Топ 10 идей изготовления кондиционера для авто своими руками в 2022 году (+ монтаж кондиционера)

Что делать летом, если нет кондиционера в машине

Содержание

  • 1 Как сделать автомобильный кондиционер своими руками? 1.1 Этапы работ.
  • 1.2 Как он работает?

Каждому автолюбителю важен комфорт и климат в салоне авто. Автомобильный кондиционер является незаменимой частью системы контроля за климатом в салоне современного транспортного средства. Для обеспечения оптимальной температуры салона, современные авто оборудуют эффективными системами климат контроля. Сегодня, автолюбитель привык чувствовать комфорт в любую погоду. Зимой оптимальная температура в салоне достигается благодаря исправной работе печки, летом климат в салоне контролирует кондиционер.

Конечно, обладателю авто в полной комплектации вряд ли прийдется задуматься о самостоятельном изготовлении кондиционера, а вот салон ранних моделей авто нередко требует доработок. Обеспечить должный комфорт в жарком салоне старенького авто можно изготовив простейший кондиционер своими руками. Технология изготовления устройства достаточно проста, но весьма интересна.

Для того чтобы сделать кондиционер понадобиться достаточно свободного времени, необходимые инструменты и материалы. Для изготовления кондиционера нам потребуются:

  • Герметичная емкость. Желательно старенький переносной холодильник или другой контейнер.
  • Радиатор печки. Подойдет самый простой.
  • Старая зарядка от автомобильной сети.
  • Насос для жидкости.
  • 1-2 вентилятора.
  • Трубки, провода.

Самодельный кондиционер из напольного вентилятора и пластиковых бутылок

Хороший напольный вентилятор может «обслужить» сразу несколько бутылок со льдом.

Что нужно для работы

Для работы нужен вентилятор, пустые пластиковые бутылки и морозильная камера, чтобы производить лёд в достаточном количестве.

Изготовление охлаждающего устройства

Эффективный кондиционер всё-таки требует применить вентилятор. Можно использовать маленький настольный, можно большой напольный. Принцип охлаждения воздуха у них один, а поток охлаждённого воздуха будет разный.

Идея охлаждения воздуха во всех вариантах одна, варьируются размеры агрегата и конструктивные решения. Суть идеи в том, что сквозь установленную группу пластиковых бутылок, наполненных льдом, вентилятор прогоняет воздух. Чем больше бутылок и чем больше их объём, тем больше масса охлаждающего льда и тем холоднее будет воздух, прошедший сквозь «ледяной строй». Только бутылки не надо ставить вплотную одну к другой, надо выдерживать зазоры по 2–3 см.

Маленький настольный вентилятор, установленный перед группой наполненных льдом 1,5-литровых бутылок, спасёт от зноя одного человека. Большой напольный вентилятор может обдувать группу из нескольких 5-литровых бутылок. Поток охлаждённого воздуха будет более мощный. Главное, наморозить заранее побольше льда и освежать содержимое бутылей. На решётке напольного вентилятора бутылки со льдом можно закрепить, но так, чтобы их легко можно было менять.

Работая с таким охладителем, необходимо учитывать один теплотехнический момент. На холодной поверхности бутылок будет образовываться конденсат, который будет стекать на пол. Поэтому надо предусмотреть меры против затопления комнаты, например подложить толстую тряпку и время от времени выжимать её.

Зачем перезаправляют кондиционер

Полная перезаправка климатической системы происходит, если:

  • Необходимо произвести очищение системы от бактерий и продуктов распада. В данном случае старый фреон удаляют, очищают все составляющие и заправляют кондиционер обратно сжиженным газом.
  • Восстановление оптимальный объем хладагента. Для начала весь газ спускают, создают вакуумную атмосферу, а потом вновь наполняют до необходимой отметки.

Чем заправлять автомобильный кондиционер

Часто применяют хладагенты следующих марок:

  • R-22. Он зарекомендовал себя как надежный носитель, имеет высокий КПД охлаждения и стоит дешево.
  • R-410A. Использует более давление, улучшая производительность, что позволяет экономить энергию.
  • R-134 а. Безопасен для природы и не наносит вреда озоновому слою, но имеет один минус – высокую стоимость.

