Многофункциональные самоделки из двигателя мотоблока

Мотоблок – это универсальный агрегат для приусадебного участка, обладающий способностью выполнять любые сельхозработы с помощью навесного оборудования.

Особенности использования.

Каждый уважающий свой труд земледелец знает, что значит иметь в хозяйстве такую технику. Этот незаменимый агрегат необходим не только в летний, но и в зимний период. Модифицировав гусеничный ход для мотоблока, вы можете превратить машину в более маневренную и способную работать даже в плохую погоду. Конечно, можно приобрести уже готовое приспособление, что чревато большими затратами, или узнать как сделать гусеницы на мотоблок своими руками, учитывая приведенные ниже факторы:

  • Гусеницы изготавливаются из разных материалов, главное, чтобы они подходили к конкретной модели машины.
  • Следует учитывать то, что в современных устройствах используются маломощные двигатели, а потому и гусеничная приставка должна быть достаточно легковесной.
  • Гусеничный движитель для мотоблока одевается на 4 колеса поэтому, если в наличии двухколесная техника, ее следует трансформировать в четырехколесную.
  • Наиболее популярными производителями таких устройств считаются , «Рысь», «Муравей» и «Talon 380».
Особенности использования.

Чтобы понять, как работает конструкция, стоит посмотреть видео мотоблок на гусеничном ходу.

Мотоблок на гусеничном ходу

Использование снегоочистителя

Такой инструмент как снегоуборочный отвал, который сцепляется с мотоблоком, предназначен для уборки снега, мусора, переноса земли с одного конца участка на другой и т. п.

Подобный инструмент можно использовать в различных направлениях и местах. Например, для нужд на личном земельном участке, в поле, для любой хозяйственной деятельности.

Такая лопата существенно упрощает процесс уборки чего-либо за счёт большой рабочей поверхности.

Целостная система выглядит следующим образом:

  • лопата;
  • механизм крепления;
  • устройство, с помощью которого регулируется угол поворота механизма.

Такие конструкции имеют разнообразные модификации, в которых есть и общие черты. В основном это и принцип работы и конструкция самого устройства. На сегодня приобретения подобного прибора не является какой-то роскошью. Это обычная повседневная техника владельцев дачных участков для личных нужд. С их помощью можно с лёгкостью навести порядок на даче, убрать мусор и снег, выровнять участок и т. п.

Мотокультиватор Нева МК-100

Мотокультиватор «Нева» МК-100 — агротехническое устройство, предназначенное для выполнения работ на легких и плотных почвах. Он рассчитан на обработку малых или средних земельных участков (до 10 соток).

Агрегат простой в эксплуатации, достаточной легкий, им может управлять даже человек с малым весом и небольшим ростом. Эта универсальная модель культиватора подойдет для дачи, садовых участков, огородов.

Мотокультиватор Нева МК 100

Обзор модификаций

Производителем Нева МК-100 является Санкт-Петербургский завод «Красный Октябрь —Нева». Предприятие выпускает не только мотокультиваторы, но и мотоблоки, а также навесное оборудование для этих видов техники.

В настоящее время на рынке мототехники известны такие модификации МК-100:

Мотокультиватор Нева МК-100
  • МК100-02 с двигателем Briggs & Stratton производства США (цилиндр с чугунной гильзой);
  • МК100-04, МК100-05 с японским двигателем Honda GC (верхнее газораспределение);
  • МК100-07 с японским двигателем Robin-Subaru (двигатель с увеличенным моторесурсом на 2 тысячи моточасов);
  • МК100-07р — идентичная предыдущей модель, выпускаемая с защитными дисками на фрезы;
  • МК100-08 с двигателем Robin-Subaru EX13 (известен также как Нева МК100-мини);
  • МК100-09 с японским двигателем Honda GX120.

Двигатель Robin-Subaru EX13

Более давние модели имеют меньший вес, поэтому они менее популярны при работе с тяжелыми почвами. Это очевидно — чем меньше вес машины, тем тяжелее с его помощью выполнять качественную обработку земли. Однако первые модификации, например, МК100-02, имели большой вес и мощный двигатель.

