Окучник на мотоблок своими руками чертежи

Мотокультиватор принадлежит к категории садовых машин, механизирующих труд по обработке почвы. Основной исполнительный оран изделия – набор вращающихся фрез, рыхлящих почвенный слой и перемещающий культиватор по участку.

Культиватор как тяговый агрегат для плуга

Основное условие подобного сочетания механизмов – создание достаточного тягового усилия для работы лемеха плуга.

  • Лёгкие садовые культиваторы с мощностью двигателя до 3 л. с. и весом 15-40 кг легко справятся с рыхлением огорода площадью до 60 соток, но не обеспечат эффективную работу прицепных орудий.
  • Средние и тяжёлые культиваторы с весовыми параметрами от 40 кг и силовой установкой от 4,5 л. с. мощности успешно обработает до 2 га плотной почвы земельного участка.

На подобных машинах целесообразно устанавливать дополнительное прицепное оборудование для расширения их функциональных возможностей.

Делаем самодельный плуг для мотоблока

С помощью мотоблока выполняются самые различные сельскохозяйственные работы, как то: вспашка, покос, посадка различных культур, окучивание перевозка грузов и др. Но для каждого вида работ потребуется специальное навесное оборудование. В данном материале, речь пойдет о плуге, и возникает вопрос, как поступить: купить плуг, или сделать плуг для мотоблока своими руками.

Плуги делятся на несколько видов, отличающихся друг от друга конструктивно. Сегодня для вспашки мотоблоком применяют однокорпусные плуги, оборотные, и роторные.

Однокорпусный плуг

Данный плуг, конструктивно очень прост, и найти его чертежи и схемы не проблема. Из-за этой просто ты изготовление такого плуга самостоятельно, будет оптимальным, особенно для тех хозяев мотоблоков, которые не владеют особыми навыками.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга к мотоблоку, не будет сложным. Ведь практически у каждого в хозяйстве есть ненужные куски металла и подручный инструмент.

Какие бывают виды окучников

В зависимости от конструктивных особенностей насадки для окучивания подразделяют на несколько типов.

Листерный

Внешне напоминает крылья бабочки. Отличается фиксированной шириной захвата. За счет острых концов опускается на выставленную глубину.

Преимущества механизма:

  • простота конструкции;
  • малая энергоемкость;
  • небольшой вес — не требует мощных агрегатов;
  • цена ниже по сравнению с другими типами окучников.

Сажать картофель важно ровно, строго соблюдая одинаковую ширину междурядий. Устройство плохо справляется с работой на влажной и тяжелой земле.

Сдвоенный

Это двухрядный или распашной механизм для нарезания ровных параллельных борозд на больших площадях и их окучивания. Высота гряды меняется от 10 до 20 см и ограничена подъемом редуктора относительно уровня почвы.

Достоинства агрегата:

  • универсальность применения;
  • легкость построения ровных борозд на обширных площадях;
  • регулируемое расстояние между лемехами;
  • возможность делать гряды одновременно с двух сторон посадки.

Насадка требует регулярной очистки и обработки антикоррозийным составом. Аппарат предназначен для легких, предварительно подготовленных почв.

Голландский

Конструкция окучивателя картофеля позволяет лопастям вращаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Нижний обрез крыльев напоминает гребень.

Достоинства механизма:

  • повышение качества работы;
  • использование маломощных мотоблоков;
  • экономичность (у устройства низкая цена).

Насадка функционирует в тандеме с машиной весом от 30 кг, рекомендована к применению на любых типах почвы.

Плугообразный

Это механизм обтекаемой формы. Его преимущества:

  • небольшая интенсивность выворачивания грунта;
  • сохранение влаги в земле за счет меньшей аэрации;
  • простота регулирования угла наклона;
  • обработка большой территории.

Используя эту модель, земледельцы сокращают время и силы, которые затрачиваются на обработку. Плугообразную насадку лучше применять с мощным мотоблоком.

Дисковый

Рабочие элементы окучника — круги, которые проникают в почву на отрегулированную глубину.

Механизм популярен по следующим причинам:

  • высокая надежность и долговечность;
  • легкость эксплуатации;
  • совместимость со всеми типами культиваторов и повышение их мощности;
  • удобство приваливания корнеплодов.

В основном насадку применяют для обработки посадок картофеля.

Информация! Углы дисков должны четко соответствовать друг другу, иначе агрегат будет уходить в сторону от нужного направления.

Пропеллерный

Механизмы этого типа называют еще активными, или роторными, они схожи с лопастями вентилятора. Принцип работы задействует 2 силы вращения и поступательное движение.