Любой фреон будет безопасен для здоровья, если заправка будет выполнена правильно. Фото: greenreport.it

Автономный самодельный кондиционер на батарейках

Но чтобы собрать действительно автономный, работающий кондиционер без бутылок с водой, напольных вентиляторов и проводов питания 220В, придется потратить некоторое время и заранее закупиться определенными материалами.

Вам потребуются:

пенополистирол

картон

клей

одна упаковка памперсов

гофрорукав

два вентилятора от процессоров компьютера

аккумуляторная батарея

кнопка

Прежде всего, нужно собрать теплоизолированный корпус будущего кондиционера. Для этого, как нельзя лучше подойдет пенополистирол. Им обычно утепляют стены домов или пола.

Размеры коробки выбирайте такими, чтобы ее было удобно перевозить в багажнике машины. Вырезаете прямоугольники и собираете охладительный бокс.

Сверху все обклеиваете плотным картоном. На само дно можно улажить фольгу. В процессе работы эта машинка будет образовывать конденсат.

Чтобы его убрать, желательно предусмотреть дренаж, в виде дырочки с трубкой где-нибудь в нижнем углу.

В двух стенках прорезаете отверстия под вентиляторы. Один будет идти на всасывание теплого воздуха, другой будет выбрасывать холодный.

К тому, который идет на вход, через горлышко от бутылки, приклеиваете пластиковый гофрорукав.

Это позволит более эффективно использовать охлажденный воздух внутри системы.

Для питания кулеров, прямо в коробке устанавливаете аккумуляторную батарею на 12В.

Подобные идут в источниках бесперебойного питания ИБП. Вместо АКБ можно собрать блок из емкостных батареек 18650 под соответствующее напряжение кулеров.

Чтобы периодически включать и выключать вентиляцию, не помешает отдельная кнопочка вкл-выкл. Один из проводок от АКБ до кулеров пускаете через нее.

Когда холодильный бокс готов, необходимо сделать сами батарейки холода, за счет которых собственно и будет происходить охлаждение.

И в этом деле лучше использовать не замороженные бутылки, а памперсы!

Обильно смачиваете их подкрашенной водой, и вырезаете тот самый гель-порошок, который впитывает в себя всю влагу.

У вас должна получиться некая желеобразная масса, которая в отличие от воды, не будет растекаться и капать. Вот ее то и нужно как следует охладить.

Забиваете под завязку этой массой плотные полиэтиленовые пакеты и запаиваете их со всех сторон.

После этого кидаете ваши холодильные батарейки в морозилку.

Это вещество держит холод гораздо лучше и дольше ледяной воды в бутылках. После полной заморозки, набиваете внутренне пространство кондиционера такими пакетами.

Главная задача — со всех сторон обложить гофру, собранную в виде колодца. В итоге этот шланг будет замерзать и охлаждать засасываемый через него воздух.

Чтобы увеличить теплообмен, вместо пластикового рукава, можно применить металлорукав. После забивки под завязку контейнера, закрываете верхнюю крышку и включаете вентиляторы.

Температура воздуха, который будет в итоге выбрасываться таким кондиционером, может быть на 10 градусов ниже той, что в комнате.

Автономная работа подобной охлаждающей системы — несколько часов. После этого придется заменить холодильные АКБ.

Не думаю, что вы будете сутки напропалую гонять эту машину холода у себя дома. Поэтому на два вечера и две ночи на даче в выходные дни, это очень даже приемлемый вариант.

Ну а для тех, кто перепробовал все возможные способы охлаждения и понял, что без настоящего кондиционера по итогу не обойтись, можете ознакомиться во сколько он вам обойдется на сегодняшний день — ТЫЦ. Там можно не только купить с доставкой на дом, но и сразу заказать установку.

https://youtube.com/watch?v=YK-628R1RRo%3F

Как работает автомобильный кондиционер

Терморегулирующий клапан (TXV): Здесь система переключается со стороны высокого давления на сторону низкого давления. Если бы вы прикоснулись к этой части системы, вы бы почувствовали, как она меняется с горячей на холодную.

Жидкий хладагент под высоким давлением течет из ресивера-осушителя через расширительный клапан, где он может расшириться. Это расширение снижает давление на хладагент, поэтому он может попасть в испаритель.Клапан определяет давление и регулирует поток хладагента, что позволяет системе работать стабильно, но подвижные части клапана могут изнашиваться и иногда требовать замены.

Объявление

В некоторых автомобилях вместо расширительного клапана используется диафрагма , но она служит той же цели, позволяя хладагенту расширяться и понижать давление до того, как жидкость попадет в испаритель. Дроссельная трубка позволяет хладагенту течь с постоянной скоростью и не имеет движущихся частей, но со временем она может забиться мусором.Системы с дроссельной трубкой автоматически включают и выключают систему кондиционирования для регулирования потока хладагента в испаритель.

Испаритель: Здесь происходит волшебство. В то время как все остальные части системы расположены в моторном отсеке, этот находится в салоне, обычно над местом для ног со стороны пассажира. Он также выглядит как радиатор с змеевиком из трубок и ребер, но его задача — поглощать тепло, а не рассеивать его.

Хладагент входит в змеевик испарителя в виде холодной жидкости под низким давлением, в идеале с температурой 32 градуса по Фаренгейту (0 градусов Цельсия), поэтому вам не нужна вода в системе.Хладагент не замерзает при этой температуре, но имеет очень низкую температуру кипения. Тепла в салоне автомобиля достаточно, чтобы R-134a в испарителе закипел и снова превратился в газ, как вода снова превращается в пар. В газообразной форме хладагент может поглощать много тепла.

Газ выходит из испарителя — и выходит из салона автомобиля, унося с собой тепло. Вентилятор, обдувающий теплообменник испарителя, нагнетает прохладный воздух в салон.Затем хладагент в газовой форме поступает в компрессор, где он находится под давлением, и весь процесс начинается заново.

Если в системе используется диафрагма, между испарителем и компрессором будет аккумулятор . Иногда через диафрагму в испаритель попадает слишком много хладагента, и он не кипит. Поскольку компрессор не может сжимать жидкость, только газ, аккумулятор улавливает любую избыточную жидкость, прежде чем она попадет в компрессор.

Испаритель также удаляет влагу из воздуха в автомобиле, что помогает вам чувствовать себя прохладно. Вода в воздухе конденсируется на змеевике испарителя вместе с грязью, пыльцой и всем остальным, плавающим в салоне. Когда вы останавливаете машину и видите, что под ней капает вода, вероятно, это вода из испарителя переменного тока, и вам не о чем беспокоиться.

Мы все слышали о «подзарядке переменного тока», поэтому мы кратко рассмотрим это позже.

Этап первый – вакуумирование

Цель данной операции – полностью удалить из контура, теплообменников и компрессора воздух, содержащий влагу. Последняя, оставаясь в системе, способна резко сократить срок службы компрессорного агрегата. Вторичная цель – проверить контур на герметичность и в случае утечки устранить неполадку.

Первым делом отыщите присоединительные штуцера (они же – сервисные порты) кондиционера. Обычно они располагаются в передней части подкапотного пространства возле радиатора и закрыты защитными разноцветными колпачками. Иногда для обслуживания охладителя выведен только один порт с колпачком синего цвета.

Вакуумирование системы выполняется по такой технологии:

  1. Очистите от грязи штуцер низкого давления (синий колпачок либо буквенное обозначение «L»), снимите защитную крышку.
  2. Пользуясь клапаном, стравите в атмосферу остатки старого фреона, поскольку его количество неизвестно и нужна полная заправка.
  3. Подключите к порту синий шланг манометрической станции, находящийся слева. К вакуумному насосу подсоедините желтый шланг (расположен посередине коллектора).
  4. Включите насос, откройте вентили на коллекторе и входе сервисного штуцера. Нужный кран станции располагается с левой стороны, напротив синего шланга.
  5. Откачивайте воздух в течение 20 минут, при этом стрелка на левом манометре станции должна показывать давление минус 1 Бар.

Статья в тему: Замена масла в АКПП Киа Сид 1.6


Перед тем как заправить кондиционер в машине, отключите вакуумный насос и выждите 1–2 часа. Если система негерметична, стрелка манометра обязательно двинется в сторону нулевой отметки, показывая потерю глубокого вакуума. Придется самостоятельно искать место утечки либо ехать в ближайший автосервис. Проблем не обнаружено – переходите к следующей операции – заправке.

Устранение утечки

Если повреждение существенное или вышел из строя целый узел системы, то для ремонта лучше обратиться к профессионалам.

Но чаще всего повреждения в кондиционере незначительные. Следовательно, выполнить восстановительные работы можно и самому.

Здесь есть два варианта.

С помощью специальной латки.

Здесь последовательность следующая:

  • подготовьте небольшую металлическую трубку, которая подходит по диаметру;
  • заведите на нее небольшие хомуты, зачистите наждачной бумагой и обезжирьте с помощью спиртового раствора;
  • соедините две половины муфты с помощью обычной изоленты;
  • нанесите клей на подготовленную муфту, поставьте деталь на место и стяните ее с помощью хомутов.

Как вариант.

С помощью герметика.

Сегодня продаются специальные средства, которые эффективно затягивают небольшие повреждения. Все, что необходимо – закачать их в систему вместе с фреоном.

Через 20-30 минут существующие щели исчезнут, и проблема с утечкой фреона из автокондиционера будет устранена.

Признаки недостатка фреона

Поскольку давление газа в контуре может достигать 20–25 Бар, на автомобиле с пробегом допускается величина естественной утечки хладагента до 10%. Если потери превысили указанное значение, эффективность охлаждения заметно снижается – кондиционер гонит теплый воздух.

Столкнувшись с подобной проблемой, вооружитесь инструкцией по эксплуатации машины, отыщите месторасположение теплообменников, подводящих трубок и убедитесь в появлении вторичных признаков утечки газа:

  • следы либо капли масла на стыках трубопроводов;
  • обмерзание одной или обеих магистралей;
  • один из теплообменников (чаще – испаритель) покрылся инеем;
  • с помощью термометра замерьте температуру воздуха на выходе из дефлектора – она должна соответствовать настройке охладителя.

Прежде чем заправить кондиционер фреоном, обязательно выявите и устраните течь. Обтяните накидные гайки ключом и проверьте систему на герметичность единственным доступным в гараже методом – вакуумированием. Подробнее о данной операции читайте ниже.

Статья в тему: Реальный расход топлива Mitsubishi Pajero на 100 км по отзывам автовладельцев

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий автомобильный кондиционер, потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

  • пластиковый контейнер небольшой ёмкости (в качестве ориентира можно назвать сумку-холодильник, а если у вас завалялась где-нибудь на балконе или чердаке неработающая сумка, смело используйте её);
  • радиатор автомобильной печки, например, вазовский;
  • несколько компьютерных вентиляторов, размеры которых должны соответствовать объёму ёмкости;
  • не очень мощный трюмный насос;
  • крепёжные элементы;
  • шланги/провода;
  • вилка прикуривателя.

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

  • небольшая ёмкость (металлическая или пластиковая, подойдёт даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
  • компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
  • клейкая лента, несколько листов бумаги;
  • USB кабель.

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

  • электролобзик;
  • несколько вентиляторов;
  • дренажная трубка (можно сделать из гофрированной подходящего диаметра);
  • изоляционный материал.

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Как он устроен

Портативный переносной и компактный мини кондиционер имеет противоречивое устройство. Это блок из пластика, внутри которого заключены все основные элементы. Также предусмотрена емкость с водой, через которую осуществляется периодическая заправка. То есть вы из баклажки добавляете воду по мере ее испарения.

Монтаж элементарный, поскольку устройство легко подключается к бортовой сети через прикуриватель. Некоторые модели оснащены дополнительно пультом дистанционного управления, что обязательно производители указывают в целях рекламы своего творения.

Чтобы разобраться в особенностях работы мини-охладителя, для начала рассмотрим обычный автомобильный кондиционер. У него все происходит примерно так:

  • хладагент циркулирует по системе;
  • температура воздуха снижается, он испаряется из-за собственного роста температуры;
  • затем фреон попадает в специальный конденсатор, вновь становится жидким и идет на следующий круг циркуляции;
  • чтобы поглощение тепла происходило быстрее, дополнительно кондиционер оснащается вентиляторами, которые обдувают теплообменники.

Теперь что касается мини устройств. Производители взяли уже знакомый принцип, но уменьшили его в размерах. Соответственно, значительно сократилась мощность и кондиционирующие возможности.

Среди ключевых преимуществ, о которых не устают говорить производители мини-кондиционеров, отмечают:

  • мобильность;
  • легкая установка;
  • адаптивность под любую машину;
  • возможность получить кондиционер, если в авто он не предусмотрен;
  • работа от 12 Вольт;
  • работа с выключенным двигателем;
  • функция подогрева воздуха зимой.

Но в действительности устройство не дает того, чего от него ждешь. К недостаткам я бы отнес вероятность образования грибка в автомобиле, а также малую мощность. По этому параметру мини-агрегат никак и близко не стоит около классического автомобильного кондиционера.

Есть ли в нем толк?

По сути, я подошел к главному вопросу — есть ли смысл покупать автомобильный мини-кондиционер и какой от него толк жарким летом.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Кондиционер, установленный в автомобиль на заводе производителя, работает по тому же принципу что и офисные агрегаты. То есть он поглощает тепло через испаритель, охлаждая салон машины. При этом «отработанный» воздух выводится в окружающую среду (на улицу).

Сам по себе кондиционер – это герметичная система, заполненная фреоном и компрессорным маслом. Масло снижает трение, частично отводит выделяющиеся в процессе работы частицы и циркулирует в системе кондиционирования.

Исходя из этого становится очевидно, что автомобильным кондиционером может быть только агрегат, который сможет утилизировать воздуха на улицу. И конечно такой прибор не может стоить 3 000 – 5 000 рублей.

Китайский же кондиционер от прикуривателя в машину внешне и по своим функциям больше напоминает обычный вентилятор. Такой прибор не охлаждает воздух, а лишь пропускает его по кругу, создавая легкий ветерок. Производители идут на ухищрения и гордо называют такие изделия кондиционер автомобильный 12 вольт, но на самом деле в природе такие агрегаты пока что выпускаются только для грузовых автомобилей. Эти габаритные приборы, работающие от напряжения в 24 В, врезаются в крышу кабины и стоят они порядка 85 000 рублей.

Тем не менее, как говорится «боль на выдумки хитра» и если вам очень нужен максимально приближенный к кондиционеру аналог, то изготовить такой прибор можно самостоятельно.

Простейшие самодельные кондиционеры

Если уж становится совсем невмоготу от летней жары (), они вспоминают спасительную формулу «голь на выдумки хитра» и решают: «а ведь можно сделать кондиционер самому – из вентилятора». И делают. Рассмотрим здесь три образца народного творчества, расположив их в порядке возрастания сложности изготовления.

Кондиционер из бутылок

Эта простейшая модель – для небольшой комнаты.

Кондиционер состоит из вентилятора и нескольких бутылок (пластиковых, стеклянных или жестяных из-под пива).

1. Расположим бутылки с холодной водой (а лучше со льдом) в одну шеренгу с зазорами 1-2 см для потока воздуха.

2. Поставим позади шеренги вентилятор и включим его.

3. Периодически будем менять воду в бутылках.

Кондиционер из медной трубки или шланга

Эта модель – для квартиры средних размеров.

Кондиционер состоит из вентилятора и длинной медной трубки (если жалко денег, то можно взять садовый резиновый шланг).

1. Намотаем трубку (шланг) на защитную решетку вентилятора, оставляя между витками зазоры для воздуха (так, чтобы не было перегибов). Получим нечто вроде радиатора.

2. Присоединим один конец трубки (шланга) к смесителю, а другой опустим в ванну или раковину.

3. Зафиксируем устройство в этом положении.

4. Откроем холодную воду (с небольшим напором) и включим вентилятор.

Более продвинутый кондиционер из бутылок

Кондиционер состоит из вентилятора, пластиковых бутылок из-под воды: две по 2 л и три по 0,5 л, и поролоновой ленты.

1. У больших бутылок отрезаем нижние части и просверливаем в них отверстия: в одной – на дне, а в другой – сбоку.

2. Поролоновой лентой обматываем вентилятор.

3. Помещаем его между двумя отрезанными донышками: снизу – донышко с боковыми отверстиями.

4. У двух крышек срезаем донышки.

5. На боках двух маленьких бутылок вырезаем по одному отверстию под размер горлышек.

6. Берем большую бутылку (без дна) и просовываем её горлышко в боковое отверстие маленькой бутылки. Закрепляем эту конструкцию крышкой без донышка. Для этого просовываем её внутрь маленькой бутылки и длинным ножом (или шампуром) закручиваем на горлышке большой бутылки (эта операция наиболее увлекательная: если не получилось, ну и ладно). Теперь маленькую бутылку можно вращать перпендикулярно к оси большой бутылки. Таким же манером крепим к маленькой бутылке вторую маленькую бутылку. Она сможет вращаться перпендикулярно к первой.

