Себестоимость добычи разведки нефти
Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.
Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.
Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.
Прогноз на будущий год
По официальным данным Счетной палаты России, повышение акцизов в 1,5 раза, что повлечет за собой неминуемый рост цен на энергоносители, включая автомобильное топливо. Поэтому подорожание бензина в 2019 году будет в пределах 10 RUB за литр по позитивному прогнозу. Кроме того, подобное повышение скажется на стоимости товаров, доля затрат на ГСМ в себестоимости которых составляет более 40%, а это фактически все продовольственные товары, находящиеся на полках мест традиционной розничной торговли.
Для большей наглядности нужно сравнить величину топливного акциза за 2018 г. и как она изменится в грядущем году:
- на топливо марки АИ-95 до июня текущего года акцизы были установлены в размере 11 213 руб. за тонну, а с 01.06 составил 8 213 руб. Согласно ст. 2 ФЗ №199 от 19.07.2018 г. «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» в 2019 г. данный показатель повысится до 12 314 руб. за 1 т;
- за литр дизельного топлива до июня перерабатывающие предприятия платили 7 556 руб. за тонну, а с июня данный показатель был скорректирован и составил 5 665 руб. С 01 января дизельное топливо подорожает до 8 541 руб. за 1 т;
- на средние дистилляторы налог до июня 2018 г. составлял 8 662 руб. за тонну, а с июля по декабрь 2018 г. был установлен в размере 6 665 руб. за тонну. C 01 января 2019 г. дистилляторы подорожают до 9 241 руб. за 1 т.
По указанным позициям акцизы взимаются за тонну вещества. Акцизная ставка будет действовать с 01 января по 31 декабря 2019 г. Таким образом, подорожание бензина с января 2019 будет единственным за весь грядущий год. В 2020 г. ожидается корректировка ставок в сторону незначительного увеличения – на уровне 2-3%, т.е. 300-500 руб. за 1 т топлива в год.
Совокупная прибыль
Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:
- разведка месторождений и добыча нефти;
- транспортировка;
- переработка на НПЗ;
- реализация на АЗС.
Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.
Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.
Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.
Какова реальная себестоимость бензина в России в 2019 году?
Выросшая в России стоимость топлива возмущает всех, даже пешеходов, которые понимают, что от его цены зависит стоимость большинства товаров и услуг, особенно тех продуктов, которые мы покупаем каждый день. Сегодня литр 95-го продают уже по 45 руб. А какая же себестоимость у бензина?
Вспомните, сколько бензин стоил 20 лет назад. Стоимость бензина колебалась от 2 до 6 рублей за литр и к 1999-му установилась на уровне 7 руб. Простой арифметический подсчет на уровне школьной программы, и мы видим, что бензин вырос в цене за это время в 6 раз. Если в 1999-м нефть стоила 10.2 долларов за баррель, то к 2019-му она выросла до 57 долларов за баррель — на лицо рост в 5.5 раз. Вполне логично, что при росте цен на нефть растет и стоимость бензина. Но сегодня даже при падении цены на «черное золото» горючка в России продолжает дорожать.
Как объяснял вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев, власти в России парадоксально себя ведут – с одной стороны, жестко регулируют рынок, чтобы добиться снижения цен на бензин, а с другой — вводят меры, которые, наоборот, приведут к их росту, к примеру, повышают акцизы, с 18 до 20 процентов вырос налог на добавочную стоимость. Как заявил топ-менеджер нефтяной компании, в стоимости топлива цена на нефть занимает всего 7 процентов, а остальное — это «фискальная нагрузка», производство, доставка и т. д. Это признают сами нефтяники. Получается, мы, рядовые автомобилисты, оплачиваем всю эту нагрузку.
Нефтяники постоянно жалуются, что им не выгодно продавать бензин на внутреннем рынке, гораздо удобнее экспортировать его. При введении ограничения на экспорт они повышают цены внутри страны. Даже при введении заморозки розничных цен в прошлом году они умудрялись повышать оптовые цены, а также отменяли бонусные программы, что в конечном счете сказывалось на цене бензина.
И пусть бензин в России один из самых дешевых, если сравнивать с европейскими странами, но мы все-таки нефтедобывающая страна. Ситуация в других нефтяных державах иная, чем у нас.
Если разбираться в себестоимости бензина, то в России картина такова:
- 7% – это стоимость нефти;
- 7% уходит на транспортные услуги — ее нужно перевезти к нефтеперерабатывающему заводу, а затем бензин – к АЗС.
- 13% – нефтепереработка на заводах;
- 16% – оплата НДС.- остается 57% – оплата других государственных сборов, акцизов, сборов на добычу ископаемых и т. д.
Таким образом, фискальная нагрузка без учета расходов на само сырье, транспортировку, переработку составляет 73% от стоимости бензина. Если вычесть ее, то получится себестоимость бензина чуть больше 12 рублей. А остальные 33 рубля — это налоговые и другие государственные сборы. И вот это всё оплачиваем мы, рядовые автомобилисты. Грустная арифметика.
Подсчет себестоимости 1 литра бензина
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.
Налоги на бензин
Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
- Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
- Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.
Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.
Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.
А как у них, и у нас (я про США)?
Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.
Этому есть несколько объяснений:
Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.
Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!
Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.
Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.
НА этом заканчиваю, думаю было полезно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
464,00
Похожие новости
Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Будем говорить про наш.
Газ на авто плюсы и минусы. Разберем пропан и метан + видео
Плохой бензин (топливо). Симптомы, а также какие последствия буд.
Какие еще факторы повлияют на рост цен
Подорожание бензина в 2019 году будет идти стремительными темпами: это абсолютно ясно. На поддержку ценового баланса топливно-энергетического комплекса страны потребуется порядка 300 млрд. руб. Поэтому специалисты Минэнерго разработали перечень мероприятий механизма «обратного» налога. В их числе компенсационные меры по возврату уплаченных акцизов для российских нефтеперерабатывающих мероприятий – компенсация части недополученной прибыли компаний, которая была заложена в инвестиционные проекты. Такие суммы обычно распределяются на модернизацию производственных мощностей, что позволит дополнительно обновить промышленный базис государства и способствует выработке более качественного конечного продукта. Это позволит сдерживать цены на нефть в допустимых границах. Но одной корректировкой ставок акцизов вряд ли возможно обойтись в нынешних условиях.
При этом на подорожание бензина с 1 января 2019 года окажут значительное влияние следующие факторы:
- Повышение экспортных пошлин на топливные операции – в зависимости от рыночной обстановки рост может составлять до 90% от размера пошлины. Это является мощным стимулом для развития внутреннего рынка, но, с другой стороны, данную меру можно считать основным фактором удорожания бензина внутри страны. Не секрет, что нефтяным компаниям гораздо выгоднее реализовывать нефть за границей. Например, в апреле текущего года АИ-95 на товарной бирже в г. Санкт-Петербурге стоила порядка 46 000 руб. за тонну, в то время как цена экспорта составляла 57 000 руб., т.е. на 23,9% выше.
- Повышение налога на добычу полезных ископаемых в рамках «налогового маневра», предложенного Миненерго на период до 2025 г. Известно, что НДПИ платится с каждой тонны добытой нефти, независимо от места ее переработки.
Специалисты госкорпорации «Роснефть» убеждены, что Правительству необходимо временно ограничить экспорт энергоносителей за счет внедрения специальных квот, а также ввести отрицательные акцизы на целый ряд НПЗ, реализуемых на российском рынке. Пока что конкретного алгоритма внедрения указанных механизмов нет. Только при условии его разработки Правительство сможет сдерживать рост цен в энергетическом секторе экономики в допустимых границах.
Текущая рыночная ситуация
Акцизы относятся к косвенному виду налогов, включающемуся в стоимость подакцизных товаров, к которым, в частности, относятся продукты нефтепереработки. Согласно ФЗ №199 от 19.07.2018 г. были внесены корректировки в ст. 193 НК РФ. На основании данного НПА с 01 июня 2018 г. ставки топливных акцизов были временно снижены из-за быстрого роста цен, зафиксированного в конце мая текущего года.
Так, с 1 января по 1 июня 2018 г. цены на литр топлива марки АИ-92 выросли на 4,23 RUB, что составило 10%. За июнь-октябрь 2018 г. удалось сдерживать стоимость топлива в пределах 45,5 руб. за литр, но уже к концу ноября данный показатель составил 46,23 руб. за литр. Несмотря на попытки сдерживания стремительной ценовой политики и «заморозки» рыночной цены на ГСМ, а также снижение тарифов на топливо, долго сдерживать рост рынка не представляется возможным. Уже с 1 января 2019 г. следует ожидать существенного подорожания бензина во всех регионах России.
Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США
Очень часто ко мне приходят вопросы — про себестоимость бензина, а сейчас (видно из-за кризиса) такие вопросы намного увеличились. Народу интересно, а сколько реально стоит произвести 1 литр топлива, скажем АИ – 92? Так ли это сложно как кажется и откуда берется такая большая стоимость бензина в стране? Лично я очень долго изучал этот вопрос, на который сегодня постараюсь вам ответить простыми, что говорится, словами …
Как мы с вами уже знаем — бензин производится из нефти, способов всего два: метод прямой перегонки и более совершенный метод крекинга (термического или каталитического). Но для того чтобы получить нефть нужно для начала найти месторождение, произвести геологические изыскания и только после этого начинать бурить. После этого нефть нужно доставить на перерабатывающее предприятие, которое уже изготовит бензин (доведет до нужных стандартов), после чего его транспортируют на сеть АЗС. После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите! Компания, которая произвела и продала вам топливо, должна заплатить акцизы и налоги в государственный бюджет. Именно из всей этой совокупности и складывается цена 1 литра топлива.
Если вывести цепочку то она получается примерно: — себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.
С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.
Сразу хочется оговориться ребята — я пользовался информацией с государственных сайтов, а также с крупных масс-медиа (например «ВЗГЛЯД», «Московский Комсомолец» и т.д.). Также хочется отметить, что данные взяты за промежуток с 2012 по 2015 года, на 2016 год пока данных не нашел. Но думаю, мало что изменится. НУ что поехали.
Переработка на НПЗ
Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:
- Бензин
- Дизель
- Керосин
- Прочие химические объекты
Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.
Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».
Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.