Толщиномер краски (ЛКП) автомобиля

На конкретный момент времени практически все фабричные и заводские изделия, а также – строительные конструкции, обладают лакокрасочным покрытием, которое в сокращении имеет такую аббревиатуру, как ЛКП. Несомненно, что подобное покрытие, это, в некотором роде, для усиления внешневидовой привлекательности.

На что обращают внимание при покупке толщиномера?

Наиболее простой прибор для вычисления толщины слоя лакокрасочных материалов, можно сделать и своими руками – берут обыкновенный магнит и заворачивают его в тряпочку (это защищает слой краски от возникновения царапин). Принцип работы довольно прост – на нормально окрашенных поверхностях магнит будет держаться, а с зашпатлеванных станет свалиться. Это происходит вследствие ослабления притяжения из-за немагнитного ремонтного материала. По аналогичному принципу работает серийный стрелочный толщиномер. Он довольно просто устроен, следовательно, будет служить долгое время. Простота конструкции обеспечивает невысокую стоимость, нет нужды в обеспечении питания. Однако у подобного изделия есть ряд существенных недостатков, которые перечеркивают все его достоинства: оно не очень чувствительно и не способно обеспечить хорошую точность показателей.

Более продвинутой конструкцией является электромагнитный толщиномер, работающий благодаря созданию магнитодвижущей силы на обмотке. Здесь измерения производятся путем вычисления изменений электромагнитного поля – для этого применяется датчик Холла. Точность здесь значительно выше, равно как и чувствительность прибора, однако стоимость также возрастает.

Наиболее дорогим, но при этом и самым точным оборудованием, считается ультразвуковой толщиномер, работа которого вообще не связана с использованием магнитов. Данным прибором можно измерять толщину не только на металлических, но и на пластиковых элементах кузова, например, на бамперах. Принцип работы базируется на прохождении звукового сигнала высокой частоты через упругие и твердые среды и возвращении его обратно к прибору – эхолокационная база. Подобными изделиями пользуются обычно профессиональные мастера, занимающиеся восстановлением элементов кузова после аварии.

Для чего необходим толщиномер ЛКП

Описываемое устройство необходимо для измерения толщины слоя оболочек, которые покрывают, либо же – обволакивают, металлическую и иные основы. Он используется для измерений толщин:

  • Лаков и красок;
  • Шпатлевок и грунтовых покрытий;
  • Резиновых, полимерных и стеклянных наслоений.

В автомобильной индустрии он необходим для того, чтобы не пропустить тот момент, когда становится необходимой смена краски на каркасе, а также – для проверки толщины нанесенного слоя лакокрасочного покрытия. Имеется несколько вариаций:

  1. Толщиномеры ЛКП магнитные – это наиболее простая вариация и, за счет этого – наиболее дешевая по собственной стоимости. Внутри его присутствует постоянный магнит, который соединен со стрелкой. Его точность измерения +-10%.
  2. Толщиномер электромагнитный – более сложный по собственному устройству и дорогостоящий. Источник его питания отвечает за создание некоторого электромагнитного поля, которое впоследствии, при проведении замеров, замыкается на металлической поверхности – измерение происходит за счет магнитной индукции.
  3. Толщиномер вихретоковый – принципиальное устройство прибора заключено в возможности создания переменного магнитного поля на поверхностях токопроводящего материала. Прибор создавался для измерения слоя покрытия на алюминиевых конструкциях.
  4. Толщиномеры ЛКП, цена которых наиболее велика, но и которые, при этом, обладают наибольшим классом точности – это толщиномеры, работающие на основе ультразвуковых волн. Они могут измерять толщину покрытия на любом из видов материалов, а не только на материалах – проводниках электрического тока. Они прекрасно подходят для измерений толщины ЛКП диэлектриков – пластмассы, к примеру. Класс точности измерений достаточно высок и составляет порядка 97%. Погрешность – всего 3%.

Опубликовано: 09 января 2017

Проверьте мастеров и продавцов — выбираем толщиномер

21 марта

Даже опытный взгляд не всегда определит, побывала ли машина в аварии. А прибор измерит толщину лакокрасочных слоев и, соответственно, даст ответ на вопрос — перекрашивали кузовную деталь или нет.

Для экспертизы мы приобрели семь толщиномеров по цене от 1800 до 9400 рублей. Точность их работы мы проверяли на шаблонах фиксированной толщины — от 50 до 2000 мкм, предварительно измеренных образцовым микрометром.

Правда, рубеж 2000 мкм упомянули только три производителя, но для полноты картины мы проверили всех.

Толщина лакокрасочного покрытия на кузовных панелях, окрашенных на заводе, - в диапазоне 80–200 мкм. Если покрытие толще, значит деталь крашеная.

Меньшая толщина краски без покрытия лаком свидетельствует о глубокой полировке и очень малом остаточном слое краски.

Бóльшие толщины (1000–2000 мкм) встречаются, в основном, на окрашенных промышленных изделиях — например, на крупных металлоконструкциях.

Проверку мы проводили поочередно на стальной основе и на алюминиевой, хотя некоторые производители честно преду­преждают, что алюминий их приборы не распознают.

Максимальное количество баллов в нашей экспертизе набрал толщиномер Etari ET555 с русскоязычным дисплеем. В качестве бонуса в нем предусмотрен детектор банкнот: мол, проверяй заодно и деньги за машину! Деньги мы не проверяли — не наша специфика.

Калибровка прибора с тестовыми пластинками — это занесение в память толщиномера эталонных значений, полученных при замерах тестовых пластин. С ними в дальнейшем будут сравниваться результаты реальных измерений. Алгоритм у всех приборов разный: одни ограничиваются одной-двумя величинами, другие требуют пробежаться по всему диапазону измерений, а некоторые вовсе обходятся без этого, полагаясь исключительно на заводскую прибора с тестовыми пластинками — это занесение в память толщиномера эталонных значений, полученных при замерах тестовых пластин. С ними в дальнейшем будут сравниваться результаты реальных измерений. Алгоритм у всех приборов разный: одни ограничиваются одной-двумя величинами, другие требуют пробежаться по всему диапазону измерений, а некоторые вовсе обходятся без этого, полагаясь исключительно на заводскую настройку. Для замены батареек в толщиномере ИТ‑01 мало открутить крышку — нужно вытащить всю начинку. Разработчики явно замены батареек в толщиномере ИТ‑01 мало открутить крышку — нужно вытащить всю начинку. Разработчики явно перемудрили.
Читайте также:  Дисковая Пила С Установкой В Стационарное Положение

Наша справка

Единица измерения mil, используемая во многих приборах, - это не миллиметр, а пришелец из британской системы мер: тысячная доля дюйма. 1 мил = 0,0254 мм, а 1 мм = 39,4 мил. Напоминаем, что микрон — то же самое, что и микрометр. Эта единица измерения использовалась до семидесятых годов прошлого века. ­1 мкм = 10—6 м. 

Как выбрать?

Основными критериями при выборе толщиномера, помимо итогов нашей экспертизы, являются следующие характеристики.

  • Форма прибора. Предпочтительнее простейшая форма типа «шоколадный батончик»: всяческие «пистолеты» неудобны при замерах как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях.
  • Источник питания. Желательны батарейки, продаваемые на каждом углу, - например, типа ААА.
  • Наличие калибровки минимизирует погрешность измерений.
  • Подсветка дисплея и проверяемого участка кузова поможет при работе в темноте.
  • Шкала в микрометрах. Гораздо удобнее считывать показания типа 115 мкм, чем 0,12 мм.
  • Работа с разными металлами. Прибор должен легко переходить со стали на алюминий и обратно, не требуя дополнительной калибровки.

Всем счастливого пути на исправном автомобиле!

  • Все, что нужно знать о покупке и продаже автомобилей с пробегом, вы найдете в нашей подборке публикаций.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Что такое толщиномер?

Прибор для измерения ЛКП носит название толщиномер. Он прост в управлении и помещается в руке. Прежде чем поговорить о том, как правильно произвести замеры и, что самое важное, сделать вывод из полученных результатах, необходимо объяснить, зачем эта информация необходима владельцу автомобиля.

Итак, замер чаще всего производят:

  • при покупке авто;
  • перед тем, как окрасить его.

То, какой слой краски нанесен заводом-изготовителем, говорит о многом:

  • о насыщенности цвета корпуса;
  • о качестве и долговечности покрытия;
  • об отсутствии или наличии вероятности возникновения сколов.

Зависит толщина ЛКП от многих параметров. В основном это марка, год выпуска автомобиля, модель и так далее. После проведения полировки не стоит измерять толщину, поскольку она окажется на порядок выше.

Принцип работы

Прибор показывает толщину покрытия краски в микронах, 1000 микрон — это толщина в 1 миллиметр. Что же она означает на деле?

Толщиномер выдает фактическое расстояние от верхнего слоя до металлической поверхности детали. Прежде чем начать работу, важно понять, что не весь корпус авто покрыт краской однородно. Где-то слой толще, а где-то тоньше, поскольку краска в процессе окрашивания стекает. Чтобы понять, качественно ли окрашен автомобиль, придется провести замеры в нескольких областях и зафиксировать эти цифры.

В среднем толщина ЛКП колеблется от 70 до 160 микрон. Измерить нужно следующие детали:

  • левое и правое передние крылья;
  • левую и правую передние двери;
  • обе задние двери;
  • капот;
  • крышку багажника;
  • крышу авто;
  • заднюю панель;
  • левое и правое заднее крыло.

Эти детали вносятся в таблицу, каждая отдельно. Можно также схематично изобразить авто и провести измерения без таблицы. Каждая деталь замеряется несколько раз в разных местах. Охватить ее нужно полностью.

Не нужно производить замер на каждый квадратный сантиметр. Например, исследуя дверцу, производят 3–4 замера.

Приборы делятся на несколько видов в зависимости от функций:

  1. Механические (замеряют мокрый слой краски после того, как авто только покрасили).
  2. Ультразвуковые (универсальные приборы, которые работают не только по металлу, но и другим материалам).
  3. Магнитные (работают при помощи магнита, однако, несколько неточны).
  4. Электромагнитные (предназначены для работы с металлическими корпусами).
  5. Вихретоковые (также работает с металлами, но более точен и универсален, чем другие).

В зависимости от точности измерения меняется и цена прибора.

Как выбрать?

Если планируется всего раз использовать прибор, смысла в его покупке нет. Дело в том, что несмотря на невысокую стоимость (2000–8000 рублей), одно применение того не стоит. Специалисты советуют покупать прибор лишь тем, кто постоянно занимается покупкой и продажей авто.

Для качественного измерения выбирайте вихретоковые, ультразвуковые или электромагнитные толщиномеры. С их помощью можно добиться точности в измерениях. Если прибор стоит дешево, это говорит о том, что качество его не отвечает стандартам.

Для одного использования прибор можно взять в аренду за 400–500 рублей в сутки.

Рекомендации по применению толщиномера краски

Прежде всего перед работой толщиномера необходимо его проверить и откалибровать. Как правило толщиномеры идут с завода уже откалиброванные, но если вы работаете этим прибором первый раз, то проверить его просто необходимо. Калибровка производится при помощи эталонных пластин. Так в зависимости от типа толщиномера, на пластины из разного материала (сталь или пластик) нанесена краска с уже определенной толщиной. Фактически вам необходимо будет приложить пластину к датчику толщиномера и сверить показания прибора с показаниями на эталоне. В случае разногласия откорректировать прибор до эталонного показателя.  Кроме того, рекомендуется производить подряд несколько измерений в одной контролируемой точке, это не позволит вам ошибиться, так как при получении среднего значения из измеренных ваше представление будет  более верным. При чем показания будет точнее при максимально возможном количестве измерений, из которых будет складываться среднее арифметическое значение. Особенностью некоторых толщиномеров могут быть изменяемые диапазоны измерений. Так если вы собрались измерять  например толщину краски до 300 мкм, то выставите прибор (если это возможно) на диапазон чуть выше планируемого к измерению, то есть например 400 мкм, а не 2000 мкм. Такая настройка поможет также получить более точные показания измерений.  И так, как мы уже говорили толщина краски на покрашенном кузове отличается от мест заводской покраски. Как правило этот показатель смещен в большую сторону. Показания будут в 2-3 раза больше нежели номинальное значение толщины краски на автомобиле. Именно на особо толстые слои ЛКП и следует обращать внимание.  Когда вы нашли места превышающие толщину основного слоя ЛКП на 150 микрон, это означает, что элемент скорее всего был покрашен  Если превышение составляет более 150 микрон, это означает, что элемент был еще и шпаклеван.   Бывает и наоборот. Средние показания например составляют  120-130 микрон, что соответствует заводской покраске, но в каком-то месте прибор показывает всего лишь  80-90 мкм, или того меньше 60-70 микрон, это значит, что скорее всего автомобиль был отполирован абразивной полиролью.

Использование толщиномера — получение моментального результата

Применять прибор не представляет особой сложности. Для проведения измерений автомобиля необходимо:

  • включить устройство;
  • определить параметры измерений;
  • приложить сенсором к исследуемой поверхности;
  • надавить на курок;
  • зафиксировать полученные данные.

Включение аппарата необходимо осуществлять в стороне от металлических приборов и проверяемой поверхности. Несоблюдение правил может повлечь нарушение калибровки. После сбоя установок потребуется заново откалибровать прибор. Представленная ниже таблица наглядно отображает статические характеристики толщин ЛКП.

Даже если вы не являетесь профессиональным экспертом, использование толщиномера для исследования ЛК покрытия позволит определить адекватную стоимость автомобиля.

Таблица и пояснения для проверки оптимальной толщины ЛКП

Можно использовать только оригинальные данные от производителя. Но на деле вы можете даже не заглядывать в таблицу, придерживаясь данных по всем автомобилям. Это диапазон до 165 микрон, но не тоньше 75, о чем мы говорили выше. Именно в этом спектре на заводах работают покрасочные механизмы. Чтобы уследить за таким параметром, как толщина ЛКП на автомобилях, таблица потребуется далеко не всегда. Вы можете использовать простой метод определения качества ЛКП:

  • возьмите толщиномер и приложите его к трем точкам на больших кузовных деталях, запишите данные;
  • затем используйте устройство для проверки наиболее часто ремонтируемых мест на кузове машины;
Таблица и пояснения для проверки оптимальной толщины ЛКП
  • запишите толщину краски на крыльях, порогах, бампере, передней части капота и задней плоскости крышки багажника;
  • затем проще всего выявить отремонтированные места и задать вопрос владельцу машины по поводу этих локаций;
  • если потребуется более тщательная проверка, можно отправить машину на СТО и провести экспертную диагностику.

Автомобиль можно проверить самостоятельно за две минуты, если вы знаете оригинальные показатели ЛКП или придерживаетесь среднего спектра. Остерегаться стоит только в тех случаях, когда машина перекрашивалась полностью. В такой ситуации вы можете не понять разницы между разными деталями и принять полученные показатели за оригинальные. Но при покраске обычным пульверизатором никогда не удастся достичь равномерной толщины краски в пределах заводской нормы.