7. На конструкцию с вентилятором внутри донышек ставим третью маленькую бутылку – со льдом и накрываем большой бутылкой с двумя вращающимися маленькими. Кондиционер готов. Направление воздушного потока регулируется вращением маленьких бутылок по двум осям.

Теперь вы видите, что из вентилятора можно сделать кондиционер множеством способов.

В летний период вопрос о кондиционере встает особенно остро. Когда на дворе жара, хочется, чтобы был уголок, где можно от нее спрятаться. Бывает, что купить готовую систему кондиционирования нет средств или возможности. Тогда на выручки придет самодельный кондиционер из подручных средств. Особенно хорошо такое устройство впишется в интерьер дачи или загородного домика, но и в квартире его также можно с успехом применять. Приступать к изготовлению кондиционера лучше заранее, пока еще не наступили жаркие деньки. Так как неизвестно, сколько времени это займет у того, у кого нет опыта в подобных делах.

Необходимое оборудование для заправки

Если вы решили дозаправить автомобильный кондиционер своими руками, вам обязательно потребуются базовые знания и понимание устройства системы. Также нужно собрать комплект из инструментов и оборудования. В рамках заправки автокондиционера понадобится проверить давление и в дальнейшем заправить систему. Стандартный набор оборудования включает в себя:

  • комплект шлангов;
  • метрологическая станция;
  • переходник с краном (выбирайте такой, который подходит к системе вашей машины);
  • баллон с охладителем в нужном количестве.

Всё это продаётся практически во всех автомобильных магазинах. Это значительно упрощает самостоятельную процедуру заправки кондиционеров в машине. Существуют специальные комплекты, продающиеся уже в готовом виде. Каждый элемент выполняет свою функцию и задачи.

  1. Баллон с хладагентом. На нём предусмотрена специальная резьба и полость. Её потребуется проколоть острым предметом (обычной иглой) при подключении переходника. Если в комплекте отсутствует переходник с краником, перед началом работ не забудьте его докупить. Иначе ничего у вас не получится.
  2. Соединительная муфта. С помощью тройника позволяет подключать шланги и манометр для измерения давления внутри системы.
  3. Второй конец шланга соединяется с метрологической станцией. Её придётся покупать отдельно, поскольку в стандартную комплектацию для заправки кондиционера своими руками станция не входит. К метрологической станции подключается ещё один патрубок (шланг).

Важно учесть, что автомобильная система кондиционирования имеет 2 стороны:

  • низкого давления;
  • высокого давления.

Сторона низкого давления проходит по более широкой магистрали. Потому их можно отличить сугубо по размерам трубок. Также магистраль низкого давления зачастую расположена над магистралью высокого давления.

Заправлять автокондиционер следует через магистраль низкого давления. Потому сначала отыщите требуемый штуцер. Чтобы предотвратить вероятность заправки с другой стороны (высокого давления), производители предусмотрели использование входных отверстий разных размеров. Есть автомобили, на которых колпачок штуцера имеет соответствующую надпись буквами H (высокое давление) и L (низкое давление). Либо же используют разные цветовые обозначения, окрашивая магистрали соответствующими красками. Когда вы будете откручивать кран магистрали низкого давления, обязательно тщательно протрите колпачок и трубку. Это позволит предотвратить проникновение внутрь системы мусора, пыли и прочих загрязнений.

Создание термоэлектрического кондиционера

Для примера можно рассмотреть работу обычного автомобильного холодильника китайского производства, работающего от прикуривателя. Сам холодильник состоит из двух частей – крышки с термоэлектрической системой охлаждения и теплоизоляционного ящика.

В крышке находится пластина элемента Пельтье мощностью 65 ватт, к которой проведён провод 12 вольт от обычного автомобильного прикуривателя. Вентиляторы обдувают каждый свой радиатор, в результате чего потоки воздуха смешиваются, образуя холодный ветерок внутри ящика.

На основе этой простой конструкции можно запросто сделать «кондишн». Наиболее любопытная идея по созданию автомобильного кондиционера от прикуривателя – это сделать панель модулей Пельтье и вставить её в стекло задней двери автомобиля.

