуры для разных классов жидкости.

 Сухой жидкостью считается новая которая только залита и не была в эксплуатации.

Увлажненная жидкость это та которая уже находится в работе. И влажность не должна составлять выше 3.5%. Увлажнение жидкости происходит вследствие того что она поглощает влагу из окружающего воздуха. При увеличение температуры в под капотом пространстве жидкость расширяется и вытесняет воздух из расширительного бачка. При понижении температуры жидкость сжимается, и увлекает за собой свежий воздух в расширительный бачок через отверстие находящееся в крышке расширительного бачка. В воздухе содержится влага.

Жидкости обладают  гигроскопичностью, то есть способностью поглощать в себя влагу.  При нагреве влага превращается в пар. Благодаря этому  и образуются пузырьки пара. Которые могут привести к отказу  тормозной системы. Из за того что жидкость из несжимаемой становится сжимаемой. Особенно это страшно когда автомобиль движется по спуску.

В таблице приведены допустимые параметры температуры закипания жидкости разных видов жидкостей принятые за допустимый стандарт.

Наименование DOT  3 DOT  4 DOT  5
Температура кипения сухой жидкости не ниже 230 240 250Саморазводящий механизм
Температура кипения увлажненной жидкости не ниже 140 155 180

Существуют методы проверки влажности жидкости. С помощью специальных приборов. Но чтобы не испытывать судьбу лучше производить регулярную замену жидкости согласно регламента технического обслуживания автомобиля предлагаемого заводом изготовителем автомобиля.

Следующим не маловажным показателем пригодности жидкости к использованию является вязкость

Вязкость тормозной жидкости

Вязкость тормозной жидкости должна находится в пределах определенного параметра. Повышенная вязкость затрудняет прохождение жидкости по тормозным трубкам. Особенно это это может проявится при использовании автомобиля в зимний период времени. Низкая вязкость повышает возможность протеками жидкости через манжеты и уплотнения. Вязкость тормозной жидкости должна находится в пределах  1800мм/с кВ

Воздействие жидкости на металлы

Жидкость не должна вызывать коррозию и окисление металлов применяемых в элементах тормозной системы. Раковины коррозия нарушат герметичность системы и как следствие выход из строя тормозов

Воздействие на резинотехнические изделия

Манжеты не должны не разбухать от воздействия жидкости не с ужаться. В случае если манжеты начнут расширяться возникнет заклинивание поршней цилиндров. Усилие от главного тормозного цилиндра не сможет передаваться на рабочие тормозные цилиндры. В случае высыхания манжет в рабочих цилиндрах произойдет протекание жидкости в главном тормозном цилиндре жидкость будет пропуская между манжетой  стенками цилиндра. Соответственно усилие на рабочие цилиндры создаваться не будет

Стабильность тормозной жидкости

Стабильность тормозной жидкости заключается в её стойкости к воздействию таких факторов как воздействие высоких температур. При нагреве образуются продукты окисления которые разъедают металлы.

Смазывающие свойства

Металлические части цилиндров находятся в постоянном трении. Жидкость должна обладать смазывающими свойствами, чтобы продлить срок службы элементов тормозной системы.

ГАЗ 31 2005, двигатель бензиновый 2.3 л., 130 л. с., задний привод, механическая коробка передач — наблюдение

ГАЗ 31105 Волга, 2004

Комментарии 21

ты радуйся, товарищь налил масла в расширительный бачок с антифризом…вот он горя хапнул…влетел на замен всех патрубков, капиталку мотора, замену радиаторов, и витоге всё равно она у него летом греется, зимой холодно в ней, так и продал за бесценок(((

это ведь надо быть конченным идиотом =)такое я слышу и вижу в первый раз, жесть ваще.

ну темно было, взял в гараже канистру с маслом с этикеткой от антифриза…решил долить) пару литров)

Ну это не редкость. Однажды ко мне газелист подошёл на трассе, говорит, тормоза клинит. Я посмотрел, трубки открутил, стравил из главного, машина покатилась. Стоим, смакуем, а я руку оттереть не могу тряпкой. Понюхал-трансмиссионка. Газелист конечно на напарника какого-то свалил, но факт на лицо. масло вместо тормозухи далеко не редкий случай

да это что масло налили херня ещё !у меня один дедушка по слепости и старости в тормоза на свой жигулятор электролит нахерачил -вот это был номер!

дедушка — еще понять можно — маразм, склероз и геморой… но тут то сцуко молодой мужиг — лет на 8 меня моложе. и еще говорит, что машина обслуживалась только в мурманском таксопарке.

теперь походу придется каждый болтик проверять после такого обслуживания… =(

это будет надёжнее !когда сам всё проверишь !

дедушка — еще понять можно — маразм, склероз и геморой… но тут то сцуко молодой мужиг — лет на 8 меня моложе. и еще говорит, что машина обслуживалась только в мурманском таксопарке.

теперь походу придется каждый болтик проверять после такого обслуживания… =(

Да… Мурманского таксопарка уж пару лет нету…

Не. типа там старые работники остались и они по волгам шабашат

Там шабашники и остались. Пару лет назад Идея купила таксопарк и назвало такси такса. А потом машины на авито стопками висели…

дедушка — еще понять можно — маразм, склероз и геморой… но тут то сцуко молодой мужиг — лет на 8 меня моложе. и еще говорит, что машина обслуживалась только в мурманском таксопарке.

теперь походу придется каждый болтик проверять после такого обслуживания… =(

я тут когда машину купил нашёл пару людей которые в таксопарке работали ну типа обслуживание машин и всё такое так они мне сказали такую ересь что поехал сам всё переделывать ( а сказали следующие — сказали что рулевые наконечники то есть шарниры не мажутся совсем а набивается только пыльник от них и собирается всё обратно ) вот это был прикол . а когда ехал от них рулёвка была не очень — туговатая даже с гуром . а приехал в гараж разобрал всё и правда нихрена не смазано а только всё вытерто и собрано — после них всё смазал и собрал так в обще руль сталь лёгеньким . вот так вот — и после этого ни кому сваю волжанку не доверяю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: