Особенность подсчета угонов
Есть два способа подсчета похищений. В абсолютном выражении — на украденные детали в год. Или в относительном выражении: сравните количество украденных за год моделей с количеством проданных моделей, а затем ранжируйте по доле краж. Преимущество второго подхода заключается в оценке риска потери собственного автомобиля. Недостатком является невозможность разделения смены поколений и угонов автомобилей более трех лет.
Но мы решили, что важнее показать картину в относительных цифрах, ведь при больших объемах продаж у каждого владельца меньше шансов потерять машину, даже если она представляет интерес для угонщиков.
Как происходит угон
В большинстве случаев угон происходит из-за халатности автовладельца. Редко встретишь угонщиков, у которых в инвентаре есть хорошее оборудование, способное включить сигнализацию.
Очень часто воровство происходит самым банальным образом:
- Преступники пользуются потерей бдительности. При этом чаще всего машину угоняют с заправок, где автолюбители часто оставляют машину незапертой, а некоторые даже не глушат двигатель. Нападающему остается только вытащить заправочный пистолет из бака и бежать в вашу сторону;
- Потеря бдительности. Как только преступники опознают нужный им автомобиль, банку вешают, например, на глушитель или во внутреннюю полость колеса. Многие вешают какой-то груз весом по 500-700 грамм на колесо. В результате создается ощущение, что колесо откручено. После того, как машина тронется с места, грабители начинают преследовать ее. Как только автолюбитель останавливается проверить поломку, машину тут же угоняют;
- Насильственный угон автомобиля. В этом случае вас просто выкинут из машины и оставят в ней. При этом, как правило, грабители успеют зайти достаточно далеко, вызвав полицию, написав заявление и проделав другие действия по поимке преступника;
- Угон автомобиля с помощью кодграббера. Такие устройства есть у продвинутых угонщиков автомобилей. Происходит все очень просто: злоумышленники ждут, когда жертва активирует автосигнализацию. В это время перехватывается код брелка к блоку сигнализации. Это дает преступникам свободу действий. Все, что им нужно сделать, это нажать кнопку и открыть свою машину;
- Эвакуация автомобиля. Один из самых популярных видов угона, ведь никто не подумает, что машину, сигналящую эвакуатору, угнали. Даже если кто и думает, первое, что приходит на ум, это эвакуация из-за неадекватной парковки. Большинство сигнализаций от этого не спасут, ведь датчик удара в этом случае не сработает.
Как видите, способов украсть огромное количество. Кроме того, воры не сидят на месте и с каждым днем совершенствуют свои методы. Очень сложно предотвратить кражу автомобиля, если преступники уже нацелились на него и завели.
Профессиональные угонщики могут угнать хорошо защищенный современный автомобиль за 5-10 минут. Большая часть краж носит технический характер, то есть с применением специальных электронных и механических средств, отмечают эксперты. «В последнее время для автомобилей с бесключевым доступом это реле, то есть расширение диапазона обычного ключа. Для автомобилей с обычными ключами это означает взламывание замка с помощью высокопрочных «складок» и запись дополнительного ключа в память штатного иммобилайзера», — рассказал Алексей Курчанов, директор компании по установке иммобилайзеров Ugona.net.
После угона автомобиль отправляется на выгребную яму, где его проверяют на наличие «жучков» и маячков, а затем — в мастерскую для предпродажной подготовки. Как правило, машины уезжают из Москвы в регионы. Еще один вариант развития событий — аналитика. Старые автомобили обычно используются для запчастей. Стоимость запчастей на подержанные иномарки премиум-сегмента не ниже ассортимента новых моделей, на которые есть приличный спрос, в том числе б/у.
Откуда берется информация по угонам автомобилей
В РФ есть всего 3 «официальных» открытых источников с такой информацией:
- ГИБДД. Ведь примерно в 95% случаев пострадавшие обращаются в полицию. А там эта информация обязательно передается в ГИБДД для объявления автомобиля в розыск.
- Статистические данные страховых компаний. Ведь страховка сейчас является обязательной. Более того, стоимость полиса варьируется в зависимости от модели транспортного средства. Чем выше вероятность кражи — тем большей будет цена на страховку.
- Статистические данные производителей и продавцов противоугонных систем (которые занимаются также их установкой и техническим обслуживанием).
Дороже — не значит безопаснее
В прошлом месяце Всероссийский союз страховщиков (ВСС) опубликовал рейтинг автомобилей по степени защищенности от угона. Оценка производилась по трем критериям: насколько защищен автомобиль от вскрытия (250 баллов), от несанкционированного запуска и перемещения двигателя (475 баллов) и от создания дубликата ключа и смены ключа, номера кузова и шасси (225 баллов) точки).
Самым устойчивым к угонам, по версии BCC, оказался Range Rover (740 баллов), а в конце списка оказался Renault Duster (397 баллов).
Самое интересное, что показатели безопасности автомобиля не всегда сочетаются с его стоимостью. Например, экономичный Kia Rio набрал 577 баллов, а внедорожник Toyota Land Cruiser 200 — 545 баллов. Skoda Rapid, набравшая 586 баллов, обыграла Toyota RAV 4 с 529 баллами, несмотря на то, что первая машина стоит почти в два раза меньше второй.
Однако не все эксперты отрасли согласны с приведенной оценкой. Реальные цифры во многом зависят от комплектации автомобиля. Например, если на нем установлена система бесконтактного доступа (когда автомобиль отпирается без ключа, а заводится кнопкой на приборной панели), вероятность угона возрастает в разы. Такие автоматы, за редким исключением, открываются за несколько секунд, чего нельзя сказать о моделях, в которых нет бесконтактного доступа.
3 главных источника для составления рейтинга угонов
В России существует 3 официальных источника, которые предоставляют информацию для составления рейтинга угонов:
- Статистическое подразделение ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения). Практика показывает, что 93% автовладельцев заявляют об угоне в полицию. Информация о количестве и характере таких заявлений поступает в госавтоинспекцию, где проводится их тщательный анализ и формируется общая статистика краж автомашин.
- Информационная база производителей противоугонных систем. Подобные компании собирают данные об угонах авто, на которых установлена сигнализация их производства. Обработка информации об угнанных машинах позволяет выявить недостатки существующих охранных комплексов и в дальнейшем исправить их. По собранным данным со всех лидирующих на рынке производителей противоугонных систем можно сформировать вполне достоверную статистику.
- Выборка информации от страховых компаний. Страховщиками отслеживается вся информация о кражах автомобилей, так как стоимость страховки нередко напрямую зависит от места транспортного средства в рейтинге угонов. Данные о подобных преступлениях будут достаточно репрезентативными только в случае их сбора со всех страховых компаний страны.
HAVAL DARGO
Цена – от 2 849 000 рублей за модель в комплектации Comfort, с двухлитровым бензиновым двигателем, передним приводом, 2022 года производства
От Haval ждали «танк», а получили пригламуренный кроссовер, который, впрочем, готов составить компанию автомобилисту, любящему приключения. Dargo появился в России, кстати, когда европейские бренды бежали с нашего рынка, сверкая пятками. Haval не только не закрыл завод под Тулой, но и добавил на его конвейер новую модель.
- «Dargo – очень неплохая и интересная машина, которая недавно вышла. Думаю, он имеет право попасть в рейтинг лучших китайских автомобилей, представленных на российском рынке», – сказал «Абзацу» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
- «Я много машин перекатал из этой линейки. Многие экстремальные подвиги были совершены без каких-то особых проблем. Машины крепкие – это профессиональный внедорожный бренд. Они к нам привезли Haval Dargo – это ностальгическая боль по Ford Bronco, который к нам не возят, потому что он дюже дорогой», – поделился с «Абзацем» автоэксперт Андрей Трой.
- «Могу выделить Haval, потому что они производятся в Туле и являются лидерами по локализации среди всех китайских марок в России», – отметил в разговоре с «Абзацем» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Внешние рынки и история
Приоритетным для китайских компаний был и остаётся внутренний рынок КНР. Если посмотреть на производителей из других стран, то окажется, что и там всё в точности так же: для Volkswagen важна Германия, GM сосредоточился на США, а Toyota холит и лелеет родную Японию. Про Автоваз я промолчу. Тем не менее, американцы просто обожают Тойоту, а если из Москвы и Питера убрать все корейские Солярисы, Рио и Креты, то там, кажется, не будет пробок. Выходит, стремление угодить родному рынку не мешает ни японцам, ни корейцам. Почему же китайцы из года в год терпят фиаско? Причина проста — родной рынок. Производители из КНР стали заложниками собственного успеха, когда дома готовы принять практически всё. Покидать насиженное место не хочется, а зачем рисковать? Почему то же самого не произошло с Volkswagen или Toyota? Ответ в истории.
Экспансия немцев и японцев на западные рынки началась во времена экономического роста Германии и Японии. Появились новые технологии, улучшился дизайн, возросло качество продукции. На фоне топливного кризиса 1973 года, спрос на «импо́рты», — так в Америке называют иномарки, — резко подскочил. Американские машины с неадекватным расходом топлива оказались невыгодны для потребителей. Компактные, доступные и экономичные автомобили из Германии, Швеции и Японии быстро заняли пустую нишу. В конце восьмидесятых тот же трюк успешно провернут корейцы. Со временем они начнут разрабатывать автомобили специально для внешних рынков; японского в Toyota Tundra не больше, чем в Lada Largus российского. Успех автомобилей из Азии в Европе — дубль, эхо американского роста.
Отдельно отмечу, что в начале 2010–х годов итальянский Fiat вновь попытался выйти на рынок США. Тогда компанию ждал… Нет, не успех. Но и не провал: продажи пло́хи, но свой след итальянские автомобильчики Fiat 500 таки оставили. Сказалось отсутствие кризисов и эмбарго: на фоне низких цен на нефть американцы охотно продолжают скупать жрущие пикапы. «Колобки»-«чиквенченто» оказались не нужны даже хипстерам из Лос-Анджелеса и геям из Сан-Франциско. А европейцам норм, Fiat же.
Клиент из Европы разборчивее, чем любой другой. Ему важны история и имидж бренда, без них он машину не купит. «Как я куплю то, чего не понимаю?», — логика европейского покупателя. Поэтому в Венгрии и покупали Калины в 2015–2016 гг. — там помнят эти машины ещё со времён соцлагеря. Американцу или канадцу родословная не так важна
Им важно соответствие их нуждам и образу жизни. Китайцы же на американские капризы и европейский снобизм чхать хотели
Как овторить успешное «покушение» на сердца и кошельки клиентов из Европы и Америки без энергетических кризисов, локальных моделей и родовитого происхождения? Да никак.
Вернёмся к локальным моделям. Те же Toyota и Hyundai всю жизнь из кожи вон лезли, чтобы угодить иностранцам. Там кнопочки с крючочками на нужных гайдзинам местах, конструкцию переделывают под местные законы, ещё и отдельные, специальные модели и даже бренды для чужих рынков разрабатывают. Toyota Tundra, Kia Soul и целые бренды Lexus, Infiniti и Acura, направленные на американский рынок это подтверждают. Готов ли на нечто подобное Китай? Готов! Однако…
Как закрытые границы сдерживают преступность
По данным компании «АльфаСтрахование», за 8 месяцев 2021 года число заявленных по каско угонов автомобилей по сравнению с прошлым годом в абсолютных значениях снизилось на 27%. Сокращение числа угонов там объяснили закрытыми границами.
«Мы связываем эту тенденцию с карантинными мерами и закрытыми границами, особенно со странами СНГ. Ранее большинство транспортных средств угонялись именно туда, а сейчас для проезда в иные страны требуется и сдача ПЦР-тестов, и заполнение разных анкет пересечения границ, поэтому мошенники не могут осуществлять свою деятельность, как раньше», — отметил директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.
Номер один. Отечественный лидер
Неудивительно, что рейтинг угоняемых машин возглавляет марка Lada — в истории России она ещё не уступала этого сомнительного первенства ни одной иномарке. Причина проста и заключается в её лидирующем месте по продажам и по числу поставленных на учёт транспортных средств. А номером один среди конкретных моделей является заслуженный «ветеран» ВАЗ-2106. Автомобиль привлекает злоумышленников отсутствием серьёзных охранных систем, а также простотой запуска мотора без специальных инструментов. После угона «Жигули» обычно разбирают на запчасти, хотя есть небольшая вероятность того, что за дело взялись обычные хулиганы и через пару дней машину удастся найти брошенной в пределах города.
Второе место занимает очень похожий автомобиль — ВАЗ-2107, который также относится к «классическому» семейству. Хотя такие машины могут быть относительно новыми, они редко оснащаются дорогими «противоугонками» и также становятся чрезвычайно лёгкой добычей злоумышленников. Вошла в топ угоняемых машин и рестайлинговая «Самара» ВАЗ-2114, занявшая третье место. А вот её предшественник ВАЗ-2109 смог выйти только на пятую позицию, хотя пару лет назад именно этот автомобиль замыкал первую тройку.
Рейтинг самых угоняемых в СПб авто
Согласно данным за первое полугодие, в целом по России самым угоняемым автомобилем оказалась Лада Приора. Но в Питере продукция отечественного автопрома популярностью у автоворов не пользуется, здесь в почёте именно иномарки – с января по июль здесь было украдено свыше 750 авто иностранного производства.
Топ-10 наиболее угоняемых машин в 2021 году в СПб выглядит следующим образом:
- Ford Focus возглавляет рейтинг. За первые шесть месяцев угнано 315 экземпляров в кузове хэтчбек, седан и универсал. Среди них – машины, собранные в РФ, США, КНР, Германии.
- Hyundai Solaris – автомобиль бюджетного B-класса в кузове хэтчбек или седан. На протяжении восьми последних лет модель производится на питерском . Угнано 309 экземпляров.
- Kia Rio – корейский седан компактного класса, входящий в число российских бестселлеров на протяжении ряда последних лет. Популярность модели обусловлена доступной ценой, низкими эксплуатационными расходами, экономичностью и надёжностью. Число краж в СПб – 253.
- Renault Duster. Этот французский полноприводной (опционально) кроссовер, выпускаемый с 2010 года, неимоверно популярен в нашей стране. Причина – самый доступный автомобиль внедорожного класса (если исключить некоторые китайские модели). Число угонов – 170.
- Renault Logan – ещё один бюджетник родом из Франции. Этот седан В-класса, несмотря на довольно слабое оснащение (базовая комплектация не предполагает наличия ПБ, рулевого усилителя и электростеклоподъёмников), популярен среди питерцев и автоворов (157 краж).
- Mazda CX-5. Японский полноприводной городской паркетник производится с 2012 года, так что угонщики уже успели изучить все тонкости взлома штатной противоугонной системы. В 1-м полугодии было украдено 112 авто.
- Toyota Camry. Этот седан трудно назвать бюджетным, ведь по своим характеристикам находится между классами D и E. Все последние годы регулярно входит в топ-10 наиболее угоняемых моделей. В 2020 году в Питере за январь-июнь угнано 109 экземпляров.
- Renault Sandero. Хэтчбек, спроектированный на базе Логан. Отличается более богатым оснащением при том же уровне цен. В последние несколько лет его продажи неуклонно растут. Угнано 107 машин.
- Kia Sportage – корейский компактный кроссовер С-класса. Некоторое время собирался в Калининграде, в настоящее время производится в Корее, Индонезии, Словении и Казахстане. Украдено 82 экземпляра.
- Toyota RAV Знаменитый японский кроссовер всё ещё считается лакомым кусочком для автомобильных угонщиков. На протяжении первого полугодия было угнано 67 RAV4.
Показатели
Рассматривая все показатели, важно знать марки и модели тех авто, которые крадут чаще всего и как с ними поступают похитители в дальнейшем. Помимо этого, интересно узнать те статистические показатели, которые имеются по годам, чтобы отследить, куда двигается криминогенная обстановка с угонами автомобилей в России
По годам
Рассматривая данные Росстата по годам, цифры краж выглядят следующим образом:
- В 2014 году количество угонов составило 39.253 единицы.
- На 2015 год пришлось 36.203 краж.
- К 2016 их стало 33.859.
- В 2017 уменьшилось до 26.441.
- В 2018 – 21.112 хозяев лишилось своих авто.
Как видим, количество угонов сокращается уверенными темпами, хотя все еще и остается довольно высоким. А вот раскрываемость не всегда утешает хозяев авто. Так как практически 2/3 преступлений остаются нераскрытыми.
По регионам
По регионам наиболее неблагополучно выглядят следующие города и области:
- Москва, Санкт-Петербург и Центральный Федеральный округ в целом. На них приходится более 1/3 всех краж.
- Северо-Западный федеральный округ – это 21,8%.
- В Сибирском ФО – 10,8%.
- В Приволжском ФО – 8,6%.
- В Южном ФО всего наблюдается 7,8%.
- Уральский ФО демонстрирует – 7,6%.
- Дальневосточный ФО показывает меньший показатель в 5,3%. Является одним из наиболее благополучных регионов с точки зрения совершения этого типа преступления.
- Северо-Кавказский ФО 1,6%.
Что касается статистических данных о городах России, то наиболее тяжело обстановка с угонами выглядит в следующих мегаполисах и крупных населенных пунктах:
- Возглавляет рейтинг, как это ни странно, именно Санкт-Петербург. Он обогнал в этом плане Москву. От общего количества украденных машин именно в этом мегаполисе было угнано 0,28 %.
- На втором месте идет Кемерово – 0,27%.
- Третий город по неблагополучию с точки зрения сохранности личного транспортного средства – Москва с показателем в 0,24%.
- Четвертым в рейтинге идут Мурманск и Новосибирск. Здесь угоняют от 0,22% до 0,21%.
- Пятое место делят между собой Владивосток и Оренбург – по 0,19%.
- Незначительно отстает Новгород – 0,18%.
- За ним следует Самара. В этом городе угоняют приблизительно 0,11% от всех авто.
- С существенным отрывом от Самары следует. Тут воруют около 0,07% всех автотранспортных средств.
По маркам и моделям
Что касается наиболее популярных марок, то статистика по угонам разных моделей дает следующие данные:
- На первом месте по такой негативной популярности находится ВАЗ. Причем, что интересно, эти авто держат уверенное лидирующее место на протяжении многих лет. Чаще всего их угоняют для того, чтобы разобрать на запчасти и продать таким образом.
- Второй по популярности машиной является Тойота. Она пользуется спросом как у автовладельцев, так и у угонщиков. Часть перепродается на «черном рынке», а другая разбирается на комплектующие.
- Третье место за Hyundai. Благодаря тому, что эта марка стала производиться за 10 лет в больших объемах, ее стало больше у населения. А это негативно повлияло на статистику краж.
- Четвертое место за маркой KIA.
- Пятое за Nissan. И несмотря на то, что авто достаточно надежно защищено от взлома, все же некоторые модели часто попадают в объявления розыска.
– Чем ты сейчас занимаешься?
– После пятого подряд путешествия по бескрайним просторам нашей родины, где раскиданы исправительные колонии, многие из которых еще были построены во времена Сталина, я решил завязать. Также завязали и мои «коллеги по цеху». В итоге каждый из нас разбрелся кто куда. Кто-то устроился в автосервис, кто-то продавцом в автомагазин. Я и мой второй коллега устроились в компанию, которая занимается проектированием, производством, а также установкой собственных охранных автокомплексов.
И, кстати, мои знания и опыт очень пригодились. Особенно отделу инженеров и технологов, которые при разработке охранных систем учитывают все наши профессиональные секреты в этом опасном ремесле.
Единственный минус – это то, что вместе с технологиями в автомире растут и навыки угонщиков, которые также не сидят сложа руки и совершенствуют свои способы угона. А так как я уже вне этого бизнеса, то, естественно, не могу знать, что, к примеру, буквально на днях какой-нибудь гений-электронщик придумал, как обходить лазерные ключи Мерседеса.
Насколько Россия зависит от китайского импорта?
Курс на замещение импортной продукции российской власти официально взяли с 2014 года, но соответствующие госпрограммы существовали еще и раньше. В свете маячащих перед Россией новых санкций это в очередной раз становится актуальным. Увы, успехи импортозамещения в СМИ перемежаются с неудачными примерами – когда китайский аппарат выдают за российский, лишь изменив название.
Но и действительно, товаров производства КНР в российских магазинах до сих пор много – причем доходит до таких примеров, когда, очевидно, организовать это же производство внутри страны было бы весьма логично.
Пока основные успехи импортозамещения видны, в основном, в сельском хозяйстве – например, в 2020 году Россия полностью вышла на самообеспечение мясом, растительным маслом и зерновыми. А по ряду продуктов питания объемы выпуска оказались выше, чем планировалось. Но если с продуктами питания Россия и раньше относительно справлялась своими силами (особенно в бюджетном сегменте), то с промышленными товарами ситуация сложнее.
Такая продукция из категории товаров народного потребления традиционно поступала в Россию из Китая. Отношения России с Китаем не осложнены санкциями, поэтому взаимный товарооборот растет, достигая рекордных цифр: общий товарооборот в 2021 году – 146,88 миллиардов долларов, это на 35,8% больше прошлого года. Китай – безусловный лидер по товарообороту с Россией, на него пришлось около 46% всей ввезенной в Россию продукции.
Увы, таможня не раскрывает структуру импорта по позициям и странам в своей статистике, но больше всего Россия ввозит:
- машины и оборудование – почти 50% от всего импорта. В том числе – легковые и грузовые авто, оборудование и инструменты;
- продукция химической промышленности – 18,7%, в том числе фармацевтическая продукция, каучук, резина, пластмассы, мыло и моющие средства;
- продовольствие – всего 11,5% от импорта, больше всего ввозится подсолнечного масла, пшеницы, рыбы и сыров;
- металлы и изделия из них – 6,9%, включая арматуру, прокат, трубы и металлоконструкции;
- текстильные изделия – 6%, причем большая часть из стран СНГ.
А если посмотреть на структуру импорта именно из Китая на сторонних ресурсах, то окажется, что 51,3% всего импорта оттуда – машины, оборудование и аппаратура, всего на 28,2 миллиарда долларов в 2020 году. Еще оттуда приходят металлы, продукция химической промышленности, автомобили, текстиль и «прочие» промышленные товары.
Подводя итоги: Россия действительно зависит от импорта из Китая, особенно от промышленных товаров. На машины и оборудование из КНР приходится едва ли не четверть всего российского импорта, а доля китайских поставок значительно выросла. Вероятно, это – последствия политики импортозамещения, когда заменить китайские поставки оказалось нечем (или поставки из других стран заменили китайскими).
Статистика угона по маркам автомобиля
Список самых угоняемых марок автомобилей в России:
- ВАЗ. Уже много лет автомобили, сходящие с конвейера этого производителя, являются самыми угоняемыми, ведь их легко взломать. Как правило, такие автомобили угоняют с целью проведения полного разбора и перепродажи запчастей.
- Тойота. Довольно популярная марка среди автомобилистов, хотя ее часто угоняют. Часть угнанных автомобилей идет на перепродажу, остальные разбираются на запчасти и продаются на «черном» рынке.
- Хендай. По статистике, за последние 10 лет продажи этой марки выросли в несколько раз, при этом увеличилось количество угонов автомобилей. Эксперты прогнозируют, что эта тенденция сохранится еще 3-4 года.
- Киа. Машины этого производителя занимают четвертое место, занимая позицию в рейтинге с 2015 года.
- Ниссан. Надежный автомобиль с хорошей системой защиты от угона, но отдельные модели часто фигурируют в розыске.
В десятку привлекательных для угонщиков лидеров также вошли:
- Мазда;
- Форд;
- Рено;
- Мицубиси;
- Мерседес