Описание

  • умеренный вес;
  • маневренность;
  • компактность и эргономичная конструкция;
  • низко расположенный центр тяжести;
  • возможность регулировки высоты руля;
  • легкий запуск двигателей;
  • высокая надежность двигателя, долговечность;
  • электронная система зажигания;
  • шестеренчато-цепные редукторы на всех модификациях;
  • возможность подсоединения тележки;
  • переднее откидное опорное колесо;
  • культиватор занимает мало места в сложенном состоянии, помещается в багажник легкового авто;
  • защитные диски на фрезах позволяют пользоваться устройством даже на узких грядках, без повреждения посаженных растений;
  • возможность присоединения большого количества навесного оборудования (плуга, окучника, грунтозацепов, бороны).

Универсальные мотоблоки – возможность для экспериментов

Если владелец приусадебного участка в состоянии работать с разным слесарным инструментом, то ему не составит особого труда придумать новые способы применения мотоблоков, а не только по их прямому назначению для культивации почвы. В первую очередь такая возможность появилась благодаря грамотно спроектированной конструкции моторизированного блока. Поэтому домашнему мастеру не составит особого труда сделать самоделки для такого оборудования путём навешивания на него различных усовершенствованных устройств. При этом на прилавках магазинов уже существуют готовые конструкции для расширения функционала мотоблока.

Двигатель для мотоблока

Двигатели легких и некоторых средних машин работают на бензине. Преимущества такого двигателя: невысокий уровень шума, легкость запуска и меньшая вибрация. Дизельный двигатель более мощен, экономичен, проще в обслуживании. Благодаря большей массе, он обеспечивает лучшую сцепку с грунтом.

Двигатель для мотоблока GX 200E

Двигатель для мотоблока

Выбирая двигатель для мотоблока, стоит учитывать, что импортные более мощны, но они и дороже. Их обслуживание часто приходится осуществлять в специальных мастерских. Отечественные агрегаты будут проще в эксплуатации и ремонте.

Отдельно хочется упомянуть самодельные мотоблоки. В нашей стране их такое количество, что их вполне можно выделить в отдельный класс. Самые популярные решения это на основе двигателей от советских мотоциклов и мотороллеров. Подробнее этот класс техники мы опишем в отдельной статье.

Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?

Здесь все зависит от квалификации домашнего мастера и набора инструмента, которым он располагает. Новичкам мы советуем начинать свои опыты с самых простых конструкций – веерной картофелекопалки или окучника.

Конструкция устройства для копки картофеля представлена на эскизе. Она состоит из широкой гнутой пластины (лапы), приваренной к вертикальной сошке и полевой планке. К задним краям лапы с помощью сварки крепятся зубья из арматуры.

Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?

Из окучников проще сделать дисковую модель. Ее главные элементы – диски можно вырезать из торцов старых газовых баллонов. У них подходящая форма, диаметр и толщина металла.

Конструкционных решений самого устройства придумано достаточно много, в этом вы можете убедится посмотрев видео-ролики самодельщиков, а также различные сборочные схемы.

Один из примеров устройства регулируемого дискового окучника

Кроме тарельчатых дисков потребуются:

Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?
  • две стойки из стальной полосы;
  • два подшипника качения;
  • болты для крепления стоек к раме и регулировки поворотных секторов;
  • поперечина из профильной трубы;
  • Т-образный поводок.

Главное условие качественной работы такого механизма – точность изготовления всех деталей и симметричность установки дисков. В противном случае его будет уводить во время движения с борозды.

Критерии выбора мотоблоков

Как известно, большинство мотоблоков стоят немалых денег. Это одна из многих причин, почему нужно быть ознакомленным с основными критериями выбора. Так вы сможете не только обойти некачественные модели, но и подберёте самый лучший товар.

Все мотоблоки делятся на четыре основные категории.

  • Сверхлёгкие.

Как можно было понять из названия — это очень лёгкие устройства, которые весят до 20 кг. Отлично подходят для работы на относительно небольших территориях. Преимущественно используют для рыхления земли и заправляют бензином либо маслом.

  • Лёгкие.

Такие устройства весят до 40 кг. Они предназначены для работы на территории побольше — около 60 соток. Подходят для любого типа работы, однако чаще всего используются для обработки лёгких почв ввиду недостатка мощности.

  • Средние.

Модели среднего уровня весят до 60 кг. Отлично справляются с объёмами до 1 гектара. Подобные устройства чаще всего имеют переднюю и заднюю передачу, что позволяет использовать их также для вспашки.

  • Тяжёлые.

Самые мощные модели. Их достаточно для обработки территории площадью до 4 гектаров, такой мотоблок имеет наибольший функционал. Подходят для разного рода работ.

Как видим, здесь важен учёт местности, площади и типа работы. Следует понимать, что указанный вес — относительный, так как каждый производитель указывает тип самостоятельно!

Что может делать?

Также важным параметром является доступный набор функций для работы. Это должны быть:

  • Возможность рыхления;
  • Окучивания;
  • Внесения удобрений;
  • Уничтожения сорняков;
  • Вскапывания почвы.

Питание

Немаловажным параметром является используемое топливо. Это позволит подсчитать возможные расходы в будущем. Мотоблоки бывают:

  • Бензиновые;
  • Дизельные;
  • Работающие от электросети.

Мотор

В мотоблоках в основном используется два типа двигателей: двухтактные и четырехтактные. Желательно не экономить и покупать второй вариант. А вот мощность зависит от площади земли, для которой покупается аппарат — самым минимальным требованием является 5 лс.

Трансмиссионный узел

Мотоблоки также используют трансмиссии. Их существует множество вариаций, каждая со своими плюсами и минусами. Наиболее известной считается зубчатая, а самой инновационной — гидрообъёмная. Это позволяет сделать аппарат лёгким и простым в управлении.

Управление

В зависимости от типа, мотоблоки имеют разные виды управления. Например, тяжёлые модели имеют специальный тормоз, который позволяет комфортно использовать агрегат. А вот лёгкие мотоблоки такого не имеют — ввиду своего веса тормоз им совершенно не нужен.

Дополнительное оборудование

На большинство современных моделей можно «нацепить» разнообразное оборудование, дающее возможность поднять эффективность работы. За счёт такого дополнительного оборудования можно расширить трудовой потенциал мотоблока и использовать его в ещё большем количестве сфер.

Обзор навесного оборудования

Мотоблоки бренда Варяг получили большую популярность не только благодаря своим высоким техническим характеристикам, но и возможностью работы с широким спектром навесного оборудования.

Читайте также:  Как подготовить дачу к зиме

Все владельцы этих машин должны знать возможности своей машины и использовать ее с максимальной эффективностью.

Данное навесное оборудование поставляется в комплекте почти со всеми мотоблоками Варяг, и одной из базовых характеристик для владельцев является их ширина захвата и глубина погружения.

Саблевидные фрезы позволяют перемешивать верхний слой грунта, с целью увеличения плодородности перед посадкой культур и после их сбора. Благодаря этому земля насыщается кислородом, а сорняки измельчаются и перемешиваются с грунтом для удобрения.

Если необходимо обработать целинные или твердые почвы, то фрезы не помогут, поскольку они не смогут погрузиться в грунт и будут постоянно перескакивать. В этом случае владельцам мотоблоков бренда Варяг рекомендуется использовать плуги.

Основным недостатком вспашки является то, что после такой обработки на поверхности остаются большие глыбы породы, которые потом приходится разбивать фрезами. Оборотные плуги имеют форму лемеха в виде пера, которые изначально несколько раз переворачивают породу, тем самым измельчая ее.

При проведении пахоты необходимо сделать первую колею. Затем, мотоблок наклоняется и одно колесо устанавливается в нее. Плуг опускается в землю и продолжается пахота. Тем самым зарывается первая траншея.

Мотоблоки бренда Варяг поддерживают работу с роторной косилкой, которая подключается к ВОМ. Ее ножи не требуют заточки, и если они затупились, то их предстоит только менять.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Работа с картофелем требует больших усилий. Мотоблоки бренда Варяг с помощью картофелекопалки и картофелесажалки помогут в выполнении этих задач.

Снегоуборщик и отвал-лопата

В зимнее время года, чтобы не ставить мотоблок на консервацию, его можно использовать с целью очистки придомовой территории от снега, при помощи подсоединения снегоуборщика или отвал-лопаты.

Колеса, грунтозацепы и гусеницы

Все мотоблоки бренда Варяг оснащаются качественными пневматическими шинами, которые способны передвигать устройство по вязкой и глинистой почве.

Иногда их сцепления недостаточно и машина буксует и зарывается. Для улучшения проходимости в летний период можно установить грунтозацепы, а при проведении работ в зимнее время года – гусеницы.

Мотоблоки бренда Варяг могут производить транспортировку грузов при помощи подсоединения прицепов. Их бывает несколько видов, и выбор конкретной модели должен происходить, исходя из параметров груза:

  • Тележка с высокими бортами позволяет перевозить объемные предметы;
  • Самосвальный прицеп применяется при транспортировке сыпучих грузов;
  • Длинная модель используется при перевозке труб и срубов деревьев.

