Клеммные колодки
Самый технологичный способ соединения проводов – использование специальных клеммных колодок.
Клеммные колодки обладают рядом преимуществ перед другими способами соединений:
- Легкость монтажа.
- Использование любых комбинаций материалов проводников.
- Подключение проводников различного диаметра.
- Нет необходимости выполнять манипуляции с проводом, кроме зачистки его конца от изоляции.
- Нет необходимости выполнять изоляцию.
- Удобство закрепления самой колодки.
Зажим проводника в клеммных колодках может выполняться 2 способами – непосредственно винтом, или посредством металлической прижимной пластины. Второй вариант предпочтительней, поскольку в первом случае существует риск повредить провод винтом (алюминий – очень мягкий металл).
Основные причины проблем с контактами
Существует далеко не одна причина тому, чтобы контакты автомобиля были неисправными или работали плохо.
Однако, выделяется три наиболее часто встречающихся случая, когда происходит поломка:
- Коррозия (или ржавчина) – эта неприятность случается наиболее часто, так что смазка для контактов должна всегда находиться у вас в багажнике. Обусловлена эта неисправность в основном погодными условиями, такими как сырость, холод или дождь. Ведь в таком случае влажность воздуха сильно повышается, и конденсат оседает не только на поверхности автомобиля, внутренние части также подвержены оседанию воды, контакты не исключения. А если сырая погода стоит длительное время, рано или поздно начнет появляться ржавчина, мешающая нормальному функционированию электроники и поломкам.
- Окисление – этому фактору сильнее всего подвержены клеммы на аккумуляторе. Многие водители сталкивались с проблемой, когда за обильным нарастанием непонятного белого налета на клеммах аккумулятора и его корпусе, вообще не видно самих контактов. Причин этому фактору может быть очень много: подтекание электролита, ошибочное замыкание ячеек батареи, поломки корпуса аккумулятора и т.д. В этом случае специализированная смазка тоже станет вашим спасением.
- Короткое замыкание – также довольно часто встречающийся феномен в электронной цепи автомобиля. Возникают замыкания по той же причине, которая описана в первом пункте – влажность. Все очень просто, вода попадает на стыки или поверхности контактов, тогда при прохождении по ним тока, их коротит. Это может привести к довольно серьезным проблемам с машиной, но чтобы их избежать, существует смазка, не дающая воде ход к оголенным частям провода.
А зачем смазывать?
Причин здесь несколько, но все же первоначально это одна причина, итак:
- Для того чтобы улучшить электрический контакт цепи, есть смазки которые реально улучшают пропускные свойства электричества
- Пожалуй, самая важная причина – ЭТО ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА. Все дело в том, что свинец (из него также сделаны клеммы) имеет обыкновение окисляться. Особенно под воздействием окружающей среды. Еще один минус, на старых автомобилях клеммы были из меди, а контакты соответственно из свинца, разные металлы со временем появлялись окисления. НУ и если брать старые АКБ, обслуживаемые (сделанные по сурмянистой технологии), то у них зачастую из банок выкипал электролит, причем достаточно бурно. Испарения шли вместе с частью серной кислоты, она также могла попадать на контакты. Вот вам – ОПЯТЬ ЖЕ ОКИСЛЕНИЯ.
Кстати многие автоэлектрики рекомендуют обрабатывать такими защитными составами и массу кузова, она также со временем может окисляться. Собственно чтобы ничего не окисляло эти контакты и смазывали клеммы, если это не 100% защита, то как минимум продукты распада не появлялись достаточно долгое время.
В чем суть проблемы?
Почему же вдруг окислились контакты? Чем почистить их быстро и эффективно? Прежде чем приступить к этой процедуре, следует разобраться, почему на клеммах появляются новообразования. Причин окисления бывает несколько. Основная из них – это попадание электролита непосредственно на сам контакт. Происходит это в аккумуляторах, в которых имеются батареи с расшатанными стержнями или неплотно закрытыми пробками. В итоге контакт, взаимодействуя с кислородом, начинает окисляться и покрываться белым налетом. Если это произошло, специалисты рекомендуют проверить, насколько аккумулятор герметичный и в каком состоянии стержни. Если на батареях есть пробки, то их следует закрутить плотнее.
Вторая причина заключается в усталости батареи. Это значит, что ее эксплуатационный ресурс уже себя исчерпал: изделие с рассохшимися уплотнителями и почти не берет заряд. В таком случае вам придется менять аккумулятор. Однако это можно предотвратить, если своевременно обслуживать батарею не собственноручно разбавленной кислотой, а уже готовым и качественным электролитом. Нередко его утечка происходит в результате повреждения корпуса батареи.
