Обгон пробки по встречке: разрешен или запрещен

Какой штраф за знак "кирпич" на заправке, как его избежать и отменить?

Видео: Обгон пробки, не пустили в ряд. Урок на трассе.

Новогодние праздники сопряжены с гигантскими заторами в больших городах. Все подвержены предпраздничным хлопотам с их частыми перемещениями с большими сумками и полными багажниками всевозможных деликатесов. Что грозит водителю, если он не выдержит и решит перескочить скопления машин одним махом по свободной от транспорта полосе? Разобраться в ситуации помогает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Если встречная полоса обозначена сплошной белой линией, то любой обгон запрещен и водителю предписано толкаться в заторе до тех пор, пока не наступит его очередь миновать тормозящий всех светофор. Но если «встречка» отделена прерывистой разметкой, то у участников движения могут возникнуть ненужные соблазны. Ведь пересекать прерывистую линию правила не запрещают и свободное пространство на сотни метров вперед манит совершить рискованный маневр. Многие так и поступают, создавая еще больший затор впереди.

Однако правила запрещают обгонять пробку. В пункте 11.2. ПДД содержится перечень ситуаций, когда нельзя пересекать даже прерывистую разметку. Водителю запрещен обгон, если:

— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?

Увы, но да! Как мы отметили в начале статьи, тот факт, что вы по сути предотвращаете нарушения ПДД других водителей, сами при этом съезжая на обочину, чтобы перекрыть проезд, не делает вас законопослушным гражданином.

За движение по обочине (а не конкретно за то, что вы мешаете проезду других нарушителей по ней) в любом случае водителю грозит штраф 1 500 рублей, вне зависимости от того, в каких целях вы это совершаете.

Но здесь нужно понимать, что редкие сотрудники ГИБДД в этом случае не увидят главного – того, что вы не сами пытались объехать пробку, а ехали со скоростью её среднего движения, перекрывая путь обочечникам. И ещё более редкий инспектор оштрафует вас за это (хотя формально и обязан).

А если я включу «аварийку»?

Это ничего не меняет. Аварийная сигнализация включается не для того, чтобы приобрести иммунитет от сотрудников ГИБДД, разумеется. Она может использоваться, например, при неисправности вашего автомобиля и создании им опасности для других (и в этом случае не разрешает съезжать на обочину); либо при вынужденной остановке совместно со знаком аварийной остановки. То есть в последнем случае вы вообще должны стоять на обочине.

Так что данный способ не позволит избежать штрафа за перекрытие обочины. А вот какой позволит!

Штрафы

Чтобы увеличить безопасность на дорогах ежегодно применяется большое количество разнообразных мер: беседы с водителями и пешеходами, проведение обучающих игр в детских садах и школах, ужесточение правил сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения и так далее.

Одной из основных мер, которая наиболее понятна и близка каждому водителю является административной наказание, которое определяется за каждое правонарушение в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП).

В настоящее время правонарушения в области дорожного движения могут быть зафиксированы двумя способами:

  • лично сотрудниками правоохранительных органов (Госавтоинспекции), которые осуществляют периодическое патрулирование дорог общего пользования;
  • камерами фото или видео фиксации, которые работают в автоматическом режиме и установлены специально для выявления нарушений ПДД на наиболее оживленных трассах (дорогах).

В каждом случае после выявления правонарушения составляется протокол, в котором указываются:

  • дата и время совершения нарушения;
  • ФИО составителя документа или реквизиты камеры, при помощи которой было зафиксировано правонарушение;
  • описание нарушения;
  • вынесенное наказание и статья КоАП, в соответствии с которой принято решение о назначении того или иного вида наказания и его размера.

Какое наказание предусматривается на нарушение правил выполнения обгона и, соответственно, обгон «пробки», образовавшейся на проезжей части?

В настоящее время водитель, нарушивший правила маневрирования с выездом на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении, может быть наказан:

Административным штрафом в размере 5 тыс. рублей
Лишением прав на управление автомобильных транспортом на срок 4 – 6 месяцев

При совершении данного вида правонарушения повторно, срок лишения водительского удостоверения может быть увеличен до 12 месяцев.