Утяжелители

Большинство мотоблоков бренда Варяг имеют небольшой вес, из-за этого при тяжелых работах, устройство ведет себя неустойчиво. Для улучшения управляемости можно увеличить вес с помощью пары утяжелителей, которые вешают на колесную ось. Вес одного блина составляет 16 кг.

Деление на классы

Мотоблоки и мотокультиваторы делят на три класса. Выбор класса зависит от типа обрабатываемой почвы и площади участка. Различают легкие, средние и тяжелые культиваторы и мотоблоки.

Деление на классы
Деление на классы
Деление на классы
  • Легкие. Подходят для обработки легких, причем ранее уже обработанных почв. Отличаются небольшой мощностью и весом, как правило, имеют небольшую зону обработки за один проход. Это — культиваторы для дачи, небольшого сада и огорода с ежегодной обработкой почвы. Отличаются высокой маневренностью. Но, из-за небольшого веса приходится прилагать значительные усилия для стабилизации их положения. Особенно это сказывается на работе с легкими мотокультиваторами — приходится хорошо давить, чтобы фреза оставалась на нужной глубине. Осваивать новые участки с техникой этого класса очень проблематично и может привести к быстрому износу. Мотокультиваторы разных классов
  • Средние. Пригодны для работы на средних по плотности почвах. Благодаря более солидному весу обработка возможна на большую глубину. Также может использоваться на дачах, но хорошо работает уже и на суглинках средней «тяжести», плодородных почвах. За счет большего веса техника более устойчива, не выпрыгивает из земли при работе. Маневренность по-прежнему высокая. Мотоблоки среднего класса подходят для обработки участков до полугектара, с мотокультиваторами этого типа работа идет быстрее, хотя на обработку больших территорий они не рассчитаны.
Деление на классы
Деление на классы
Деление на классы

Мотоблоки — легкие, средние, тяжелые — для участков разной площади

Деление на классы
Деление на классы
Деление на классы
  • Тяжелые. Универсальные агрегаты для обработки любого вида почв, в том числе и для возделывания целины. Пригодны для перевозки урожая, для работы с другими навесными орудиями (косилкой). Целесообразно покупать, если в обработке больше гектара тяжелых почв или два и больше — легких. За счет большего веса и габаритов маневренность меньше, но ширина полосы обработки и возможная глубина — больше.
Деление на классы
Деление на классы
Деление на классы

В общем, мотоблоки и мотокультиваторы по классам выбрать несложно. Для дач подойдут легкие и средние модели мотокультиваторов, для фермерских хозяйств больше подходят мотоблоки. По классу придется определяться по почве и размерам обрабатываемого участка.

Деление на классы

Приятные мелочи для работы с удовольствием

Чтобы продукция была востребована на рынке, производители мотоблоков не только нагружают свою технику широким функционалом. Для упрощения работы с агрегатами, повышения безопасности эксплуатации, у них могут быть в конструкции «приятные мелочи».

Для начала стоит обратить внимание на наличие защитного кожуха, установленного над рабочим органом (фрезой, плугом и т. д.). Он позволит уменьшить количество земли, веток, травы, летящих от фрезы на оператора.

Читайте также:  Для чего нужен теодолит?

Еще одна мелочь, которая сделает работу с мотоблоком – регулировка руля. Его можно поднимать и опускать, подбирать под рост человека, работающего с агрегатом.

Для того чтобы вибрация от двигателя не так отдавала в руки, руль не жестко крепят к раме, а подвешивают. Это позволит частично амортизировать негативные проявления от работающего двигателя

То есть, задавшись вопросом по выбору мотоблока на дачу, совсем необязательно засматриваться на дорогие модели. Можно подобрать покупку под свои потребности и размер кошелька. А для того чтобы получить объективную независимую оценку выбранной модели, стоит не только пообщаться с продавцами-консультантами, но и почитать отзывы в сети.

Дополнительные функции

Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:

  1. Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
  2. Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.

При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.

Дополнительное навесное оборудование увеличивает функциональность мотоблока, превращая его в универсальное сельскохозяйственное орудие. Для мотоблоков Крот существует возможность агрегировать с большим ассортиментом навесного оборудования.

Фрезы

Используются для культивации почвы на заданную глубину.

Навесное оборудование

Саблевидные ножи «Гусиные лапки»

Фрезы бывают двух типов:

  • Саблевидные (активные), собираются из стальных ножей. Входят в комплектацию, но варьируется их количество, в зависимости от мощности мотоблока — более слабые модели имеют 4 фрезы, более производительные — 6.
  • “Гусиные лапки”, имеют треугольные наконечники, которые легко прорезают даже целину, не оставляя налипаний.

Адаптер

Это особое приспособление, состоящее из сиденья, рамы и дополнительных колес (одно или два), которое устанавливается на мотоблок при помощи сцепки.

Адаптер

Навесное оборудование

Благодаря адаптеру, агрегат превращается в легкий мини-трактор.

Прицеп

Прицепная тележка может иметь различные габариты и грузоподъемность. Максимальный вес, который она может перевозить, это 500 кг.

Тележка

Основное предназначение прицепа — транспортировка штучных и сыпучих грузов.

Косилки

Навесное оборудование

В летний период целесообразно использовать мотоблок и в качестве сенокосилки, для этого необходимо лишь приобрести, или изготовить самостоятельно, соответствующее навесное оборудование.

Косилка сегментная Косилка роторная Косилка фронтальная

Косилки бывают нескольких видов:

  • сегментные;
  • роторные;
  • фронтальные.

Наибольшей популярностью пользуется сегментная косилка. Она работает по принципу ножниц.

Колеса

Навесное оборудование

Пневмоколеса

Они присутствуют во всех моделях Крота и используются для:

  • транспортировки грузов в связке с прицепом;
  • для передачи движения вперед при работе с косилкой и снегоуборщиком;
  • для транспортировки самого мотоблока к месту работы (потом колеса снимаются и на их место устанавливаются либо фрезы, либо грунтозацепы).

Для улучшения сцепления агрегата с землей колеса снабжаются мощными протекторами.

Гусеничная приставка

Гусеничный модуль

Навесное оборудование

Данная навеска увеличивает площадь контакта с землей, улучшает сцепление и проходимость, особенно в зимнее время.

Грунтозацепы

Это большие металлические колеса с наваренными ребрами, надеваемые на вал вместо пневматических колес. Роль грунтозацепа — транспортировка мотоблока вперед и вспушивание почвы ребрами.

Грунтощацепы

Для вспашки земли используется оборотный плуг. Он имеет схожие функции с фрезами, но плуг актуальнее применять при первичной обработке целины и осенью, в качестве дополнительной борьбы с сорняками.

Плуг

Навесное оборудование

В остальных случаях лучше пахать фрезами — они не повреждают плодоносный слой почвы и отлично ее культивируют.

Снегоуборщик

В зимнее мотоблок Крот в агрегации с снегоуборочной навеской подойдет для расчистки территории от снежных заметов.

Снегоуборщик Щетка Лопата-отвал

Существует несколько видов снегоуборочных насадок:

  • шнековый снегоотбрасыватель (дальность выброса до 5 м, в работе задействован шнек с лопастями, крыльчатка);
  • щетка;
  • отвал (лопата, с помощью которой можно работать не только со снегом, но и другими сыпучими материалами).
Навесное оборудование

Картофелесажалка

Используется для механизации процесса посадки картофеля.

Картофелесажалка

В бункер засыпается семенной картофель, специальное устройство его поштучно захватывает и укладывает в заранее проделанную борозду на определенную глубину. Затем поверх овоща формируется почвенный гребень. Расстояние между клубнями выставляется заранее.

Картофелекопатель

Это оборудование позволяет быстро и качественно собрать урожай картофеля. Овощи захватываются и вытаскиваются наружу, при этом земля просеивается сквозь специальные прутья, оставляя картофель целым.

Навесное оборудование

Картофелекопалка КРТ-1

Утяжелители

Утяжелители надеваются на вал и колеса мотоблока и позволяют агрегату глубже погрузиться в почву. Использование утяжелителей актуально на машинах, вес которых не достигает 100 кг.

Утяжелители

Сцепка

Одним из самых важных узлов мотоблока является сцепка. Это устройство позволяет агрегатировать мотоблок с любым навесным оборудованием. Существует две разновидности сцепок: с регуляцией, и без нее.

Навесное оборудование

Сцепка

В регулируемых моделях можно выставить не только горизонталь, но и угол атаки.