Стекло опускается, а на его место устанавливается модель с термоэлектрическими модулями, затем оно поднимается, чтобы зафиксировать полученный кондиционер. Самое главное преимущество этой простой системы в том, что очень легко обеспечивается разделение холодной и тёплой сторон.

С внутренней стороны холодные потоки снимаются дополнительными вентиляторами, а с наружной стороны — воздушным потоком от движения автомобиля. В пробках, естественно, теплоотвод ухудшится, за то на скорости будет явно ощутим холодный воздух. Для этого Нужно подключить модуль кондиционера в бортовую сеть 12 вольт, или в прикуриватель.

Самодельные испарительные кондиционеры

Ну и, раз уж пошла такая тема, коснёмся вопроса изготовления испарительного кондиционера своими руками. Итак, чтобы превратить жидкость в пар, нужны затраты энергии. Например, мы кипятим воду — вода превращается в пар. Затраты энергии на испарение в данном случае покрываются за счёт нагрева от огня или электроплиты. Но вода может испаряться и при более низких температурах, чем температура кипения воды. При этом тоже расходуется энергия. Предыдущий кондиционер использует этот принцип, и, говорят, способен снизить температуру воздух на целых 10 градусов, что довольно неплохо! Поэтому если соорудить некое устройство, чтобы как-то помочь воде испаряться (например, обдувать воздухом мокрые тряпки) то можно добиться охлаждения этого воздуха. В наших краях эта тема мало кому известна, а, например, в США производится куча работающих на этом принципе фабричных устройств для дома, которые используются там, где у нас принято ставить сплит-системы. Он состоит из вертикальной тряпки, обдувающего её вентилятора и насоса, постоянно поливающего тряпку водой.

Испарительный охладитель

Такие охладители-увлажнители называются у них swamp cooler (болотный охладитель, а болотный — потому что первые модели давали запах затхлой воды). Кардинальное отличие испарительного охладителя от сплит-системы состоит в том, что он выдаёт влажный прохладный воздух (а современные кондиционеры — сухой, от которого пересыхает в носу!). Но есть и обратная сторона медали — такой охладитель не работает в местности, где влажность повышенная, его используют только в жаркой и сухой местности. откуда пошло другое название — пустынный охладитель.

В 40-е или 50-е годы легковые автомобили в США оборудовались внешними испарительными охладителями.

Воздух при движении машины естественным образом задувался в эту трубу (на дне которой предусмотрен как бы лоток с водой) и поступал в кабину проходя сквозь расположенный там пропитанный водой соосный с корпусом цилиндрический гигроскопический мат (выглядит наподобие современного воздушного фильтра, ну, или как колесо для хомяка, обмотанное одеялом). Чтобы коврик лучше смачивался, его как-то надо было проворачивать в воде, для этого к нему привязывалась специальная веревка — «шморгалка», за которую надо было время от времени дёргать, чтобы промокнуть коврик. А обратно его возвращала пружина. Такие устройства до сих пор продаются на интернет-аукционах и стоят около 200-300 долл, но они больше идут как декор для любителей ретро-автомобилей. Один из наиболее известных брендов — Thermador car cooler. Кому очень интересно — гуглите по этому названию.

В американских и австралийских краях довольно распространены специальные фабрично изготовляемые болотные охладители для автодомов. Забавно помотреть на полёт американской инженерной мысли на этом видео.

Или, например, используются переносные автомобильные испарители-охладители вот такого типа.

Стоит он не слишком дорого, но перевозка оттуда довольно затратна — аппарат тяжеловат и габаритен. Но можно попробовать соорудить нечто, работающее на том же принципе, из подручных материалов.

Варианты несложных для повторения испарительных кондиционеров: вот или вот (здесь смотрите тот, что в конце страницы, а то наморозить льда для обдува в кемпере не так то и просто).

Ещё идея для машин без кондея: в подкапотный вохдухозаборник положить кусок одеяла и завести туда трубку от омывателя стекла, да и увлажнять в дороге время от времени. Кто смелый испытать такой вариант на себе?

Немного теории

На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:

  • компрессорные системы кондиционирования;
  • испарительные устройства.

Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно. Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.

Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно принцип охлаждения за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: