Получил имя царя и крал машину отца для тренировок
Тацио родился в трехэтажном доме зажиточной крестьянской семьи на севере Италии в Мантуе. По настоянию дяди Джузеппе, страстно увлекавшимся древней историей, мальчику дали имя в честь героя легенды о похищении сабинянок: по сюжету из-за отсутствия женщин в Риме Ромул решил выкрасть их у других племен, начались многочисленные войны, и Ромула одолел царь сабинян Тит Таций.
Дядя, успешно гонявший на велосипедах, повлиял на любовь Тацио к спорту и научил племянника ездить на двухколесной технике. Но в 12 лет мальчишка увидел автогонку – и загорелся новой страстью. С тех пор он тайком пробирался в машину отца и целыми ночами рассекал на ней.
«Мне было около 13 лет. С какой скоростью я ехал? Около 30 км/ч, не больше», – вспоминал сам Нуволари.
В 18 его увлекла авиация, но работа механиком закончилась катастрофой: один из самолетов после ремонта Тацио загорелся во время взлета и пилот еле успел выпрыгнуть в стог сена.
Дядя Тацио – Джузеппе, чемпион Италии по велогонкам
Молодой итальянец продолжил гонять по сельской пыльной дороге за рулем то автомобиля, то велосипеда. В 23 он наконец-то получил лицензию на вождение мотоцикла, но поучаствовать в соревнованиях не успел – в 1915-м шла Первая мировая, и юношу забрали на фронт..
На войне всем было все равно, каким транспортом умел управлять Тацио: его сажали за руль машин Красного креста, военных грузовиков или офицерских автомобилей. Однажды будущий великий гонщик был вынужден съехать с дороги, и находившийся с ним в машине офицер сделал серьезный и обидный выговор: «Послушай, забудь об этом! Для автомобилей ты не создан!»
Гоночный рекорд
Крупные победы
Год | Место нахождения | Транспортное средство |
---|---|---|
1924 г. | Автодром Савио | Чирибири Монца (1,5 литра) |
1924 г. | Полесинское кольцо | Чирибири Монца (1,5 литра) |
1924 г. | Автодром Тигуллио | Bianchi 20 (2 литра) |
1927 г. | Гран-при Рима | Bugatti T35 |
1927 г. | Автодром Гарда | Bugatti T35 C |
1928 г. | Гран-при Триполи | Bugatti T35 C |
1928 г. | Трасса Поццо | Bugatti T35 C |
1928 г. | Автодром Алессандрии | Bugatti T35 |
1930 г. | Mille Miglia | Альфа Ромео 6C 1750 |
1931 г. | Targa Florio | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1931 г. | Коппа Чиано | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1932 г. | Гран-при Монако | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1932 г. | Targa Florio | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1932 г. | Гран-при Италии | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1932 г. | Гран-при L’ACF | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1932 г. | Коппа Чиано | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1932 г. | Coppa Acerbo | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1933 г. | Гран-при Туниса | Alfa Romeo 8C 2600 Монца |
1933 г. | Алессандрия | Alfa Romeo 8C 2600 Монца |
1933 г. | Эйфельреннен | Alfa Romeo 8C 2600 Монца |
1933 г. | Гран-при Нима | Alfa Romeo 8C 2600 Монца |
1933 г. | Гран-при Бельгии | Maserati 8 см |
1933 г. | Коппа Чиано | Maserati 8 см |
1933 г. | Гран-при Ниццы | Maserati 8 см |
1933 г. | РАК Турист Трофи , | Магнит MG K3 |
1933 г. | 24 часа Ле-Мана | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1933 г. | Mille Miglia | Alfa Romeo 8C 2300 Монца |
1934 г. | Гран-при Модены | Maserati 6C 34 |
1934 г. | Гран-при Неаполя | Maserati 6C 34 |
1935 г. | По Гран-при | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Автодром Бергамо | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Цепь Биелла | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Автодром Турина | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Гран-при Германии | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Коппа Чиано | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Гран-при Ниццы | Альфа Ромео Тип B / P3 |
1935 г. | Гран-при Модены | Альфа Ромео 8C-35 |
1936 г. | Гран-при Пенья Рин | Альфа Ромео 12C-36 |
1936 г. | Гран-при Венгрии | Альфа Ромео 8C-35 |
1936 г. | Гран-при Милана | Альфа Ромео 12C-36 |
1936 г. | Коппа Чиано | Альфа Ромео 8C-35 |
1936 г. | Гран-при Модены | Альфа Ромео 12C-36 |
1936 г. | Кубок Вандербильта | Альфа Ромео 12C-36 |
1937 г. | Гран-при Милана | Альфа Ромео 12C-36 |
1938 г. | Гран-при Италии | Авто Союз Тип D |
1938 г. | Гран-при Донингтона | Авто Союз Тип D |
1939 г. | Гран-при Белграда | Авто Союз Тип D |
1946 г. | Гран-при Альби | Maserati 4CL |
1947 г. | Mille Miglia (класс S1.1) | Cisitalia 202 SMM |
Полные результаты чемпионата Европы
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты после Второй мировой войны Grandes Épreuves
( клавиша ) (гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Нуволари начал с мотогонок: несколько раз попадал в больницу и сбегал из нее
По возвращении с войны Тацио занялся бизнесом. А параллельно с продажей мотоциклов и автомобилей участвовал в авто- и мотогонках.
Довольно быстро он стал чемпионом Италии по мотогонкам. Но вместе с гоночными успехами его преследовало огромное количество боли.
Так, во время одного из заездов в Германии Тацио вылетел с трассы и очутился в больнице. Врачи подозревали множество переломов и сотрясение мозга, но гонщик, спокойно выслушав врачей, на следующий день ушел из больницы. Оказалось, что в немецких газетах его уже похоронили, и потому итальянец поспешил вернуться. Он моментально установил лучшее время, сломал палец, случайно облил бензином рану на дозаправке, но продолжил гонка. Правда, на 27-м круге не выдержал и сошел – все-таки тяжело управлять мотоциклом, когда теряешь сознание от потери крови.
Тацио управлял мотоциклом с загипсованной рукой, ему не мешали ни камни, летящие прямо в глаза, ни уже чуть ли не наполовину замотанное в бинты тело. Он всегда рвался на трассу, и ни одна койка не могла его удержать.
Нуволари улыбался на фотографиях из больниц, итальянские фанаты создавали легенды о сверхчеловеке, но лишь жена Каролина знала о страданиях мужа и его бессонных ночах, наполненных криками от жуткой боли.
Показывать другим признаки слабости Тацио не мог. Он считал себя выше этого.
Гоночный рекорд
Основные победы
Год | Местоположение | Автомобиль |
---|---|---|
1924 | Трасса Савио | Chiribiri Monza (1.5 литр) |
1924 | Polesine Circuit | Chiribiri Monza (1,5 литра) |
1924 | Tigullio Circuit | Bianchi 20 (2 литра) |
1927 | Rome Grand Prix | Bugatti T35 |
1927 | Garda Circuit | Bugatti T35 C |
1928 | Гран-при Триполи | Bugatti T35 C |
1928 | Bugatti T35 C | |
1928 | Bugatti T35 | |
1930 | Mille Miglia | Alfa Romeo 6C 1750 |
1931 | Targa Florio | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1931 | Coppa Ciano | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1932 | Гран-при Монако | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1932 | Targa Florio | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1932 | Гран-при Италии | Alfa Romeo Type B / P3 |
1932 | Grand Prix de L’ACF | Alfa Romeo Type B / P3 |
1932 | Coppa Ciano | Alfa Romeo Type B / P3 |
1932 | Coppa Acerbo | Alfa Romeo Type B / P3 |
1933 | Гран-при Туниса | Alfa Romeo 8C 2600 Monza |
1933 | Alessandria | Alfa Romeo 8C 2600 Monza |
1933 | Eifelrennen | Alfa Romeo 8C 2600 Monza |
1933 | Alfa Romeo 8C 2600 Monza | |
1933 | Гран-при Бельгии | Maserati 8CM |
1933 | Coppa Ciano | Maserati 8CM |
1933 | Maserati 8CM | |
1933 | RAC Tourist Trophy, | MG K3 Magnette |
1933 | 24 часа Ле-Мана | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1933 | Mille Miglia | Alfa Romeo 8C 2300 Monza |
1934 | Гран-при Модены | Maserati 6C 34 |
1934 | Гран-при Неаполя | Maserati 6C 34 |
1935 | Гран-при Pau | Alfa Romeo Type B / P3 |
1935 | Alfa Romeo Type B / P3 | |
1935 | Alfa Romeo Type B / P3 | |
1935 | Alfa Romeo Type B / P3 | |
1935 | Гран-при Германии | Alfa Romeo Type B / P3 |
1935 | Coppa Ciano | Alfa Romeo Type B / P3 |
1935 | Alfa Romeo Type B / P3 | |
1935 | Гран-при Модены | Alfa Romeo 8C-35 |
1936 | Гран-при Penya Rhin | Alfa Romeo 12C-36 |
1936 | Гран-при Венгрии | Alfa Romeo 8C-35 |
1936 | Alfa Romeo 12C-36 | |
1936 | Coppa Ciano | Alfa Romeo 8C-35 |
1936 | Гран-при Модены | Alfa Romeo 12C-36 |
1936 | Кубок Вандербильта | Alfa Romeo 12C-36 |
1937 | Alfa Romeo 12C-36 | |
1938 | Итальянский Гранд Prix | Auto Union Type D |
1938 | Donington Grand Prix | Auto Union Type D |
1939 | Belgrade Grand Prix | Auto Union Type D |
1946 | Maserati 4CL | |
1947 | Mille Miglia (класс S1.1) | Cisitalia 202 SMM |
Результаты после Второй мировой войны Grandes Épreuves
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Новый Gran Premio Nuvolari, с 1991 года.
Ягуар SS100 GPN
Nuvolari 2014 261
Члены Montuan Mantova Corse (Motorsport Club) Лука Бергамаски, Марко Марани, Фабио Новелле и Клаудио Росси поставили перед собой цель сделать слишком маленький и неприметный музей Тацио Нуволари в самом сердце Мантуи большим и более подходящим для гонщиков. Вместе со швейцарским производителем часов Eberhard & Co. , который разработал модель часов в честь Тацио Нуволари, Gran Premio Nuvolari впервые был запущен в 1991 году.
Маршрут, который меняется каждый год, начинается и заканчивается в Мантуе и включает в себя исторические гоночные трассы, такие как Автодром Имола, а также города Римини , Сиена и Феррара .
Событие и его рейтинг теперь являются частью итальянского чемпионата по ралли на классических автомобилях. Сегодня на Gran Premio Nuvolari соревнуются лучшие команды мира, специализирующиеся на регулярных ралли с классикой.
Команды из 16 стран прошли в общей сложности более 70 специальных тестов на расстояние более 1000 километров на своих классических автомобилях, построенных до 1969 года. В новой версии мероприятия речь идет уже не только о скорости, но и о точном соблюдении заданного времени на соответствующем этапе.
внешние ссылки
Спортивные позиции | ||
---|---|---|
Предшественник Пьерино Опесси | Чемпион Италии по мотоциклам 500cc 1924 г. | Преемник Марио Саетти |
Предшественник Джимми Симпсон | Чемпион Европы по мотоциклам 350cc 1925 г. | Преемник Фрэнк Лонгман |
Предшественник Пьетро Герси | Чемпион Италии по мотоциклам 350cc 1926 года | Преемник Луиджи Макки |
Предшественник Джузеппе Кампари Джулио Рампони | Победитель Mille Miglia 1930 в составе: Баттиста Гуидотти | Преемник Рудольф Караччиола Вильгельм Себастьен |
Предшественник Фердинандо Минойя | Чемпион Европы среди водителей 1932 г. | Преемник Рудольф Караччиола (1935) |
Предшественник Раймонд Соммер Луиджи Чинетти | Победитель гонки 24 часа Ле-Мана 1933 года в составе: Раймонд Соммер. | Преемник Луиджи Чинетти Филипп Этанслен |
Предшественник Baconin Borzacchini Amedeo Bignami | Победитель Mille Miglia 1933 в составе: Decimo Compagnoni | Преемник Ахилле Варци Амедео Биньями |
Исторический Гран Премио Нуволари, 1954–1957 гг.
Внезапная смерть выдающегося итальянского гонщика Тацио Нуволари 11 августа 1953 года вызвала тревогу во всем мире автоспорта, включая организаторов 1000-мильной Mille Miglia , Ренцо Кастаньето, Аймо Магги и Джованни Канестрини. Вместе с Франко Маццотти, погибшим во Второй мировой войне, они инициировали и реализовали так называемую «самую красивую гонку в мире».
В память о Нуволари была создана Gran Premio Nuvolari , гоночная трасса, которая проходила через долину реки По через Кремону через Мантую до финиша в Брешии .
В 1955 году британский автогонщик Стирлинг Мосс и его штурман Денис Дженкинсон на Mercedes-Benz 300 SLR со стартовым номером 722 преодолели Gran Premio Nuvolari всего за 39 минут и 54 секунды со средней скоростью 198,496 км / ч.
В то время как шоссейные гонки были запрещены итальянским правительством после аварии Альфонсо де Портаго, в результате которой в 1957 году погибли одиннадцать человек , Гран Премио Нуволари также был запрещен и поэтому был забыт.
Полученные результаты
год | победитель | Второй | В третьих |
---|---|---|---|
1954 г. | Альберто Аскари ( Lancia D24 Pinin Farina ) | Витторио Марзотто ( Ferrari 500 Mondial Scaglietti ) |
Луиджи Муссо / Аугусто Зокка ( Maserati A6GCS / 53 ) |
1955 г. |
Стирлинг Мосс / Денис Дженкинсон ( Mercedes-Benz 300 SLR ) |
Хуан Мануэль Фанхио ( Mercedes-Benz 300 SLR ) |
Умберто Мальоли / Лучано Монтеферрарио ( Ferrari 118LM Scaglietti ) |
1956 г. | Эухенио Кастеллотти ( Ferrari 290LM Scaglietti ) |
Вольфганг Зайдель / Хельм Глёклер ( Mercedes-Benz 300 SL ) |
Оливье Гендебьен / Жак Стиральная машина ( Ferrari 250 GT Scaglietti ) |
1957 г. |
Оливье Гендебьен / Жак Стиральная машина ( Ferrari 250 GT Scaglietti ) |
Вольфганг Граф Берге фон Трипс ( Ferrari 315 S Pinin Farina ) | Пьеро Таруффи ( Ferrari 315 S Pinin Farina ) |
Смерть и наследие
Статуя Нуволари в Кастель-д’Арио
Из некролога Nuvolari редактора Джона Купера в Autocar , 21 августа 1953 г.
Нуволари никогда официально не объявлял о своем уходе на пенсию, но его здоровье ухудшилось, и он стал все более одиноким. В 1952 году он был частично парализован в результате инсульта, а через год он умер в постели от второго. От 25000 до 55000 человек, по крайней мере, половина населения Мантуи, присутствовали на его похоронах в ходе процессии длиной в милю, гроб поместили на шасси автомобиля, которое толкнули Альберто Аскари , Луиджи Виллорези и Хуан Мануэль Фанхио . Он похоронен в семейной гробнице в Чимитеро Дельи Анджели, по дороге из Мантуи в Кремону. Надпись над дверью гласит: «Correrai Ancor Più Veloce Per Le Vie Del Cielo» (Вы будете мчаться еще быстрее по дорогам небес).
Музей Тацио Нуволари находится в его усадьбе в Джулия Романо на улице Н. Сауро в Мантуе.
В Кастель-д’Арио есть бронзовая статуя Нуволари на мраморном постаменте с надписью Nivola — Campione Automobilistico di Tutti Tempi (Нивола — чемпион по водителю всех времен); а в конце Мантуанской улицы Виа делле Римембранзе, улицы, на которой он жил ближе к концу своей жизни, находится площадь, которая теперь называется Пьяцца Нуволари.
Cisitalia 202 SMM Nuvolari Паук , EAM Nuvolari S1 и Audi Nuvolari Quattro были названы в честь него, и Maserati предлагает цвет Grigio-Nuvolari из их таможенной палитры.
Нуволари был одним из первых приверженцев (если не изобретателем, по словам Энцо Феррари) техники прохождения поворотов с дрифтом на четырех колесах, которую позже использовали такие гонщики, как Стирлинг Мосс .
Итальянский платного ТВ канал с участием автоспорта также называют Нуволарями .
Платформа онлайн-видео интервью Tazio названа в его честь.
В эпизоде « Сумеречной зоны» 1961 года « Игра в пул » на Тацио Нуволари ссылается Джонатан Уинтерс (Фэтс Браун), когда он разговаривает с Джеком Клагманом (Джесси Кардифф) о великих людях в истории.
Нуволари был упомянут в комедии 1969 года « Монте-Карло или бюст!» когда Анджело Пинчилли и Марсело Агости, два итальянских полицейских, участвующих в ралли Монте-Карло, надеются стать такими же известными, как Нуволари и рекордсмен скорости Малькольм Кэмпбелл , выиграв гонку.
Альбом 1976 года » Automobili» итальянского певца и автора песен Лучио Далла включал песню «Nuvolari» на слова поэта Роберто Роверси .
Шестиметровая гоночная яхта, построенная в 1978 году для Луки и Тони Бассани, была названа Нуволари в честь гонщика. Эта яхта была восстановлена в 2016 году и в настоящее время участвует в гонках в Виктории, Британская Колумбия.
Вторая половина 30-х стала испытанием для итальянцев. Но Нуволари одержал главную победу в карьере
В 1934 году гоночную Италию настигла беда: в гонках появились немецкие команды «Ауто Унион» и «Мерседес». Техника из Германии полностью превосходила апеннинскую. Энцо Феррари пытался модернизировать «Альфу», но все было тщетно.
Тацио начал подыскивать себе новый коллектив, а в качестве замены себе подготовил ученика – Джузеппе Фарину, будущего первого чемпиона «Ф-1». «Нино» ярко выступал бок о бок с учителем и даже повторил трюк Тацио в Милле Милье. Правда, финишировал вторым.
Сам же Нуволари почти было перешел в «Ауто Унион», но трансферу воспрепятствовал Акилле Варци, боявшийся утратить место первого пилота. Тогда «Маэстро» отправился в «Мазерати».
И все же справиться с немецкими машинами было невозможно. Кроме того, в Европе засияла звезда Рудольфа Караччолы. А еще и сам Тацио попал в сильнейшую аварию в карьере: его «Мазерати» занесло после наезда на лужу – автомобиль дважды перевернулся и влетел в дерево.
Он вернулся через месяц с загипсованной ногой на костылях на гонку в Берлине. Каким-то образом медкомиссия дала согласие на его участие. По просьбе Нуволари его механик Компаньони (да, тот самый, под чьим именем он участвовал в Бельгии) сделал специальную педаль. Им повезло, что на треке в Берлине было всего два медленных поворота. Итальянец финишировал 5-м, а немецкие врачи потеряли дар речи.
Оно и неудивительно. Свою безбашенность гонщик продемонстрировал еще в Северной Ирландии, где «Мазерати» испытала в деле новые тормоза. После выступления журналисты спросили у Тацио его мнение о новинке. «Ничего не могу сказать. Я ими не пользовался», – ответил итальянец.
Наконец в 1935 году пришло время гонки на Нюрбургринге, в «Зеленом аду»
Это было действительно важное событие. От заезда ожидали многого
На трибунах присутствовала вся верхушка нацистской Германии, в том числе и Гитлер (хотя это остается точно неизвестным).
Тацио на Нюрбургринге в 1935-м
Накануне же немцы чуть ли не досрочно праздновали победу в зале гостиницы «Эйфелехорф», где также сидели их соперники – итальянцы. Обсуждение вин и радостные возгласы мало интересовали всем недовольного Тацио, вернувшегося в стан Феррари. Нахмурив брови, он резко встал из-за стола и открыл дверь под тост: «За победу великой Германии!» Озлобленный Нуволари тут же вернулся к своим товарищам и сказал: «Черт побери! Они, видимо, уже празднуют победу. Но за 500 км может всякое случиться. Всю неделю замечательная погода – пора пойти дождю».
Июльским утром пошел мелкий дождь. Гонка началась, и 200 тысяч немецких фанатов радостными возгласами провожали «в бой» пилотов «Мерседеса» и «Ауто Униона». Итальянцев – казалось – ждал провал. Прошла четверть заезда, а единственным из них на трассе остался Нуволари на шестой позиции. Огня добавил неуклюжий механик «Альфы», случайно отломивший ручку бензонасоса на пит-стопе. Тацио поглотила ненависть.
«Я никогда не видела мужа таким сердитым, – вспоминала его жена Каролина. – Он прыгал от ярости и швырял в механиков запальные свечи. Потом схватил гаечный ключ и бросил на каких-то зевак, позволявших себе улыбаться. К счастью, в тот момент машину уже дозаправили».
Тацио за рулем на «Нюрбургринге»
Нуволари бросил все, запрыгнул в «Альфу» и дал газу. Непонятно, каким образом, но за четыре круга до финиша он выбрался на второе место. Впереди оставался только «Мерседес» фон Браухича. За два круга Тацио сократил отставание до 30 секунд. Для справки: машина Браухича была на 200 л.с. мощнее техники итальянца. За полкруга до финиша между ними было уже 5 секунд. С каждым поворотом расстояние становилось все меньше, и меньше, и меньше… Как вдруг у «Мерседеса» лопнула шина! Это был шок!
«Я никогда не слышал такого, – рассказывал Энцо Феррари. – Двести тысяч человек, только что готовые взреветь от восторга, разом замолчали. Нуволари финишировал в полной тишине. Это было потрясающе!»
Сам Тацио – словно предвидел свою победу – захватил с собой свежий итальянский флаг (у организаторов имелся только потрепанный). Он гордо стоял на подиуме. Гимна Италии у немцев не нашлось, потому Нуволари наслаждался победой под легендарную «O sole mio».
«Кампиониссимо» никогда не объявлял о завершении карьеры. Она закончилась вместе с его жизнью
Победа на «Нюрбургринге» не исправила общей ситуации. Немецкие машины все равно оставались самыми быстрыми, и соперничать с ними не мог никто. Наконец Нуволари выпала возможность самому в этом убедиться.
В 1938 году его позвали в «Ауто Унион». О переходе с Тацио говорил сам босс команды Фердинанд Порше. Немецкий конструктор называл итальянца «величайшим гонщиком вчера, сегодня и завтра». Однако в новом коллективе дела у Нуволари лучше не стали. Сказались возраст и старые травмы: все-таки ему было уже 46 лет. Однако оставлять гонки – безумство для такого человека!
Тацио в «Ауто Унионе»
Иногда Тацио побеждал. Но все же чаще он терпел неудачи, наблюдая за успехами и титулами соперников. Пожалуй, самым ярким моментом тех лет остался сбитый им в Донингтоне олень. Его голову Нуволари повесил у себя в гостиной.
После Второй мировой войны жизнь «Маэстро» ухудшилась. На него особо сильно повлияла внезапная смерть 19-летнего сына от проблем с сердцем. Да и у самого Тацио было не лучшее здоровье, но он продолжал гоняться даже после войны.
Проблемы с легкими и сердцем вынуждали Нуволари жертвовать аэродинамикой, так как в противном случае автомобиль слишком сильно давил на грудь. На каждой остановке Тацио принимал лекарства. Выхлопные газы вызывали у него рвоту, поэтому приходилось ездить в специальной маске.
Тем не менее, это был все тот же «Кампиониссимо». Когда он вышел на старт первой гонки после войны (Гран-при Марселя), французская публика встретила его громкими аплодисментами и скандировала: «Тацио!»
За рулем он оставался всем полюбившимся безумцем.
В Турине в 1946-м Нуволари лидировал уже с первых метров. Однако когда он проезжал мимо боксов после первого круга, все были ошеломлены: гонщик размахивал рулем! Оказывается, тот оторвался, и итальянец все это время управлял машиной с помощью рулевой колонки! Пришлось срочно чинить технику, из-за чего Тацио финишировал лишь 13-м.
Оторвавшийся руль в Турине
А чего только стоит его выступление на «Милле Милья» за команду Энцо Феррари. Но на сей раз Нуволари управлял не «Альфой», а уже самой «Феррари» – «Феррари» 166 SC. Ему было 56 лет! И он вновь уверенно лидировал! Правда, машина не выдержала нагрузок гонки. Она буквально разваливалась на ходу: сломалось крыло, затем сидение. Но Тацио отказывался от ремонта, боясь упустить победу. Тогда Энцо сам приказал ему остановиться и сойти с дистанции. Для «Маэстро» это было невыносимо, но пришлось подчиниться.
Нуволари на плакате «Милле Милья»
Последняя гонка Нуволари состоялась в 1950 году. Это был подъем из Палермо на мыс Монте-Пелегрино высотой 609 метров. Тацио выиграл заезд и стал чемпионом в своем классе.
«Кампиониссимо» не желал завершать карьеру и рвался в бой, но здоровье не позволяло. Он перенес инсульт в 1952-м и был частично парализован. О гонках можно было забыть. Но Тацио верил в лучшее.
И все же в августе 1953 года он не мог даже встать с кровати. Ему оставалось лишь любоваться головой сбитого оленя, висевшей над дверью, и фотографией его друга поэта д’Аннунцио, подарившего гонщику золотую черепашку. На фото была надпись: «Тацио Нуволари, в котором, как во всяком истинном итальянце, сочетаются поистине эпическое мужество, склонность к технике и способность пройти по тонкой грани между жизнью и смертью на пути к победе».
В 6 часов утра 11 августа великий гонщик умер. Земляки поставили ему памятник с надписью: «Последнему из великих пилотов. Первому из современных».
«Как только я узнал о его смерти, то тут же направился в Мантую, – рассказывал Энцо Феррари. – В спешке я заблудился в лабиринте незнакомых мне улиц. Я вышел из машины и спросил у местного, как добраться до виллы Нуволари. Это был пожилой человек. Прежде чем ответить, он осмотрел мою машину, чтобы глянуть номерной знак. Когда он все понял, то взял мою руку и с теплом сжал. Он тронуто прошептал: «Спасибо, что пришли. Таких больше не родится».
Карьера
Тацио Нуволари, известный как «Mantovano volante» или «Flying Mantuan», уже при жизни был легендой и до сих пор считается одним из лучших гонщиков в истории. Вне трассы его считали дружелюбным и популярным современником, но как только он оказался за рулем, на первый план вышли его бойцовский характер и неуемная воля к победе. Он сильно рисковал, часто травмировался в авариях и неоднократно добивался, казалось бы, невозможного, используя некачественный материал.
1920 Нуволари начал с мотогонок на 350 куб.см — Garelli и выиграл гонку в 1923 году в Чикуито ди Парма , в 1924 году он был на Norton Italian Champion в классе 500 куб. В 1925 году он выиграл на чемпионате Европы в классе 350 cm³ на Bianchi в Монце . После аварии, в которой он сломал обе ноги, говорили, что он снова сможет ходить не раньше, чем через месяц, не говоря уже о гонках. Через неделю механики посадили его на мотоцикл и держали, когда он заводится. Когда он выиграл гонку, родилась легенда.
Нуволари начал гонку в 1924 году и выиграл свою первую гонку на Bianchi в Circuito di Tigullio . В 1927 году он купил Bugatti и вместе со своим другом и будущим соперником Ахилле Варци основал частную гоночную команду . Он выиграл в Gran Premio ди Рома в 1927 году , Circuito ди Алессандрия в 1928 году и выносливость Mille Miglia гонка в 1930 году .
С 1931 года Тацио Нуволари водил Alfa Romeo и доминировал на Гран-при чемпионата Европы в 1932 году, одержав победы на Гран-при Монако , Италии и Франции . Ссоры с Энцо Феррари , в то время директором гонок Alfa Romeo, привели к его участию в Maserati , с которой он , среди прочего, выиграл Гран-при Бельгии в году. В 1935 году он вернулся в Alfa Romeo и в том же году отметил один из своих величайших успехов на Гран-при Германии . Благодаря его характеристикам на машине, которая намного уступает немецким « Серебряным стрелам» , эта гонка считается одной из лучших за всю историю Гран-при.
После очередного вынужденного перерыва из — за госпитализации в связи с последствиями аварии, Нуволари стали работой водителя в с Auto-Union гоночного отдела в Цвиккау Horch заводе в 1938 году . Он занял место Бернда Роземейера , который попал в аварию при попытке установления рекорда в начале года, а также взял на себя его гоночного механика Вильгельма Себастьяна . В том же году Нуволари выиграл Гран При Италии на Type D, среди прочего .
После Второй мировой войны Нуволари вернулся на ипподром, но уже был поражен тяжелой астмой . 1948 Mille Miglia была его последняя большая гонка. Тяжело больной, он кашлял и плевался кровью, он подошел и проехал на своем двухлитровом V12 Ferrari типа 166 Spyder Corsa за пределы его возможностей. Он знал, что это его последний шанс, и ему очень хотелось выиграть эту гонку. Неисправность тормоза выбила его из гонки, и он потерял сознание.
Последняя гонка Нуволари — в то же время последняя победа — был холм восхождение «Салита аль Монте Пеллегрино» в Сицилии 10 апреля 1950 года с Cisitalia — Abarth 204 Скуадры Карло Abarth . Результатом стало пятое место в общем зачете и победа в классе 1100 Sport.
Нуволари умер в возрасте 61 года от осложнений после второго инсульта. Фердинанд Порше назвал его «величайшим гонщиком прошлого, настоящего и будущего».