Вид и размер наказания определяется в соответствии с множеством различных факторов, которые сопутствовали или стали последствиями, например, ДТП совершенного правонарушения.

Следует помнить, что наказание в виде штрафа может быть вынесено Госавтоинспекцией самостоятельно, а наказание в виде лишения прав исключительно судебными органами.

В этой ситуации главное – корректно подойти к составлению документа, в чем может помощь адвокат (автоюрист).

Таким образом, обгонять пробку по встречной полосе запрещено при любых условиях и вне зависимости от наличия /отсутствия прерывистой линии дорожной разметки.

Несоблюдение правил может привести к административному наказанию (от штрафа до лишения прав) и ДТП, в котором могут пострадать не только автомототранспортные средства, но и люди.

Как выглядит временный знак «обгон запрещен», описывается в статье: знак обгон запрещен. Про обгон трамвая по встречной полосе смотрите на странице.

Про обгон по обочине справа узнайте из этой информации.

https://youtube.com/watch?v=M5ler_YUUOw

Сумма штрафа по ПДД за проезд по обочине

Правила дорожного движения, которых обязаны придерживаться все водители, установлены Постановлением Правительства №1090. В соответствии с пунктом 9.9 документа движение транспортных средств по тротуарам, разделительным полосам, пешеходным дорожкам и обочинам запрещено. Разрешается осуществлять съезд на обочину только для остановки или стоянки и только в тех ситуациях, когда отсутствуют запрещающие выполнение данного маневра знаки.

Несоблюдение данного правила является административным нарушением и наказывается в соответствии с главой 12 Административного Кодекса.

Следует учитывать, что нарушение ПДД в виде выезда на обочину может быть зафиксировано:

  • сотрудниками патрульной службы
  • камерами автоматического слежения

На МКАДе

Штраф за езду по обочине в Москве, в том числе на МКАДе составляет 1 500 рублей (статья 12.15 КоАП).

Кроме этого на МКАДе обочина отделена сплошной линией, и ее пересечение может стать причиной наложения дополнительных санкций. Движение по сплошной полосе или несоблюдение правил, установленных дорожной разметкой наказывается штрафом в 500 рублей (статья 12. 16 КоАП).

Если пересечение сплошной линии разметки не привело к образованию затора, дорожной аварии или иным негативным последствиям, то штрафные санкции могут быть заменены предупреждением.

На трассе

Наказание за езду по обочинам в пределах населенного пункта или на трассе, в том числе в Московской области, определяется статьей 12.15 Административного Кодекса. На нарушителя ПДД накладываются штрафные санкции, размер которых составляет 1 500 рублей.

При пробке

Выезжать на обочину запрещено, в том числе и для объезда образовавшегося на проезжей части затора. Размер наказания так же определяется статьей 12.15 КоАП.

Кроме административного наказания выезд на обочину для объезда пробки может привести:

  • к образованию еще большей загруженности проезжей части, так как автомобили – нарушители после совершения маневра пытаются вернуться на свою полосу движения, что создает дополнительные препятствия
  • к ДТП, что повлечет получение имущественного ущерба и вреда жизни/здоровью. Если в результате выезда на обочину будет причинен вред здоровью иных водителей, пешеходов, пассажиров и так далее, то будет увеличена сумма штрафных санкций. В данном случае размер штрафа составляет 2000-2500 рублей
  • к созданию помех для пешеходов, что так же приведет к увеличению наказания до 2 500 рублей

По встречной обочине

В отдельную ситуацию можно выделить нарушение в виде выезда на обочину, примыкающую к полосе встречного движения.

В соответствии со статьей 12.15 часть 4 Административного Кодекса выезд левую полосу и движение по обочине встречной полосы может привести:

  • к наложению штрафных санкций в размере 5 000 рублей
  • к лишению водительских прав на срок 4-6 месяцев

Вид наказания определяется в зависимости от способа фиксации нарушения и смягчающих/отягчающих обстоятельств.

Если правонарушение зафиксировано автоматической камерой слежения, то наказанием, не зависимо от иных обстоятельств будет штраф. Если нарушение фиксировал сотрудник ГИБДД, то при определении наказания будут учитываться дополнительные аспекты.

Следует учитывать, что лишить водителя прав инспектор патрульной службы не может. Вопрос о лишении рассматривается исключительно судебными органами. Для передачи дела в суд на месте совершения правонарушения составляется протокол, который подтверждает факт нарушения ПДД и является основанием для принятия решения судом.

В каких случаях устанавливают «кирпич»?

Официальное название знака «Въезд запрещен» говорит само за себя. Его устанавливают на тех участках дороги, где запрещено движение со стороны, куда он направлен своей лицевой частью.

Конкретные случаи, когда на дороге требуется установка этого знака, перечислены в соответствующем ГОСТе:

  1. Для предотвращения поворота на одностороннюю дорогу против установленного направления движения.
  2. Для предупреждения выезда на встречную полосу на дорогах с двусторонним движением, где между противоположными направлениями находится разделительная полоса.
  3. На прилегающих к проезжей части территориях с раздельными въездом и выездом (автозаправочные станции, парковки и так далее).
  4. Над полосами движения, где запрещено двигаться некоторым видам автомобилей, например, над полосами для маршрутных ТС.
  5. На въезде на территории с ограниченным доступом.

Краснодар (город-субмиллионер)

Население — 974 000 человек

Площадь — 295 кв.км

Краснодар это тот город, который находится в таком скачкообразном состоянии, то он город-миллионник, то снова количество жителей снижается меньше миллиона. Краснодар является административным центром Краснодарского края, зачастую его называют «столицей Кубани» и «российской южной столицей». Находится на берегу р. Кубань, на расстоянии 120-150 км. от Азовского и Черного морей. Краснодар расположен на 45 параллели, т. е. почти в центре между Северным полюсом и экватором. Принято считать, что на данной широте самые благоприятные условия для жизни.

Где запрещается выполнять объезд?

Существуют лишь 3 ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнять объезд:

  1. Объезд с выездом на полосу встречного движения на 4-х или более полосной дороге.
  2. Объезд на 3-х полосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу.
  3. Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом. Отмечу, что объезд перед железнодорожным переездом запрещен не только на 4-х полосных дорогах, но и на дорогах имеющих 3 или 2 полосы для движения.

Во всех остальных ситуациях объезд разрешен. К этим ситуациям относятся:

  1. Объезд без выезда на полосу встречного движения.
  2. Объезд с выездом на полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, который выполняется не перед железнодорожным переездом.

Что значит создать помеху движению другим ТС

Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.

Приведем примеры:

  1. Препятствие обгону.

В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:

  • повышения скорости;
  • иных действий.

Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.

  1. Непредоставление преимущества в движении.

Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.

Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.

  1. Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.

Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.

Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).

Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами ч. 1 ст. 12.13. КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.

  1. Препятствие движению при ДТП.

П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.

  1. Препятствие движению при опасном вождении.

На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.

Итак, в узком смысле под препятствием понимается некий объект на дороге, из-за которого водитель не может продолжить движение по полосе. В более широком смысле препятствием еще является и непредоставление приоритета в движении.

Что значит желтая разметка на дороге в ПДД, читайте в статье: желтая разметка в ПДД. Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД смотрите на странице.

Как выехать автобусу с остановки по ПДД, узнайте из этой информации.

Ростов-на-Дону

Население — 1 135 000 человек

Площадь — 348,5 кв.км

Ростов-на-Дону является уникальным древним, но быстро развивающимся городом, 10-м в списке российских мегаполисов. Его интенсивное развитие во многом определяет благоприятное местоположение. Ценная природная достопримечательность города – Ботанический сад, на сегодняшний день один из крупнейших российских природно-культурных центров. Здесь можно увидеть более 5 тыс. деревьев, трав и кустарников. Кроме того, на территории сада находится оранжерея, где выращиваются растения с самых разных уголков мира, а также есть целебная минеральная вода, названная в честь Серафима Саровского.

Основания для наложения штрафа

За езду по обочине в 2021 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.

Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:

  • Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
  • Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
  • Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
  • Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

  С какого возраста можно заключать договор?

