Пошаговая инструкция
Дроссельная заслонка обычно оборудована датчиком положения (ДПДЗ) и регулятором холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют автомобилю тронуться с места и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости от нагрузки на бортовую сеть
При очистке заслонки этим датчикам стоит уделить большое внимание, потому что поверхностное мытье (без снятия узла) не обеспечит должного результата, оно возможно только при крайней необходимости
Для работы подготовьте минимальный набор инструментов и материалов: отвертку, гаечные ключи, кисточку, очиститель. Особых физических сил не потребуется – только аккуратность!
Демонтируйте узел
Снимите воздушный патрубок, который связывает дроссельный узел с фильтром очистки воздуха
Уберите корпус воздушного фильтра, открутив болты, которыми он крепится к двигателю, и отсоединив патрубок снизу
Проверьте заодно состояние резиновых уплотнителей: со временем они усыхают, возникает люфт, корпус фильтра начинает дребезжать, слабая затяжка болтов вызывает подсос воздуха в дроссельную заслонку
Обратите внимание на дроссельную заслонку: между ней и корпусом фильтра находится резиновое уплотнительное кольцо; наденьте его на фильтр – так будет легче собрать все обратно
Если на заслонке стоит механическая тяга, снимите ее: без приложения силы, немного поддев и отведя в сторону
Отсоедините датчик положения заслонки и регулятор холостого хода, отжав разъемы
Снимите фиксирующую скобу и вытащите дроссельную заслонку
Очистите заслонку
Прежде чем мыть узел, закройте отверстие во впускном коллекторе чистой тряпкой или салфеткой, чтобы туда не попадала пыль.
Снимите с заслонки регулятор холостого хода, открутив два винта. Не забудьте, что под ним также есть резиновое уплотнительное кольцо – его тереть и замачивать в бензине не нужно, чтобы не повредить. Если состояние уплотнителя уже не внушает доверия, необходимо подобрать новый.
Мыть заслонку можно чем угодно. Многие используют для этого обычную кисточку и очиститель для карбюратора.
Недавно на рынке смазочных материалов появился новый уникальный продукт – Очиститель металла MODENGY. В его состав входят смесь органических растворителей, углеводородный пропеллент и функциональные добавки.
Очиститель растворяет загрязнения различной химической природы, в том числе нефтепродукты, буквально за несколько минут – в отличие от многих других составов, которые для эффективности выдерживаются в несколько раз дольше.
Средство быстро и без остатка испаряется, поэтому работать с ним очень удобно.
Чистить заслонку до зеркального блеска снаружи нет смысла – она быстро покроется пылью. Первоочередная задача – вымыть ее изнутри, особенно в месте соприкосновения заслонки с корпусом. Очистке подлежат также каналы поступления добавочного воздуха, шток регулятора холостого хода и колодец под него.
После очистки дроссельной заслонки дайте ей высохнуть и оцените результат!
Соберите узел
- Поставьте на место регулятор холостого хода и верните заслонку туда, откуда вытащили (она должна попасть в паз), закрутите крепящую скобу
- Установите тягу, предварительно смазав наконечники любой пластичной смазкой (это необязательно, но крайне желательно); проверьте ход тяги рукой: он должен быть плавным, без «закусываний» и рывков
- Наденьте патрубок вентиляции на корпус воздушного фильтра и прикрутите его болтами
- Наденьте воздушный патрубок
Запустите двигатель и настройте регулятор холостого хода
Для настройки РХХ снимите клеммы с аккумуляторной батареи и через 15 минут вновь оденьте их. Заведите двигатель и выдержите его на холостом ходу около 10 минут. Затем заглушите мотор на 10 секунд и опять заведите. После прогрева двигателя до рабочей температуры автомобиль готов к эксплуатации.
При замене регулятора холостого хода проблемы с оборотами поначалу неизбежны и не стоят опасений. Датчик не сразу входит в нужное положение, адаптируясь к работе.
Если дроссельный узел оснащен электрической системой управления заслонкой, его регулировка выполняется немного иначе: после запуска и прогрева двигателя до рабочей температуры заглушите его на 10 секунд. Далее на 3 секунды включите зажигание и нажмите на педаль акселератора 5 раз. Спустя еще несколько секунд выжмите педаль газа до упора и держите ее в таком положении до тех пор, пока индикатор «проверьте двигатель» не будет гореть постоянно. После этого отпустите педаль газа и заведите двигатель.
Замена дроссельной заслонки — поможет?
Замена поможет в том случае, если виновником неприятностей с вашим автомобилем является именно заслонка, то есть, ее металлический корпус. В ином случае новая заслонка со старыми датчиками будет показывать все те же проблемы. Следует внимательно относиться к вопросам диагностики, чтобы не тратить время и деньги на ненужные процедуры.
Для замены дроссельного узла следует подыскать оригинальный вариант. На популярные автомобили вы можете найти китайские аналоговые детали, но их качество и срок службы не порадуют владельца авто. Оригинал должен быть новый, так как в б/у дроссельной заслонке с разборки уже будут те проблемы, от которых вы пытаетесь избавиться. Так как стоимость нового оригинального узла довольно высокая, лучше уделить время более тщательной диагностике и точно понять, в чем же заключается проблема в вашем автомобиле.
Особенности устройства
Бензин, масло в двигателе является такой же нормой, как наличие в ДВС (инжектор и карбюратор) дроссельного узла. Но что это такое?
Дроссельная заслонка или просто ДЗ, является компонентом впускной системы автомобильных двигателей, которые работают на бензине и оснащаются системой впрыска в мотор топлива. Задача устройства — регулировать количество подаваемого воздуха (кислорода), которое поступает в силовой агрегат для создания оптимальной по характеристикам топливовоздушной смеси.
Стоит ДЗ между впускным коллектором авто и непосредственно воздушным фильтром, чтобы обеспечивать подачу исключительно чистого воздуха в необходимом количестве.
Если говорить простым языком, то перед вами воздушный клапан. Когда дроссель открыт, давление внутри впускной системы равно параметрам атмосферного давления. Если узел закрыт, тогда угол меняется и создается вакуум.
Хотя устройство не такое простое, Как может показаться. Ведь помимо основной функции, ДЗ входит в состав системы охлаждения мотора. Корпус предусматривает наличие каналов, по которым циркулирует ОЖ (охлаждающая жидкость, если кто вдруг забыл). Плюс есть пара патрубков, один из которых соединяет с вентиляцией картера, а второй объединяют с системой улавливания бензиновых паров.
Клапан выглядит как круглая пластина, которая может поворачиваться и менять положение вокруг своей оси на полные 90 градусов. То есть полностью открываться и закрываться. Внутри корпуса расположен привод, РХХ и датчик положения ДЗ, он же устройство под названием потенциометр. Все вместе это образует наш с вами любимый дроссельный узел.
А теперь максимально все упрощу, чтобы вы поняли, зачем нужна эта регулировка и для чего двигатель оснащается ДЗ. Когда вы нажимаете на педаль газа, в работу вступает датчик (о них поговорим позже), открывает заслонку и впускает в двигатель определенное количество воздуха, чтобы создать нужную смесь топлива и кислорода. То есть, как вы понимаете, ДЗ нужен для набора скорости и повышения оборотов двигателя.
Система подачи воздуха в дизельный двигатель
Что лучше электронная педаль газа или тросиковая
На этот вопрос по-прежнему нет единого ответа. Многие предпочитают машины с механическим педалями, утверждая, что такая система гораздо надежнее и долговечнее. Некоторая доля истины в этих словах есть, однако нужно учитывать, что и тросиковый механизм не работает вечно. Со временем тросик может растянуться, что сделает работу педали менее эффективной. Также, в результате износа тросик может разорваться.
В целом же, статистика показывает, что ресурс электронных педалей существенно выше. Кроме того, они более удобны – владельцам автомобилей, оборудованных такими педалями, не требуется использовать подсос при холодном запуске, электроника сама все отрегулирует и настроит. Кроме того, залить свечи на таком автомобиле значительно сложнее.
Современные ТС оснащаются акселератором с электрическим приводом. Механическая педаль газа становится редкостью. В плане облегчения процесса управления автомобилем такое технологическое замещение дало положительный эффект. Езда стала безопаснее. Но знатоки вождения жалуются – электроника лишает возможности корректировать поведение двигателя. Последняя самостоятельно корректирует потребности мотора.
Основные признаки загрязнения
В процессе езды на автомобиле на внешние и внутренние стенки дроссельной заслонки попадают различные газы, следы масла и частицы пыли, которые не способен задержать воздушный фильтр. Это может стать причиной отложений на стенках заслонки и привести к нарушению нормального функционирования данного элемента впускной системы.
Типичными признаками загрязнения дроссельной заслонки являются:
- Провалы в работе мотора на холостом ходу, когда он глохнет или обороты плавают.
- Нестабильный пуск двигателя внутреннего сгорания, когда он заводится с трудом.
- Появление рывков автомобиля на скорости менее 20 км/ч при нажатии на педаль акселератора.
- Заметное увеличение расхода топлива.
К основным причинам загрязнения заслонки относятся:
- Некачественный бензин. Данный фактор считается наиболее частой причиной загрязнения, которая требует чистки дроссельной заслонки. Причиной низкого качества горючего могут быть различные примеси и присадки, добавляемые с целью увеличения октанового числа бензина и в конечном итоге выпадающие в осадок. Данные загрязнения попадают в дроссель и превращаются в нагар, который мешает работе узла.
- Микрочастицы моторного масла, которые попадают на конструкцию узла через систему вентиляцию, а также частички пыли, которые проникают из атмосферы в воздуховод. Эти элементы смешиваются между собой и мешают нормальному движению заслонки, а в итоге нарушают работу двигателя в целом.
- Засорившийся фильтр топлива становится причиной загрязнения дросселя из-за несвоевременной смены данного элемента. После того как элементы грязи с фильтрующего элемента попадают на заслонку, она уже не может двигаться так, как было задумано при производстве автомобиля. Соответственно при небольшом открытии заслонки проникает малое количество воздуха, из-за чего топливо даже не воспламеняется.
- Чрезмерная запыленность воздуха также часто становится причиной загрязнения дросселя. Пыль может попадать на заслонку через поврежденный воздушный фильтр или неисправный воздуховод, тем самым мешая его нормальной работе.
Причины загрязнения и как с ними бороться
Существует несколько причин, почему дроссельная заслонка со временем загрязняется. Избегая их появления вы автоматически продлите сроки между ее очисткой. К упомянутым причинам относятся:
- Использование некачественного бензина. Если в нем имеется осадок, то он обязательно попадет в дроссельный узел, где превратится в нагар. Поэтому старайтесь заливать качественный бензин, и заправляться на проверенных заправках.
- Забитый топливный фильтр. Если вы вовремя не поменяете топливный фильтр, то существует вероятность, что куски грязи с него попадут в топливную систему, в том числе в дроссельный узел.
- Попадание пыли и грязи в систему впуска. Это может быть вызвано разными причинами — засорением воздушного фильтра, повреждением целостности воздуховода, различными механическими воздействиями.
- Картерные газы с масляной пылью. Именно они являются основной причиной масляных отложений на заслонке. Они могут попасть в камеру сгорания через клапанную крышку из системы вентиляции картерных газов. Ситуация усугубляется тем, что они переносят масляную пыль. Именно она сгорает и остается в виде осадка на поверхности дроссельной заслонки.
Забитый топливный фильтр
Меняйте вовремя воздушный и топливный фильтры, заливайте качественный бензин, и не допускайте попадания пыли в систему приточной вентиляции автомобиля. Все это избавит вас от необходимости проводить чистку дроссельной заслонки раньше регламентного срока.
Каким средством чистить дроссельную заслонку
Существует ряд специальных средств, предназначенных для очистки поверхности дроссельной заслонки. Некоторые народные умельцы используют для этого WD-40, ацетон, растворители и другие подобные составы. В принципе, их можно использовать, однако возрастает риск повредить что-нибудь внутри двигателя.
На сегодняшний день в автомагазинах продается большое количество специальных средств для проведения упомянутой процедуры. Все они стоят относительно недорого. Поэтому с учетом того, что чистить дроссельную заслонку нужно не так часто, то любой автовладелец в состоянии приобрести себе подобное средство.
Наименование средства | Описание | Средняя цена | Примечания |
LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) | На сегодняшний день лучшее средство для очистки дроссельной заслонки. Качественно очищает грязь и масляные отложения. | 520 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
Mannol Carburetor Cleanor | Хорошо отчищает масло и грязь с заслонки. Стоит дешевле, чем ABRO, а в баллоне баллоне больший объем. | 115 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) | Качественный очиститель. Популярен у автовладельцев на территории нашей страны. | 200 р. | Аэрозоль, объем 220 мл в баллоне. |
Стоимость указана по состоянию цен на лето 2017 года для Москвы и области.
Как работает дроссельная заслонка?
Фактически ДЗ используется как воздушный перепускной клапан. Если она находится в открытом положении, то никакого избыточного давления во впускной системе нет. Если же заслонка закрывается, то в системе формируется отрицательное давление.
Есть два основных способа управления дроссельной заслонкой:
- механический;
- электрический.
Рассмотрим оба варианта работы механизма.
Механическая дроссельная заслонка
Таким вариантом привода награждают автомобили бюджетной категории. Так производитель снижает стоимость машины для покупателя. Принцип работы дроссельной заслонки с механикой достаточно прост: осуществляется прямое управление ДЗ через педаль акселератора посредством стального гибкого троса.
Составные части ДЗ скомпонованы в едином модуле. Он объединяет корпус, саму ДЗ зафиксированную на вращающейся оси, регулятор холостых оборотов, датчик положения ДЗ.
За функцию регулирования оборотов силовой установки отвечает предусмотренный в конструкции регулятор. Его задача менять объемы воздуха, поступающего мимо заслонки, при запуске какого-либо допоборудования. Основными его элементами являются клапан и электрический двигатель.
Электрическая дроссельная заслонка
Для современных автомобилей характерно использование более дорогого, но эффективного электрического привода. За счет установки такого узла конструкторы добиваются нужной величины крутящего момента. Это происходит при всех основных режимах силовой установки. Также удается добиться понижения расхода топлива, соблюдаются требования по безопасности и чистоте выбросов.
Особенности ДЗ с приводом от электрического мотора заключается в следующем:
- нет прямого контакта педали акселератора и ДЗ;
- холостой ход регулируется с помощью перемещений ДЗ.
Отсутствие прямого влияния на ДЗ при нажатии на педаль акселератора позволяет применять электронную систему для управления ДЗ.
Работа электроники помогает устанавливать нужные обороты двигателя даже без нажатия на педаль водителем.
Проводится подключение контрольных датчиков, запускается блок, управляющий мотором, и активируется исполнительный механизм.
Электронное устройство должно дополнительно оборудоваться датчиком положения педали «газа», блокиратором положения «сцепления», блокиратором положения тормозной педали.
Следящая система управления на примере управления дроссельной заслонкой автомобиля
Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе
- При забитой дроссельной заслонке наблюдается некоторая заторможенность реакции на педаль газа. Двигатель с чистой заслонкой реагирует на нажатие акселератора гораздо живее.
- Скопившаяся грязь в дросселе ограничивает поток воздуха, и может стать причиной неплавной работы мотора на холостых оборотах, обороты «плавают».
- Может наблюдаться подёргивание автомобиля при малых оборотах и скоростях
- При очень высокой степени загрязнения возможны несанкционированные остановки двигателя, т. е. автомобиль глохнет.
- Расход топлива. ЭБУ (компьютер) двигателя, распознав слишком слабый поток воздуха, увеличивает холостые обороты, тем самым увеличивая расход топлива.
Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро
Её состояние будет зависеть от частоты замены воздушного фильтра, использования качественного масла ДВС, и исправности маслоотделителя системы рециркуляции картерных газов. В целом, процедура чистки не трудоёмкая и не дорогостоящая. Поэтому, при возникновении указанных выше симптомов, да и просто, при прохождении ТО рекомендуется проверять состояние дроссельной заслонки. Ресурс у самого узла очень высокий, но следить за ним стоит, так как он выполняет достаточно важную и тонкую работу.
Как почистить дроссельную заслонку
Задача дроссельной заслонки (далее ДЗ) состоит в регулировке количества подаваемого воздуха во впускной коллектор. Ее положение регулируется в соответствии с положением педали акселератора. Привод заслонки может быть механическим (с помощью троса) и электронным (с помощью электродвигателя). Положение ДЗ фиксируется специальным датчиком. Он передает соответствующую информацию на ЭБУ, а оно в свою очередь принимает решение о количестве подаваемого топлива и смене режима работы двигателя. Подробнее о её устройстве и функциях вы сможете прочитать в дополнительном материале на нашем сайте.
Для чего нужна дроссельная заслонка
Прежде чем мы расскажем, как провести чистку заслонки, давайте разберемся по порядку, что такое дроссельная заслонка, почему она изнашивается и только после этого можно давать какие-либо рекомендации по уходу. У каждой неполадки есть свои причины – либо течение времени, либо внешнее воздействие (в качестве аналогии можно привести организм человека, который может страдать как от естественного старения, так и от полученных травм, что является причиной неправильной его работы). Так и в машине.
Итак, зачем же нужна дроссельная заслонка? Ее наличие обусловлено тем, что в машине необходима регулировка потока воздуха, который поступает непосредственно в двигатель, для нормальной езды. Как только вы нажимаете на педаль газа, чтобы привести авто в движение, срабатывает тросовый или электронный привод (в зависимости от комплектации автомобиля), который и поворачивает заслонку. А она в свою очередь таким образом предоставляет доступ потоку воздуха во впускной коллектор. Соответственно, как только вы отпускаете педаль газа, происходит совсем противоположная реакция: заслонка поворачивается обратно, и воздух не имеет возможности поступать внутрь.
К причинам загрязнения этого узла можно отнести в первую очередь то, что при работе двигателя туда выбрасываются картерные газы, которые осадком оседают прямо на заслонке. Более того, при слишком больших оборотах, совершаемых мотором, может выделяться так называемый «масляный туман», что наносит уже куда большие повреждения и создает больше трудностей нормальной работе заслонки. Некоторые заботливые автолюбители приобретают дополнительные воздушные фильтры, чтобы защитить заслонку от грязи и пыли, но, увы, смеем заверить, что такие фильтры – отнюдь не панацея, и количество загрязнений хоть и уменьшается, но они остаются, и заслонка все равно в какой-то момент становится неисправна. И машина так или иначе начинает дергаться во время движения.
Обучение дроссельной заслонки холостому ходу
После промывки узла или перепрошивки ЭБУ следует обучить дроссельную заслонку холостому ходу. Для этого выполните следующие условия:
- проконтролируйте напряжение на АКБ при отключенном двигателе, оно должно составлять не менее 12,9 В;
- температура охлаждающей жидкости должна быть в диапазоне от 70 до 100 градусов;
- руль должен находится в нейтральном положении;
- масло в КПП должно быть прогрето;
- все электрические потребители отключены;
- ручка АКПП в положении Р.
Несоблюдение вышеизложенных требований приведет к некорректной работе двигателя, поэтому они обязательны к выполнению. После прогрева двигателя необходимо:
- на 10 секунд выключить зажигание;
- убедиться, что педаль акселератора находится в верхнем положении;
- установить ключ в положение ON на 3 секунды (двигатель не заводить);
- 5 раз в течение 5 секунд нажать до упора педаль газа, в последний раз отпустить ее;
- по истечению 7 секунд нажать до упора педаль газа и дождаться, пока табло «CНЕСK ENGINE» не будет непрерывно гореть;
- выдержав паузу 3 секунды, отпустите педаль газа.
Попробуйте завести авто, попытку допускается повторить неоднократно. При устойчивой работе газаните несколько раз, холостой ход должен вернуться в допустимый диапазон.
Порядок обучения дроссельной заслонки с использованием ПК и автомобильных программ имеет свою специфику, зависящую от марки авто и пр. Поэтому описывать подробно весь процесс не имеет смысла. Но предварительно вам требуется установить на ПК специальное программное обеспечение, например, VAG-COM для группы авто VAG (или другое) и драйвера. Далее следует стандартный для всех порядок соединения:
- включение зажигания;
- соединение ПК с диагностическим разъемом авто информационным проводом;
- запуск ПО на ПК;
- проведение теста;
- получение информации о готовности к дальнейшей работе – надпись: «Адаптер к работе готов».
Следуя специальному алгоритму, вы сможете провести согласование ДЗ и ЭБУ в режимах «заслонка полностью открыта/полностью закрыта» для автомобилей как с электронной, так и механической педалью газа. В этом случае обучение дроссельной заслонки проводится при прогретой машине и соблюдении вышеизложенных требований.
- Особенности дроссельного узла Лада Гранта
- Электронная педаль газа Лада Гранта
- Неисправности электронной педали газа
- Чистка электронной дроссельной заслонки E-Gas Лада Гранта 16V
Что нужно знать о ДПДЗ
Снятие/установка прокладки
Следует отметить, что снять прикипевшую прокладку дроссельной заслонки, не повредив ее, может быть довольно сложно, поэтому почти со 100% вероятностью придется купить новую или изготовить самостоятельно. Однако если делать все аккуратно и не спеша, обладая при этом «прямыми» руками замена на новую может и не потребоваться.
Работы выполняйте с соблюдением норм и правил личной безопасности. Не забывайте о правилах противопожарной безопасности. Ведь в работе допускается использование горюче-смазочных материалов, в частности бензина.
Решив приобрести заводскую прокладку, направляйтесь в специализированный магазин, благо их сейчас полно.
Рекомендуется работы по демонтажу и монтажу проводить с напарником. Дополнительная голова и руки ещё никому не мешали.
Меры профилактики
Вы уже знаете, что когда масло попадает на автомобильную дроссельную заслонку, это не всегда плохо. Небольшое количество отложений, появляющихся за продолжительный временной отрезок, является нормальным явлением для любого двигателя.
Если же загрязнения сильные и они накапливаются быстро, это указывает на наличие тех или иных неисправностей.
Каждому автомобилисту хочется, чтобы заслонка работала максимально долго и не вызывала никаких проблем. Для этого можно сделать следующее:
- использовать только качественные моторные масла;
- вовремя проводить замену смазки для двигателя;
- своевременно менять воздушный фильтр;
- следить за состоянием систем, участвующих в образовании топливовоздушной смеси;
- восстанавливать заводское защитное покрытие.
Последнюю операцию можно выполнить с помощью специальной автохимии с антифрикционными свойствами. Их создают на основе дисульфида молибдена. Способствуют восстановлению заводского слоя после нескольких чисток, поскольку всё равно защита стирается. Даже когда применяются мягкие материалы. Наносится состав в виде аэрозоля или жидкости согласно инструкции производителя.
Принцип работы дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка, или просто дроссель, представляет собой составную часть двигателя автомобиля, с помощью которой осуществляется управление подачей воздуха во впускной коллектор. Само понятие «дроссель» зачастую понимается неправильно, например, в авиации он представляет собой устройство, меняющее тягу двигателя внутреннего сгорания, хотя, по сути, является тяговым рычагом.
Дроссельной заслонкой снабжена большая часть российских автомобилей, она представляет собой элементарное устройство, которое можно увидеть при снятии воздушного фильтра. Если фильтр стоит сбоку, то заслонка может находиться между ним и впускным коллектором. При образовании нагара на заслонке водитель рискует возникновением таких проблем, как снижение мощности мотора, сбои в системе зажигания и другие неприятности.
При малых нагрузках на двигатель в него подается малая доза смеси, которая дает небольшую энергию, соответственно и мощности требуется немного. Это означает, что двигателю нужно небольшое количество воздуха, чтобы сжигать малую порцию горючего. Если же нагрузка возрастает, то двигатель требует больше топлива для лучшей работы. А для того, чтобы топливная смесь полностью сгорала, нужно больше кислорода.
При нажатии на педаль газа дроссельная заслонка приоткрывается, а воздушный поток входит в коллектор. Чем сильнее нажимать на педаль, тем больше открывается заслонка и больше воздуха подается в коллектор. Именно за регулирование количества подаваемого воздуха и отвечает дроссельная заслонка.
Устройство, принцип действия и преимущества Е-дросселя
Электронный дроссель выполняет такие же функции, что и механический – регулирует количество воздуха, поступающего во впускной коллектор двигателя. Конструктивно он состоит из корпуса с дроссельной камерой и установленной на подвижной оси заслонки. Основные отличия находятся в механизме привода.
Раньше при нажатии на педаль акселератора водитель приводил в движение трос, который проворачивал сектор газа на нужный угол. Сегодня поворотом заслонки управляет установленный на ее оси электропривод, а степень открытия дросселя регулируется по команде блока управления силовым агрегатом. Утратив механическую функцию, педаль газа выполняет роль аналого-цифрового преобразователя – с её помощью отслеживается степень нажатия и скорость перемещения ноги водителя. При этом электроника контролирует поведение педали акселератора и анализирует множество параметров работы двигателя.
Конструкция стала более сложной, а значит, менее долговечной, не так ли? Однако на деле внедрение электронного привода позволило получить ряд преимуществ:
- электронный контроль предотвращает риск случайного открытия дросселя на слишком большой угол при трогании с места;
- устанавливая оптимальное соотношение горючей смеси на всех режимах работы, устройство предотвращает появление рывков и провалов в работе двигателя и способствует его экономичности;
- работая в тандеме с системами ABS, EBD, ESP и др. Е-дроссель является чрезвычайно удобным инструментом для своевременного изменения тяговых усилий.
Механизм электронного акселератора, напротив, стал более простым. Так, отпала потребность в механическом регуляторе холостого хода с его диафрагмами, клапанами и переходными каналами. В электронном дросселе обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки на небольшой угол. Происходит это по команде блока управления, есть возможность запрограммировать степень ее открытия в зависимости от температуры поступающего воздуха, степени нагрева двигателя и т. д. По этой же причине отпала и необходимость подогрева дроссельного устройства, из-за чего удалось упростить еще и систему охлаждения двигателя.
Что же касается механики привода электронной педали газа, то она состоит из простейшего редуктора, из пары пластиковых шестерён и маломощного электромоторчика. Проблемы доставляет электронная плата управления акселератором, которая интерпретирует команды микроконтроллера и предоставляет ему информацию о положении заслонки. Если же говорить о надёжности конструкции в целом, то чаще проблемы, связанные с неправильной работой электронной педали газа, пропадают после тщательной чистки узла от грязи и нагара.
Что такое дроссельная заслонка, назначение, виды
Обслуживание и ремонт дроссельной заслонки
Промывка без снятия
Некоторые автовладельцы предпочитают промывку, то есть очистку дроссельной заслонки с помощью промывочных средств без демонтажа самого узла. Как уже говорилось, достичь нужного эффекта без снятия, вероятнее всего, не удастся, однако, и лишним не будет, особенно если нет возможности для полноценной очистки. Для промывки также используются профессиональные аэрозоли для очистки карбюратора или подручные средства (WD-40).
Для промывки без снятия также нужно отсоединить патрубок воздушного фильтра. Затем нужно при закрытой заслонке побрызгать аэрозолем на ее поверхность и удалить отложения с помощью ветоши. После этого следует открыть заслонку и обработать средством для очистки боковые поверхности и каналы.
Загрязняется дроссельная заслонка: причины
Средства для чистки
Различные производители автомобильной химии предлагают ряд средств для чистки дросселя и его составных элементов. Некоторые используют такие средства, как ацетон или спирт, но они могут нанести вред некоторым частям узла, поэтому специалисты рекомендуют использовать специализированные очистители с особым составом. Такое средство не окажет пагубного воздействия на элемент, если все сделать правильно.
Наиболее известным производителем чистящих средств считается Liqui Moly, которая зарекомендовала себя как одна из лучших компаний по производству автомобильной химии. Liqui Moly Pro-Line – это жидкость, способная растворить даже сильные отложения на узлах, которые легко удаляются после ее нанесения. Специальное средство Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger с длинным зондом позволяет очищать даже недоступные элементы узла, например впускные клапаны каждого цилиндра.
Также есть линейка специализированных очистительных средств Супротек, которые можно заливать прямо в бензобак. При этом можно ездить в обычном режиме, а система подачи воздуха будет очищаться самостоятельно, главное – не забывать периодически добавлять средство в топливо.
Также автолюбители часто используют средство для чистки карбюратора – Карбиклинер, который качественно выводит грязь всего за пару минут. При отсутствии специальных средств для чистки дросселя можно воспользоваться жидкостью WD-40 или даже ацетоном, хотя это способствует возрастанию вероятности повреждения некоторых узлов двигателя.
Ошибки при очистке дроссельной заслонки
Много неопытных автовладельцев могут произвести неправильную чистку дроссельного узла, как минимум рискуя не получить желаемого эффекта, а как максимум — и вовсе навредить и вывести ДЗ из строя
Поэтому важно понимать когда нужно делать процедуру, как это делать и какие средства использовать
Грязная дроссельная заслонка
Чистая дроссельная заслонка
Чтобы правильно почистить дроссельную заслонку НЕ СТОИТ:
- Чистить заслонку в любой непонятной ситуации (даже шутки есть по этому поводу).
- Чистить заслонку не снимая её (эффективность такой чистки незначительна, поскольку зачастую есть возможность лишь удалить нагар на самой заслонке, а внутренние стенки и воздушные каналы заслонки не очищаются).
- При очистке ветошью использовать чрезмерное усилие, что может привести как к повреждению самой заслонки, так и рядом находящегося ДПДЗ.
- Использовать щетки, а не мягкие материалы. Такая ошибка тоже довольно часто приводит к потере работоспособности ДЗ, поскольку на некоторых дроссельных узлах внутренняя стенка и заслонка покрыты молибденом для ещё более гладкого прохождения воздуха. Этот слой зачастую путают с налетом и удаляют. Как результат — заслонка начинает либо «закусывать», либо пропускать лишний воздух (повышаются обороты).
- Забывать провести обучение дроссельной заслонки после чистки. Заслонки с электронной педалью газа нуждаются в правильном обучении ДЗ, чтобы выставить обороты холостого хода в требуемое значение.
Чистка дроссельной заслонки на Митсубиси и Ниссан требует особого подхода. Нужно действовать внимательно и аккуратно, чтобы не удалить защитный налет, так называемый «пятачок» — уплотнительное покрытие по контуру ДЗ. А также обязательно обучить заслонку для установки новых параметров работы двигателя).
Дроссельную заслонку стоит очищать каждые 30-50 тыс. км. Придерживаясь всех вышеизложенных рекомендаций и учитывая основные ошибки, которые делают неопытные автовладельцы, больше вопросов, как почистить дроссельную заслонку, будь-то механическая или электронная, возникнуть не должно. Для чистки необходим минимум приспособлений и затрат, всего-то: карбклинер и чистая ветошь, а также отвертка для демонтирования узла.