Историческая справка
Сегодня токопроводящие пасты используются в разных отраслях. Спортсменам известны пояса для похудания, а компьютерщики в курсе, что составы улучшают охлаждение процессора.
Эпоха открытия электромагнетизма
Первопроходцем предлагается назвать сэра Хампфри Дэви. Его неустанные опыты в области электролиза убедили, что не только твёрдые тела проводят электрический ток. Из первых известных конструкций, содержащих подвижные части с жидким контактом, называют установку Волластона, копию которой сделал Майкл Фарадей, первый в мире электрический двигатель.
Опыт Фарадея немедленно и успешно повторен Ампером. Хотя прежде в докладе прозвучали слова, что установка неработоспособна. Подвижным контактом служила ртуть. Её наливали в чашу, где вращался вокруг постоянного магнита конец провода, подводящего электрический потенциал. Потом подобные технические решения использовались часто. Примером называют колесо Барлоу (1822 год). Ртуть использовалась до конца XIX века, и отдельные технические раритеты полным ходов вошли в XX. Допустим, счётчики электрической энергии.
К началу Второй мировой войны возрастающее использование электроэнергии поставило человечество перед задачей поиска новых технических решений.
Первые патенты
Одним из первых патентов на токопроводящую смазку с металлической крошкой считают US 2244436. Честер Тетиг из Ковингтона пишет, что его изобретение относится к смазываемым электропроводным контактам. Выходит, патентуют общую идею без конкретизации. Под защиту авторских прав попадают металлы любой формации с порами и неровностями, заполненными пожаробезопасной смазкой. Честер уточняет, что паста способна сгорать в огне, но сама не поддерживает горения.
Лубрикант бывает твёрдым, жидким, текучим, вязким. Сделан из воска, дёгтя, масла, синтетических материалов. Изобретатель намеренно не ограничивает металлические сплавы контактов популярной тогда (1939 год) бронзой, но говорит о любом составе. Специально оговаривается, что «пористость» не обязательно видна невооружённым глазом, но способна просматриваться лишь под микроскопом. Чем перекрывается весь диапазон шероховатостей предполагаемых контактов. Не обходит Честер и композитные материалы, наподобие ферритов, используемых для коротковолновых антенн.
Патент говорит, что токопроводящая смазка одновременно способна решать задачи увлажнения поверхностей для снижения сил трения, испаряться, образуя специфические атмосферы в замкнутом пространстве. Автор кратко характеризует составы смазок, испытанные в деле лично:
- «Из ненатуральных лубрикантов предпочитаю спирты – глицерин и гликоль, как их разновидность, возможно применять этиленовый или пропиленовый, идущие на рынке под торговой маркой Престон.» Вещества и сегодня используются в качестве основы для токопроводящей смазки, к примеру, в поясах для похудания.
- «Глицерин и гликоль возможно использовать в чистом виде, разбавлять слегка водой на 25% по массе. Для увеличения проводящих средств возможно добавить чуть порошкового графита либо суспензии.» Это техническое решение прямо приводит к саморегулирующимся нагревательным кабелям. Графитовые субстанции производили в то время в Хуроне, Мичиган компании Ачесона.
- Вид смазки может содержать 25 – 50% машинного масла. Остальные компоненты описаны выше.
- В качестве полутвёрдой смазки допустимо применять нафталин компании Галовакс. Честер хвалит продукцию под кодовым номером 2025. Вполне подходящими считает 1000, 1013, 1014. Наконец, полужидкой фазой из перечисленных характеризуется нафталин 1000.
Честер прямо говорит, что его патент применим к электрическим установкам, имеющим подвижные контакты. Для низковольтных цепей лучше подходит глицериновая смазка, в остальных случаях предпочтительны масляная и дегтярная основы.
Можно ли предотвратить неприятности с контактами
Естественно, каждый водитель любит свою машину, и заботиться о ней как может. Однако даже у самого чистоплотного хозяина пространство и детали под капотом не могут быть стерильно чистыми, не та среда в конце концов.
Смазка для контактов
Конечно, можно пытаться проводить зачистку контактов автомобиля каждую неделю. Чистить каждый стык проводов наждачной бумагой, удалять всю влагу и т.д. Можно попробовать герметизировать щели в копотном отсеке, что бы туда попадало как можно меньше влаги и пыли, но все равно это не выход. Вам придется либо половину жизни провести за этими занятиями, либо смериться и жить дальше. Но есть другой выбор, который не предполагает бесконечное сидение в гараже, исключает попытки герметизации и прочее, о нем и рассказывает эта статья.
Классификация смазок для электроконтактов
Смазочные материалы для электрических контактов подразделяются на электропроводящие, электроизоляционные или диэлектрические.
Электропроводящие смазочные материалы – это специальные материалы, разработанные для уменьшения и стабилизации электрического сопротивления контактных соединений металлов или сплавов.
Загустители в электропроводящей смазке придают ей матричную структуру, которая предотвращает растекание смазки по поверхности. Ячейки этой матрицы заполнены частицами проводящего наполнителя, например графита.
Электропроводящие смазочные материалы используются для повышения стабильности и надежности электрических систем, обеспечения защиты от коррозии и снижения затрат на обслуживание. Использование этих материалов позволяет увеличить площадь соприкосновения контактных поверхностей, увеличить проводимость тока. Это приводит к меньшим потерям энергии и увеличению срока службы подключения.
Смазки для электроизоляции – это материалы, предназначенные для предотвращения утечки тока из электрических цепей и защиты контактов от агрессивных внешних факторов.
Эти материалы могут использоваться одновременно для обработки резиновых, пластиковых и металлических поверхностей, служат для стабилизации напряжения и защиты от коротких замыканий.
Можно ли медь соединять с алюминием
Современная электрическая разводка в квартире или доме выполняется только медными проводами так гласит ПУЭ. Но в старых домах проводку делали чаще всего алюминиевым проводом и возникает ситуация, при которой необходимо соединить 2 провода из разного материала. И в этой статье вы узнаете, как соединить медный и алюминиевый провод разными способами.
Способы соединения медных и алюминиевых проводов
Можно ли скручивать медный провод с алюминиевым
Начнем с того, что можно ли соединять алюминиевые провода с медными, и не приведёт такое соединение к пожару? Ответ да, можно. Но давайте сперва ознакомимся с этими материалами.
Если задаться вопросом какая проводка лучше, медная или алюминиевая, то выбор конечно за медной. Это выходит из технической характеристики меди, сечение алюминиевого провода в тех же условиях приходится брать больше. Есть и минусы, медь дороже. Отличить медный провод от алюминиевого легче по цвету, медь имеет красноватый оттенок, алюминий — серый, белый.
Посмотрев на электротехнические показатели металлов, отпадает вопрос в том, что лучше проводит ток. Вот некоторые сведения:
- Удельное сопротивление: медь – 0,017 Ом·мм²/м, алюминий – 0,028 Ом·мм²/м.
- Теплоёмкость: меди — 0,385 Дж/гК, алюминия – 0,9 Дж/гК.
- Упругость материала: меди – 0,8%, алюминия – 0,6%.
Так почему нельзя скручивать медные и алюминиевые провода, ведь скрутка, особенно при небольшом сечении, является самым дешёвым вариантом в плане как средств, так и времени? Все дело в том что, эти материалы при соединении создают гальваническую пару.
Очистители и смазки контактов автомобиля: какие лучше
Наиболее востребованными очистителями для окислившихся контактов машин являются 3 вида.
ABRO Electronic Contact Cleaner.
Средством пользуются для очищения электрических контактов. Изготавливается в аэрозольной упаковке 2-х видов: 163 и 283 мл. Отлично убирает грязь, жиры, масла, не разрушает пластмассу.
AVS Crystal Contact Cleaner.
Относительно дешевое средство для чистки контактов, дающее хороший результат после обработки. Убирает влагу и загрязнения с разъемов автомобиля. Нейтрально относится к резиновым, пластмассовым, окрашенным поверхностям. В магазинах представлен в аэрозольных баллончиках.
Hi-Gear HG40.
Один из популярных очистителей Источник voditeliauto.ru Довольно дорогое средство, однако цена оправдана, поскольку эффективно очищает контакты автомобиля. Производится в аэрозольных емкостях, имеет удобный распылитель. Кроме очищения, образует на покрытии контактов тонкий слой в виде защитной пленки. Такая прослойка какое-то время защищает поверхность от возникновения коррозии. Благодаря этому улучшается качество соединения.
Преимущества и недостатки токопроводящих составов
- Сильные стороны мы уже рассмотрели. Защита от внешних воздействий, надежный контакт при вибрации, облегчение размыкания разъема (электропроводность не причем, в любом случае – это смазка). Еще одно преимущество – токопроводящая паста в некоторых случаях может выступить в качестве разделительного слоя между разнородными металлами. Например, при прямом соединении меди и алюминия, возникает электрохимическая реакция, металлы стремительно коррозируют. Слой пасты снижает негативное влияние. Применение смазки для электрических контактов
- К недостаткам можно отнести возможность замыкания. Если разъем достаточно плотный, паста может закоротить расположенные рядом контакты. Понятно, что при высоких значениях силы тока, смазка просто испарится: но может возникнуть и возгорание. В таком случае поможет предохранитель. А если замкнуть сигнальные слаботочные контакты, то в лучшем случае электронные модули не будут выполнять команды, а в худшем – выйдет из строя элементная база.
Поэтому, токопроводящие составы не наносятся как слой масла на бутерброд. Составом покрываются только контакты, по возможности без образования потеков и капель. Соответственно, на компактных разъемах с плотной гребенкой применение невозможно.
Что такое токопроводящая смазка для контактов?
По сути, это обычное компонентное вещество пластичной консистенции, со специальными добавками. В качестве основы используется минеральное масло.
Для повышения вязкости добавляется присадка: это может быть этилцеллюлоза, имеющая в своем составе соли высокомолекулярных соединений (по сути – то же самое мыло).
Иногда добавляются высшие органические кислоты. Обязательно вводится стабилизирующий компонент: ацетоновый раствор бензотриазола.
Но такая смазка для контактов не является электропроводной. Она просто защищает разъем от коррозии. Поэтому в пластичную массу добавляется высокодисперсный (тонкого помола) порошок меди.
Она имеет характерный цвет, и фактически является проводником электричества. Принцип действия простой: при правильном нанесении, токопроводящая смазка для контактов заполняет собой все микропустоты в соединении, и расширяет пятно взаимодействия.
Поскольку состав пластичный, при вибрации разрыва соединений не происходит, электрический ток протекает без перерыва. Кроме того, в месте нанесения обеспечивается защита от коррозии.
Только в качестве токопроводящей среды применяется графит тонкого помола. Электропроводность материала почти не уступает медной добавке, но стоимость такой смазки существенно ниже. Выглядит она не так эстетично, но ведь это не декоративный элемент.
Также, как и медная, графитовая паста не просто обеспечивает надежный контакт, но и защищает от проникновения влаги и коррозии при соприкосновении с воздухом.
Смазка Liqui Moly и её аналоги
Рассмотрим несколько популярных смазок, используемых для контактов автомобильной проводки, начиная с самого известного и подходящего для этой цели.
- Liqui Moly. Производитель выпускает электропроводные смазки в двух видах: аэрозоль (Electronic Spray) и гель (Batterie-Pol-Fett). Пластичная смазка более эффективна в долгосрочной перспективе, так как она устойчива к смыванию водой и начинает самопроизвольно стекать только после разогрева до 145 °C. Однако использовать пластичную смазку для труднодоступных мест неудобно, так как её необходимо наносить контактным способом. Аэрозоли хорошо подходят для быстрой обработки контактных поверхностей, в том числе труднодоступных. Но эффект от аэрозолей кратковременный. Для эффективной защиты обрабатывать контакты потребуется не реже, чем 1 раз в 3 месяца.
- Солидол или литол. Это традиционные смазки для клемм аккумулятора и других контактов авто. Они не совсем подходят для подобных целей, так как не обеспечивают достаточно надёжной защиты от окисления и довольно быстро высыхают. Требуют частого обновления. Используются в основном водителями старой закалки.
- Графитовая смазка. Основной недостаток этого средства для защиты от окисления — частичная электропроводность и низкая температура самопроизвольного стекания. Подходит для обработки одиночных контактов (АКБ, стартера, генератора). При промазывании маленьких, многопиновых фишек может вызвать утечку тока с сопутствующим сбоем в работе электроники.
Смазки для контактов — это хорошее решение для тех автомобилистов, которые не желают сталкиваться с проблемами окисления проводки.
Эксплуатация автомобильных аккумуляторов сопряжена с повышенными нагрузками вследствие значительных колебаний температуры в моторном отсеке, воздействия грязи, пыли и влаги. Кроме того, иногда возникают ситуации, связанные с перегревом аккумуляторной батареи и сбросом избыточного давления через клапаны с выделением кислотных паров.
Все это неизбежно приводит к постепенному ухудшению контакта и появлению окислений на клеммах. Для уменьшения негативного окисляющего влияния различных реагентов на контактные площадки АКБ используют смазки, которые намазывают сверху надежно собранных мест соединения.
Описание
Смазки для электроконтактов – вещества, способные защитить электроузлы различной техники от любых внешних воздействий, воспрепятствовать окислению и появлению коррозии, а также снизить износ металлических, резиновых и пластиковых компонентов оборудования.
Любые контакты нагреваются в процессе работы. Уровень температуры зависит от силы тока, проходящего через цепь. В случае существенного увеличения температуры возможно спаривание поверхностей, а при воздействии различных факторов внешней среды образуется коррозия. Все это приводит к нарушению изоляции контактов и поломкам оборудования в дальнейшем.
Кроме этого резкие температурные перепады способствуют образованию на поверхности электропроводящих элементов конденсата в виде смеси влаги, кислот, щелочей, солей и прочих агрессивных веществ. В результате реакции с проводниками формируется оксидная пленка, которая способствует разрушению контактов и приводит к замыканию. Эти факторы также несут опасность, как для техники, так и для людей, работающих на оборудовании или в непосредственной близости от него
Именно поэтому важно своевременно и регулярно обрабатывать электроузлы указанными материалами
Основные правила нанесения смазки на контакты
Существует несколько моментов, которые нужно учитывать при смазке:
- внутренние полости разъемов надо тщательно очистить от влаги, убрать пыль, просушить;
- зачистить такие контакты, как «папа» наждачной бумагой (мелкой), опилки при этом удаляются;
- разъемы «мама» зачищаются с помощью тонкой иглы, надфиля, узкой наждачной полосы.
Автомобильные разъемы Источник 12vt.ru2
Как легко почистить контакты.
После очистки металлические части рекомендуется покрыть тонким слоем смазки. Если состав не проводит ток, допускается наносить на внутренние поверхности. Тогда они обеспечивают полную защиты от влаги, вода внутрь не проникнет. Наружные клеммы аккумулятора и другие поверхностные контакты покрывают дополнительно с внешней стороны.
Как почистить снятый двигатель от масла и загрязнений
До того, как приступить к очищению силового оборудования от старого масла и различных загрязнений, пространство под капотом автомобиля промывается простой водой. Напор жидкости нежелательно делать сильным.
При помощи чистящего аэрозоля или других средств выполняется очистка. Для этого очищающий раствор наносится на отдельные компоненты мотора губкой. Труднодоступные места позволит очистить простая зубная щетка.
Если применяется аэрозоли, удаляющие масла, рекомендуется выждать какое-то время до того, как смывать остатки использованного препарата. В этом случае средство действует более эффективно.
Что такое токопроводящая смазка для контактов?
Это смазочный препарат, использующийся для защиты разъемов от коррозии и окисления. Средство повышает эрозионную стойкость, снижает переходное сопротивление. Такие смазки делятся по области использования на:
- зажимные;
- болтовые;
- опрессованные.
Средство выступает в качестве уплотнителя и герметика. Ключевые функции смазки:
- вытеснение влаги;
- обеспечение электропроводности;
- предохранение контактов от внешних воздействий.
Смазка позволяет сохранить затяжку болтов, обеспечивает простоту разборки. Состав выделяется высокой теплопроводностью, часто используется в качестве теплоносителя для резьбовых соединений, радиаторов охлаждения, контактов полупроводников.
Выбирается в качестве смазки контактов:
- вилок;
- разъемов;
- выключателей;
- штекеров.
К составу предъявляются высокие требования к термической стойкости и крепостью сцепления
Важно, чтобы смазка прочно удерживалась на поверхности, не стиралась при размыкании. При больших токах в контакте образуется кратковременная дуга
Смазочное средство должно выдержать высокую температуру, обеспечивать при этом защиту разъема от подгорания.
Анодирование как способ защиты алюминия
Это способ повышения устойчивости контактов автомобиля к появлению коррозии. Благодаря обработке формируется прослойка оксида на защитной поверхности. Обработанные разъемы становятся в этом электролитном процессе анодом.
Чем очистить контакты авто проводки от окисления?
Чем смазывать клеммы, чтобы обеспечить контакт, и защитить их от окисления?
Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.
Здесь стоит выделить несколько групп изделий:
«Дедовские» методы. Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.
Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.
Машинное масло. Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.
Солидол. Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).