Безвыходная ситуация — когда ПДД запрещают все

Достаточно типичный случай: вы едете по двухполосной дороге (одна полоса в одном направлении, другая в обратном, встречные направления разделены сплошной линией разметки, справа по ходу движения — обочина и тротуар) и вдруг упираетесь в застывшие на дороге автомобили после ДТП. Как объехать препятствие?

Давайте рассмотрим варианты.

Для начала обратимся к тексту ПДД и посмотрим, что является препятствием.

Машины после аварии под этот термин вполне подходят. А можно ли их объехать в этом случае, не нарушая ПДД?

Выезжать на встречную полосу

в этом случае запрещено пунктом 9.1(1), который появился в Правилах этим летом. Хотя и раньше такой маневр был под запретом, просто сейчас запрет прописали более детально.

Объехать по обочине?

Тоже не вариант, пункт 9.9 Правил запрещает такой маневр. Есть, правда, один нюанс. Пункт 12.1 ПДД допускает остановку на обочине. Поэтому можно немного схитрить. Съехать на обочину, остановиться, можно даже выйти из машины и посочувствовать пострадавшим. Ну а затем продолжить движение.

Если ширина обочины не позволяет совершить такой маневр, то остается объехать по тротуару. Но и этого делать нельзя. Запрет установлен все тем же пунктом 9.9.

Формально, движение по любой траектории является нарушением и карается штрафом. Траектория 1 — часть 3 статьи 12.15 КоАП, штраф 1000–1500 рублей. Траектория 2 — часть 1 статьи 12.15 КоАП, штраф 1500 рублей. Траектория 3 — часть 2 статьи 12.15 КоАП, штраф 2000 рублей.

Формально, движение по любой траектории является нарушением и карается штрафом. Траектория 1 — часть 3 статьи 12.15 КоАП, штраф 1000–1500 рублей. Траектория 2 — часть 1 статьи 12.15 КоАП, штраф 1500 рублей. Траектория 3 — часть 2 статьи 12.15 КоАП, штраф 2000 рублей.

Может быть, сдать назад? Так вряд ли вы далеко отъедете. Ведь движение задним ходом запрещено на перекрестках, пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах и эстакадах, на ж/д переездах, там, где ограничена видимость и в местах остановок общественного транспорта. То есть уедете вы явно недалеко.

Но есть рабочий способ-лазейка избежать штрафа!

Дело в том, что в Административном кодексе уже давно существует лазейка. Правда, работает она не совсем для этого, но в совокупности и по официальной её трактовке может применяться в нашем случае.

То есть речь идёт о наличии нарушения (противоправных действиях) в любом случае, но отсутствии правонарушения (когда есть весь состав для привлечения к штрафу).

Да, создано такое послабление не для «держателей обочины», конечно же. А, например, если водитель ушёл от столкновения с едущим по встречке ему в лоб другим автомобилем, сам уйдя на обочину. Тогда штраф по статье 12.15 ему не положен при условии, что, съехав на обочину, водитель не совершил столкновение ни с кем, а если бы не ушёл, то лобовое столкновение было бы неизбежно очевидно (для суда, к примеру) или по результатам экспертизы.

Тем не менее, по букве закона статья 2.7 КоАП, если не смотреть на её название, должна работать и для ситуации, когда вы не пускаете обочечников, объезжающих пробку. Ведь здесь есть все условия для её применимости:

  1. вы совершаете нарушение ПДД (пункта 9.9),
  2. но делаете это исключительно в целях устранения опасности, угрожающей вашим правам и других лиц,
  3. при этом, предотвращённые последствия этой опасности явно ниже, чем причинённый вашим нарушением вред,
  4. а опасность эта не могла быть устранена иными способами (при отсутствии вблизи экипажа ДПС).

Обратите внимание, что термин «опасность» в данном случае употребляется не в обыденном значении, когда что-то угрожает здоровью или жизни людей, а в правовой атмосфере – когда есть риск нарушения чьих то прав. В данном случае законного права на передвижение на транспортном средстве, которое затрудняется за счёт обочечников, которые создают ещё большую пробку

Однако, есть и два существенных минуса у этой лазейки избежать штрафа за закрытие обочины в пробке.