Читайте также:  10-ка полезных инструментов для дачи, огорода и частного дома

Положительные стороны агрегата:

  • насадка не только окучивает растения, но и перебрасывает землю с места на место;
  • устройство эффективно борется с сорняками;
  • грядки обваливаются взрыхленным грунтом — улучшается рост насаждений.

Модель совместима не со всеми видами культиваторов. Пользуются пропеллерной насадкой только на мотоблоках с двумя передними передачами.

Как сделать плуг для мотоблока своими руками

Теперь давайте поговорим о том, как сделать простой однокорпусный плуг для мотоблока своими руками. Однокорпусный плуг имеет очень простую конструкцию, поэтому при наличии элементарных слесарных знаний и нескольких чертежей, вы сможете довольно быстро сделать его своими руками.

Лучше всего будет сделать съёмный лемех плуга для того, чтобы перед эксплуатацией его можно было заточить.

Лучший материал для изготовления режущей части является сталь 9ХС. Как правило, её используют в дисках циркулярных пил. Нам просто нужно найти старый диск и использовать его для изготовления.

Теперь нам нужно сделать отвал для плуга. Рабочей части отвала должна быть придана цилиндрическая форма. Сделать это не трудно.

Так же заготовкой для отвала может послужить большая металлическая труба, диаметром 0,5 метра, толщина стенки которой 3-5 миллиметров. Сначала делаем шаблон из картона, затем прикладываем его таким образом, чтобы нижняя часть составляла с образующей цилиндрической трубы угол в 20-25 градусов.

Обводим по контуру цветным карандашом или мелом и вырезаем с помощью сварки. Края обрабатываем наждаком.

Сборка плуга по чертежам:

Как видим, сделать плуг для мотоблока своими руками не так уж и сложно при наличии начальных слесарных знаний и необходимого инструмента.

Оборудование для работы с картофелем

Уход за картофелем требует значительных затрат сил и времени. Именно поэтому лучше задействовать дополнительное оборудование в виде следующих насадок:

Картофелесажалка. Этот прибор представляет собой совокупность плуга и картофельного дозатора. Сначала плуг пропахивает небольшую борозду на определенную глубину. Затем из резервуара начинает подаваться картофель через равное расстояние. Таким образом скорость работы заметно возрастает по сравнению с ручным способом. Картофелекопалка. Эта насадка представляет собой плуг со стальными прутьями, закрепленный под определенным углом. Во время езды мотоблока плуг подкапывает картофель и выворачивает его наружу. Если вы занимаетесь массовым выращиванием картофеля, такой агрегат просто незаменим.

Лебедочные проблемы

Лебедочный и ручной плуг должны быть возможно более простыми конструктивно и легкими, чтобы как можно меньше усилий тратилось на передвижение самого плуга. Важнейшие задачи их конструирования – установка глубины вспашки и компенсация стремления плуга уйти вбок или завалиться набок, т.к. малый вес самой конструкции здесь не помощник. Существенно и то, что, если плуг застрянет и встанет (что отнюдь не исключено, т.к. тягло слабое), то сдернуть его с места или выдернуть и продолжить проход, не испортив борозды, невозможно.

Надежно, но не вполне удобно, эти задачи решены в конструкции известного лебедочного плуга «Перышко», см. рис: глубина вспашки задается сменой пашущего корпуса или установкой колес других диаметров. Точка крепления тягового троса расположена асимметрично относительно продольной оси грядиля; ее положение подобрано для культурных почв средней полосы РФ. Дополнительно стремление плуга уйти вбок компенсирует разнос осей колес по ходу плуга.

Чертежи лебедочного плуга Перышко

Почвы везде все же различны, но держать набор колес на разные глубины вспашки это еще полбеды. Хуже то, что и в пределах одного участка плотность и связность почвы могут заметно различаться; на таких «Перышко» с приводом от лебедки менее чем на 2-3 кВт встанет. На слабую электрическую лебедку с однофазным питанием от бытовой розетки, или ручную, рассчитан плуг на поз. 1 рис. В нем нужная асимметрия тяги грубо задается осями колес разной длины, а точно устанавливается перемещением и фиксацией хомута тягового троса. Но если его фиксатор ослабнет и хомут сползет, встанет с корпусом в земле и этот плуг.

Чертежи плугов на лебедочной тяге

У автора конструкции на поз. 2 оказался в распоряжении грядиль от «настоящей большой» сельхозтехники, что и решило проблему. Глубина вспашки задается поворотом кронштейна (стойки на чертеже) бороздного колеса, а оси обоих колес выдвижные, что дает возможность оперативно и точно выставлять асимметрию тяги. В предыдущих конструкциях такое решение невозможно: деформация грядилей из водопроводной или профтрубы при рывке тяги может быть обратимой и незаметной на глаз, но достаточной, чтобы плуг застрял.

Читайте также:  Делаем культиватор своими руками за несколько часов.

Настройка плуга перед началом пахоты

Начиная пахотные работы необходимо правильно настроить и отрегулировать положение плуга относительно земли. Эта процедура производится в несколько этапов: перед началом пахоты и на протяжении вспашки первой колеи.

Предлагаем посмотреть видео, где подробно рассказано как производится настройка плуга к мотоблоку Ока:

Алгоритм действий при настройке плуга под мотоблок Ока:

  1. Приготовьте необходимый ручной инструмент (гаечные ключи), мотоблок, сцепку и плуг.
  2. Смените пневматические колеса на грунтозацепы.
  3. Присоедините к мотоблоку сцепку посредством болтовых соединений.
  4. Присоедините к сцепке плуг, совместив отверстия на стойке плуга с отверстиями на сцепке, зафиксируйте положение плуга при помощи шплинтов.

Мотоблок Ока с плугом

Поставить плуг недостаточно, его еще необходимо и правильно отрегулировать:

  1. Установить глубину пахоты, которая для мотоблоков Ока составляет 15-18 см.
  2. Переходим к регулировке угла атаки, от которого напрямую зависит глубина погружения насадки в почву. Подкручиваем болт на сцепке, отвечающий за высоту расположения пятки плуга (чем пятка выше, тем сильнее заглубление). Оптимальный размер — 3-5 см от пятки до земли.
  3. Переходим к пробной вспашке грунта. За первый проход проверяются такие параметры, как: глубина нарезаемой борозды, плавность хода мотоблока Ока с нагрузкой.
  4. Если при первом проходе обнаружились какие-то недостатки — перенастраиваем систему.

Сцепка для плуга мотоблока своими руками

Плуг является одним из важнейших видов навесного оборудования для мотоблока. Однако производитель не всегда предоставляет сцепное устройство в комплекте. Сделать сцепку для плуга с мотоблоком не составит труда, можно использовать чертежи самого простого вида – П-образной сцепки.

В зависимости от того, какой мощностью обладает мотоблок и какую землю будет обрабатывать плуг, будет необходимо более или менее прочное сцепное устройство. На этот узел всегда идет колоссальная нагрузка, поэтому он должен быть выполнен из качественных материалов, тем более если будет обрабатываться тяжелая почва.

Какой вид сцепки для навесного и прицепного оборудования используете Вы?

Как выполняется регулировка

Точная регулировка плуга для мотоблока выстраивается по трём параметрам:

Для самостоятельной настройки плуга ширину выставляют по его краям. Для лучшего дробления и лёгких прорезов почвы, край его должен крепиться на одной высоте с зацепом для грунта, ориентируясь на внутреннюю сторону.

Глубина выстраивается после того, как мотоблок помещают на подставки. Устанавливают устойчиво, без смещения в сторону плуга.

Высоту подставок следует регулировать в зависимости от того, на какую глубину вы планируете вспахивать почву. Если это вспашка перед зимним сезоном, то глубину выбирают приблизительно 25 см. Весной же глубина до 20 см.

После установки и выбора глубины регулируют крепление плуга. Идеальным считается тот вариант, когда он прилегает к почве.

Если это первый опыт в пахании земли мотоблоком, то воспользуйтесь натяжной верёвкой для ориентира, так как первый ряд должен быть прямолинейным, что б далее от него отталкиваться.

Также можете воспользоваться колесом для опоры, оно находится левее от плуга, и ходит по необработанной земле, тем самым предотвращает слишком глубокое проникновение и регулирует глубину.

После установки мотоблок регулируют специальными болтами таким образом, что б задняя часть плуга располагалась параллельно почве.

Последним этапом в регулировке является снятие мотоблока с подставки, выставление руля на высоту вашей поясницы. Это делается для меньшей нагрузки на руки при продолжительной работе.

Виды и классификация плугов

Есть несколько конструкций плугов:

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.

По типу тяги плуги делят на несколько категорий:

    Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.

    Небольшой тракторный плуг

    И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:

    • Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
    • Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).

    Оборотные плуги — одно- и много- корпусные

    Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.

Плуги

Плуг является неотъемлемой частью мотоблока и обязателен к применению каждым владельцем Беларуса. Стоит отметить, что они бывают разные, и выбирать следует тщательно.

Плуги бывают:

  • Оборотные или их ещё называют поворотные. Проводят пахоту при помощи отвала;
  • Дисковые (они же роторные). Вспахивают при помощи вращающихся дисков.

От производителя

На официальном сайте представлен один вид оборотного плуга – универсальный для мотоблока МТЗ-09Н. Подходит он не только к модели МТЗ-09Н, но и к любому другому мотоблоку МТЗ. Универсальный плуг используется для вспашки Беларусом любых земель, в том числе и целинных.

Особенности универсального плуга

  • Оборотный плуг может применяться как на новых землях, так и на уже вспаханных;
  • Вес оборотного плуга всего 16 кг;
  • Ширина одной колеи при вспахивании составляет около 30 см, то есть можно работать с большими участками;
  • Возможно проводить работу на глубине до 25 см, регулировка погружения происходит при помощи специальных отверстий на стойке;
  • Благодаря своей форме возможно использовать Беларус и для выкапывания корнеплодов;
  • Небольшой вес конструкции позволяет легко его транспортировать;
  • Крепление к мотоблоку МТЗ происходит при помощи обычной сцепки.

Главной конструкторской особенностью этой модели является форма оборотного плуга. Гребень в нижней части захватывает землю, а в верхней части он расширяется и сбрасывает ее. Благодаря этому почва отбрасывается в стороны от траншеи и не засыпается обратно.

Он изготавливается из высококачественной стали, а сама конструкция проста и прочна. Благодаря этому достигается длительная надежная эксплуатация оборудования вместо Беларусом в течение длительного времени и при больших нагрузках.

Видео обзор плуга ПУ для мотоблока МТЗ-09

Аналоги

С Беларусом совместимы еще несколько аналогичных моделей плугов.

Плуг П1-20/3

Этот оборотный плуг производится из г. Гагарина. Он изготавливается такой же формы, как и ПУ, но только разовый захват лемеха у него фиксированный и составляет 21,5 см. А это меньше почти на треть, чем у универсального плуга.

Весит конструкция 8 кг. Применять плуг П1-20/3 стоит только при работе Беларуса с малыми участками.

Плуг оборотный двухкорпусный

У этой модели есть особенности в конфигурации. Лемех этого плуга сделан в форме пера. Его острие входит в землю, и земля не отбрасывается сразу в стороны, а несколько раз переворачивается перед плугом, а затем уже уходит. Благодаря этому достигается лучшая перемешиваемость верхнего слоя почвы.

Максимальная глубина вспашки составляет до 20 см, ширина лемеха — 15,5 см. Это меньше, чем у других моделей, но при этом вспахивание происходит более качественно.

Весит такая конструкция 12 кг, а скорость работы Беларуса совместно с оборотным плугом составляет от 2 до 5 км/ч. Производится он в России.

Самодельный вариант

Конструкция оборотного плуга проста. Главной его рабочей частью является лемех. Он погружается в землю, и производит вспашку. Для мотоблоков МТЗ-09Н его можно сделать самостоятельно.

Этапы конструирования самодельного плуга

  • Для этого потребуется стальная пластина. Металл должен быть толстым от 3 мм. Поскольку этот элемент срезает почву, и на него будет оказываться большое давление.
  • Далее следует изготовить отвал. Отлично подойдет для его изготовления металлическая труба диаметром полметра. Достаточно вырезать из картона шаблон отвала, перенести его на трубу и стоит брать слишком толстый металл, рекомендуемая толщина лемеха для нормальной вспашки составляет от 3 до 5 мм.
  • Изготовьте с квадратной металлической трубы Г-образную сцепку.
  • Следующим шагом необходимо соеденить отвал с лемехом при помощи сварки, и сзади приварить небольшой кусок квадратной трубы для того, чтобы соединить его со сцепкой при помощи болтов. Затем при помощи этих болтов можно будет регулировать глубину погружения плуга.

Материалы и инструменты

Изготовление самодельного плуга для мини-трактора требует наличия основного инструмента:

И дополнительного инструмента, список которого определяется конструкцией конкретного механизма и условиями его производства.

Материалами, составляющими основную конструкцию, должны быть заготовки из прочной стали. Нарушения их целостности – трещины, деформация, сильная ржавчина – недопустимы.

Список материалов, которые могут понадобиться:

  • толстопрофильный листовой металл высокой прочности;
  • металлические уголки и пластины достаточной толщины;
  • болты различного калибра;
  • дополнительные наименования (шайбы, подшипники, пружины), определяемые характеристиками конкретной конструкции.
Материалы и инструменты