Виды устройств

Типов толщиномеров существует большое количество. Есть отдельные модели для измерения толщины бетона, бумаги, прокатных труб или листов. Для измерения ЛКП используют четыре основных вида:

  • магнитные;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые;
  • вихретоковые.

Магнитный

Виды устройств

Такие приборы имеют самую простую конструкцию. В небольшом корпусе находится магнит. В зависимости от толщины покрытия будет меняться сила притяжения магнита. Полученные результаты передаются на стрелку, которая показывает значение в микронах.

Простой магнитный толщиномер

Стоят магнитные толщиномеры недорого, но проигрывают в точности измерений. Показывают только примерные значения и работают только с металлическими поверхностями. Стоимость прибора может начинаться от 400 рублей.

Электромагнитный

Электромагнитный толщиномер работает по схожему принципу с магнитным, но использует для измерений электромагнитную индукцию. Точность таких измерителей более высокая, а стоимость вполне приемлема, около 3 тыс. рублей. Поэтому данные приборы более распространены среди автолюбителей. Основным их минусом является то, что они могут работать только с металлическими поверхностями. Покрытие на алюминиевых или медных деталях они не измеряют.

Ультразвуковой

Виды устройств

Ультразвуковой толщиномер Принцип работы данных толщиномеров основывается на измерении скорости прохождения ультразвуковых волн от поверхности до датчика. Как известно, ультразвук по-разному проходит через различные материалы, но основе этого и получают данные. Они обладают универсальными свойствами, так как могут измерять толщину ЛКП на большом количестве типов поверхностей, включая пластиковые, керамические, композитные и металлические. Поэтому такие устройства используют на профессиональных станциях техобслуживания. Минусом ультразвуковых толщиномеров является их высокая стоимость. В среднем от 10 тыс. рублей и выше.

Вихретоковый

Этот тип толщиномера отличается самой высокой точностью измерений. Измерения ЛКП можно проводить на любой металлической поверхности, а также на цветных металлах (алюминий, медь). Точность будет зависеть от токопроводимости материала. Используется ЭМ катушка, которая создает вихревые магнитные поля на поверхности металла. В физике это называется токами Фуко. Известно, что медь и алюминий проводят ток лучше, а значит, на этих поверхностях будут самые точные показания. На железе будет погрешность, иногда существенная. Прибор отлично подойдет для замеров на алюминиевом кузове. Стоимость в среднем составляет 5 тыс. рублей и выше.

Читайте также:  Как подготовить дачу к зиме

Магнитные и электромагнитные

Выбрать магнитный или электромагнитный прибор рекомендуется при проведении замеров слоя краски на кузове, основным материалом которого является железо.

Это позволит сэкономить по сравнению с покупкой вихретоковых или ультразвуковых моделей без потери точности измерений. Точность электромагнитных устройств заметно больше – причём чем выше частота излучателя, тем удобнее работать со слоями небольшой толщины.

CHY 113 – непрерывные замеры, цена, прочность

Среди плюсов толщиметра – точность показаний, сравнимая с моделями, которые обходятся намного дороже. Для повышения качества применяется калибровка с помощью идущих в комплекте пластины или шайбы.

Диапазон измерений – до 1 мм, шаг – 1 микрон. Правда, прибор проводит замеры только на поверхностях с магнитными свойствами. Поэтому с окрашенным стальным кузовом CHY 113 работать может, определяя границы перекраски, но для алюминиевых частей не подойдёт.

Магнитные и электромагнитные

Среди особенностей техники – подсветка дисплея, позволяющая контролировать показания при плохой освещённости.

Опция непрерывного проведения измерений сокращает время на определение параметров краски. На получение результата тратится от 1 до 5 секунд, в течение которых следует приложить наконечник к поверхности. Через 15 секунд прибор автоматически отключается для экономии заряда.

Преимущества CHY 113:

  • точность;
  • прочность корпуса;
  • характеристики экрана;
  • эффективность определения участков перекраски;
  • входящие в комплект пластина и калибровочная шайба.

Минусы:

  • недостаточно удобная рукоятка;
  • необходимость калибровки через каждые 5 замеров;
  • работа с ограниченным количеством металлов.

Etari ET 333 – скорость обработки данных

Модель ET 333 получила улучшенную версию чипа, позволяющую дольше сохранять калибровку техники. В отличие от большинства других моделей, калибровать его придётся не так часто, применяя идущие в комплекте пластины.

Максимальная толщина, которую измеряет прибор, составляет 2 мм, температурный диапазон – от –25 до +50 градусов. Правда, определение толщины покрытия получается только на чёрном металле. С алюминием прибор работать не сможет.

К особенностям прибора относят высокую скорость обработки информации. Информативный экран получил подсветку, которая улучшает обзор выдаваемых данных, но почти не тратит заряд. Время непрерывной работы прибора достигает 27 часов. Весит он всего 100 грамм, помещаясь в кармане.

Магнитные и электромагнитные

Плюсы техники:

  • точность, позволяющая применять его не только в быту, но даже на производстве;
  • простота использования;
  • компактность – Etari ET 333 можно носить в кармане, удобно держать в руке.

Недостатки:

  • отсутствие режима непрерывных измерений;
  • неудобно проводить замеры неровных по вертикали поверхностей.

Факторы, влияющие на толщину покрытия

Таких факторов довольно много: место сборки, год выпуска, частота мытья машины и даже очистка от снега при помощи щетки. Современные полировки, нано-покрытия не существенно влияют на толщину ЛКП, а вот пленки, будь то защитные, карбоновые или матирующие, увеличивают показания прибора на 100 – 200 микрон.

На авто рынке каждый второй автомобиль проходил процедуру окраски. Причиной тому могли быть как простые царапины, так и глобальные повреждения. Легкие дефекты не сильно влияют на рыночную стоимость. А вот если элемент был серьезно битым, покупать такие машины не только невыгодно, но может быть и не безопасно. Своевременное определение этих фактов позволяет сбросить стоимость подержанной машины на десятки тысяч, так что основательная подготовка к исследованию кузова сполна окупается.

Используйте все перечисленные нюансы и критерии, имейте под рукой таблицу толщины лакокрасочного покрытия автомобилей и ваше приобретение будет удачным.

ETARI ET-444

Еще одна модель ETARI, которая, помимо прочих достоинств, обладает еще и автоматической калибровкой. Управление очень удобное,оно осуществляется при помощи трех кнопок. Работа прибора отличается своей быстротой, замеры можно делать как в микронах, так и в микродюймах.

ETARI ET-444

Наличие встроенной подсветки позволяет эксплуатацию оборудования даже в темное время суток или в помещениях с плохим освещением. Дополнительно хочется подчеркнуть небольшие размеры и использование высококачественных материалов. Стоимость составляет 5000-6500 рублей. Никаких серьезных нареканий на модель нет.

Можно ли взять толщиномер в аренду, и где это сделать?

Стоимость многих толщиномеров превышает показатель в 50 долларов, поэтому часто приходится задуматься об актуальности покупки.

Если устройство требуется для одноразовой проверки машины, то его можно взять в аренду. Стоимость услуги (700-1600 рублей в день). Такие услуги предлагают, как частные лица (объявлений очень много) или автосервисы.

Сложность в том, что выбрать машину за сутки не всегда удается. Аренда актуальна в случае, когда машина забирается из салона и нужно проконтролировать состояние ЛКП.

С другой стороны, покупка толщиномера порой оправдывает себя. Здесь стоит выделить несколько преимуществ:

  • Возможность окупить прибор при проверке первого же автомобиля (если на нем оказались крашеные элементы);
  • Неограниченность в сроках применения;
  • Возможность последующей продажи;
  • Шанс быть полезным для друзей и знакомых (устройство всегда можно дать в аренду и заработать хорошее отношение или «пиво»).