  • Во-первых, в 2023 году нет достаточной судебной практики по отмене штрафа именно на основании статьи 2.7 КоАП.
  • Во-вторых, если уж случилось, что ваше движение по обочине отправили в ГИБДД или попались принципиальные инспекторы ДПС, и вас привлекают к ответственности, то постановление вам всё же выпишут. Главный принцип применения статьи 2.7 заключается в том, что вы можете заявить крайнюю необходимость лишь на этапе обжалования штрафа (хотя, ничто не мешает это сделать ещё на этапе рассмотрения дела).

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Произошло ДТП с одним участником – можно ли оставить место аварии и лишат ли прав?
  • Как отличить тротуар от проезжей части для парковки автомобиля?
  • ДТП и открытая дверь машины: является ли ДТП, кого вызывать и кто виновен?

Варианты фиксации выезда на встречную полосу

Такое нарушение, как объезд препятствия через сплошную с выездом на встречную полосу, если это трактуется как нарушение, может быть зафиксировано как посредством современных комплексов, осуществляющих автоматическую видеофиксацию, так и специальной камерой сотрудников Госавтоинспекции. Если с ГАИ можно обсудить сложившуюся ситуацию и привести доводы в свою защиту, то с оборудованием это попросту невозможно. По результатам работы технического устройства водителю оформляется соответствующее постановление, сопровождающееся квитанцией для оплаты штрафа по выезду на полосу встречного движения.

Если же объезд препятствия через сплошную зафиксировали сотрудники Госавтоинспекции, вполне возможен конструктивный диалог, допускается выражать свои возражения, несогласия с нарушением в спокойной форме. Необходимо обязательно упомянуть вынужденный характер своего манёвра и отсутствие конкретного умысла. Допустимо сослаться на бездействие самих сотрудников, которые не принимают мер по решению проблемы с появившимся на дороге препятствием. Основанием для подобных претензий может выступить приказ МВД № 185, пункт 49.

В наиболее сложных случаях, когда водитель уверен в своей правоте и действительно не совершал правонарушения, которое ему приписывает сотрудник, можно подать жалобу на его действия в прокуратуру либо службу собственной безопасности. Но для столь серьёзного шага у водителя действительно должны иметься веские на то основания.

Современная судебная практика такова, что в большинстве случаев водители получают штрафы за объезд препятствия через сплошную, так как правила трактуют ситуацию двояко.

Что такое объезд в ПДД

Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.

Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …

Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).

Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.

Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.

Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).

Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.

В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.

При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:

  • пересечение сплошной линии, отделяющей встречную полосу (штраф 1000—1500 руб. ст.12.15 ч.3);
  • пересечение сплошной линии, отделяющей попутную полосу (предупреждение или штраф 500 руб. ст.12.16 ч.1);
  • движение по обочине (штраф 1500 руб. ст.12.15 ч.1) (намного реже — по велосипедной дорожке или тротуару (штраф 2000 руб. ст. 12.15 ч.2)).

За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).

Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?

Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).

Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.

В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.

На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.

Сквозное движение через дворы и ПДД

Согласно Правилам дорожного движения, дворы считаются прилегающей территорией. Под это же понятие подпадают жилые массивы, автомобильные парковки, АЗС, предприятия и пр. Причем такие объекты не обязательно должны обозначаться специальными графическими символами.

Пункт 1.2 ПДД гласит, что прилегающие территории нельзя использовать для сквозного движения транспорта. Только вот что под этим подразумевается?

Прямой расшифровки понятия «сквозное движение» в Правилах нет. На практике этим термином называют заезд на какую-либо территорию с последующим выездом в другом месте без остановки. Подобные маневры запрещены не только во дворах, но и в жилых зонах, обозначенных символами 5.21 и 5.22.

В данном случае в законе присутствует пробел. Получается, что если водитель прекратит движение даже на несколько секунд, движение уже не будет считаться сквозным. По крайней мере, доказать это станет намного сложнее. Правила дорожного движения не разъясняют, нужно ли выйти из машины, чтобы проезд через двор не считался правонарушением. Не говорится в них и о том, следует ли глушить двигатель, если остановка длится менее пяти минут. Поэтому все будет зависеть от мнения конкретного инспектора ГИБДД.

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке, но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение

В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных, которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку. То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это — неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Едем на сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: